Профилактическая смазка против примерзания влажных сыпучих материалов к металлической поверхности транспортного оборудования
Реферат
Изобретение относится к профилактическим смазкам, предназначенным для защиты металлической поверхности горно-транспортного оборудования от примерзания влажных сыпучих пород. Предлагаемая профилактическая смазка содержит остаток от разгонки олигомеров и смесь экстрактов или экстракт от очистки масляных дистиллятов N-метилпирролидоном при следующем соотношении компонентов: остаток от разгонки олигомеров 80-90 мас.%, смесь экстрактов или экстракт 10-20 мас.%. Технический результат - снижение канцерогенности, удельного расхода применяемой профилактической смазки и повышение ее агрегативной устойчивости. 5 табл.
Изобретение относится к профилактическим смазкам, предназначенным для защиты металлической поверхности горно-транспортного оборудования от примерзания влажных сыпучих материалов (вскрышных пород, каменных и бурых углей, руды и др.).
Профилактические смазки применяются также и против смерзания влажных сыпучих материалов при их транспортировании на длительное расстояние. Профилактические смазки наносятся на поверхность горно-транспортного оборудования (полувагоны, думпкары, кузова автосамосвалов, ковши экскаваторов и др. ) через форсунки. При этом образуется аэрозоль, которая распространяется на определенное расстояние от места распыла (брызгоунос). Мельчайшие капли смазки могут попадать на роговицу глаз, кожные покровы и в дыхательные пути обслуживающего персонала подвижных составов (думпкары, самосвалы и др. ). По токсикологическим свойствам нефть и нефтепродукты относятся к IV классу опасности. Однако последние исследования показали, что все жидкие нефтепродукты в той или иной степени канцерогенны [Серповская Г.Е. "О канцерогенности нефти и нефтепродуктов" Химия и технология топлив и масел, 1, 1996 г, с.39-43]. Известен состав "Северин-2" для предотвращения смерзания и примерзания горных пород к стенкам горно-транспортного оборудования (А.С. СССР 675951, М. Кл.2 С 09 К 3/18), содержащий следующие компоненты, мас.%: Легкий газойль каталитического крекинга 180-350oС - 90,0...98,0 Крекинг-остаток от термического крекинга гудронов - 1,0...3,0 Крекинг-остаток от термического крекинга тяжелых ароматизированных дистиллятов вторичного происхождения - 1,0...0,7 Недостатком этого состава является то, что он содержит крекинг-остатки, обладающие высокими раздражающими свойствами и самой высокой канцерогенностью (табл.1). Прототипом предлагаемого состава является "Профилактическое средство против смерзания и примерзания сыпучих материалов к транспортному оборудованию" (А.С. 1096271 А, С 09 К 3/18). При разработке этого состава крекинг-остатки были заменены на гудрон от высокосернистых нефтей, что позволило заметно снизить канцерогенность и раздражающие свойства профилактического средства. Профилактическое средство содержит следующие компоненты, мас.%: Легкий газойль каталитического крекинга 180-350oС - 80...90 Гудрон высокосернистых нефтей - 10...20 Легкий газойль является базовой низкозастывающей основой, а гудрон депрессирующим и адгезионным компонентом. Недостатком профилактического средства по А.С. 1096271 (прототип) является то, что степень канцерогенности остается высокой. Кроме этого, недостатком прототипа является неудовлетворительные вязкостно-температурные свойства и низкая агрегативная устойчивость. Прототип содержит более 30 мас.% сильно структурирующихся соединений (полициклические ароматические углеводороды, смолы и асфальтены). Характеристика компонентов прототипа и предлагаемого состава представлена в табл.2. С понижением температуры структурная вязкость профилактического средства резко повышается. Для подачи такого профилактического средства к форсункам необходимо разрушить сформировавшуюся структуру. Однако вязкость профилактического средства с разрушенной структурой остается весьма высокой. Степень распыла профилактической смазки при этом уменьшается, что приводит к увеличению ее удельного расхода (л/м2). При длительном хранении (более 2-х месяцев) происходит расслоение продукта. Изобретение решает техническую задачу снижения канцерогенности, удельного расхода применяемой профилактической смазки и повышения ее агрегативной устойчивости. Указанная задача решается тем, что профилактическая смазка, содержащая в своем составе низкозастывающую базовую фракцию и адгезионный компонент, согласно изобретения в качестве низкозастывающей базовой фракции содержит остаток от разгонки олигомеров, а в качестве адгезионного компонента - смесь экстрактов или экстракт селективной очистки масляных дистиллятов N-метилпирролидоном при следующем соотношении компонентов, мас.%: Остаток от разгонки олигомеров - 80...90 Экстракт (или смесь экстрактов) селективной очистки N-метилпирролидоном - 10...20 Содержащийся в экстракте N-метилпирролидон (не более 0,01 мас.%) по токсикологическим свойствам относится к IV классу опасности. Канцерогенностью не обладает. Остаток от разгонки олигомеров канцерогенностью не обладает. Предлагаемую профилактическую смазку получают путем компаундирования при температуре 60oС - остатка от разгонки олигомеров 80-90 мас.% и смеси экстрактов или экстракта селективной очистки масляных дистиллятов N-метилпирролидоном (10-20 мас.%). В качестве основы профилактической смазки используется остаток от разгонки продукта полимеризации пропилена. Продукт полимеризации пропилена разгоняется при температуре 300oС под давлением 0,13-0,15 МПа с целью выделения фракции 160-250oС (тетрамер пропилена), которая используется для получения присадки ОТП (см. Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Справочное издание под ред. В.М. Школьникова. М. : Химия, 1989, с.377). Остаток от разгонки выкипает в пределах 230-300oС и представляет собой олигомер олефинов линейной структуры (СН2= СН-(СН2)п-СН3) с числом углеродных атомов от С12 до С18 и молекулярной массой, равной 197. При полимеризации этилена остаток представляет собой олигомер С10-С18, выкипающий в тех же пределах. В качестве основы профилактической смазки могут быть использованы олигомеры с молекулярной массой 180-220, линейная структура которых состоит из звеньев изостроения Такие олигомеры могут быть получены при полимеризации изобутилена. Возможно использование низкомолекулярных олигоалкилсилоксанов со структурными звеньями В этом случае молекулярная масса примененного олигомера будет ограничиваться не только температурой застывания, но и вязкостью. Образцы профилактической смазки получены путем компаундирования остатка от разгонки олигомеров и смеси трех экстрактов, получаемых при очистке N-метилпирролидоном масляных дистиллятов, выкипающих в пределах 300-400oС; 350-420oС и 420-500oС. Показатели качества экстрактов представлены в табл. 3. Качество смеси экстрактов представленное в табл. 5, получено на основании анализа смеси указанных экстрактов, взятых в равных соотношениях (1:1:1) по весу. Различия между значениями плотности и группового углеводородного состава смеси, определенными и найденными расчетным путем, находятся в пределах точности соответствующих анализов. Вязкость и температура вспышки - показатели, не обладающие аддитивностью. Различия между значениями этих показателей качества, определенных и найденных расчетным путем по формулам смешения, могут быть значительными. Эксплутационные свойства профилактических смазок, полученных при компаундировании остатка от разгонки олигомеров с экстрактами (примеры VII, VIII и IX), отличаются незначительно. Пример 1 (прототип). Образец профилактического средства получается путем компаундирования при температуре 150oС газойля каталитического крекинга (90 мас.%) и гудрона (10 мас.%). Смесь имеет температуру застывания минус 58oС. Пример 2 (предлагаемый состав). Образец профилактической смазки получается путем компаундирования при температуре 60oС остатка от разгонки олигомеров (80 мас.%) и смеси экстрактов (20 мас.%) от селективной очистки масляных дистиллятов N-метилпирролидоном. Температура застывания смеси составила минус 60oС. Качество прототипа и предлагаемого состава представлено в табл.4. При исследовании качества образцов предлагаемой профилактической смазки обнаружен эффект Ребиндера, который заключается в том, что скорость и глубина адсорбции смолистых соединений на поверхности полярных адсорбентов зависит от содержания в нефтяной фракции ароматических углеводородов. С уменьшением содержания ароматических углеводородов скорость и глубина адсорбции смолистых соединений на поверхности полярного адсорбента (в данном случае металла) увеличивается. В предлагаемом составе (табл.4) содержание ароматических углеводородов значительно ниже, чем в прототипе. Несмотря на более низкое содержание смолистых соединений, предлагаемый состав обеспечивает формирование прочной адсорбционной пленки на металлической поверхности, которая снижает прочность примерзания влажного сыпучего груза в течение нескольких рейсов (кратность использования одноразового покрытия) и по этому показателю не уступает прототипу.Формула изобретения
Профилактическая смазка против примерзания влажных сыпучих материалов к металлической поверхности транспортного оборудования, содержащая в своем составе низкозастывающую базовую фракцию и адгезионный компонент, отличающаяся тем, что в качестве низкозастывающей базовой фракции она содержит остаток от разгонки олигомеров, а в качестве адгезионного компонента смесь экстрактов или экстракт селективной очистки масляных дистиллятов N-метилпирролидоном при следующих соотношениях компонентов, мас. %: Остаток от разгонки олигомеров - 80 - 90 Смесь экстрактов или экстракт селективной очистки масляных дистиллятов N-метилпирролидоном - 10-20РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9