Устройство для соединения щитов опалубки

Реферат

 

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при возведении монолитных бетонных и железобетонных конструкций. Технический результат - упрощение конструкции устройства для соединения щитов опалубки, сокращение трудоемкости его изготовления, сборки и разборки щитов. В устройстве для соединения щитов опалубки, включающем опорные элементы, закрепленные на щитах опалубки, фиксаторы и клинья, взаимодействующие с опорными элементами щитов опалубки, тяж для соединения параллельных щитов опалубки, соединения смежных щитов опалубки торцами и параллельных щитов опалубки между собой выполнены раздельными. Опорные элементы для соединения смежных щитов выполнены в виде уголков, продольные оси которых параллельны граням соединяемых торцами смежных щитов. Опорные элементы для соединения параллельных щитов выполнены в виде плоских кронштейнов с прорезями. Плоскости кронштейнов расположены вертикально и перпендикулярно плоскости щитов. Фиксатор для соединения смежных щитов торцами выполнен в виде скобы, состоящей из ригеля в виде пластины с прорезями для клина, выполняющего функцию прижима, подвижного и неподвижного захватов, перпендикулярно сопряженных с ригелем и оснащенных выступами в виде уголков, которые в рабочем положении взаимодействуют с опорными элементами на смежных щитах опалубки. Подвижная скоба фиксатора смежных щитов в рабочем положении фиксируется плоским клином, размещенным в прорези ригеля фиксатора. Тяж для соединения параллельных щитов выполнен в виде стержня с проточками. Для закрепления параллельных щитов в проектном положении посредством распорного тяжа предусмотрены плоские фиксаторы, каждый из которых имеет паз и которые взаимодействуют с тяжем, входя в его проточки, и с кронштейнами опорных элементов щитов опалубки, входя в их прорези. 4 ил.

Изобретение относится к области строительства и предназначено для соединения между собой щитов опалубки при возведении монолитных бетонных и железобетонных конструкций.

Известно устройство для соединения щитов опалубки [1], которое содержит цилиндрический распорный тяж с прижимным упором, закрепленные на смежных опалубочных щитах опорные элементы, фиксатор, имеющий накладную пластину и клиновые зажимы, установленные в опорных элементах.

Клиновые зажимы и прижимной упор тяжа жестко закреплены на накладной планке, причем прижимной упор выполнен в виде поперечной пластины с клиновым пазом для размещения распорного тяжа, а опорные элементы выполнены в виде параллелепипедов с коническими калибровочными отверстиями, а клиновые зажимы выполнены в виде конических калибровочных выступов с буртами, причем длина выступов без буртов больше высоты опорных элементов.

В вершине конического выступа образовано поперечное отверстие для размещения в нем удерживающих шплинтов.

Недостатком такого устройства является сложность изготовления опорных элементов в виде параллелепипедов с коническими калиброванными отверстиями, а также клиновых зажимов в виде конических калиброванных выступов с буртами. Сложной и многодельной является конструкция распорного тяжа, элементы которого трудоемки в изготовлении. Несмотря на отдельные удачные решения тяжа, в частности использование проточек для фиксации параллельных щитов, в целом тяж трудоемок в изготовлении и эксплуатации.

Указанные недостатки обусловлены в частности тем, что одним узловым соединением соединяются смежные щиты опалубки торцами и параллельные щиты опалубки между собой.

Достаточно близким к предлагаемому изобретению по технической сущности отдельных признаков является узловое соединение растянутых поясов металлических ферм [2].

Узловое соединение включает листовые фасонки, расположенные на соединяемых концах уголковых поясков, установленных торцами встык.

В верхней части фасонок закреплены уголки, контактирующие между собой, а стыковые накладки и упоры выполнены из отрезков уголкового профиля, при этом упоры расположены на соединяемых концах поясов, а на накладках образованы взаимодействующие с ними выступы, причем указанные выступы выполнены также из отрезков уголкового профиля.

Фасонки и накладки соединены между собой посредством резьбового соединения, например болтов, пропущенных в отверстия уголковых поясов и уголков.

В описанном узловом соединении достигнуто упрощение технологии и существенно снижена трудоемкость изготовления элементов узлового соединения, а также повышена несущая способность за счет соединения поясов фермы встык.

Недостатки известного узлового соединения заключаются в следующем. Рассматриваемое устройство не является инвентарным (многооборачиваемым). Оно однофункционально, т.е. обеспечивает сопряжение элементов, работающих только на растяжение. Использование болтовых креплений существенно увеличивает трудоемкость сборки узлового соединения.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому изобретению по технической сущности является устройство для соединения опалубочных элементов, которое включает закрепленные на щитах опорные элементы в виде параллелепипедов с отверстиями и взаимодействующими с ними фиксатор и клин. Фиксатор выполнен в виде Г-образного кронштейна с полками разной длины, большая из которых оснащена парой параллельных конических выступов с буртами, имеющих проточки вблизи торцов, взаимодействующие с клином. В короткой полке имеется клинообразный вырез, в котором размещена проточка составного тяжа, содержащего стержень, выполненный с резьбой по концам, и взаимодействующие с ним утолщенные запоры, каждый из которых имеет конусную головку с осевым отверстием с резьбой, а с другой стороны имеются проточка и фигурная головка [3].

Недостатки устройства, как и в аналоге [1], обусловлены тем, что один узел сопряжения элементов решает несколько функциональных задач: соединение смежных щитов опалубки торцами; соединение параллельных щитов опалубки между собой; устройство анкера в теле бетона. Эти недостатки заключаются в большой сложности устройства, повышенной трудоемкости его изготовления. Сложность устройства, вызванная его многофункциональностью, не всегда оправдана, т.к. в ряде случаев не требуется, например, устраивать анкеры в бетоне.

Основной задачей, на решение которой направлено изобретение, является упрощение конструкции устройства для соединения щитов опалубки, сокращение трудоемкости его изготовления, сборки и разборки щитов опалубки.

Решение поставленной задачи достигается по двум направлениям совершенствования устройства: функциональное разделение назначения отдельных элементов устройства с целью упрощения их конструкции и сокращения трудоемкости его эксплуатации; максимальное использование элементов из серийно выпускаемых профилей металла с целью сокращения трудоемкости изготовления устройства.

Предложенное устройство для соединения щитов опалубки, как и прототип, содержит опорные элементы, закрепленные на щитах опалубки, систему фиксаторов и клиньев, взаимодействующих с опорными элементами щитов опалубки, тяж для соединения параллельных щитов опалубки.

В отличие от прототипа соединения смежных щитов опалубки торцами и параллельных щитов опалубки между собой выполнены раздельными, при этом опорные элементы, предназначенные для соединения смежных щитов, выполнены в виде уголков, продольные оси которых параллельны граням соединяемых торцами смежных щитов, опорные элементы для соединения параллельных щитов выполнены в виде плоских кронштейнов с прорезями, причем плоскости кронштейнов расположены вертикально и перпендикулярно плоскости щитов, фиксатор для соединения смежных щитов торцами выполнен в виде скобы, состоящей из ригеля, выполненного в виде пластины с прорезями для клина, выполняющего функцию прижима, подвижного и неподвижного захватов, перпендикулярно сопряженных с ригелем и оснащенных выступами в виде уголков, которые в рабочем положении взаимодействуют с опорными элементами на смежных щитах опалубки, при этом подвижная скоба фиксатора смежных щитов в рабочем положении фиксируется плоским клином, размещенным в прорези ригеля фиксатора, а тяж для соединения параллельных щитов выполнен в виде стержня с проточками, причем для закрепления параллельных щитов в проектном положении посредством распорного тяжа предусмотрены плоские фиксаторы, каждый из которых имеет паз и которые взаимодействуют с тяжем, входя в его проточки, и с кронштейнами опорных элементов щитов опалубки, входя в их прорези.

Если в прототипе распорный тяж состоит из трех элементов, каждый из которых достаточно трудоемок в изготовлении, то в предлагаемом устройстве распорный тяж для соединения противоположных параллельных щитов опалубки выполнен в виде цельного стержня с проточками на концах. Для закрепления параллельных противоположных щитов опалубки в проектном положении посредством распорного тяжа имеются плоские фиксаторы, в каждом из которых выполнен паз для тяжа. Фиксаторы параллельных щитов опалубки взаимодействуют с тяжем, клинообразным пазом входя в его проточки, и с кронштейнами опорных элементов щитов, входя в их прорези.

Сущность предлагаемого изобретения заключается в том, что элементы устройства для соединения щитов опалубки функционально разделены на две части, одна из которых используется для соединения торцами смежных щитов опалубки, а другая - для соединения параллельных противоположных щитов опалубки. При этом опорные элементы, используемые для соединения щитов и закрепляемые на щитах и фиксаторах, выполнены из простейших прокатных профилей, а именно из уголков и пластин. Из таких же серийных профилей проката выполнены фиксаторы (из пластин) и распорный тяж (из цельного куска круглого стержня). В конструктивном отношении элементы предлагаемого устройства предельно упрощены и требуют минимума механической обработки.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 показана схема расположения частей устройства на соединяемых щитах; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 - разрез Б-Б на фиг.2; на фиг.4 - разрез В-В на фиг.2.

Часть устройства для соединения торцами смежных щитов 1 и 2 (1' и 2') содержит опорные элементы (упоры) 3, закрепленные, например, электросваркой на каркасах щитов.

Упоры 3 выполнены из отрезков равнобоких уголков. Фиксатор для соединения смежных щитов (ФСЩ) 4 состоит из ригеля 5, выполненного в виде пластины с прорезью для клина 6. К ригелю 5 жестко прикреплены пластины неподвижного захвата 7, к которым приварен упор 8 в виде отрезка равнобокого уголка. Пластины подвижного захвата 9 сварены между собой через прокладки (на чертеже не показано) с возможностью перемещения вдоль ригеля 5. К пластинам подвижного захвата 9 приварен упор 10 в виде отрезка уголка.

Часть устройства, используемая для соединения параллельно-противоположных щитов 1 и 1' и (2 и 2'), включает опорные элементы (упоры) 11, приваренные к элементам каркасов опалубочных щитов. В упорах 11 выполнены прорези 12, в которые вставляется фиксатор соединения параллельно-противоположных щитов (ФПЩ) 13. В рабочем положении фиксатор ФПЩ 13 взаимодействует с опорами 11 и с распорным тяжем 14, в котором выполнены проточки 15. Фиксатор ФПЩ 13 выполнен в виде пластины, в которой сделан паз 16 для распорного тяжа 14 и заплечики 17, которыми фиксатор ФПЩ 13 садится в прорези 12 упора 11. Кроме того, в фиксаторе ФПЩ 13 сделано отверстие 18, напротив которого на каркасе щитка опалубки приварен упор для монтажного ломика (на чертеже не показано).

Устройство работает следующим образом.

Смежные щиты опалубки 1 и 2 совмещают торцами. Устанавливают фиксатор ФСЩ 4 в узел соединения щитов таким образом, чтобы упор 8 взаимодействовал с упором 3, а ригель 5 был прижат к элементам каркасов соединения щитов. Подвижный захват 9 фиксатора ФСЩ 4 перемещают по ригелю 5 до соприкосновения упора 10 с упором 3. В прорезь ригеля 5 вставляют клин 6 и забивают его, обеспечивая плотное соединение щитов опалубки 1 и 2 (1' и 2').

Для соединения параллельно-противоположных щитов 1 и 1' и (2 и 2') в соответствующие отверстия в щитах вставляют распорный тяж 14. Устанавливают фиксаторы ФПЩ 13 в прорези 12 упоров 11. Перемещая распорный тяж 14, совмещают его проточки с фиксаторами ФПЩ 13. После взаимодействия фиксаторов ФПЩ 13 с прорезями 12 упоров 11 и проточками 15 тяжа 14 параллельно-противоположные щиты 1 и 1' (2 и 2') будут находиться друг от друга на проектном расстоянии и жестко связаны между собой. В процессе соединения параллельно-противоположных щитов распорный тяж 14 защищают от бетона, например, пластмассовой трубкой (на чертеже не показана). Общая пространственная жесткость обеспечивается известными приемами.

Для разборки щитов опалубки после бетонирования конструкции выбивают клин 6 и убирают фиксатор ФСЩ 4. Для удаления распорного тяжа 14 удаляют фиксаторы ФПЩ 13. Для этого в отверстие 18 фиксатора ФПЩ 13 вставляют монтажный ломик и его конец опирают на упор, приваренный к каркасу щита или в отверстие в элементе каркаса щита (не показано). Действуя ломиком как рычагом, удаляют фиксатор ФПЩ 13, а затем вынимают распорный тяж 14 для последующего использования.

Таким образом, новое сочетание известных признаков (уголковые упоры, проточки на распорном тяже), дополненное новыми существенными признаками (разделение функций элементов устройства, новые конструктивные решения фиксаторов, упоров и распорного тяжа) позволили получить новый технический результат, который заключается в следующем. По сравнению с известными решениями упрощена конструкция устройства для соединения щитов опалубки, элементы которого изготавливатся из серийно выпускаемых прокатных профилей с минимальной трудоемкостью изготовления устройства за счет сокращения объемов механической обработки его деталей. Сокращена трудоемкость эксплуатации устройства, повышена его надежность и удобство эксплуатации.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ 1. Патент РФ 2067645, МПК: 6 Е 04 G 17/00, 1996.

2. Авторское свидетельство СССР 827715, МПК: Е 04 В 1/58, 1981.

3. Патент РФ 2097510, МПК: 6 E 04 G 17/02, 17/07, 1997 - прототип.

Формула изобретения

Устройство для соединения щитов опалубки, включающее опорные элементы, закрепленные на щитах опалубки, фиксаторы и клинья, взаимодействующие с опорными элементами щитов опалубки, тяж для соединения параллельных щитов опалубки, отличающееся тем, что соединения смежных щитов опалубки торцами и параллельных щитов опалубки между собой выполнены раздельными, при этом опорные элементы, предназначенные для соединения смежных щитов, выполнены в виде уголков, продольные оси которых параллельны граням соединяемых торцами смежных щитов, опорные элементы для соединения параллельных щитов выполнены в виде плоских кронштейнов с прорезями, причем плоскости кронштейнов расположены вертикально и перпендикулярно плоскости щитов, фиксатор для соединения смежных щитов торцами выполнен в виде скобы, состоящей из ригеля, выполненного в виде пластины с прорезями для клина, выполняющего функцию прижима, подвижного и неподвижного захватов, перпендикулярно сопряженных с ригелем и оснащенных выступами в виде уголков, которые в рабочем положении взаимодействуют с опорными элементами на смежных щитах опалубки, при этом подвижная скоба фиксатора смежных щитов в рабочем положении фиксируется плоским клином, размещенным в прорези ригеля фиксатора, а тяж для соединения параллельных щитов выполнен в виде стержня с проточками, причем для закрепления параллельных щитов в проектном положении посредством распорного тяжа предусмотрены плоские фиксаторы, каждый из которых имеет паз, и которые взаимодействуют с тяжем, входя в его проточки, и с кронштейнами опорных элементов щитов опалубки, входя в их прорези.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4