Способ обучения каллиграфическому письму и коррекции почерка
Реферат
Способ обучения каллиграфическому письму и коррекции почерка предназначен для формирования правильного графического навыка у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также коррекции и закрепления уже сформированного графического навыка и позволяет повысить эффективность процесса обучения и сократить его сроки. Один элемент или букву пишут безотрывно под удары метронома. Одному удару метронома соответствует один элемент буквы. Скорость метронома в начале упражнений устанавливают равной 100 ударам в минуту и в процессе упражнений доводят до 208 ударов. Буквы пишут с использованием трафарета. Трафарет имеет 44 рабочие строки, ширина которых равна 4 мм. Косые линии составляют с горизонтально угол 60-85o. Над первой рабочей строкой и внизу последней расположены две черные линии, показывающие начало и конец письменной работы, ширина которых равна 4 мм. 3 ил., 8 табл.
Изобретение относится к способам и средствам для обучения каллиграфическому письму детей дошкольного и младшего школьного возраста, направлено на формирование правильного графического навыка, кроме того, обеспечивает коррекцию и закрепление уже сформированного графического навыка.
Предшествующий уровень техники До настоящего времени способы и приспособления для обучения письму не получили широкого распространения, несмотря на известность и в патентной литературе в том числе множества средств, способствующих формированию графического навыка письма. Графический навык - это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей при письме: небрежный, неразборчивый почерк с искажениями наклона, формы, высоты и ширины букв, "писчий спазм" (зажим мышц кисти пишущей руки) и его следствие - медленный темп письма. Отсутствие эффективного способа обучения с применением вспомогательных средств и приспособлений делало малоэффективными усилия педагогов и обучающихся. Существует несколько направлений обучения письму. 1. Способы обучения письму с использованием сложного стационарного оборудования с применением средств электроники и вычислительной техники - например, см. патент США 4793810. Подобные средства, очевидно, не могут использоваться для обучения маленьких детей ввиду их сложности, а в условиях многих школ и детских садов, где отсутствуют персональные компьютеры, применение их просто невозможно. 2. Способы обучения письму по направляющим трафаретам с вырезами в виде букв, которые накладываются на листы писчей бумаги. Например, известно устройство для упражнений в каллиграфии (см. заявку Франции 2258678, G 09 В 11/04, 1975), представляющее собой пластину, по крайней мере, на одной из сторон которой выполнены пазы, имеющие форму каллиграфических знаков. Пазы расположены таким образом, что кончик пишущего инструмента в руках обучаемого перемещается в них. Недостатками описанного аналога являются низкая эффективность обучения пропорциональности воспроизведения ширины и высоты каллиграфического знака, длин характерных его элементов, а также невозможность обеспечения четкой последовательности перемещения в пазе кончика пишущего инструмента. При этом затруднительно отработать устойчивый графический навык, поскольку движение пишущего инструмента направляется опорой в виде паза, а не собственно рукой обучаемого. Известен также аппарат для обучения письму (см. патент США 3740872, G 09 В 11/04, 1973), снабженный отдельными сменными жетонами с отверстиями, имеющими форму букв алфавита. Над плоской верхней поверхностью можно поместить несколько таких жетонов, а под жетонами на эту поверхность - бумагу. Ученик помещает в отверстие жетона кончик карандаша и, перемещая его в отверстии, пишет на бумаге соответствующие буквы. Недостатком приведенного аналога является низкая эффективность и занимательность метода, обусловленная быстрым утомлением детей при поиске соответствующего сменного жетона, кроме того, это средство невозможно использовать для формирования навыков пропорционального воспроизведения длин характерных участков строчного элемента. 3. Способы с использованием разлинованной бумаги или планшетов - например, см. патент США 3638332 (Jones), 01.02.1972, описывающий применение писчей бумаги для помощи учителям при обучении маленьких детей писать на нужных строчках. Лист этой бумаги содержит серии различно окрашенных параллельных линий. Каждая серия цветных линий включает верхнюю зеленую линию и нижнюю красную. Зеленая и красная линии ограничивают первую зону для письма, желтая линия делит первую зону пополам, вторая зона для письма имеет ширину вполовину меньшую, чем первая, и используется для отделения каждой серии цветных линий. Вторая зона окрашена таким образом, чтобы видимо отличаться от первой зоны. Однако такая разлиновка не дает возможность отрабатывать правильный наклон знаков при письме и не может использоваться в учебных тетрадях. Патент США 3514873 (STROHL), 02.06.1970 раскрывает использование направляющего приспособления для письма, которое служит для нанесения на лист писчей бумаги прямых линий, оно снабжено плоским планшетом, на опорную поверхность которого помещается лист. Возможно нанесение линий под различным выбранным углом. Известна также бумага для обучения письму (патент США 4173082 (NIQUETTE), 06.11.1979). На нее нанесены три группы линеек, каждая состоит из трех соприкасающихся цветных полосок, определяющих верхнюю, нижнюю и среднюю зону письма. Средняя имеет окраску, отличную от верхней и нижней зоны. Каждая группа линеек отделена от остальной группы неокрашенной зоной. Способ использования этой бумаги для обучения письму может быть выбран в качестве ближайшего аналога заявленного изобретения. Как очевидно, ни один способ не предлагает последовательного системного подхода к обучению графическим навыкам письма. Обучение по известным способам - длительный процесс, затягивающийся на долгие месяцы, в то время как общий процесс обучения в школе требует сокращение времени на усвоение вспомогательных "инструментов", к каким относится письмо. Сущность изобретения Таким образом, существует необходимость в создании системного последовательного целенаправленного способа обучения графическому навыку письма, сокращающего сроки обучения и обеспечивающего устойчивые, не исчезающие с годами навыки. Наиболее близким аналогом заявленного изобретения является способ обучения каллиграфическому письму и коррекции почерка, заключающийся в написании букв с использованием трафарета, имеющего рабочие строки и косые линии, расположенные на равном расстоянии друг от друга (см. патент США 4170833, кл. G 09 В 11/04, 1979). Технический результат, достигаемый при использовании заявленного изобретения, состоит в повышении эффективности процесса обучения и сокращении его сроков. Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе обучения каллиграфическому письму и коррекции почерка, заключающемся в написании букв с использованием трафарета, имеющего рабочие строки и косые линии, расположенные на равном расстоянии друг от друга, согласно изобретению безотрывно пишут один элемент или букву под удары метронома, при этом одному удару метронома соответствует один элемент буквы, скорость метронома в начале упражнений устанавливают равной 100 ударам в минуту и в процессе упражнений доводят до 208 ударов, при этом трафарет имеет 44 рабочие строки, ширина которых равна 4 мм, косые линии составляют с горизонталью угол 60-85 градусов, над первой рабочей строкой и внизу последней расположены две черные линии, показывающие начало и конец письменной работы, ширина которых равна 4 мм. Краткое описание фигур чертежей Сущность изобретения и возможность достижения технического результата будет более понятна при дальнейшем описании предпочтительного варианта изобретения со ссылками на графические изображения, где на фигуре 1 представлен первый вариант коррекционной разлиновки, названной автором "Тотошка", на фигуре 2 - второй вариант разлиновки "Мастер", а на фигуре 3 - трафарет, подкладываемый под лист обычной ученической тетради. Предпочтительный вариант осуществления изобретения Заявленный способ обучения письму и коррекции почерка включает четыре основные этапа. На первом этапе с использованием коррекционной разлиновки отрабатывают написание первой самой легкой группы полилингвистического шрифта, куда входят буквы и, ш, ц, щ и т.д. русского алфавита, см. таблицу 1. Каждой букве присваивается только ей присущая формула, описывающая действия при ее написании и способствующая сознательному усвоению навыка. Учитель сначала объясняет, как использовать разлиновку, затем начинает проговаривать вслух формулу буквы, обучающиеся сопровождают письмо сначала проговариванием формулы вслух, а затем про себя. Когда буква и усвоена, переходят к отработке следующей буквы из этой группы. На следующем уроке после домашних упражнений возможен переход к следующей группе и т.д. Все буквы кириллического и латинского шрифтов разделены на группы по сложности написания и общности используемых в них графических элементов. Примеры групп кириллического шрифта приведены в таблицах 1-8. Отсутствие на письме четких ориентиров в виде вспомогательных линий, образующих собой клеточки, лишает пишущего возможности "удерживать" правильные наклон, ширину и высоту букв. В этом случае формирование и совершенствование графического навыка пущено на самотек. Автор способа предлагает вариант разлиновки, где ориентиры даны в виде клеточек, которые "держат" одинаковые наклон и ширину букв. В разлиновке "Тотошка" 15 рабочих 1 и 16 нерабочих 2 строк, расположенных по принципу: рабочая - нерабочая. Цвет линий - серый, голубой, сиреневый. Ширина рабочей строки равна 4 мм, ширина нерабочей строки равна 8 мм. Нерабочая строка разделена на две равные части горизонтальной линией-ограничителем 3, которая показывает высоту высоких (б, в), а также заглавных и длину длинных (р, у, д, з, ф) букв. В нерабочей строке на одинаковом расстоянии друг от друга (2 мм) расположены косые вспомогательные линии 4 под углом 77 градусов, которые, образуя клеточки 5 (только в нерабочей строке), обеспечивают одинаковые наклон и ширину букв. Размер разлиновки может увеличиваться от 1,5 до 100 раз. Угол наклона косых вспомогательных линий может варьироваться от 60 до 85 градусов. На втором этапе обучения используют более сложную коррекционную разлиновку (фиг. 2) - "Мастер", в которой 22 рабочие строки 6. Цвет линий - серый, голубой, сиреневый. Ширина рабочей строки равна 8 мм. Рабочая строка разделена на две равные части горизонтальной пунктирной линией-ограничителем 7, которая показывает высоту строчной буквы. Длина одного пунктира 8 равна 3 мм. Расстояние между двумя пунктирами равно 5 мм. Важная деталь: внизу последней рабочей строки на расстоянии 4 мм от ее нижней линии проходит горизонтальная пунктирная линия 9 для того, чтобы пишущему было комфортно писать на последней строке длинные буквы. По всей странице на расстоянии 5 мм друг от друга под углом 77 градусов расположены косые вспомогательные линии, которые, образуя собой клеточки, помогают пишущему "удерживать" одинаковый наклон. Размер разлиновки может увеличиваться от 1,5 до 100 раз. Угол наклона косых вспомогательных линий может варьировать от 60 до 85 градусов. На этом этапе отрабатывают написание букв в группах и переходят к написанию слов и фраз. На третьем этапе используют обычную ученическую тетрадь, под которую подкладывают трафарет (фиг.3). Этот трафарет служит заменителем разлиновки "Мастер", подкладывая его под лист обычной ученической тетради, можно достичь такого же результата и более того - обеспечить независимость графического навыка от привязки к разлиновке (одинакового наклона, ширины и высоты букв. В трафарете 44 рабочие строки 13. Ширина рабочей строки равна 4 мм. Цвет линий - черный. Над первой рабочей строкой и внизу последней рабочей строки расположены 2 широкие черные линии 11, показывающие начало и конец письменной работы. Ширина широкой черной линии равна 4 мм. По всей странице на расстоянии 5 мм друг от друга под углом 77 градусов расположены косые вспомогательные линии 12, которые, образуя собой клеточки 10, помогают пишущему "удерживать" одинаковый наклон. На четвертом этапе добиваются увеличения скорости письма. Чтобы письмо было не только красивым, но и быстрым, необходимо наличие 2 навыков: 1) расслабленность пишущей руки, 2) ритмичность письма. Для выработки этих навыков используют а) накручивание петелек под метроном; б) письмо слова, словосочетания, предложения под метроном. При ежедневном использовании данного "Способа..." в течение 2 недель скорость письма увеличивается на 50-100% (с 4 слов в минуту до 8 слов в минуту, с 7-8 слов в минуту до 12-14 слов в минуту). Накручивание петелек под метроном помогает пишущему подчинить движения своей руки при письме ритму (сначала внешнему, потом внутреннему), постепенное увеличение которого позволяет увеличить скорость письма. В тетради (в клетку или на коррекционной разлиновке, т.к. клетка помогает "удерживать" высоту петелек) пишущий накручивает петельки под удары метронома (в строчку пишет безотрывно букву "е" строчную, по высоте вписывающуюся в клетку). Звуковая растяжка должна начинаться со 100 и доходить до 120, 160, 184 и 208 ударов в минуту. Необходимо соблюдать 2 условия: 1. один удар соответствует одному движению, 2. качество петелек (наклон, высота, устойчивое положение на строке, прямая спина, острый крючок) не должно ухудшаться с увеличением скорости. Затем переходят к письму слова, словосочетания, предложения под метроном. Этот вид работы выполняется только после того, как пишущий освоил предыдущее упражнение и успешно с ним справляется. В тетради (также в клетку или на коррекционной разлиновке, описанной выше, т. к. клетка помогает "удерживать" высоту букв) под удары метронома (сначала 100, затем скорость увеличивается до 120, 160 и 184 ударов в минуту) пишется слово, затем словосочетание, затем предложение. Условия остаются прежними: 1. один удар соответствует одному движению, 2. качество письма (наклон, высота, устойчивое положение на строке, прямая спина, острый крючок) не должно ухудшаться с увеличением скорости. В качестве звуковых ориентиров используется как метроном, так и аудиокассета (видеокассета) с записью ударов метронома (звуковые растяжки на 100, 120, 160, 184 и 208 ударов в минуту).Формула изобретения
Способ обучения каллиграфическому письму и коррекции почерка, заключающийся в написании букв с использованием трафарета, имеющего рабочие строки и косые линии, расположенные на равном расстоянии друг от друга, отличающийся тем, что безотрывно пишут один элемент или букву под удары метронома, при этом одному удару метронома соответствует один элемент буквы, скорость метронома в начале упражнений устанавливают равной 100 ударам в минуту и в процессе упражнений доводят до 208 ударов, при этом трафарет имеет 44 рабочие строки, ширина которых равна 4 мм, косые линии составляют с горизонталью угол 60-85o, над первой рабочей строкой и внизу последней расположены две черные линии, показывающие начало и конец письменной работы, ширина которых равна 4 мм.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7