Система индикации летательного аппарата
Реферат
Изобретение относится к визуальному отображению графической и текстовой информации и может быть использовано в системах индикации летательных аппаратов, в частности самолетов, вертолетов. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей системы индикации летательного аппарата. Устройство содержит индикатор на лобовом стекле, два бортовых многофункциональных индикатора, блок преобразования интерфейсов, блок разовых команд, блок коммутации телевизионных сигналов, усилитель-разветвитель, систему единой индикации, устройство управления индикатором, системную интерфейсную магистраль информационного обмена, адаптер радиальных каналов информационного обмена, адаптер мультиплексных каналов информационного обмена, ЦВМ. 1 ил.
Изобретение относится к области визуального отображения графической и текстовой информации и может быть использовано в системах индикации летательных аппаратов, в частности самолетов, вертолетов и т.п.
Известна система индикации летательного аппарата [1], содержащая индикатор на лобовом стекле, бортовую цифровую вычислительную машину, первый и второй многофункциональные бортовые индикаторы. Недостатком известной системы индикации летательного аппарата являются ее ограниченные функциональные возможности. Задачей, решаемой изобретением, является расширение функциональных возможностей системы индикации летательного аппарата. Сущность изобретения заключается в том, что система индикации летательного аппарата, содержащая индикатор 1 на лобовом стекле, бортовую цифровую вычислительную машину 2, первый многофункциональный бортовой индикатор 3, второй многофункциональный бортовой индикатор 4, дополнительно содержит первый генератор 5 символов, блок 6 цифровой обработки, блок 7 согласования и коммутации, второй генератор 8 символов, блок 9 преобразования интерфейсов, первый коммутатор 10, второй коммутатор 11, третий коммутатор 12, четвертый коммутатор 13, усилитель-разветвитель 14, блок 15 разовых команд, вторую бортовую цифровую вычислительную машину 27, адаптер 28 мультиплексных каналов информационного обмена, адаптер 29 радиальных каналов информационного обмена, блок 30 управления обменом информацией, процессор 31 символов, преобразователь 32 последовательных кодов в параллельный код, преобразователь 33 позиционного кода, блок 34 цифроаналоговых преобразователей, системную интерфейсную магистраль 46 информационного обмена, блок 34 цифроаналоговых преобразователей, системную интерфейсную магистраль 46 информационного обмена, при этом первый вход индикатора 1 на лобовом стекле, четвертые входы первого и второго многофункциональных бортовых индикаторов 3 и 4 соединены между собой и соединены с первым выходом блока 6 цифровой обработки, второй вход индикатора 1 на лобовом стекле соединен с выходом третьего коммутатора 12, третий вход индикатора 1 на лобовом стекле соединен с выходом четвертого коммутатора 13, первый вход первого многофункционального бортового индикатора 3 соединен с выходом первого коммутатора 10, первый вход второго многофункционального бортового индикатора 4 соединен с выходом второго коммутатора 11, второй вход первого многофункционального бортового индикатора 3 соединен с первым выходом усилителя-разветвителя 14, вход которого является входом 17 цветоделенного телевизионного сигнала радиолокационного комплекса, второй вход второго многофункционального бортового индикатора 4 соединен со вторым выходом усилителя-разветвителя 14, третьи входы первого и второго многофункциональных бортовых индикаторов 3 и 4 соединены между собой и соединены с выходом блока 9 преобразования интерфейсов, пятые входы первого и второго многофункциональных бортовых индикаторов 3 и 4 соединены между собой и образуют первый вход 18 данных радиолокационного комплекса, шестые входы первого и второго многофункциональных бортовых индикаторов 3 и 4 соединены между собой и образуют вход 19 данных навигационного комплекса, седьмые входы первого и второго многофункциональных бортовых индикаторов 3 и 4 соединены между собой и образуют вход 20 данных системы управления оружием, выходы первого и второго многофункциональных бортовых индикаторов 3 и 4 образуют соответственно выходы 22 и 23 первого и второго последовательных каналов, входы первой бортовой цифровой вычислительной машины 2 и блока 6 цифровой обработки соединены между собой и образуют вход 16 данных датчиков летательного аппарата, первый выход первой бортовой цифровой вычислительной машины 2 соединен с входом первого генератора 5 символов, второй выход первой бортовой цифровой вычислительной машины 2 соединен со входом блока 9 преобразования интерфейсов, вход-выход первой бортовой цифровой вычислительной машины 2 соединен со входом-выходом блока 6 цифровой обработки, второй выход блока 6 цифровой обработки соединен с третьим входом блока 7 согласования и коммутации, первый выход первого генератора 5 символов соединен с первым входом блока 7 согласования и коммутации, второй выход первого генератора 5 символов соединен со вторым входом блока 7 согласования и коммутации, первый выход второго генератора 8 символов соединен с первым входом третьего коммутатора 12, второй выход второго генератора 8 символов соединен со входом блока 34 цифроаналоговых преобразователей, первый выход которого соединен с первым входом четвертого коммутатора 13, первый выход блока 7 согласования и коммутации соединен со вторым входом третьего коммутатора 12, второй выход блока 7 согласования и коммутации соединен со вторым входом четвертого коммутатора 13, каждый вход с первого по n-й первого коммутатора 10 соединен с соответствующим входом с первого по n-й второго коммутатора 11 и образует соответствующий вход с первого по n-й 211...21n телевизионного сигнала, управляющие (У) входы первого, второго, третьего, четвертого коммутаторов 10, 11, 12, 13 соединены соответственно с первым, вторым, третьим, четвертым выходами блока 15 разовых команд, вход которого является входом 24 сигналов управления коммутаторами, второй выход блока 34 цифроаналоговых преобразователей является выходом 45 для подключения второго индикатора на лобовом стекле, первый вход-выход блока 30 управления обменом информацией соединен с первым входом-выходом процессора 31 символов, второй вход-выход блока 30 управления обменом информацией соединен с входом-выходом преобразователя 32 последовательных кодов в параллельный код, вход которого является первым входом 35 данных оптико-локационной станции, третий вход-выход блока 30 управления обменом информацией соединен с входом-выходом преобразователя 33 позиционного кода, вход которого является вторым входом 48 данных радиолокационного комплекса; первый вход-выход последовательного интерфейса второй бортовой цифровой вычислительной машины 27 является первым входом-выходом 42 последовательного интерфейса системы, второй вход-выход последовательного интерфейса второй бортовой цифровой вычислительной машины 27 является вторым входом-выходом 43 последовательного интерфейса системы, вход второй бортовой цифровой вычислительной машины 27 является входом 44 сигнала установки технологического режима, первый вход-выход адаптера 28 мультиплексных каналов информационного обмена является входом-выходом 38 первого мультиплексного канала информационного обмена, второй вход-выход адаптера 28 мультиплексных каналов информационного обмена является входом-выходом 39 второго мультиплексного канала информационного обмена, вход адаптера 28 мультиплексных каналов информационного обмена является входом 40 разовых команд, выход адаптера 28 мультиплексных каналов информационного обмена является выходом 41 разовых команд, вход адаптера 29 радиальных каналов информационного обмена является входом 36 резервных последовательных каналов, выход адаптера 29 радиальных каналов информационного обмена является выходом 37 резервных последовательных каналов, интерфейсные входы-выходы второй бортовой цифровой вычислительной машины 27, адаптера 28 мультиплексных каналов информационного обмена, адаптера 29 радиальных каналов информационного обмена, блока 30 управления обменом информацией соединены между собой посредством системной интерфейсной магистрали 46 информационного обмена. Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором обозначены: 1 - индикатор на лобовом стекле; 2 - первая бортовая цифровая вычислительная машина; 3 - первый бортовой многофункциональный индикатор; 4 - второй бортовой многофункциональный индикатор; 5 - первый генератор символов; 6 - блок цифровой обработки; 7 - блок согласования и коммутации; 8 - второй генератор символов; 9 - блок преобразования интерфейсов; 10 - первый коммутатор; 11 - второй коммутатор; 12 - третий коммутатор; 13 - четвертый коммутатор; 14 - усилитель-разветвитель; 15 - блок разовых команд; 16 - вход данных датчиков летательного аппарата; 17 - вход цветоделенного телевизионного сигнала радиолокационного комплекса; 18 - первый вход данных радиолокационного комплекса; 19 - вход данных навигационного комплекса; 20 - вход данных системы управления оружием; 211 - первый вход телевизионного сигнала; 21n - n-й вход телевизионного сигнала; 22 - выход первого последовательного канала; 23 - выход второго последовательного канала; 24 - вход сигналов управления коммутаторами; 25 - система единой индикации; 26 - блок коммутации телевизионных сигналов; 27 - вторая бортовая цифровая вычислительная машина; 28 - адаптер мультиплексных каналов информационного обмена; 29 - адаптер радиальных каналов информационного обмена; 30 - блок управления обменом информацией; 31 - процессор символов; 32 - преобразователь последовательных кодов в параллельный код; 33 - преобразователь позиционного кода; 34 - блок цифроаналоговых преобразователей; 35 - вход данных оптико-локационной станции; 36 - вход резервных последовательных каналов; 37 - выход резервных последовательных каналов; 38 - вход-выход первого мультиплексного канала информационного обмена; 39 - вход-выход второго мультиплексного канала информационного обмена; 40 - вход разовых команд; 41 - выход разовых команд; 42 - первый вход-выход последовательного интерфейса системы; 43 - второй вход-выход последовательного интерфейса системы; 44 - вход сигнала установки технологического режима; 45 - выход для подключения второго индикатора на лобовом стекле; 46 - системная интерфейсная магистраль информационного обмена; 47 - устройство управления индикатором на лобовом стекле; 48 - второй вход данных радиолокационного комплекса. Первая бортовая цифровая вычислительная машина 2, первый генератор символов 5, блок 6 цифровой обработки, блок 7 согласования и коммутации составляют систему 25 единой индикации. Первый выход блока 7 согласования и коммутации является первым выходом системы 25 единой индикации, второй выход блока 7 согласования и коммутации является вторым выходом системы 25 единой индикации, первый выход блока 6 цифровой обработки является третьим выходом системы 25 единой индикации, второй выход первой бортовой цифровой вычислительной машины 2 является четвертым выходом системы 25 единой индикации. Соединенные между собой входы первой бортовой цифровой вычислительной машины 2 и блока 6 цифровой обработки образуют вход системы 25 единой индикации. Первый, второй, третий, четвертый коммутаторы 10, 11, 12, 13 составляют блок 26 коммутации телевизионных сигналов. Вход 16 данных датчиков летательного аппарата, первый вход 18 данных радиолокационного комплекса, вход 19 данных навигационного комплекса, вход 20 данных системы управления оружием, третий, пятый, шестой, седьмой входы первого и второго многофункциональных бортовых индикаторов 3 и 4, вход 24 сигналов управления коммутаторами, вход 35 данных оптико-локационной станции являются входами последовательных каналов по ГОСТ 18977-79 (радиальных каналов информационного обмена ARINC-429). Первый и второй многофункциональные индикаторы 3 и 4 могут быть выполнены, например, по схеме, аналогичной схеме многофункциональных индикаторов по патенту [2]. Вход 36 резервных последовательных каналов представляет собой набор входов последовательных каналов по ГОСТ 18977-79 (радиальных каналов информационного обмена ARINC-429). Выходы первого и второго многофункциональных бортовых индикаторов 3 и 4, выход блока 9 преобразования интерфейсов являются выходами последовательных каналов по ГОСТ 18977-79 (радиальных каналов информационного обмена ARINC-429). Выход 37 резервных последовательных каналов представляет собой набор выходов последовательных каналов по ГОСТ 18977-79 (радиальных каналов информационного обмена ARINC-429). Индикатор 1 на лобовом стекле предназначен для отображения различной информации путем проецирования изображения на лобовое стекло летательного аппарата. Индикатор 1 на лобовом стекле в зависимости от сигнала строба, поступающего на его третий вход, может отображать графическую информацию, поступающую в виде сигналов координат (вертикальной и горизонтальной координаты) и сигнала яркости, поступающих на второй вход индикатора 1 на лобовом стекле, или графическую информацию, поступающую в виде телевизионного сигнала (сигналов вертикальной и горизонтальной развертки и видеосигнала), поступающего на первый вход индикатора 1 на лобовом стекле. Система 25 единой индикации предназначена для формирования изображения, предназначенного для вывода на индикаторе 1 на лобовом стекле, исходя из данных, поступающих на вход 16 данных датчиков летательного аппарата. На вход 16 данных датчиков летательного аппарата поступают данные от аэрометрических датчиков, инерциальных курсовертикалей, системы воздушных сигналов. Эти данные обрабатываются первой бортовой цифровой вычислительной машиной 2 и выдаются на первый вход первого генератора 5 символов и на вход блока 9 преобразования интерфейсов. Первый генератор 5 символов вырабатывает и выдает на свой первый выход сигналы координат (вертикальной и горизонтальной координаты) и сигнал яркости, необходимые для формирования изображения на индикаторе 1 на лобовом стекле. Эти сигналы первый генератор 5 символов сопровождает выдаваемым через второй выход первого генератора 5 символов сигналом строба. Блок 7 согласования и коммутации предназначен для коммутации сигналов координат (вертикальной и горизонтальной координаты), сигнала яркости и сигнала строба, поступающих от первого генератора 5 символов, и сигналов, поступающих со второго выхода блока 6 цифровой обработки, а также для согласования уровней этих сигналов с уровнями, необходимыми для индикатора 1 на лобовом стекле. Блок 6 цифровой обработки на основании данных, поступающих от аэрометрических датчиков, инерциальных курсовертикалей, системы воздушных сигналов, и обработанных данных, получаемых от бортовой цифровой вычислительной машины 2, формирует телевизионный сигнал (сигналы вертикальной и горизонтальной развертки и видеосигнал), который подается на первый вход индикатора 1 на лобовом стекле и на четвертые входы первого и второго многофункциональных бортовых индикаторов. Первый коммутатор 10 подключает к первому входу первого многофункционального бортового индикатора 3 один из n входов 211...21n телевизионного сигнала. Второй коммутатор 11 подключает к первому входу второго многофункционального бортового индикатора 4 один из n входов 211...21n телевизионного сигнала. Третий коммутатор 12 подключает ко второму входу индикатора 1 на лобовом стекле либо первый выход второго генератора 8 символов, либо первый выход системы 25 единой индикации. Четвертый коммутатор 13 подключает к третьему входу индикатора 1 на лобовом стекле либо первый выход блока 34 цифроаналоговых преобразователей, либо второй выход системы 25 единой индикации. Блок 15 разовых команд через вход 24 сигналов управления коммутаторами по последовательному каналу принимает сигналы управления первым, вторым, третьим, четвертым коммутаторами 10, 11, 12, 13 и преобразует их в дискретные разовые команды, которые подаются на управляющие входы (У) первого, второго, третьего, четвертого коммутаторов 10, 11, 12, 13. Входы 211. . .21n телевизионных сигналов с первого по n-й предназначены для приема телевизионных сигналов от систем наведения оружия с телевизионными системами наведения (бомб, ракет). Через выходы 22 и 23 первого и второго последовательных каналов первый и второй многофункциональные бортовые индикаторы 3 и 4 выдают информацию, введенную при помощи панелей управления первого и второго многофункциональных индикаторов 3 и 4. Это позволяет задавать при помощи панелей управления первого и второго многофункциональных индикаторов 3 и 4 различные режимы работы бортовых систем летательного аппарата (радиолокационных комплексов, навигационных комплексов, систем управления оружием и т.д.). Усилитель-разветвитель 14 предназначен для усиления и выдачи на вторые входы первого и второго многофункциональных бортовых индикаторов 3 и 4 цветоделенного телевизионного сигнала радиолокационного комплекса, поступающего на вход 17 цветоделенного телевизионного сигнала радиолокационного комплекса. Блок 30 управления обменом информацией, процессор 31 символов, преобразователь 32 последовательных кодов в параллельный код, преобразователь 33 позиционного кода, блок 34 цифроаналоговых преобразователей и второй генератор 8 символов образуют устройство 47 управления индикатором на лобовом стекле. Блок 30 управления обменом информацией представляет собой коммутатор, управляемый второй бортовой цифровой вычислительной машиной 27 через системную интерфейсную магистраль 46. Вторая бортовая цифровая вычислительная машина 27 содержит: центральный процессор, обеспечивающий выборку из памяти и выполнение кодов команд в соответствии с системой команд; интегрированный контроллер, включающий в себя элементы IBM PC-совместимой периферии (контроллер прерываний, контроллер прямого доступа к памяти, интервальный таймер, часы реального времени), контроллеры последовательных каналов; контроллер системной магистрали ISA, компоненты пуска и синхронизации, адресные дешифраторы, конфигурационные регистры и регистры состояния; микросхему интегрального обрамления на основе программируемой матрицы, включающую в себя контроллер оперативного запоминающего устройства, контроллер механизма оконного доступа со схемой преобразования адреса, вспомогательные адресные дешифраторы, дополнительные схемы для полноформатного доступа к магистрали ISA, схемы поддержки управления индикацией и приема входных команд, конфигурационные регистры и регистры состояния. Микросхема снабжена конфигурационным постоянным запоминающим устройством, обеспечивающим загрузку логической функции при включении электропитания; оперативное запоминающее устройство; репрограммируемое запоминающее устройство (Flash-память); энергонезависимое запоминающее устройство, которое снабжено диодно-конденсаторной схемой, поддерживающей независимое электропитание в течение времени автосохранения; приемопередатчик последовательных интерфейсов RS-232; внутренние и магистральные приемопередатчики, предназначенные как для усиления внешних сигналов второй бортовой цифровой вычислительной машины 27, так и для усиления, развязки и/или преобразования внутренних сигналов. Адаптер 29 радиальных каналов информационного обмена предназначен для обеспечения обмена последовательным биполярным кодом в соответствии с ГОСТ 18977-79 и РТМ 1495-75. Адаптер 29 радиальных каналов информационного обмена содержит двупортовое оперативное устройство. Адаптер 28 мультиплексных каналов информационного обмена предназначен для обеспечения обмена по резервированным мультиплексным каналам в соответствии с ГОСТ 26765.52-87, а также обеспечивает прием и выдачу разовых команд по ГОСТ 18977-79. Вход 35 данных оптико-локационной станции служит для подключения оптико-локационной станции. Информация от оптико-локационной станции поступает по четырем линиям связи в виде 8-разрядного биполярного двоичного последовательного кода. Две линии из четырех используются для передачи координат центра фотоприемника в пределах поля обзора. Другие две линии используются для передачи информации о наличии сигнала на каждой из фотоплощадок. Преобразователь 32 последовательных кодов в параллельный код служит для преобразования сигналов биполярных двоичных последовательных кодов, поступающих на вход 35 данных оптико-локационной станции, в сигналы параллельной шины. Из блока 30 управления обменом информацией в преобразователь 32 последовательных кодов в параллельный поступают сигналы прерывания и управления считыванием, а также сигналы адреса, которые определяют какую информацию должен передать преобразователь 32 последовательных кодов в параллельный код от оптико-локационной станции: координаты или сигналы с фотоприемника. Преобразователь 33 позиционного кода предназначен для преобразования сигналов от радиолокационного комплекса, поступающих на второй вход 48 данных радиолокационного комплекса, в сигналы последовательных интерфейсов. На второй вход 48 данных радиолокационного комплекса данные поступают по пяти высокочастотным линиям в виде позиционного кода. При этом одна линия предназначена для задания координат начала отсчета (начала развертки растра), три линии - для задания яркости свечения метки цели, одна линия - для индикации шумовой обстановки. Каждый из многофункциональных бортовых индикаторов 3 и 4 содержит видеоиндикатор, выполненный в виде жидкокристаллической панели, и видеографический процессор, магистраль информационного обмена видеоинформацией, системную магистраль информационного обмена, электронно-вычислительную машину (ЭВМ), долговременное запоминающее устройство, адаптер ввода-вывода, панель управления, телевизионный видеоадаптер, регулятор яркости, регулятор контрастности, формирователь телевизионного сигнала, лампу подсвета видеоиндикатора, устройство управления, вентилятор принудительного обдува, обогреватель видеоиндикатора, формирователь управляющего напряжения лампы подсвета видеоиндикатора, первый датчик температуры, второй датчик температуры, первый датчик освещенности, второй датчик освещенности, регулятор яркости лампы подсвета видеоиндикатора, первую нить накала лампы подсвета видеоиндикатора, вторую нить накала лампы подсвета видеоиндикатора, первый и второй входы телевизионного сигнала (первый и четвертый входы многофункционального бортового индикатора), вход цветоделенного телевизионного сигнала (второй вход многофункционального бортового индикатора), входы первого, второго, третьего, четвертого последовательных каналов (третий, пятый, шестой, седьмой входы многофункционального бортового индикатора), выход последовательного канала, выход телевизионного сигнала. При этом входы видеоинформации видеоиндикатора соединены с магистралью информационного обмена видеоинформацией, выходы видеоинформации видеографического процессора соединены с магистралью информационного обмена видеоинформацией, входы-выходы информационного обмена видеографического процессора соединены с системной магистралью информационного обмена, входы-выходы информационного обмена ЭВМ соединены с системной магистралью информационного обмена, входы-выходы информационного обмена долговременного запоминающего устройства соединены с системной магистралью информационного обмена. Входы-выходы информационного обмена адаптера ввода-вывода соединены с системной магистралью информационного обмена, первый, второй, третий, четвертый входы адаптера ввода-вывода являются входами соответственно первого, второго, третьего, четвертого последовательных каналов многофункционального бортового индикатора, выход адаптера ввода-вывода является выходом последовательного канала многофункционального бортового индикатора, к входам-выходам цифрового ввода-вывода ЭВМ подключена панель управления, выход телевизионного видеоадаптера соединен с входом оцифрованного видеосигнала видеографического процессора, к входу управления яркостью телевизионного видеоадаптера подключен регулятор яркости, к входу управления контрастностью телевизионного видеоадаптера подключен регулятор контрастности. Первый и второй входы телевизионного видеоадаптера являются первым и вторым входами телевизионного сигнала многофункционального бортового индикатора, третий вход телевизионного видеоадаптера является входом цветоделенного телевизионного сигнала многофункционального бортового индикатора, входы видеоинформации формирователя телевизионного сигнала соединены с магистралью информационного обмена видеоинформацией, выход формирователя телевизионного сигнала является выходом телевизионного сигнала многофункционального бортового индикатора. К первому входу устройства управления подключен первый датчик температуры, к второму входу устройства управления подключен второй датчик температуры, к третьему входу устройства управления подключен первый датчик освещенности, к четвертому входу устройства управления подключен второй датчик освещенности, к первому выходу устройства управления подключен вентилятор принудительного обдува, к второму выходу устройства управления подключен обогреватель видеоиндикатора, третий выход устройства управления соединен с вторым входом формирователя управляющего напряжения лампы подсвета видеоиндикатора, четвертый выход устройства управления соединен с первым входом формирователя управляющего напряжения лампы подсвета видеоиндикатора, пятый выход устройства управления соединен с управляющим входом видеоиндикатора. К управляющему входу формирователя управляющего напряжения лампы подсвета видеоиндикатора подключен регулятор яркости лампы подсвета видеоиндикатора, к первому выходу формирователя управляющего напряжения лампы подсвета видеоиндикатора подключена лампа подсвета видеоиндикатора, к второму выходу формирователя управляющего напряжения лампы подсвета видеоиндикатора подключена первая нить накала лампы подсвета видеоиндикатора, к третьему выходу формирователя управляющего напряжения лампы подсвета видеоиндикатора подключена вторая нить накала лампы подсвета видеоиндикатора. Видеографический процессор обеспечивает формирование массива отображаемой информации в зависимости от режима работы многофункционального бортового индикатора в соответствии с принятой информацией от подсистем бортового оборудования и в соответствии с согласованным протоколом. Видеографический процессор содержит контроллер системной магистрали информационного обмена, выполненный в виде контроллера магистрали ISA, процессор со встроенным оперативным запоминающем устройством, сторожевой таймер, постоянное запоминающее устройство для хранения программ, двухстраничное оперативное запоминающее устройство для хранения видеоинформации, схему управления оперативным запоминающем устройством и формирования сигналов магистрали информационного обмена видеоинформацией. Системная магистраль информационного обмена выполнена в виде магистрали ISA. ЭВМ выполнена в виде одноплатной PC-совместимой ЭВМ и предназначена для работы в качестве управляющего ядра. ЭВМ содержит центральный процессор, обеспечивающий выборку из памяти и выполнение кодов команд в соответствии с системой команд, процессор снабжен формирователем пониженного напряжения электропитания, интегрированный контроллер, включающий в себя элементы PC-совместимой периферии (контроллер прерываний, контроллер прямого доступа к памяти, интервальный таймер, часы реального времени, контроллеры последовательных каналов, контроллер системной магистрали ISA. ЭВМ содержит также компоненты пуска и синхронизации, адресные дешифраторы, конфигурационные регистры и регистры состояния), микросхему интегрального обрамления на основе программируемой матрицы, включающую в себя контроллер оперативного запоминающего устройства, контроллер механизма оконного доступа со схемой преобразования адреса, вспомогательные адресные дешифраторы, дополнительные схемы для полноформатного доступа к системной магистрали информационного обмена, схемы поддержки управления индикацией и приема входных команд, конфигурационные регистры и регистры состояния, микросхема снабжена конфигурационным постоянным запоминающим устройством, обеспечивающим загрузку логической функции при включении электропитания. Кроме того, ЭВМ содержит оперативное запоминающее устройство, электроперепрограммируемое запоминающее устройство, энергонезависимое запоминающее устройство, снабженное диодно-конденсаторной схемой, поддерживающей независимое электропитание энергонезависимого запоминающего устройства в течение времени автосохранения, монитор электропитания, сторожевой таймер-счетчик, приемопередатчик последовательных каналов (каналов RS-232), внутренние и магистральные приемопередатчики, предназначенные как для усиления внешних сигналов, так и для усиления, развязки и/или преобразования внутренних сигналов. Составные части ЭВМ объединены внутренними магистралями адреса и данных и сигналами управления. Долговременное запоминающее устройство предназначено для хранения в энергонезависимой электроперепрограммируемой памяти информации, необходимой конкретному пользователю, например полетные задания, карты местности и др. Долговременное запоминающее устройство содержит микросхему интегрального обрамления на основе программируемой матрицы, включающую в себя контроллер оперативного запоминающего устройства, контроллер механизма оконного доступа ко всему адресному пространству энергонезависимой электроперепрограммируемой памяти, вспомогательные адресные дешифраторы, дополнительные схемы для изменения базового адреса долговременного запоминающего устройства на системной магистрали информационного обмена (магистрали ISA), схемы поддержки управления индикацией исполняемых в текущий момент команд, конфигурационные регистры и регистры состояния. Кроме того, микросхема снабжена конфигурационным постоянным запоминающим устройством, обеспечивающим загрузку логической функции при включении электропитания, оперативное запоминающее устройство, энергонезависимое электроперепрограммируемое запоминающее устройство, энергонезависимое запоминающее устройство, снабженное диодно-конденсаторной схемой, поддерживающей независимое электропитание энергонезависимого запоминающего устройства в течение времени автосохранения, магистральные приемопередатчики, предназначенные как для усиления внешних сигналов, так и для усиления, развязки и/или преобразования внутренних сигналов. Составные части долговременного запоминающего устройства объединены внутренними магистралями адреса и данных и сигналами управления. Адаптер ввода-вывода предназначен для ввода информации из внешних устройств и систем по четырем последовательным каналам и вывода информации на внешние устройства и системы по одному последовательному каналу. Данные последовательные каналы выполнены в соответствии со стандартом ARINC 429 (ГОСТ 18977-79). Адаптер ввода-вывода содержит контроллер системной магистрали информационного обмена (контроллер магистрали ISA), процессор, оперативное запоминающее устройство, постоянное запоминающее устройство, узел управления периферией, драйверы ввода-вывода последовательного кода ARINC 429 (ГОСТ 18977-79), драйверы ввода-вывода разовых команд, первый и второй генераторы тактовых импульсов и формирователь сигнала "Исправность". Панель управления размещается на лицевой части многофункционального бортового индикатора и состоит из набора многофункциональных кнопок, размещенных в обрамлении видеоиндикатора по периметру информационного поля. Электрически кнопки организованы в матрицу. Телевизионный видеоадаптер предназначен для приема сигналов изображения аналогового вида различных форматов и преобразования их в цифровую форму. На входы телевизионного видеоадаптера через его первый вход поступают полный телевизионный сигнал и через второй вход цветоделенный телевизионный сигнал. Оцифрованный видеосигнал передается в видеографический процессор. Телевизионный видеоадаптер содержит узел выделения синхросигналов, узел привязки к "уровню черного", первый узел фазовой автоподстройки частоты, второй узел фазовой автоподстройки частоты, третий узел фазовой автоподстройки частоты, узел обрезания строчных синхроимпульсов, приемник цветоделенного телевизионного сигнала, коммутатор видеосигналов, узел регулировки яркости, узел регулировки контрастности, буферный усилитель, усилитель компенсации ошибки сигнала, аналого-цифровой преобразователь, трехстраничное оперативное запоминающее устройство, узел управления. Формирователь телевизионного сигнала обеспечивает возможность записи текущего вида индикации на видеоиндикаторе в реальном времени на регистрирующее устройство (например, на видеомагнитофон). Формирователь телевизионного сигнала содержит узел управления, генератор синхросигналов, двухстраничное оперативное запоминающее устройство, цифроаналоговый преобразователь, преобразователь цветоделенного телевизионного сигнала в полный телевизионный сигнал, выходной буферный усилитель. Устройство управления предназначено для управления обогревателем видеоиндикатора, вентилятором принудительного обдува, а также формирования сигналов регулирования напряжения, подаваемого на первую нить накала лампы подсвета видеоиндикатора и вторую нить накала лампы подсвета видеоиндикатора, а также сигналов регулирования рабочего напряжения лампы подсвета видеоиндикатора. Устройство управления содержит четыре входных усилителя-нормализатора, однокристальную ЭВМ, канал коммутации цепи обогревателя видеоиндикатора, канал коммутации цепей первой нити накала лампы подсвета видеоиндикатора и второй нити накала лампы подсвета видеоиндикатора, канал коммутации цепи вентилятора принудительного обдува, узел аварийного отключения обогревателя видеоиндикатора, узел аварийного отключения первой нити накала лампы подсвета видеоиндикатора и второй нити накала лампы подсвета видеоиндикатора. Вентилятор принудительного обдува и обогреватель видеоиндикатора предназначены для поддержания рабочей температуры видеоиндикатора. Формирователь управляющего напряжения лампы подсвета видеоиндикатора напряжения подсвета предназначен для обеспечения лампы подсвета видеоиндикатора, а также обеспечения первой нити накала и второй нити накала регулируемыми рабочими напряжениями. Основой формирователя управляющего напряжения лампы подсвета видеоиндикатора являются два конвертера: высоковольтный и низковольтный. Оба конвертера выполнены по схеме полумостового преобразователя с резонансной нагрузкой и трансформаторным выходом. Низковольтный конвертер имеет на выходах два независимых напряжения накала. Первый и второй датчики температуры предназначены для измерения температуры видеоиндикатора и лампы подсвета видеоиндикатора соответственно. Первый датчик освещенности служит для измерения внешней освещенности. Второй датчик освещенности предназначен для измерения освещенности, создаваемой лампой подсвета видеоиндикатора (измерения яркости лампы подсвета видеоиндикатора). Система индикации летательного аппарата работает следующим образом. По окончании процедуры самотестирования начинается прием данных от радиолокационного комплекса, данных от навигационного комплекса, данных от системы управления оружием, данных от системы воздушных сигналов, данных от инерциальных курсовертикалей, телевизионных сигналов от систем наведения оружия с телевизионными системами наведения (бомб, ракет), цветоделенного телевизионного сигнала от радиолокационного комплекса, данных от оптико-локационной станции. Данные от системы воздушных сигналов, данные от инерциальных курсовертикалей ч