Составной прокатный валок
Реферат
Использование: изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при производстве прокатных валков. Сущность: составной прокатный валок содержит ось с неприводной и приводной шейками, бандаж с кольцевыми проточками на концевых участках, насаженный на ось с зазором, концевые участки бандажа стянуты с осью кольцами, насаженными с натягом, при этом ось валка содержит бурт, выполненный со стороны приводной шейки, а концевые участки бандажа на ширине, соответствующей ширине стяжных колец, насажены на ось валка с натягом, а соотношение величины натягов стяжное кольцо - бандаж и бандаж - ось валка определяется в зависимости от размеров и материала оси валка, бандажа и стяжных колец и допустимого момента прокатки. Изобретение обеспечивает повышение стойкости валка, улучшение условии работы бандажа и стяжных колец путем снижения необходимого натяга стяжных колец на концевых участках бандажа, расширения марочного сортамента материала стяжных колец, повышение надежности валка в работе при изменении натяга стяжных колец при нагреве валка или при переточках. 1 з.п. ф-лы, 1 ил., 2 табл.
Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при производстве прокатных валков.
Известен составной прокатный валок, содержащий ось с неприводной и приводной шейками, бурт и бандаж, сопряженный с осью по посадке с натягом. После механической обработки сопрягаемых поверхностей оси валка и бандажа с обеспечением гарантированного натяга последующее их соединение осуществляют путем увеличения внутреннего диаметра бандажа или уменьшения диаметра оси валка за счет нагрева бандажа или охлаждения оси валка [1]. Недостатком данной конструкции валка является невозможность ее использования для бандажей, выполненных из износостойких, но недостаточно прочных на растяжение материалов, например чугуна. Известен составной прокатный валок, содержащий ось и установленный на нее бандаж, имеющий на внутренних торцевых поверхностях кольцевые проточки с монтированными в них пружинно-затяжными кольцами, а в наружных проточках бандажа, выполненных у его торцов, с целью повышения прочности бандажа установлены кольцевые втулки, при этом сопряженные поверхности втулок и проточек бандажа выполнены коническими [2]. Недостатком данной конструкции валка является сложность изготовления элементов валка, низкая прочность бандажа, имеющего на наиболее опасных торцевых участках бандажа наружную и внутреннюю проточки, недостаточная надежность фиксации пружинно-затяжных колец с помощью гайки. Известен составной прокатный валок, содержащий ось, бандаж с кольцами на концевых участках, посаженный на ось с зазором, а концевые участки бандажа стянуты с осью кольцами, насаженными с натягом [3]. Данная конструкция валка взята за ближайший аналог. Недостатком валка является необходимость использования для посадки стяжных колец натяга, максимально допустимого из условий прочности материала стяжных колец, а также использовать для изготовления стяжных колец материалы, допускающие большие растягивающие напряжения. Кроме того, использование максимально допустимого натяга стяжных колец для обеспечения жесткости соединения бандажа с осью не позволяет компенсировать снижение натяга, а следовательно, и жесткости соединения бандажа с осью при нагреве валка при прокатке, вызванного разными коэффициентами температурного расширения материала бандажа и стяжных колец (у стальных стяжных колец он выше, чем у бандажа, изготовленного для данного типа конструкций из чугуна), а также при уменьшении наружного диаметра стяжных колец при переточках. Задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение стойкости валка, улучшение условий работы бандажа и стяжных колец путем снижения необходимого натяга стяжных колец на кольцевых участках бандажа, расширения марочного сортамента материала стяжных колец, повышение надежности валка в работе при изменении натяга стяжных колец при нагреве валка или при переточках. Поставленная задача достигается за счет того, что предложен составной прокатный валок, содержащий ось с неприводной и приводной шейками, бандаж с кольцевыми проточками на концевых участках, насаженный на ось с зазором, а концевые участки бандажа стянуты с осью кольцами, насаженными с натягом, при этом ось валка содержит бурт, выполненный со стороны приводной шейки, а концевые участки бандажа на ширине, соответствующей ширине стяжных колец, насажены на ось валка с натягом, величина натяга концевых участков бандажа на оси валка определяется прочностью бандажа при сборке, а величина натяга стяжных колец на концевых участках бандажа определяется в зависимости от натяга концевых участков бандажа на оси валка, размеров и материала оси валка, бандажа, стяжных элементов и допустимого момента прокатки, причем величина натяга стяжных колец на концевых участках бандажа может определяться по следующей зависимости: где dБ - натяг концевых участков бандажа на оси валка; ро - необходимое радиальное давление по поверхности контакта бандаж - ось валка; КОБ - коэффициент упругости системы ось - бандаж; КБК - коэффициент упругости системы бандаж-стяжное кольцо; Кф - коэффициент формы и материала бандажа; DO - диаметр оси валка; DБ - диаметр кольцевых проточек бандажа. На чертеже показан описываемый валок, продольный разрез. Составной прокатный валок содержит ось 1 с буртом 2, бандаж 3, стяжные кольца 4, 5. Бандаж 3 имеет с обоих сторон наружные кольцевые проточки 6 с цилиндрической или конической поверхностью, в которых установлены, с сопряжением поверхностей по посадке с натягом, стяжные кольца 4, 5. Валок работает следующим образом. На ось 1 по посадке с натягом dБ на концевых участках бандажа и по посадке с зазором на центральном участке бандажа, насаживается бандаж 3, нагретый до температуры tБ. После этого в наружные кольцевые проточки бандажа по посадке с натягом dк последовательно насаживаются стяжные кольца 4 и 5, нагретые до температуры tк. При насадке бандажа на ось валка с натягом dБ на кольцевых участках бандажа и нагрева оси за счет теплообмена от контакта с бандажом в момент сборки валка на поверхности контакта концевых участков бандажа и оси возникают контактные радиальные давления ро, которые приводят к возникновению в бандаже и оси тангенсальных и радиальных напряжений. При этом ось валка испытывает напряжения сжатия, а бандаж - напряжения растяжения. Величина натяга концевых участков бандажа на оси валка dБ выбирается с учетом обеспечения прочности бандажа в момент сборки валка без установки стяжных колец. После посадки с натягом dк в кольцевые проточки бандажа стяжных колец и выравнивания температуры элементов валка, на поверхности контакта стяжных колец и бандажа возникают контактные радиальные давления рк, а в стяжных кольцах и бандаже, на участке посадки стяжных колец в кольцевые проточки бандажа, возникают тангенсальные и радиальные напряжения Gt и Gr. При этом стяжные кольца испытывают растягивающие напряжения, а бандаж - напряжения сжатия. Эквивалентные напряжения в бандаже на концевых участках от растягивающих напряжений натяга на ось и напряжений сжатия от стяжных колец определяются по известным методикам расчета составных толстостенных труб. Определение величины необходимых натягов в системе ось - бандаж - стяжные кольца ведется в следующей последовательности. Исходя из конструктивного исполнения и размеров шеек и бочки валка, расположения и размеров калибров и буртов на бочке валка, пластических и упругих свойств материала оси, бандажа, стяжных колец, допустимого давления и момента прокатки, а также из условий работы элементов валка на смятие и срез по известным методикам определяют или задают диаметр оси валка, ширину участков контакта бандажа и оси валка по посадке с натягом В01 и В02, ширину и диаметр кольцевых проточек бандажа. Величину необходимых радиальных давлений рo по поверхностям контакта концевых участков бандажа и оси валка определяют по допустимому моменту прокатки с учетом коэффициента запаса по моменту прокатки по следующей зависимости: где рo - необходимое радиальное давление по поверхности контакта концевых участков и оси валка; КЗ - коэффициент запаса по моменту прокатки; МПР - допустимый момент прокатки; Do - диаметр оси валка; В01, B02 - ширина участков контакта оси и бандажа по посадке с натягом; fГР - коэффициент трения по поверхности контакта бандаж - ось валка. Величину натяга концевых участков бандажа на оси валка dБ задают с учетом обеспечения прочности бандажа в момент сборки при его посадке на ось исходя из размеров элементов валка, выбранной системы допусков и посадок и опытных данных. После определения величины необходимых радиальных давлений по поверхности контакта ось - бандаж, используя известные методики расчета составных толстостенных труб, определяется величина натяга dк при посадке стяжных колец в кольцевые проточки бандажа на концевых участках по следующей зависимости: где : КОБ - коэффициент упругости системы ось - бандаж; КБК - коэффициент упругости системы бандаж - стяжное кольцо; КФ - коэффициент формы и материала бандажа; DБ - диаметр наружных кольцевых проточек бандажа. Значения коэффициентов упругости системы ось - бандаж и системы бандаж - стяжное кольцо предварительно определяются по следующим зависимостям: где Dк - наружный диаметр стяжного кольца; O - коэффициент Пуассона материала оси валка; Б - коэффициент Пуассона материала бандажа; K - коэффициент Пуассона материала стяжного кольца; Ео - модуль упругости материала оси валка; ЕБ- модуль упругости материала бандажа; ЕК - модуль упругости материала стяжного кольца. Коэффициент формы и материала бандажа КФ предварительно определяется по следующей зависимости: Для определения тангенсальных и радиальных напряжений в бандаже определяют величину контактных радиальных давлений к по поверхности контакта бандажа и стяжных колец по зависимости: Радиальные и тангенсальные напряжения на внутренней и наружной поверхностях концевых участков бандажа, нагруженных внутренним ро и наружным рк радиальными давлениями, определяются по известным методикам расчета толстостенных труб. На внутренней поверхности Gr Б вн = -po (8) На наружной поверхности Gr Б нар = -pk (10) При этом тангенсальные (окружные) напряжения в зависимости от соотношения размеров и внутреннего и наружного давлений могут быть растягивающими или сжимающими, а радиальные напряжения - только сжимающими. Эквивалентное напряжение согласно пятой теории прочности (гипотеза О. Мора) определяется по следующей зависимости: G экв = maxGt-minGr<[Gp] (11) где max Gt - максимальное окружное (тангенсальное) напряжение; - отношение допустимого напряжения растяжения материала бандажа к допустимому напряжению сжатия; min Gr - минимальное радиальное (нормальное) напряжение; [G р] - допустимое напряжение растяжения материала бандажа. Эквивалентное напряжение будет или растягивающим или сжимающим в зависимости от соотношения тангенсальных и радиальных напряжений. Величина радиальных и тангенсальных напряжений на внутренней и наружной поверхностях стяжных колец, нагруженных внутренним радиальным давлением рк, определяется по известным методикам расчета толстостенных труб. На внутренней поверхности Gr К вн = - pk (13) На наружной поверхности Gr К нар = 0 Эквивалентное напряжение согласно пятой теории прочности (гипотеза О. Мора) определяется по формуле (11), принимая значение =1. В таблице 1 приведены задаваемые значения для расчета необходимой величины натяга в системе стяжное кольцо - бандаж для составного прокатного валка проволочного стана с размером бочки валка 400х1000 мм для различных значений величины натяга в системе ось - бандаж для предлагаемого валка и величины зазора в системе ось - бандаж для сравниваемого ближайшего аналога. При этом значения зазора взяты из системы допусков и посадок для посадки с зазором в поле допусков Н8/h8, H8/h7 и H8/h6, для которых максимально допустимый зазор по диаметру составляет 0,178 мм, 0,141 мм и 0,093 мм. В таблице 2 - результаты расчета величины натяга в системе бандаж - стяжное кольцо, контактных радиальных давлений на поверхности контакта ось - бандаж, возникающих в бандаже напряжений после сборки валка, а также эквивалентных напряжений на внутренней поверхности стяжных колец. Расчеты показывают, что эквивалентные напряжения на внутренней поверхности стяжного кольца валка-аналога шириной 50 мм составляют 57,3-64,8 кг/мм2. При этом натяг стяжных колец должен быть 0,92-1,1 мм. Для предлагаемого составного валка при натяге концевых участков бандажа на оси валка 0,032 мм требуется натяг стяжных колец 0,65 мм и при этом эквивалентное напряжение на внутренней поверхности стяжного кольца составит 46,2 кг/мм2. При натяге концевых участков бандажа на оси валка 0,126 мм требуется натяг стяжные колец 0,45 мм и при этом эквивалентное напряжение составит 38 кг/мм2. То есть в предлагаемом составном валке эквивалентные напряжения стяжных колец в ~1,5 раза меньше, чем у валка-аналога. Так как при выборе материала стяжных колец предусматривается отсутствие пластической деформации, то без учета коэффициента запаса прочности эквивалентные напряжения не должны превышать предела текучести материала колец. Для стяжных колец валка-аналога взята улучшенная или закаленная сталь 65Г, у которой предел текучести составляет 70 кг/мм2 и 125 кг/мм2. Для предлагаемого валка для стяжных колец можно использовать менее прочные стали. Кроме того, увеличивая величину натяга бандажа на оси валка, можно снизить натяг стяжных колец и использовать для их изготовления любые конструкционные стали без специальной термообработки. Наличие бурта на оси валка, посадка концевых участков бандажа на ось валка с предварительным натягом позволяет снизить трудоемкость сборки, корректировать при изготовлении валка натяг стяжных колец в случае брака при токарной обработке, так как позволяет проводить токарную обработку или шлифовку кольцевых проточек бандажа после посадки его на ось валка. При этом величина натяга бандажа на оси - валка и возникающие на поверхности контакта радиальные давления достаточны для проведения любых операций транспортировки и мехобработки. ПРИМЕР КОНКРЕТНОГО РАСЧЕТА Расчет величины необходимых натягов в системе ось - бандаж и бандаж - стяжное кольцо проводили для составного прокатного валка проволочного стана 250 с размерами бочки 400х1000 мм. Исходя из конструктивного исполнения и размеров шеек и бочки валка, расположения и размеров калибров и буртов на бочке существующего цельнолитого валка, задаем следующие размеры элементов составного валка: диаметр оси валка Do=260 мм, диаметр кольцевых проточек бандажа DБ= 320 мм, наружный диаметр стяжного кольца DК=370 мм, ширина участков контакта оси и бандажа по посадке с натягом В01=В02=50 мм. Допустимый момент прокатки МПР=3830 кгм, коэффициент запаса по моменту прокатки КЗ= 3, коэффициент трения по поверхности контакта бандаж - ось валка fГР= 0,17. По формуле (1) определяем величину необходимых радиальных давлений ро по поверхностям контакта концевых участков бандажа и оси валка: Зададим величину натяга концевых участков бандажа на оси валка. Из таблицы допусков и посадок в системе отверстий для посадки с натягом выбираем поле допусков Н7/r6. При этом для диаметра оси Dо=260 мм величина натяга по диаметру составит 0,032-0,126 мм. Для расчета берем минимальное значение натяга dБ=0,0.32 мм и максимальное значение dБ=0,126 мм. По формулам (3), (4) и (5) определяем коэффициенты упругости системы ось - бандаж КОБ и системы бандаж - стяжное кольцо KБК, коэффициент формы и материала бандажа КФ: Определяем по формуле (2) величину натяга dк при посадке стяжных колец в кольцевые проточки на концевых участках бандажа: - для минимального натяга бандажа dБ=0,032 мм: - для максимального натяга бандажа dБ=0, 126 мм: Определив требуемую величину минимального и максимального натяга при посадке колец в кольцевые проточки бандажа, выбираем систему допусков и посадок, которая обеспечит требуемое поле натяга. Далее расчет будем вести только для максимального натяга бандажа, так как в этом случае бандаж наиболее нагружен. По формуле (6) определяем величину возникающих радиальных давлений по поверхностям контакта стяжных колец и бандажа: По формулам (7) и (9) определяем величину тангенсальных напряжений на внутренней и наружной поверхностях бандажа: При этом радиальные напряжения на внутренней и наружной поверхностях бандажа определяем по формулам (8) и (10): Gr Б вн = -ро = -6,365 кг/мм2 Gr Б нар = -рк = -4,79 кг/мм2 По формуле (11), принимая значение коэффициента =0,3, определяем эквивалентное напряжение на внутренней и наружной поверхностях концевых участков бандажа: G эмв.вн =2,91-0,3(-6,365)=4,82 кг/мм2 G экв.нар =1,34-0,3(-4,79)=2,77 кг/мм2. Так как для чугунных валков допустимое напряжение растяжения [G p]=35+40 кг/мм2, то запас прочности бандажа на растяжение выше принимаемого для валков пятикратного запаса. Определим напряжения в концевых участках бандажа, возникающие при сборке валка в момент посадки бандажа на ось до посадки стяжных колец. При посадке нагретого бандажа на ось валка с натягом на концевых участках бандажа dБ и последующего выравнивания температуры оси и бандажа на поверхности контакта возникают радиальные давления сборки роб, которые определяем по известным методикам расчета составных толстостенных труб: Определяем радиальные давления сборки роб на концевых участках бандажа при сборке валка с максимальным натягом dБ=0,126 мм: По формулам (7) и (9) определим тангенсальные напряжения на внутренней и наружной поверхностях концевых участков бандажа: Принимая допустимое напряжение растяжения [G р]=35 кг/мм2, определим коэффициент запаса прочности бандажа при сборке: KЗ.ПР = 35/7,03=4/98, что гарантирует прочность бандажа. В предлагаемой конструкции составного прокатного валка прочность бандажа и стяжных колец при сборке валка и в процессе эксплуатации гарантирована размерами элементов валка и возможностью задавать натяг бандажа и стяжных колец в зависимости от допустимого момента прокатки, размеров и прочностных характеристик материала элементов валка. Наличие на оси валка бурта, выполненного со стороны приводной шейки, посадка концевых участков бандажа, соответствующих ширине стяжных колец, на ось валка с натягом, позволяет повысить точность сборки, снизить требуемую величину натяга стяжных колец и расширить марочный сортамент материала стяжных колец. Источники информации 1. В. П. Полухин и др. Составной рабочий инструмент прокатных станов. - М.: Металлургия, 1977, с.21-25. 2. А.с. СССР 554897, пр.04.01.76, Мкл. В 21 В 27/02. 3. А.с. СССР 503387, пр.17.07.73, Мкл. В 21 В 27/02 - ближайший аналог.Формула изобретения
1. Составной прокатный валок, содержащий ось с неприводной и приводной шейками, бандаж с кольцевыми проточками на концевых участках, насаженный на ось с зазором, а концевые участки бандажа стянуты с осью кольцами, насаженными с натягом, отличающийся тем, что ось валка содержит бурт, выполненный со стороны приводной шейки, а концевые участки бандажа на ширине, соответствующей ширине стяжных колец, насажены на ось валка с натягом, при этом величина натяга концевых участков бандажа на оси валка определяется прочностью бандажа при сборке, а величина натяга стяжных колец на концевых участках бандажа определяется в зависимости от натяга концевых участков бандажа на оси валка, размеров и материала оси валка, бандажа, стяжных колец и допустимого момента прокатки. 2. Валок по п. 1, отличающийся тем, что величина натяга стяжных колец dk определяется по следующей зависимости где dБ - натяг концевых участков бандажа на оси валка; O - необходимое радиальное давление по поверхности контакта концевых участков бандажа и оси валка; КOБ - коэффициент упругости системы ось - бандаж; КБК - коэффициент упругости системы бандаж-стяжное кольцо; Кф - коэффициент формы и материала бандажа; DО - диаметр оси валка; DБ - диаметр кольцевых проточек бандажа.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3