Способ обнаружения летательного аппарата над морской акваторией с подводного плавсредства

Реферат

 

Изобретение относится к области гидроакустики и радиолокации и может быть использовано для обнаружения летательного аппарата, в частности вертолета-разведчика, над морской акваторией с подводного плавсредства, находящегося в погруженном состоянии. В заявленном способе из находящегося в погруженном состоянии плавсредства на кабель-тросе регулируемой длины выталкивают буи положительной плавучести, при этом радиолокаторы и микрофоны устанавливают на буях положительной плавучести или закрепляют на воздушных аппаратах, связанных кабель-тросами с соответствующими буями положительной плавучести. С помощью радиолокаторов и микрофонов обследуют воздушное пространство над морской акваторией, по результатам которого судят о наличии летательного аппарата над морской акваторией в зоне пребывания подводного плавсредства, при этом сначала работают пассивные акустические средства обнаружения - микрофоны, и если они не обнаружили наличия летательного аппарата над морской акваторией, то по команде с плавсредства по кабель-тросам направляются команды на активный поиск летательного аппарата радиолокаторами. Достигаемым техническим результатом изобретения является расширение зоны обнаружения летательного аппарата над морской акваторией с подводного плавсредства, находящегося в погруженном состоянии. 2 ил.

Изобретение относится к областям радиолокации и гидроакустики и может быть использовано для обнаружения летательного аппарата (в частности, вертолета разведчика) над морской акваторией с подводного плавсредства, находящегося в погруженном состоянии.

Известен способ обнаружения летательного аппарата над морской акваторией с подводного плавсредства, заключающийся в обследовании воздушного пространства над морской акваторией электромагнитными волнами с помощью радиолокатора и приеме отраженных от летательного аппарата вторичных электромагнитных волн, по которым судят о наличии летательного аппарата над морской акваторией в зоне пребывания плавсредства [1].

Данный способ принят за прототип.

Недостатком прототипа является невозможность решения поставленной задачи в погруженном состоянии плавсредства.

Техническим результатом, получаемым от внедрения изобретения, является устранение данного недостатка прототипа, т.е. получение возможности обнаружения летательного аппарата над контролируемой морской акваторией с подводного плавсредства, находящегося в погруженном состоянии.

Данный технический результат получают за счет того, что в известном способе обнаружения летательного аппарата с подводного плавсредства, заключающемся в обследовании воздушного пространства над морской акваторией с помощью электромагнитных волн радиолокатора и приеме отраженных от летательного аппарата вторичных электромагнитных волн, по которым судят о наличии летательного аппарата над морской акваторией в зоне пребывания плавсредства, радиолокатор устанавливают на буе положительной плавучести, выталкиваемым на поверхность обследуемой морской акватории из находящегося в погруженном состоянии плавсредства.

Причем прием информации о наличии летательного аппарата над морской акваторией осуществляют на плавсредстве по гидроакустическому каналу.

Для расширения зоны обследования устанавливают один или несколько дополнительных аналогичных радиолокаторов на аналогичных буях положительной плавучести и выталкивают последние из плавсредства через заданные интервалы времени.

В качестве варианта реализации способа буй положительной плавучести выталкивают на поверхность обследуемой морской акватории на кабель-тросе регулируемой длины.

В качестве другого варианта реализации способа радиолокаторы закрепляют на воздушных аппаратах положительной (по отношению к воздуху) плавучести, связанные кабель-тросами с соответствующими буями положительной плавучести.

Все буи положительной плавучести могут быть дополнительно снабжены гидроакустическими рабочими средствами измерений уровня шумности подводного плавсредства, а также дополнительно снабжены микрофонами, характеристики направленности которых ориентированы от поверхности морской акватории.

Дополнительные пункты формулы изобретения не нарушают единства изобретения, а лишь развивают и уточняют признаки основного пункта формулы изобретения.

Так, например, в п.5 формулы изобретения радиолокаторы закрепляют на воздушных аппаратах положительной плавучести, но при этом радиолокатор остается установленным на буе положительной плавучести, поскольку связан с ним кабель - тросом.

Кроме того, в статическом состоянии воздушный аппарат положительной плавучести непосредственно расположен на буе положительной плавучести. То есть в любом случае радиолокатор получается установленным на буе положительной плавучести.

Изобретение поясняется чертежом, на фиг.1 которого представлен пример схемы реализации способа, а на фиг.2 - схематичное устройство буя положительной плавучести.

Схема реализации способа включает в себя подводное плавсредство 1 с гидроакустическим приемопередающим преобразователем 2. В установленные моменты времени, например, через торпедный люк в корпусе плавсредства 1 в морскую среду 3 выталкиваются буи 4, 5, 6 положительной плавучести, на которых могут быть закреплены радиолокатор 7 и (или) микрофон 8 или воздушный аппарат 9 положительной относительно воздуха плавучести.

На воздушном аппарате 9 одновременно могут быть закреплены радиолокатор 10 и микрофон 11.

Буи 4, 5, 6 положительной плавучести снабжены приемопередающими гидроакустическими преобразователями 12, 13, 14 для формирования гидроакустического канала связи с подводным плавсредствм 1 через гидроакустический преобразователь 2.

Буй 4 положительной плавучести может также включать в себя гидроакустическое рабочее средство 15 измерений уровня шумности подводного плавсредства 1 предпочтительно в его кормовом направлении.

На фиг. 1 также представлен случай реализации способа, когда буй 16 с радиолокатором 17 выталкивается из подводного плавсредства 1 на кабель-тросе 18 регулируемой длины.

Внутри каждого автономного буя положительной плавучести, например в буе 19 (фиг. 2), имеются автономные источники питания (не показаны) и блоки 20, 21, 22, 23 предварительной обработки информации, подключенные соответственно к микрофону 24, радиолокатору 25, гидроакустическому рабочему средству 26 измерений уровня шумности плавсредства 1 (фиг.1) и приемопередающему гидроакустическому преобразователю 27.

Схема электрических соединений блоков 20, 21, 22, 23 представлена на фиг.2.

Для случая реализации способа с воздушным аппаратом 9 блоки предварительной обработки информации и источники питания могут находиться в воздушном аппарате 9 (не показан). Информация о летательном аппарате 28 может передаваться по кабель-тросу 29, связывающему аппарат 9 с буем 6 (фиг.1).

Способ реализуется следующим образом.

Перед всплытием на поверхность морской акватории 3 подводное плавсредство с помощью своих гидроакустических средств обнаружения (не показаны) убеждается в отсутствии надводных плавсредств на поверхности акватории.

Затем с помощью буев 4 и (или) 5 и (или) 6 и (или) буя 16, выталкиваемых с плавсредства 1, например, через торпедный люк (не показан) на плавсредстве 1 убеждаются в отсутствии над морской акваторией 3 летального аппарата 28.

Для этого используются пассивные акустические средства (микрофоны 8, 11) или активные радиотехнические средства (радиолокаторы 7, 10, 17).

Для увеличения дальности действия средств обнаружения используется воздушный аппарат 9 положительной плавучести, связанный с буем 6 кабель-тросом 29. Вывод воздушного аппарата 9 из зацепления с буем 6 осуществляется по гидроакустическому каналу 30 с помощью приемопередающих преобразователей 2, 14 с борта подводного плавсредства 1.

Сначала (для обеспечения скрытности поиска) работают пассивные акустические средства обнаружения (микрофоны 8 или 11).

Если микрофоны 8 или 11 обнаружили присутствие летательного аппарата 28 над акваторией 3 по наличию характерного аэродинамического шума, то плавсредство 1 совершает соответствующий маневр, а буй (или буи), а также воздушный аппарат 9 могут подвергнуться самоликвидации по команде с плавсредства 1. Соответствующие команды направляются на соответствующие буи и воздушный аппарат по гидроакустическим каналам 30, 31, 32 и по кабель-тросу 18, 29.

Если микрофоны 8 или 11 не обнаружили наличия летательного аппарата 28 над акваторией 3, то по команде с плавсредства 1 по гидроакустическим каналам 30, 32 и по кабель-тросам 18, 29 направляются команды на активный режим поиска цели (летательного аппарата 28).

Радиолокаторы (изображенные на чертеже в виде приемопередающих антенн 7, 10, 17, 25) направляют в различные стороны надводной полусферы радиоимпульсы, которые при наличии летательного аппарата 28 в зоне действия радиолокаторов отражаются от цели и принимаются на буях 4, 16 или воздушном аппарате 9. Затем информация о наличии летательного аппарата 28 над морской акваторией 3 направляется на подводное плавсредство по гидроакустическим каналам 30,32 и (или) кабель-тросам 18,29.

После обследования воздушного пространства над морской акваторией 3 на подводном плавсредстве принимают решение о последующем маневре.

Для контроля уровня шумности подводного плавсредства 1 непосредственно с самого плавсредства на буе 4 (или нескольких буях) устанавливается гидроакустическое рабочее средство 15 измерения шумности. Информация об уровне шумности, например, в кормовом направлении 33 направляется по гидроакустическому каналу 32.

После проведенных экспериментов все буи и воздушный аппарат могут быть подвергнуты самоликвидации.

Таким образом, в отличие от прототипа в данном техническом решении поиск и обнаружение летательного аппарата над морской акваторией ведется в подводном положении плавсредства, чем достигается поставленный технический результат.

Источники информации 1. Большая Советская энциклопедия, том 33, Гос научн. изд-во "Большая Советская энциклопедия", М., 1955, стр.387, 388 - прототип.

Формула изобретения

1. Способ обнаружения летательного аппарата над морской акваторией с подводного плавсредства, заключающийся в том, что из находящегося в погруженном состоянии плавсредства на кабель-тросе, регулируемой длины выталкивают буи положительной плавучести, отличающийся тем, что радиолокаторы и микрофоны устанавливают на буях положительной плавучести или закрепляют на воздушных аппаратах, связанных кабель-тросами с соответствующими буями положительной плавучести, с помощью радиолокаторов и микрофонов обследуют воздушное пространство над морской акваторией, по результатам которого судят о наличии летательного аппарата над морской акваторией в зоне пребывания подводного плавсредства, при этом сначала работают пассивные акустические средства обнаружения - микрофоны, и если они не обнаружили наличия летательного аппарата над морской акваторией, то по команде с плавсредства по кабель-тросам направляются команды на активный поиск летательного аппарата радиолокаторами.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что буи положительной плавучести выталкивают на поверхность морской акватории последовательно через заданные интервалы времени.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2