Способ получения высокооктанового бензина
Реферат
Использование: изобретение относится к области нефтепереработки и может быть использовано при производстве высокооктановых бензинов. Сущность: прямогонную бензиновую фракцию 85-180oС подвергают каталитическому риформированию при температуре 480-530oС, давлении до 3,5 МПа, объемной скорости подачи сырья 1,5 ч-1, кратности циркуляции водородсодержащего газа 1500 нм3/м3. Продукт риформинга контактируют с катализатором, содержащим 15-19 мас.% трехокиси вольфрама и 1-5 мас.% двуокиси никеля на окиси алюминия, при температуре 180-280oС и давлении 2,8-4 МПа. Технический результат - повышение качества целевого продукта - высокооктанового бензина за счет снижения содержания ароматических углеводородов, в том числе наиболее токсичного и нежелательного компонента - бензола. 2 табл.
Изобретение относится к нефтепереработке и может быть использовано при производстве высокооктановых бензинов.
Известен способ получения высокооктанового бензина путей риформинга прямогонных бензиновых фракций в присутствии алюмоплатинового катализатора. Процесс проводят при температуре 480-520oС и давлении до 4 МПа (Сулимов А.Д. Каталитический риформинг бензинов. - М.: Химия, 1973, с.87-90). Недостатком способа является низкое октановое число продукта риформинга. Наиболее близким техническим решением к заявляемому изобретению является способ получения высокооктанового бензина путем каталитического риформинга прямогонных бензиновых фракций при температуре 480-530oС, давлении до 3,5 МПа с последующим контактированием продуктов риформинга с алюмоникельмолибденовым катализатором при температуре 350-430oС и давлении 3-5 МПа (Авторское свидетельство СССР 681904, кл. С 10 G 39/00, 1978 /прототип/). Недостатком известного способа является высокое содержание ароматических углеводородов, в том числе наиболее токсичного и нежелательного компонента - бензола, в целевом продукте. Технической задачей изобретения является повышение качества целевого продукта за счет снижения содержания ароматических углеводородов, в том числе наиболее токсичного и нежелательного компонента - бензола. Сущность изобретения заключается в том, что в известном; способе получения высокооктанового бензина путем каталитического риформинга прямогонных бензиновых фракций при температуре 480-530oС, давлении до 3,5 МПа с последующим контактированием продуктов риформинга с алюмоникелевым катализатором, согласно изобретению контактирование проводят с катализатором, содержащим 15-19 мас.% трехокиси вольфрама и 1-5 мас.% двуокиси никеля на окиси алюминия, при температуре 180-280oС и давлении 3-4 МПа. Способ проводят следующим образом. Прямогонную бензиновую фракцию 85-180oС подвергают риформированию в присутствии катализатора, содержащего 0,35 мас.% платины, 0.36 мас.% рения, 0,25 мас.% кадмия, 1 мас.% хлора и остальное окись алюминия, при температуре 480-530oС, давлении до 3,5 МПа, объемной скорости подачи сырья 1,5 ч-1, кратности циркуляции водородсодержащего газа (BCГ 1500 нм3/м3. Продукт риформинга контактируют с катализатором, содержащим 15-19 мас.% трехокиси вольфрама и 1-5 мас.% двуокиси никеля на окиси алюминия, при температуре 180-280oС и давлении 2,8-4 МПа. Содержание ароматических углеводородов в целевом продукте составляет 40-45 мас. % против 52-54 мас.% (известный способ), в том числе отсутствует наиболее токсичный и нежелательный компонент - бензол и 2-5 мас.% в целевом продукте, полученном известным способом. Отличительный признак способа заключается в контактировании продуктов риформинга с катализатором, содержащим 15-19 мас.% трехокиси вольфрама, 1-5 мас. % двуокиси никеля на окиси алюминия, при температуре 180-280oС и давлении 2,8-4 МПа. Примеры осуществления заявленного изобретения. Пример 1 Прямогонную бензиновую фракцию 85-180oС подвергают риформированию в присутствии катализатора, содержащего 0,35 мас.% платины, 0.36 мас.% рения, 0.25 мас.% кадмия, 1 мас.% хлора и остальное окись алюминия, при температуре 480-530oС, давлении до 3,5 МПа, объемной скорости подачи сырья 1,5 ч - кратности циркуляции ВСГ 1500 нм/м. Продукт риформинга контактируют с катализатором, содержащим 15 мас.% трехокиси вольфрама и 5 мас.% двуокиси никеля на окиси алюминия, при температуре 180oС и давлении 2,8 МПа. Содержание ароматических углеводородов в целевом продукте составляет 40 мас.% против 52-54 мас.% (известный способ), в том числе отсутствует наиболее токсичный и нежелательный компонент - бензол и 2-5 мас.% в целевом продукте, полученном известным способом. Данные качества исходного сырья и полученных продуктов приведены в табл. 1. В последующих примерах используют прямогонную бензиновую фракцию 85-180oС и продукт риформинга, качество которых приведено в табл.1. Для дополнительной обработки (контактирования) продукта риформинга используют указанный катализатор, содержащий трехокись вольфрама и двуокись никеля на окиси алюминия. Пример 2 Продукт риформинга контактируют с катализатором, содержащим 19 мас.% трехокиси вольфрама и 1 мас.% двуокиси никеля на окиси алюминия, при температуре 280oС и давлении 4 МПа. Содержание ароматических углеводородов в целевом продукте составляет 45 мас.% против 52-54 мас.% (известный способ), в том числе отсутствует наиболее токсичный и нежелательный компонент - бензол и 2-5 мас.% в целевом продукте, полученном известным способом. Пример 3 Продукт риформинга контактируют с катализатором, содержащим 17 мас.% трехокиси вольфрама и 3 мас.% двуокиси никеля на окиси алюминия, при температуре 230oС и давлении 3,4 МПа. Содержание ароматических углеводородов в целевом продукте составляет 42 мас.% против 52-54 мас.% (известный способ), в том числе отсутствует наиболее токсичный и нежелательный компонент - бензол и 2-5 мас.% в целевом продукте, полученном известным способом. Пример 4 Продукт риформинга контактируют с катализатором, содержащим 22 мас.% трехокиси вольфрама и 0.2 мас.% двуокиси никеля на окиси алюминия, при температуре 120oС и давлении 0.8 МПа. Содержание ароматических углеводородов в целевом продукте составляет 55,8 мас.% против 52-54 мас.% (известный способ), в том числе 1.8 мас.% наиболее токсичного и нежелательного компонента - бензола и 2-5 мас.% в целевом продукте, полученном известным способом. Пример 5 Продукт риформинга контактируют с катализатором, содержащим 8 мас.% трехокиси вольфрама и 8 мас.% двуокиси никеля на окиси алюминия, при температуре 380oС и давлении 6 МПа. Содержание ароматических углеводородов в целевом продукте составляет 60,2 мас.% против 52-54 мас.% (известный способ), в том числе 2,5 мас.% наиболее токсичного и нежелательного компонента - бензола и 2-5 мас.% в целевом продукте, полученном известным способом. В таблице 2 сведены данные по условиям контактирования продукта риформинга с катализатором и данные по качеству целевого продукта. Там же приведены характеристики известного способа. Из приведенных в таблице 2 данных видно, что предлагаемый способ позволяет повысить качество целевого продукта за счет снижения содержания ароматических углеводородов, в том числе наиболее токсичного и нежелательного компонента - бензола. Предлагаемое изобретение может быть использовано на нефтеперерабатывающих заводах топливного направления для получения высокооктановых бензинов. Дополнительными преимуществами предлагаемого способа по сравнению с известным способом являются: повышение октанового числа целевого продукта на 0,4-0,9 пунктов за счет протекания реакции изомеризации парафиновых углеводородов нормального строения в присутствии предлагаемого катализатора; увеличение выхода целевого продукта, то есть массы бензина, на 2,1-4,6 мас. % за счет химического присоединения водорода к молекулам ароматических углеводородов при гидрировании их в присутствии предлагаемого катализатора.Формула изобретения
Способ получения высокооктанового бензина путем каталитического риформинга прямогонных бензиновых фракций при температуре 480-530oС, давлении до 3,5 МПа с последующим контактированием продуктов риформинга с катализатором, отличающийся тем, что контактирование проводят с катализатором, содержащим 15-19 мас.% трехокиси вольфрама и 1-5 мас.% двуокиси никеля на окиси алюминия, при температуре 180-280oС и давлении 2,8-4 МПа.РИСУНКИ
Рисунок 1