Ножевой минный трал

Реферат

 

Изобретение относится к военно-инженерному делу для использования в зонах чрезвычайных ситуаций, в частности к противоминному тралящему оборудованию для проделывания проходов на заминированных участках местности. Техническим результатом изобретения является повышение надежности работы механизма перевода, а также защищенности базовой машины. Ножевой минный трал содержит две ножевые секции, установленные на базовой, машине. Каждая из секций имеет ножевой рабочий орган, механизм перевода рабочего органа в исходное положение и сброса в рабочее положение, а также механизм подвески рабочего органа, при этом механизм перевода скомпонован на верхнем лобовом листе корпуса базовой машины и состоит из полиспаста с исполнительным пневмоцилиндром, на штоке которого установлен верхний подвижный блок полиспаста с возможностью взаимодействия посредством каната или иной гибкой связи с нижним подвижным блоком, в корпусе которого закреплен один из концов каната, а второй зафиксирован на корпусе пневмоцилиндра, причем нижний блок охватывается подъемным канатом с возможностью взаимодействия через неподвижный блок, закрепленный на стойке, с кривошипом подвески трала. 2.з.п.ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области военно-инженерного дела для использования в зонах чрезвычайных ситуаций, в частности к противоминному тралящему оборудованию для проделывания проходов на заминированных участках местности.

Заявителю известно тралящее оборудование - трал FWMP (США), предназначенный для сплошного разминирования в слабых песчаных грунтах, имеющий решетчатый отвал с черенковыми ножами на нижней кромке (см. зарубежное военное "Обозрение" 1997 г. - 6. - С. 25 и 26).

Наиболее близким техническим решением к изобретению является ножевой минный трал по патенту РФ 2146800, содержащий две ножевые секции, установленные на базовой машине, каждая из которых включает: ножевой рабочий орган, имеющий рабочее и походное положение; механизм подвески, выполненный как шарнирный четырехзвенник - прямило с несущей рамой, шатуном, тягой и стойкой; механизм перевода рабочего органа в походное положение с механизмом стопорения и сброса рабочего органа в рабочее положение.

Недостатком данных тралов является недостаточная надежность работы механизма перевода трала при его эксплуатации в экстремальных условиях, а именно при налипании грунта и его замерзании на элементах механизма перевода, попадание влаги в пнемоцилиндры механизма подъема, находящиеся в непосредственной близости от грунта и зоны прорезания грунта ножевым рабочим органом, а также невозможность траления противоднищевых мин со штыревыми взрывателями в межколейном участке.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение надежности работы механизма перевода трала, а также защищенности базовой машины, за счет включения в конструкцию трала устройства траления противоднищевых мин.

Общие признаки предлагаемого ножевого минного трала: трал содержит две ножевые секции, установленные на базовой машине, каждая из которых включает ножевой рабочий орган, механизм перевода рабочего органа в походное положение, механизм стопорения рабочего органа в походном положении и сброса в рабочее положение, а также механизм подвески рабочего органа, выполненный как шарнирный четырехзвенник, состоящий из кривошипа, шатуна, тяги и стойки.

Отличительные признаки заключаются в следующем: 1. Механизм перевода скомпонован на верхнем лобовом листе корпуса базовой машины и состоит из полиспаста с исполнительным пневмоцилиндром, запитанным посредством наружных и внутренних пневмотрасс от пневмосистемы базовой машины, при этом на штоке пневмоцилиндра установлен верхний подвижный блок полиспаста с возможностью взаимодействия посредством каната или иной гибкой кинематической связи с нижним подвижным блоком, в корпусе которого закреплен один из концов каната, а второй - зафиксирован на корпусе пневмоцилиндра, причем нижний блок охватывается подъемным канатом с возможностью взаимодействия через неподвижный блок, закрепленный на стойке, с кривошипом подвески трала.

2. Механизм стопорения рабочего органа в походном положении и сброса в рабочее положение встроен в кривошип и включает захват, установленный на одном валу с рычагом, снабженным роликом, а также стопорный элемент, выполненный как поворотный рычаг с возможностью двустороннего взаимодействия, а именно с роликом пары рычаг - захват при помощи спрофилированной контактной поверхности и с тяговым реле, запитанным от системы электрооборудования базовой машины.

3. Каждая ножевая секция снабжена устройством траления противоднищевых мин (УТПМ), состоящим из корпуса с проушиной, устанавливаемого на шатун подвески ножевой секции, с одной стороны которого шарнирно установлен подпружиненный рабочий элемент - штанга, а с другой - предохранительное звено в виде тяги телескопической конструкции, состоящей из трубы, штока и пружины, причем УТПМ установлено с возможностью перекрытия штангами, параллельными грунту, не протраливаемого ножевыми секциями межколейного участка перед базовой машиной, а высота штанг над уровнем грунта не превышает расстояние от нижней кромки корпуса базовой машины до грунта.

Размещение механизма перевода на верхнем лобовом листе корпуса базовой машины, состоящего из полиспаста с исполнительным пневмоцилиндром, запитанным посредством наружных и внутренних пневмотрасс от пневмосистемы базовой машины, с установкой на штоке пневмоцилиндра верхнего подвижного блока полиспаста с возможностью взаимодействия посредством каната или иной гибкой кинематической связи с нижним подвижным блоком, в корпусе которого закреплен один из концов каната, а второй зафиксирован на корпусе пневмоцилиндра, причем нижний блок охватывается подъемным канатом с возможностью взаимодействия через неподвижный блок, закрепленный на стойке, с кривошипом подвески трала, обеспечивает более высокую надежность работы механизма перевода рабочего органа в походное положение за счет удаления его составных частей, а именно полиспаста и пневмоцилиндра из рабочей зоны, а значит уменьшения воздействия на них грунта и влаги.

Применение механизма стопорения рабочего органа, который встроен в кривошип и включает захват, установленный на одном валу с рычагом, снабженным роликом, а также стопорный элемент, выполненный как поворотный рычаг с возможностью двустороннего взаимодействия, а именно с роликом пары рычаг - захват при помощи спрофилированной контактной поверхности и с тяговым реле, запитанным от системы электрооборудования базовой машины, обеспечивает надежную фиксацию рабочего органа в походном положении и его сброс в рабочее положение.

Снабжение каждой ножевой секции устройством траления противоднищевых мин (УТПМ), состоящим из корпуса с проушиной, устанавливаемого на шатун подвески ножевой секции, с одной стороны которого шарнирно установлен подпружиненный рабочий элемент - штанга, а с другой предохранительное звено в виде тяги телескопической конструкции, состоящей из трубы, штока и пружины исключает разрушение конструкции и обеспечивает его надежную работу при тралении. Установка УТПМ с возможностью перекрытия штангами, параллельными грунту, не протраливаемого ножевыми секциями межколейного участка перед базовой машиной с высотой штанг над уровнем грунта, не превышающей расстояние от нижней кромки корпуса базовой машины до грунта, обеспечивает траление противоднищевых мин, а значит повышает защищенность базовой машины.

Ножевой минный трал схематично изображен на прилагаемом чертеже, где на фиг. 1 - представлен общий вид трала сбоку; на фиг.2 - походное положение трала; на фиг.3 - вид трала сверху; на фиг.4 - вид на механизм стопорения и сброса рабочего органа; на фиг.5 - вид на устройство траления противоднищевых мин.

Ножевой минный трал состоит из установленных на базовую машину 1 двух ножевых секций, каждая из которых включает ножевой рабочий орган 2, механизм перевода 3 рабочего органа в походное положение, механизма стопорения рабочего органа в походном положении и сброса в рабочее положение 4, а также механизм подвески рабочего органа, выполненный как шарнирный четырехзвенник, состоящий из кривошипа 5, шатуна 6, тяги 7 и стойки 8. Механизм перевода 3 скомпонован на верхнем лобовом листе корпуса базовой машины и состоит из полиспаста 9 с исполнительным пневмоцилиндром 10, запитанным посредством наружных и внутренних пневмотрас 11 от пневмосистемы базовой машины 1, при этом на штоке пневмоцилиндра 10 установлен верхний подвижный блок полиспаста 12 с возможностью взаимодействия посредством каната 13 или иной гибкой кинематической связи с нижним подвижным блоком 14, в корпусе которого закреплен один из концов каната, а второй - зафиксирован на корпусе пневмоцилиндра 10, причем нижний блок охватывается подъемным канатом 15 с возможностью взаимодействия через неподвижный блок 16, закрепленный на стойке 8, с кривошипом 5 подвески трала. Механизм стопорения рабочего органа в походном положении и сброса в рабочее положение 4 встроен в кривошип 5 и включает захват 17, установленный на одном валу 18 с рычагом 19, снабженным роликом 20, а также стопорный элемент 21, выполненный как поворотный рычаг с возможностью двустороннего взаимодействия, а именно с роликом пары рычаг 19 - захват 17 при помощи спрофилированной контактной поверхности и с тяговым реле 22, запитанным от системы электрооборудования базовой машины 1.

Кроме этого каждая ножевая секция снабжена устройством траления противоднищевых мин 23, состоящим из корпуса 24 с проушиной 25, устанавливаемого на шатун 6 подвески ножевой секции, с одной стороны которого шарнирно установлен подпружиненный рабочий элемент - штанга 26 с пружиной 27, а с другой - предохранительное звено 28 в виде тяги телескопической конструкции, состоящей из трубы 29, штока 30 и пружины 31, причем УТПM установлено с возможностью перекрытия штангами, параллельными грунту, не протраливаемого ножевыми секциями межколейного участка перед базовой машиной 1, а высота штанг Н1 над уровнем грунта не превышает расстояние H2 от нижней кромки корпуса базовой машины до грунта.

Работает трал следующим образом. После прохождения базовой машины с тралом минного поля механик-водитель открывает кран пневмосистемы 11, при этом происходит выдвижение штока пневмоцилиндра 10 с блоком полиспаста 12, который, через канат 13 взаимодействуя с нижним неподвижным блоком 14 и подъемным канатом 15, обеспечивает перевод ножевого рабочего органа 2 в походное положение. При подъеме рабочего органа в крайнее верхнее положение происходит его фиксация в походное положение за счет зацепления захвата 17 механизма стопорения 4 за крюк, закрепленный на стойке 8. Стопорение захвата 17 от поворота и выхода из зацепления с крюком осуществляется рычагом 19, установленным на шлицах вала 18 и опирающимся своим роликом 20 на рычаг 21.

Выключение стопорного механизма при переводе ножевого рабочего органа в рабочее положение осуществляется тяговым реле 22, которое выводит рычаг 21 из под ролика 20, тем самым освобождая захват, при этом ножевая секция переводится в рабочее положение под действием пружины. Включение тягового реле 22 осуществляется с места механика-водителя от системы электрооборудования машины.

Также при движении базовой машины с тралом по минному полю при встрече устройства траления противоднищевых мин со штыревыми взрывателями в межколейном участке перед базовой машиной штанги 26 отклоняют штырь противоднищевой мины и приводят ее к срабатыванию на расстоянии, безопасном для базовой машины. При встрече штанг с непреодолимым препятствием (пни, крупные камни и т.д.) штанга поворачивается в месте шарнирного соединения с корпусом 24 с деформацией упругих элементов, а также предохранительного звена 27.

После прохождения препятствия под действием пружин 27 и 31 штанга 26 возвращается в исходное положение. Таким образом происходит траление мин со штыревыми взрывателями в межколейном участке перед базовой машиной.

Формула изобретения

1. Ножевой минный трал (НМТ), содержащий две ножевые секции, установленные на базовой машине, каждая из которых включает ножевой рабочий орган, механизм перевода рабочего органа в походное положение, механизм стопорения рабочего органа в походном положении и сброса в рабочее положение, а также механизм подвески рабочего органа, выполненный как шарнирный четырехзвенник, состоящий из кривошипа, шатуна, тяги и стойки, отличающийся тем, что механизм перевода скомпонован на верхнем лобовом листе корпуса базовой машины и состоит из полиспаста с исполнительным пневмоцилиндром, запитанным посредством наружных и внутренних пневмотрасс от пневмосистемы базовой машины, при этом на штоке пневмоцилиндра установлен верхний подвижный блок полиспаста с возможностью взаимодействия посредством каната или иной гибкой кинематической связи с нижним подвижным блоком, в корпусе которого закреплен один из концов каната, а второй - зафиксирован на корпусе пневмоцилиндра, причем нижний блок охватывается подъемным канатом с возможностью взаимодействия через неподвижный блок, закрепленный на стойке, с кривошипом подвески трала.

2. Ножевой минный трал по п.1, отличающийся тем, что механизм стопорения рабочего органа в походном положении и сброса в рабочее положение встроен в кривошип и включает захват, установленный на одном валу с рычагом, снабженным роликом, а также стопорный элемент, выполненный как поворотный рычаг с возможностью двустороннего взаимодействия, а именно с роликом пары рычаг-захват при помощи спрофилированной контактной поверхности и с тяговым реле, запитанным от системы электрооборудования базовой машины.

3. Ножевой минный трал по п.1, отличающийся тем, что каждая ножевая секция снабжена устройством траления противоднищевых мин (УТПМ), состоящим из корпуса с проушиной, устанавливаемого на шатун подвески ножевой секции, с одной стороны которого шарнирно установлен подпружиненный рабочий элемент - штанга, а с другой - предохранительное звено в виде тяги телескопической конструкции, состоящей из трубы, штока и пружины, причем УТПМ установлено с возможностью перекрытия штангами, параллельными грунту, не протраливаемого ножевыми секциями межколейного участка перед базовой машиной, а высота штанг над уровнем грунта не превышает расстояние от нижней кромки корпуса базовой машины до грунта.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5