Контрольно-проверочная машина для технического обслуживания, технической и баллистической подготовки комплексов артвооружения
Реферат
Изобретение относится к области обеспечения боевой подготовки комплексов артвооружения (АВ) и направлено на создание автоматизированной системы технического обслуживания, текущего ремонта комплексов артиллерийского вооружения, технической и баллистической подготовки арткомплексов. Технический результат - автоматизация технического обслуживания, техническая и баллистическая подготовка комплексов артвооружения, повышение качества проводимых проверок за счет объективности и точности контроля, повышение качества системы учета и контроля состояния боевой техники, снижение трудоемкости и сокращение времени обслуживания. Машина согласно изобретению содержит кузов-фургон на шасси высокой проходимости, комплект штатных и стандартных приборов, оборудования, инструмента и принадлежностей для проведения работ по техническому обслуживанию, текущему ремонту в фирме http://blits-air.ru/, технической и баллистической подготовке комплексов артвооружения, источники питания, средства связи, средства жизнеобеспечения и безопасности работ экипажа. Машина также оснащена механизмом чистки ствольных труб, прибором измерения дульного угла, прибором выверки прицела и бортовой информационно-измерительной управляющей системой, осуществляющей управление проведением работ, управление работой приборов и оборудования, информационное обеспечение, обработку и документирование результатов работ и обучение экипажа. 2 ил.
Изобретение относится к области обеспечения боевой подготовки комплексов артвооружения (АВ).
В настоящее время техническое обслуживание, техническая и баллистическая подготовка являются составной частью боевой подготовки, поддержание комплексов артвооружения в состоянии боевой готовности осуществляется экипажем боевых машин и специалистами войсковых частей с использованием эксплуатационной документации и комплекта запасных частей, инструмента и приспособлений (ЗИП) изделий. При этом возникают значительные трудности, связанные с большой номенклатурой объектов, находящихся в эксплуатации, сложностью узлов и систем, большим количеством проверок элементов комплекса и их высокой трудоемкостью, отсутствием необходимого оборудования и методик определения отдельных поправок, а также недостаточной квалификацией экипажей боевых машин. Это приводит к тому, что высокие потенциальные возможности современных комплексов артиллерийского вооружения по ведению эффективного огня, заложенные конструкцией изделия, используются не в полной мере, и в процессе эксплуатации объектов их эффективность снижается. Одним из путей решения отмеченных проблем является создание специальных контрольно-проверочных машин (КПМ), оборудованных высокоточной контрольно-проверочной аппаратурой и обсуживаемых высококвалифицированным экипажем. Прототипом для предлагаемого решения является контрольно-проверочная машина для технического обслуживания и текущего ремонта аппаратуры комплекса управляемого вооружения боевой машины пехоты (БМП) (см. Техническое описание и инструкцию по эксплуатации контрольно-проверочной машины С01М02. -Ижевск, АО "Ижмаш". 1985). Контрольно-проверочная машина включает в свой состав кузов-фургон на шасси высокой проходимости, оборудованный комплектом специальных приборов и оборудования для проведения работ по техническому обслуживанию (ТО) и текущему ремонту (ТР) аппаратуры комплекса управляемого вооружения (УВ) БМП, комплектом инструмента, стандартных приборов, приспособлений и принадлежностей для проведения работ по ТО и ТР комплекса УВ БМП, источниками питания собственной аппаратуры и проверяемых объектов; средствами связи; комплексом средств обеспечения жизнедеятельности и безопасности работы экипажа КПМ. Проведение цикла работы по обслуживанию заключается в следующем: командир и оператор КПМ по эксплуатационной документации и инструкциям, используя аппаратуру, осуществляют проверки, вычисляют результаты, сравнивают с допусковыми ограничениями, принимают решения о годности изделия к дальнейшей эксплуатации. Схема цикла работ проиллюстрирована на фиг.1. Использование КПМ С01М02 в составе войсковых подразделений повысило качество и оперативность проведения работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту комплекса УВ БМП. Однако, несмотря на ограниченный объем проверок и обслуживание изделий только одного типа, в работе КПМ имеются трудности, связанные с высокой трудоемкостью проводимых операций и недостаточной объективностью регистрируемых результатов, отсутствием сервисных услуг по информационному обеспечению, обработке и оформлению результатов, обучению экипажа, что увеличивает время проводимых работ. Задачей, на решение которой направлено изобретение, является создание контрольно-проверочной машины для технического обслуживания, технической и баллистической подготовки комплексов артвооружения, обеспечивающей частичную автоматизацию проводимых работ, создание благоприятной среды максимального удобства при проведении работ и, соответственно, повышение качества проводимых проверок за счет объективности и точности контроля; повышение качества системы учета и контроля состояния боевой техники; снижение трудоемкости и сокращение времени обслуживания объектов. Предлагаемая контрольно-проверочная машина предназначена для технического обслуживания и текущего ремонта комплексов артиллерийского вооружения (включая пушку, систему управления огнем, прицел, стабилизатор вооружения) нескольких типов танков (типа Т-64, Т-72, Т-80, Т-90 различных модификаций), технической (ТП) и баллистической(БП) подготовки изделий. Поставленная задача достигается тем, что в кузове-фургоне КПМ дополнительно к элементам комплектации КПМ, эквивалентным прототипу, размещены - механизм чистки ствольных труб (МЧТ) для качественной подготовки канала ствола к проведению измерений непрямолинейности оси и износа канала ствола и очистки канала ствола от нагара после стрельб в составе операций технической подготовки; - прибор измерения дульного угла (ПДУ) ствола с повышенной точностью для проведения работ по технической подготовке; - прибор выверки прицела (ПВП) для проведения работ по выверке прицельных устройств в составе технической подготовки и технического обслуживания и - бортовая информационно-измерительная управляющая система (БИУС), предназначенная для управления проведением работ по ТО, ТР, ТП и БП изделий, управления работой приборов и оборудования при проведении отдельных технически сложных операций, информационной поддержки проводимых работ представлением необходимых разделов эксплуатационной документации и инструкций по проведению работ в виде контекстной помощи, обработки результатов проверок, подготовки рекомендаций для принятия обоснованного решения по результатам работ, документирования и архивирования результатов работ, обучения экипажа. При этом проведение цикла работ по обслуживанию изменяется следующим образом: Командир и оператор КПМ, используя специальное и штатное оборудование и аппаратуру, проводят работы по ТО, ТР, ТП и БП в соответствии с указаниями БИУС, последовательно появляющимися на экране монитора; ряд технически сложных операций автоматизирован; регистрация, обработка и анализ результатов ведется безбумажным методом, используя ЭВМ и специальное программное обеспечение. Во всех трудных случаях для проверки правильности своих действий, принимаемых решений, получения рекомендаций по возможным неисправностям и способам их устранения при отказах экипаж может воспользоваться услугами информационной подсистемы, вызвав раздел эксплуатационной документации объекта, контрольно-проверочной машины, контрольно-проверочной аппаратуры или инструкции. В архиве БИУС можно посмотреть результаты предыдущих работ и сравнить с полученными результатами. Система обучения БИУС позволяет эффективно повышать квалификацию экипажа с помощью программированного учебника по устройству и работе, порядку и правилам проведения операций, системы контрольных вопросов и оценки знаний. Автоматизированное документирование результатов обслуживания по утвержденным формам с последующей вклейкой их в формуляры объектов повышает качество системы учета и контроля боевой готовности техники. Схема цикла работы проиллюстрирована на фиг.2. Предлагаемая контрольно-проверочная машина состоит из кузова-фургона на шасси высокой проходимости, оборудованного бортовой информационно-измерительной управляющей системой; комплектом специальных приборов и оборудования (в том числе: механизмом чистки ствольных труб, прибором измерения дульного угла ствола, прибором выверки прицела) и комплектом штатного инструмента, приспособлений, принадлежностей, стандартных приборов для проведения работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту, технической и баллистической подготовке комплексов артвооружения; источниками питания собственной аппаратуры и проверяемых объектов; средствами связи; комплектом средств обеспечения жизнедеятельности и безопасности работы экипажа КПМ. Размещение на борту КПМ бортовой информационно-измерительной управляющей системы, представляющей собой "мозговой" центр КПМ, позволяет снизить трудоемкость, повысить объективность и качество проводимых работ по обслуживанию боевой техники, сократить сроки проведения работ, улучшить качество учета и контроля за состоянием обслуживаемой техники, повысить обученность экипажей. В целом все эти преимущества позволяют повысить боевую готовность эксплуатируемой техники и боевую подготовку войсковых подразделений. В процессе выполнения обслуживания можно отметить следующую последовательность работ, проводимых оборудованием и экипажем КПМ: - развертывание КПМ и объекта для обслуживания; - контроль работы приборов, предназначенных для проведения проверок, на специальном контрольном оборудовании, проводимый под управлением БИУС, и занесение результатов в БИУС; - чистка канала ствола механизмом чистки трубы объекта (при необходимости); - выбор режима работы в меню на экране монитора БИУС; - выполнение операций экипажем КПМ в соответствии с указаниями на экране монитора; - занесение результатов проверок в БИУС (для операций, которые ведутся в ручном режиме, осуществляется с клавиатуры; для операций, проводимых в автоматическом режиме, управление работой узлов, приборов и оборудования и занесение результатов осуществляются автоматически); - определение соответствия полноты проведения проверок и результатов проверок нормативам, выдача рекомендаций по пригодности к дальнейшей эксплуатации, необходимости регулировок, ремонта или дефектации узлов (проводится БИУС в автоматическом режиме); - проведение настроек и регулировок узлов экипаж проводит в процессе проведения операций по рекомендациям БИУС в соответствии с требованиями и методиками эксплуатационной документации, которые контекстно могут быть получены в информационной подсистеме БИУС; - принятие решения по результатам проведенной работы (осуществляется командиром КПМ) подтверждением результата нажатием соответствующей кнопки в форме на экране монитора; - распечатка на принтере отчетной формы установленного образца с результатами работы и вклейка формы в формуляр обслуживаемого объекта; - свертывание КПМ и обслуживаемого объекта после завершения работ. Дополнительно экипажем КПМ и проверяющими лицами могут проводиться работы по контролю и изучению состояния обслуживаемой КПМ техники, вызову отчетных форм из архива БИУС за любой период эксплуатации КПМ, обучению экипажа и контролю его знаний. На фиг. 1, 2 представлены схемы взаимодействия расчета КПМ и использования комплекта оборудования КПМ при выполнении операций для прототипа (фиг. 1) и изобретения (фиг.2). На фиг.1 приведены следующие обозначения: 1.1 Кузов-фургон на шасси высокой проходимости. 1.2 Комплект специальных приборов и оборудования для проведения работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту комплекса управляемого вооружения. 1.3 Комплект штатного инструмента, приспособлений и принадлежностей для проведения технического обслуживания и текущего ремонта комплексов управляемого вооружения обслуживаемых объектов - КПМ и КПА. 1.4 Источники питания собственной аппаратуры и проверяемых объектов. 1.5 Комплект средств обеспечения жизнедеятельности и безопасности работы расчета КПМ. 1.6 Средства связи. На фиг.2 приведены следующие обозначения: 2.1 Кузов-фургон на шасси высокой проходимости. 2.2 Бортовая информационно-измерительная управляющая система. 2.3 Комплект специальных приборов и оборудования для проведения работ по техническому обслуживанию, текущему ремонту, технической и баллистической подготовке комплексов артвооружения, в том числе МЧТ, ПДУ и ПВП. 2.4 Комплект штатного инструмента, приспособлений и принадлежностей для проведения технического обслуживания и текущего ремонта комплексов артвооружения обслуживаемых объектов - КПМ и КПА. 2.5 Источники питания собственной аппаратуры и проверяемых объектов. 2.6 Комплект средств обеспечения жизнедеятельности и безопасности работы расчета КПМ. 2.7 Средства связи. На фиг.1 показано, что в прототипе прохождение цикла выполнения операции проводится традиционным путем: - командир КПМ дает указание оператору (расчету) на выполнение комплекса операций технического обслуживания и текущего ремонта; - оператор (расчет) КПМ, используя свои знания, навыки и эксплуатационную документацию, проводят эти операции, используя оборудование КПМ; - командир КПМ оказывает помощь в анализе и обработке результатов и принимает решение о пригодности обслуживаемого изделия к дальнейшей эксплуатации, делает отметку в формуляре объекта о проведенном обслуживании. На фиг. 2 показано, что в предлагаемом образце за счет включения в ее состав БИУС прохождение цикла выполнения операций качественно изменилось: - организован круг взаимодействия БИУС - командир КПМ - оператор КПМ; - в БИУС все действия и их последовательность, необходимые для качественного проведения операций, структурированы в соответствии с эксплуатационной документацией на объект. Для оперативной подсказки структурирована и сама эксплуатационная документация; - командир КПМ в соответствии с указаниями на экране БИУС непосредственно руководит выполнением каждой операции, отдает распоряжения расчету по выполнению необходимых действий, вносит в БИУС результаты этих действий для неавтоматизированных операций (для автоматизированных результаты поступают автоматически); - оператор (расчет) выполняет эти действия, используя оборудование КПМ, и докладывает по системе связи командиру о результатах действий, измерений, контроля; - БИУС регистрирует внесенные результаты, проводит их обработку, сравнение с допусковыми требованиями, выдает рекомендации по пригодности обслуживаемого образца к дальнейшей эксплуатации. По результатам работ печатается отчет установленной формы; - командир КПМ, используя результаты анализа и рекомендации БИУС, принимает решение о пригодности обслуживаемого образца к дальнейшей эксплуатации и подписывает отчет. Отчет вклеивается в формуляр объекта. В выписке из акта государственных испытаний изделия КПМ 1И37 представлено подтверждение факта успешного прохождения КПМ 1И37 испытаний. Предлагаемый образец контрольно-проверочной машины реализован в КПМ 1И37. КПМ 1И37 прошла приемочные и войсковые испытания и рекомендовна к принятию на снабжение Сухопутных Войск РФ. На испытаниях показано, что использование КПМ 1И37 позволяет повысить боеготовность обслуживаемой техники в войсковых подразделениях в 2-2,5 раза за счет сокращения времени перевода техники к боевому применению, повысить точность стрельбы в 1,3-1,5 раза за счет улучшения качества настройки параметров и учета индивидуальных поправок по сравнению со штатной практикой эксплуатации техники.Формула изобретения
Контрольно-проверочная машина, содержащая кузов-фургон на шасси высокой проходимости, комплект штатных и стандартных приборов, оборудования, инструмента и принадлежностей для проведения работ по техническому обслуживанию. текущему ремонту, технической и баллистической подготовке комплексов артвооружения, источники питания, средства связи, средства жизнеобеспечения и безопасности работ экипажа, отличающаяся тем, что она снабжена механизмом чистки ствольных труб. прибором измерения дульного угла, прибором выверки прицела и бортовой информационно-измерительной управляющей системой, предназначенной для управления проведением работ, управления работой приборов и оборудования, информационного обеспечения, обработки и документирования результатов работ и обучения экипажа.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2