Способ гидродинамического каротажа
Реферат
Изобретение относится к нефтедобывающей промышленности и может быть использовано при исследовании гидродинамических характеристик пластов в нефтяных скважинах. Техническим результатом является повышение эффективности выделения проницаемых пластов и точности определения их гидродинамических характеристик. Для этого способ включает измерение давления вдоль ствола скважины, по результатам измерений выделяют проницаемые пласты в разрезе скважины и определяют их гидродинамические характеристики. При этом измерительное устройство непрерывно перемещают вдоль ствола скважины и пропускают через него встречный поток скважинной жидкости. Причем скорость перемещения измерительного устройства, а следовательно, и скорость встречного потока скважинной жидкости относительно него, а также соотношение диаметров отверстий для входа и выхода потока скважинной жидкости регулируют так, чтобы скорость потока на выходе существенно, в несколько десятков раз, превышала скорость на входе, и создают, тем самым, область разрежения на выходе и вблизи стенки скважины, устанавливают в области разрежения манометры и непрерывно регистрируют их показания в процессе перемещения измерительного устройства вдоль скважины. 1 з.п.ф-лы.
Изобретение относится к нефтедобывающей промышленности и может быть использовано при исследовании гидродинамических характеристик проницаемых пластов в нефтяных скважинах.
Известен способ гидродинамического каротажа [1], принятый нами за прототип, в котором манометрами, установленными на кабеле с заданным шагом, измеряют давление вдоль ствола скважины в отдельных точках. По результатам измерений выделяют проницаемые пласты в разрезе скважины, определяют их гидродинамические характеристики (проницаемость, пластовое давление), оценивают коллекторские свойства пластов и эффективную мощность исследуемого интервала. При таких измерениях гидродинамическая связь в системе скважина - пласт слаба, что является недостатком способа [1]. Другой недостаток состоит в том, что при точечных измерениях всегда присутствует риск пропуска пластов, особенно пластов малой мощности. Целью изобретения является повышение эффективности выделения проницаемых пластов и точности определения их гидродинамических характеристик. С этой целью вблизи стенки скважины создают область разрежения. Способ состоит в следующем. Измерительное устройство непрерывно перемещают вдоль ствола скважины и пропускают через него встречный поток скважинной жидкости. При этом скорость перемещения измерительного устройства, а следовательно, и скорость встречного потока скважинной жидкости относительно него, а также соотношение диаметров отверстий для входа и выхода потока скважинной жидкости регулируют так, чтобы скорость потока на выходе существенно, в несколько десятков раз, превышала скорость на входе. Как правило, для достижения этого достаточно перемещать измерительное устройство со скоростью не менее 1000 м/ч при условии, что диаметр отверстия для выхода скважинной жидкости в 4-5 раз меньше диаметра отверстия для входа. В этом случае скорость потока скважинной жидкости на выходе достигает максимальной величины, и выходящая с большой скоростью струя по закону Бернулли увлекает за собой скважинную жидкость, находящуюся вблизи выходного отверстия, и создает в этой зоне область разрежения. Поскольку эта зона гидродинамически связана со стенкой скважины, вблизи последней также создается область разрежения, что усиливает гидродинамическую связь в системе скважина - пласт и повышает эффективность определения гидродинамических характеристик пластов. Устанавливают в области разрежения манометры и непрерывно регистрируют их показания в процессе перемещения измерительного устройства вдоль скважины, что уменьшает вероятность пропуска проницаемых пластов. При решении некоторых задач, возникающих в процессе разработки и эксплуатации нефтяных месторождений, возникает необходимость получения информации о направлении наибольшей проницаемости в пластах. Для этого создаваемую в способе область разрежения разделяют на несколько гидродинамически изолированных одинаковых сегментов, ориентированных по гироскопу или феррозонду, в каждом из которых устанавливают манометр, и по разнице показаний манометров определяют направление наибольшей проницаемости в пластах. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ 1. Шакиров А.Ф. Каротаж, испытание, перфорация и торпедирование скважин. М.: Недра, 1987, с. 40.Формула изобретения
1. Способ гидродинамического каротажа, в котором измеряют давление вдоль ствола скважины, по результатам измерений выделяют проницаемые пласты в разрезе скважины и определяют их гидродинамические характеристики, отличающийся тем, что измерительное устройство непрерывно перемещают вдоль ствола скважины и пропускают через него встречный поток скважинной жидкости, причем скорость перемещения измерительного устройства, а следовательно, и скорость встречного потока скважинной жидкости относительно него, а также соотношение диаметров отверстий для входа и выхода потока скважинной жидкости регулируют так, чтобы скорость потока на выходе существенно, в несколько десятков раз, превышала скорость на входе, и создают, тем самым, область разрежения на выходе и вблизи стенки скважины, устанавливают в области разрежения манометры и непрерывно регистрируют их показания в процессе перемещения измерительного устройства вдоль скважины. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что разделяют область разрежения на несколько изолированных друг от друга одинаковых сегментов, ориентированных по гироскопу или феррозонду, в каждом из которых устанавливают манометр, и по разнице показаний манометров определяют направление наибольшей проницаемости в пласте.