Транспортно-пусковой контейнер
Реферат
Изобретение относится к вооружению и предназначено для хранения, транспортирования и запуска ракет преимущественно из корабельной пусковой установки. Контейнер содержит корпус с днищем и крышкой на переднем конце, узлы для удержания ракет в транспортном положении и как минимум два шпангоута с узлами кантования. Контейнер также оборудован устройством для принудительного выброса ракеты и размещенным на переднем конце дополнительным шпангоутом с несущим фланцем. Для крепления в ячейке несущий фланец снабжен опорными площадками с отверстиями. Несущий фланец может быть выполнен прямоугольным с возможностью наложения на прямоугольную опорную рамку в ячейке пусковой установки. Опорные площадки могут быть выполнены на углах фланца и снабжены отверстиями для направляющих штифтов. Устройство для принудительного выброса ракеты может быть выполнено в виде катапульты, оборудованной силовым пневмоцилиндром, взаимодействующим с корпусом ракеты. Катапульта может содержать газогенератор с пороховым зарядом, сообщенным с полостью силового пневмоцилиндра. Такое выполнение контейнера позволяет упростить его конструкцию, а также снизить трудоемкость его изготовления. 3 з.п.ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к вооружению и предназначено для хранения, транспортирования и запуска ракеты, преимущественно из корабельной пусковой установки.
Известен транспортно-пусковой контейнер, предназначенный для хранения и запуска ракеты, состоящий из корпуса с днищем и быстродействующей крышкой (см. заявку GB 2168713, кл. F 41 F 3/042, публ. 1987 г.). Данный контейнер, изготовленный из пластика, непригоден для его использования в составе корабельной пусковой установки. Известна также корабельная пусковая установка, в составе которой используется металлический многоцелевой контейнер, обеспечивающий совместное хранение и независимый запуск до четырех ракет различных видов (см. патент США 5942713, кл. F 41 F3 /04, 1999). Данный контейнер отличается сложностью конструкции и достаточно трудоемок в изготовлении. Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является транспортно-пусковой контейнер (ТПК), разработанный в США для корабельной установки вертикального пуска типа Мк-41 (см. журнал "Зарубежное военное обозрение". М., "Красная Звезда", 4, 1999 г., стр.46, рис.2 - прототип). Указанный ТПК, содержащий корпус с днищем и крышкой, усиленный лонжеронами, предназначено для "горячего" запуска ракеты путем включения ее штатного двигателя непосредственно в контейнере, закрепленном в ячейке интегрального корабельного модуля, размещенного в ракетном погребе корабля. Такая схема запуска требует применения специальных технических средств для зашиты от ударных перегрузок и химического воздействия продуктов сгорания ракетного топлива, что усложняет конструкцию ТПК и повышает трудоемкость его производства. Задача значительно упрощается, если запуск ракеты разбить на два этапа. Ракету нужно сначала выбросить из контейнера при помощи встроенной катапульты на определенную (безопасную) высоту и только потом дистанционно включить ракетный двигатель. Технической задачей является упрощение конструкции ТПК при соблюдении безопасности, снижение трудоемкости. Кроме того, устройство ТПК необходимо согласовать с конструкцией корабельной пусковой установки (ПУ), в составе которой предполагается его применение. Описание такой ПУ с решетчато-ячеистой конструкцией приведено в нашей заявке на изобретение "Интегральный корабельный модуль", поданной одновременно с настоящей заявкой на транспортно-пусковой контейнер. Технический результат достигается тем, что транспортно-пусковой контейнер, преимущественно для вертикального запуска ракет из-под палубы корабля, содержащий корпус с днищем и крышкой на переднем конце, где имеется отверстие для выпуска ракеты, с узлами внутри для удержания ракеты в транспортном положении, снабженный, как минимум, двумя шпангоутами с узлами кантования, оборудован устройством для принудительного выброса ракеты и размешенным на переднем конце дополнительным шпангоутом с несущим фланцем, снабженным опорными площадками и узлами крепления в ячейке пусковой установки. Контейнер характеризуется тем, что устройство для принудительного выброса ракеты выполнено в виде катапульты, оборудованной силовым пневмоцилиндром, взаимодействующим с корпусом ракеты. Контейнер характеризуется также тем, что катапульта содержит газогенератор с пороховым зарядом. Контейнер характеризуется тем, что для крепления в ячейке пусковой установки, оборудованной опорной прямоугольной рамкой с направляющими штифтами на углах, его несущий фланец выполнен прямоугольным с возможностью наложения на опорную рамку, при этом опорные площадки размешены на углах фланца и снабжены ориентирующими отверстиями для штифтов. Изобретение поясняется чертежами, на которых показано: фиг.1 - общий вид контейнера, фиг.2 - вид А по фиг.1 (вид со стороны крышки). Транспортно-пусковой контейнер (ТПК) состоит из корпуса 1 преимущественно цилиндрической формы с днищем 2 и крышкой 3. На корпусе имеются силовые шпангоуты 4 с такелажными узлами в виде рымболтов 5 и цапф 6 для кантования. На переднем конце контейнера закреплен дополнительный шпангоут 7 с несущим фланцем 8, на котором имеются опорные площадки 9 и цапфы 10. На площадках 9 выполнены ориентирующие отверстия "а" для направляющих штифтов, которые имеются в ячейке 11 ПУ. Внутри контейнера смонтирована катапульта для принудительного выброса ракеты (не показана). Опоры 12 на контейнере с отверстиями "б" и опоры 13 с выступами 14 предназначены для складирования контейнеров в горизонтальном положении при хранении или транспортировке. На днище 2 также имеются стандартные электросоединители для присоединения электрооборудования контейнера к аппаратуре стартовой автоматики (АСА) и пульту управления корабельной пусковой установки (не показаны). Позициями 15 и 16 обозначены палуба (пол) и переборка (стенка) ракетного погреба корабля. ТПК применяют в следующем порядке. Для перевозки контейнеры с ракетами размешают на транспортном средстве в горизонтальном положении опорами 12 вниз. Для погрузки используют такелажные узлы 5. ТПК второго яруса устанавливают на контейнеры первого так, чтобы выступы 13 1-го яруса совпали с отверстиями "б" 2-го яруса, после чего закрепляют известным способом. Доставленные на корабль контейнеры устанавливают в ячейках 11 ПУ, которые представляют собой решетчато-сотовую конструкцию, смонтированную вместо потолка ракетного погреба. Контейнер цепляют за цапфы 10, перекантовывают в вертикальное положение и опускают днищем вниз в ячейку ПУ так, чтобы направляющие штифты попали в ориентирующие отверстия "а" на площадках 9 ТПК. Затем фланец 8 фиксируют в ячейке при помощи Г-образных планок (не показаны, поскольку они являются элементами ПУ). После этого электросоединители на днище ТПК соединяют электрическими кабелями с АСА и электрооборудованием ПУ. ТПК функционирует следующим образом. Для катапультирования ракеты без включения ее двигателя сначала из АСА через кабель в контейнер подается электрический импульс, который подрывает пиропатрон, имеющийся в катапульте. Пиропатрон воспламеняет пороховой заряд в газогенераторе, При горении заряда образуется большое количество газов, которые поступают через переходник в штоковую полость пневмоцилиндра и создают в ней высокое давление. Шток начинает перемешаться и через зацеп передает на ракету выталкивающий импульс. Ракета своей головной частью надавливает на крышку ТПК. Крышка, изготовленная из пенополиуретана, легко разламывается по имеющимся надрезам на куски, которые отлетают в стороны. Параметры газогенератора и пневмоцилиндра обеспечивают ракете при выходе из ТПК скорость катапультирования около 30 м/с. При такой начальной скорости ракета может быть катапультирована на высоту до 45 м, после чего дистанционно включается ракетный двигатель. Такой метод "холодного" запуска существенно повышает безопасность применения ракеты и упрощает конструкцию контейнера, в котором уже не нужны средства отвода и нейтрализации продуктов сгорания ракетного топлива. Согласно описанной схеме на предприятии ОАО НПП "Старт" (г. Екатеринбург) разработана конструкторская документация на металлический ТПК со встроенной катапультой. В конструкции ТПК не содержится особо дефицитных материалов и его можно изготавливать на машиностроительном предприятии средней сложности, Расчеты показывают, что трудоемкость данного ТПК в 2-3 раза меньше в сравнении с контейнерами, разработанными для "горячего" запуска ракет. Описанное выше техническое решение отвечает критериям новизны, неочевидности и промышленной применимости, в связи с чем предлагается к правовой защите патентом на изобретение.Формула изобретения
1. Транспортно-пусковой контейнер преимущественно для вертикального запуска ракет из-под палубы корабля, содержащий корпус с днищем и крышкой на переднем конце, где имеется отверстие для выпуска ракеты, с узлами внутри для удержания ракеты в транспортном положении, снабженный, как минимум, двумя шпангоутами с узлами кантования, отличающийся тем, что он оборудован устройством для принудительного выброса ракеты и размещенным на переднем конце дополнительным шпангоутом с несущим фланцем, снабженным опорными площадками с отверстиями для крепления в ячейке пусковой установки. 2. Контейнер по п.1, отличающийся тем, что его несущий фланец выполнен прямоугольным с возможностью наложения на прямоугольную опорную рамку в ячейке пусковой установки, имеющую на углах направляющие штифты, при этом опорные площадки выполнены на углах фланца и снабжены отверстиями для направляющих штифтов. 3. Контейнер по п.1, отличающийся тем, что устройство для принудительного выброса ракеты выполнено в виде катапульты, оборудованной силовым пневмоцилиндром, взаимодействующим с корпусом ракеты. 4. Контейнер по п.2, отличающийся тем, что катапульта содержит газогенератор с пороховым зарядом, сообщенный с полостью силового пневмоцилиндра.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2