Разгонная двигательная установка
Реферат
Разгонная двигательная установка установлена в герметичном канале прямоточного воздушно-реактивного двигателя летательного аппарата и снабжена хвостовым обтюрирующим отсеком, сопрягаемым с соплом прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Разгонная двигательная установка может содержать связанный с хвостовым обтюрирующим отсеком кожух, имеющий в передней части окна. Сопло разгонной двигательной установки расположено внутри хвостового обтюрирующего отсека, на срезе которого установлена сопловая заглушка разгонной двигательной установки. Разгонная двигательная установка снабжена компенсатором перепада давлений, который выполнен в виде клапана автономного наддува или (и) в виде штуцера. Клапан автономного наддува установлен на сопловой заглушке разгонной двигательной установки. Штуцер установлен на хвостовом обтюрирующем отсеке и сообщает внутреннюю полость разгонной двигательной установки с каналом прямоточного воздушно-реактивного двигателя летательного аппарата. Изобретение позволит уменьшить массу и повысить надежность разгонной двигательной установки. 5 з.п.ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании разгонной двигательной установки (РДУ), размещенной внутри свободных объемов прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД) летательного аппарата (ЛА) и предназначенной для разгона ЛА до скорости, обеспечивающей надежный запуск ПВРД.
Известно [патент РФ 2117907] , что существенное улучшение габаритно-массовых характеристик ЛА с ПВРД, снабженного РДУ, достигается за счет размещения РДУ в канале ПВРД. В процессе эксплуатации ЛА (хранения, полета на подвеске под самолетом-носителем ЛА) требуется герметизация ПВРД ЛА. Герметизация канала ПВРД выполняется: - РДУ, герметично перекрывающей сопло ПВРД ЛА; - сбрасываемым носовым обтекателем, герметично закрывающим воздухозаборник ПВРД и отстреливаемым после отделения ЛА с ПВРД от самолета-носителя. С целью исключения в процессе эксплуатации ЛА повышения влажности в загерметизированных объемах ПВРД на заводе-изготовителе ЛА производится консервационный наддув указанных объемов осушенными газами. ЛА находится наддутым консервационной атмосферой (избыточное давление 0,1-1,5 кГс/см2) в течение всего срока эксплуатации ЛА (несколько лет). Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому положительному эффекту к предлагаемому изобретению является твердотопливная разгонная двигательная установка [патент РФ 2175726], предназначенная для размещения внутри ПВРД, снабженная хвостовым обтюрирующим отсеком (ХОО), имеющим диаметр, равный диаметру среза сопла ПВРД, а корпус РДУ выполнен цилиндрическим с диаметром, меньшим или равным диаметру канала воздухозаборника ПВРД. ХОО снабжен аэродинамической юбкой или кожухом, выполненным в виде плунжера, размещенного внутри камеры сгорания ПВРД, причем плунжер имеет в передней части окна. Недостатком данной конструкции являются проблемы обеспечения герметизации объемов ПВРД при выполнении элементов РДУ (например, корпуса) из композиционных материалов (КМ). Проблемы заключаются в следующем. При наддуве объемов ПВРД консервационной атмосферой необходимо учитывать недопустимость длительного воздействия избыточного давления на наружную поверхность органопластикового корпуса РДУ, расположенной внутри ПВРД. Любой волокнистый КМ (органопластик) является газопроницаемым. При этом газ консервационной атмосферы, прошедший через органопластик, воздействует на низлежащие слои (резину теплозащитных покрытий), характеризующиеся существенно меньшей степенью газопроницаемости. В случае, если давление внутри РДУ меньше давления консервационного наддува ПВРД, внутри которого находится РДУ, перепад давлений стремится оторвать слои теплозащитной резины от газопроницаемой силовой оболочки корпуса РДУ. В условиях постоянного длительного (несколько лет) воздействия на клеевые слои и наличия неизбежных локальных расслоений и концентраторов напряжений проблематично гарантировать на весь период эксплуатации повсеместное превышение величины межслоевой адгезии над отрывающей нагрузкой. Накопление расслоений корпуса РДУ может привести к потере его работоспособности. Решить указанную проблему нанесением покрытий на наружную поверхность корпуса РДУ не представляется возможным по следующим причинам: - отдельные элементы корпуса РДУ (торцы, отверстия под штифты штифто-шпилечных соединений, локально устанавливаемые башмаки и т.д.) недоступны для надежного нанесения покрытия, а локальная потеря герметичности приводит к появлению отрывной нагрузки по всей межслоевой поверхности; - существующие габаритно-массовые ограничения не оставляют возможности нанесения надежного наружного покрытия требуемой толщины (до 2-3 мм). Отказ от консервационного наддува ПВРД (если бы он был возможен с точки зрения работоспособности ЛА) проблему не решает, т.к. при длительной эксплуатации герметичного ЛА на корпусе РДУ может возникнуть отрицательный перепад давлений. Появление такого перепада давлений в условиях переменных давлений и температур окружающего воздуха по высоте полета самолета-носителя ЛА, неравномерного нагрева ЛА обусловлено несбалансированностью фактических степеней негерметичности ПВРД, РДУ со стороны ПВРД, РДУ со стороны окружающей среды, а также по причине неравномерных температурных флуктуации. Автономный наддув РДУ до давлений, превышающих давление консервационного наддува ЛА, также решает проблему лишь частично. Газопроницаемость резиновых теплозащитных слоев корпуса РДУ существенно превышает газопроницаемость ПВРД ЛА, выполненного из металла. По этой причине перепад давлений между РДУ и ПВРД через небольшой промежуток времени (от недели до нескольких месяцев) может выравняться. При фиксированной степени негерметичности время спада давления увеличивается при увеличении первоначального давления автономного наддува РДУ. Наддувать полость РДУ давлением, повышенным до давления, сопоставимого с давлением вылета сопловой заглушки РДУ, проблематично. После выравнивания давлений, при дальнейшей эксплуатации ЛА, как уже отмечалось, на корпусе РДУ возможно появление отрицательных перепадов давлений. Необходимо подчеркнуть, что в случаях длительного внутреннего наддува корпуса РДУ или в случаях знакопеременных перепадов давлений на корпусе РДУ интенсифицируются миграционные процессы на границе заряд-корпус, негативно влияющие на характеристики и работоспособность заряда РДУ. Технической задачей настоящего изобретения является уменьшение массы РДУ и повышение ее надежности. Сущность изобретения заключается в том, что в известной разгонной двигательной установке (РДУ), установленной в герметичном канале прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД) летательного аппарата (ЛА) и снабженной хвостовым обтюрирующим отсеком (ХОО), сопрягаемым с соплом ПВРД, при этом РДУ может содержать связанный с ХОО кожух, имеющий в передней части окна, причем сопло РДУ расположено внутри ХОО, а сопловая заглушка РДУ установлена на срезе ХОО, РДУ снабжена компенсатором перепада давлений, который выполнен в виде клапана автономного наддува, установленного на сопловой заглушке РДУ, или (и) в виде установленного на ХОО штуцера, сообщающего внутреннюю полость РДУ с каналом ПВРД ЛА. Штуцер снабжен гнездом для герметизирующей пробки, при этом в штуцере выполнен продольный канал. Продольный канал штуцера со стороны канала ПВРД может выполняться глухим, снабженным несколькими радиальными отверстиями, равномерно расположенными по окружности. Штуцер может быть снабжен пористой вставкой или экранирующим устройством, которое может состоять из сообщенного с радиальными отверстиями ресивера, пористой вставки, коллектора и дыхательных отверстий. Экранирующее устройство установлено на гнездо для герметизирующей пробки. Кожух снабжен лючком, а герметизирующая пробка снабжена гнездом для переходника, устанавливаемого при автономной эксплуатации РДУ, при этом герметизирующая пробка со штуцером сопрягается посредством правой резьбы, а переходник с герметизирующей пробкой сопрягается посредством левой резьбы. Расстояние от верхнего торца переходника до продольной оси РДУ превышает радиус сопла ПВРД ЛА, причем при автономной эксплуатации РДУ лючок открыт, и на него установлен футляр. Технический результат заключается в обеспечении возможности выполнения элементов РДУ из имеющих минимальную массу КМ и достигается наддувом полости РДУ до давления, имеющего значение не ниже давления консервационного наддува канала ПВРД ЛА. Компенсационный наддув полости РДУ консервационной атмосферой может производится посредством одного из вариантов: - автономным наддувом внутренней полости РДУ до давления, равного или превышающего давление консервационного наддува канала ПВРД ЛА через клапан автономного наддува, установленный на сопловой заглушке РДУ. В этом случае внутренняя полость РДУ должна быть изолирована от канала ПВРД ЛА; - газосвязью канала ПВРД ЛА с внутренней полостью РДУ, обеспечивающей разгрузку элементов РДУ за счет равенства давлений. Как уже отмечалось, автономный наддув РДУ может решить проблему сохранности корпуса РДУ лишь частично и может рассматриваться в качестве вынужденной меры в тех случаях, когда по каким-либо причинам (например, неудовлетворительная химическая стойкость материалов конструкции ПВРД и РДУ в совместной газовой среде, содержащих газовыделения этих материалов) газосвязь ПВРД с РДУ недопустима. В ряде случаев (на этапе отработки ЛА и РДУ, в случае унификации РДУ под несколько однотипных ЛА) РДУ целесообразно снабжать двумя типами компенсаторов перепада давлений. Такое дублирование возможно с учетом того, что на тех ЛА, где принимается решение в качестве компенсатора использовать клапан автономного наддува РДУ, герметизирующая пробка со штуцера не снимается. Таким образом, РДУ может содержать либо штуцер, либо клапан автономного наддува РДУ, либо одновременно оба указанных элемента с возможностью задействования одного из них и незадействования другого. В процессе автономных хранения и эксплуатации РДУ штуцер закрыт герметизирующей пробкой. Соответственно внутренняя полость РДУ является герметичной. Перед установкой РДУ в ЛА с ПВРД герметизирующая пробка со штуцера снимается (данная работа проводится в специальном помещении, обеспечивающем регламентированные характеристики и влажность окружающего воздуха). Ввиду того, что канал ПВРД ЛА и внутренняя полость РДУ сообщаются через открытый штуцер, в процессе наддува объемов ПВРД ЛА консервационной атмосферой, избыточное давление на корпус РДУ практически отсутствует. Герметизация внутренней полости РДУ при ее эксплуатации в составе ЛА с ПВРД обеспечивается герметичностью полости ПВРД ЛА. После отделения ЛА от самолета-носителя производится отстрел сбрасываемого носового обтекателя, следствием чего является разгерметизация воздухозаборника ПВРД ЛА. Давление в объеме ПВРД может несколько увеличиться благодаря скоростному напору воздуха, соответствующему дозвуковой скорости полета ЛА. При запуске РДУ давление в ее внутренней полости начинает возрастать. Пока не произошел вылет сопловой заглушки РДУ (соответствующий давлению 2-15 кГс/см2) наблюдается кратковременное перетекание газа из внутренней полости РДУ в объем ПВРД ЛА. После сброса сопловой заглушки направление течения газа через штуцер меняется на противоположное по причине падения давления в полости ХОО до давления на срезе сопла РДУ и вследствие эжекции ниже. Давление в объеме ПВРД по мере работы РДУ (разгона ЛА) растет в соответствии с ростом давления скоростного напора окружающего воздуха. Оценим тепловое воздействие на элементы конструкции ПВРД процесса запуска РДУ. При запуске РДУ наблюдается адиабатное сжатие холодного газа, находящегося в свободном объеме РДУ. Сжатие приводит к повышению температуры этого газа. Вторым фактором (менее значительным) роста температуры газа является его смешение с продуктами сгорания воспламенительного состава, содержание которых в объеме ХОО к моменту вылета сопловой заглушки не превышает 5%. По расчетным оценкам температура газа в объеме ХОО на момент вылета сопловой заглушки не превышает 700 К. Тепловое воздействие на ПВРД обусловлено перетеканием через штуцер газа с указанной температурой из объема ХОО (из полости РДУ) в объем ПВРД во время запуска РДУ, т.е. до момента вылета сопловой заглушки. Время вылета сопловой заглушки после запуска РДУ не превышает 0,01 в секунду. Расход нагретого газа за это время составляет где А - коэффициент расхода; R - газовая постоянная; Т = 2000-500 К - температура газа, проходящего через штуцер; Р = 7,5 кГс/см2 - давление вылета сопловой заглушки; F = 7 мм2 - проходная площадь штуцера. Соответственно суммарная масса прошедшего в объем ПВРД нагретого газа не превышает 0,04 грамма. Количество тепла, содержащегося в такой массе газа, недостаточно для недопустимого теплового воздействия на элементы конструкции ПВРД. Уровень спада давления в канале ПВРД, обусловленный истечением воздуха через дренажный штуцер из объема ПВРД при работе РДУ, можно оценить зависимостью: где Р - давление в канале ПВРД; - время работы РДУ; V - суммарный объем свободных полостей ПВРД. Таким образом, утечки воздуха из объема ПВРД через штуцер не приводят к существенному падению давления в этом объеме (0,01 кГс/см2 максимум), а значит не ухудшают условия выброса отработавшей РДУ из канала ПВРД (давление воздуха в объеме ПВРД, воздействуя на РДУ, создает движущую силу, обеспечивающую ее выброс). Для исключения вопросов появления возмущающей реактивной силы при течении газа через штуцер и для исключения прямого воздействия струи на кожух РДУ и элементы ПВРД продольный канал штуцера со стороны канала ПВРД может выполняться глухим, снабженным несколькими радиальными отверстиями, равномерно расположенными по окружности. Как было показано, количество тепла, содержащегося в массе газа, прошедшего при запуске РДУ в объем ПВРД к моменту вылета сопловой заглушки, недостаточно для недопустимого теплового воздействия на элементы конструкции ПВРД. В случае, если перед запуском РДУ в объем ПВРД начинает поступать жидкое горючее (что может потребоваться для насыщения к моменту запуска ПВРД его свободных объемов парами горючего для обеспечения надежного запуска ПВРД сразу после выброса отработавшей РДУ из канала ПВРД), необходимы мероприятия, исключающие возможность преждевременной вспышки паров горючего от тепла, содержащегося в массе газа, прошедшего при запуске РДУ в объем ПВРД к моменту вылета сопловой заглушки РДУ. Снижение теплового воздействия на газовый объем ПВРД достигается тем, что штуцер снабжен пористой вставкой или экранирующим устройством, которое может состоять из сообщенного с радиальными отверстиями ресивера, пористой вставки, коллектора и дыхательных отверстий. При этом пористая вставка, являясь газопроницаемой, обеспечивает равенство давлений в ПВРД и РДУ в процессе эксплуатации ЛА. В процессе запуска РДУ в ресивере происходит смешение находящегося в нем холодного газа с нагретым газом, выходящим из РДУ, пористая вставка отбирает тепло от проходящего через нее газа, а также дросселирует (уменьшает расход) газовый поток. Из дыхательных отверстий истекает практически холодный газ, смешение которого с парами горючего в объеме ПВРД безопасно. Установка экранирующего устройства на гнездо для герметизирующей пробки обеспечивает унификацию по однотипным ЛА с ПВРД, имеющих следующие особенности: - поступление жидкого горючего в объем ПВРД до запуска РДУ не начинается. В этом варианте экранирующее устройство на штуцер не устанавливается по причине его ненужности; - поступление жидкого горючего в объем ПВРД начинается перед запуском РДУ. В этом варианте требуется установка экранирующего устройства на штуцер; - газосвязь между объемами ПВРД и РДУ недопустима (производится автономный наддув РДУ). Со штуцера РДУ в этом варианте герметизирующая пробка не снимается; экранирующее устройство остается в запасных инструментах и принадлежностях (ЗИПе) РДУ. Малая масса конструкции компенсатора перепада давления при его унификации и обеспечении простоты сборки РДУ с ЛА достигается посредством съемного переходника, сопрягаемого с герметизирующей пробкой посредством левой резьбы и проходящего через лючок в кожухе РДУ. Такая схема в условиях отсутствия доступа к штуцеру, закрытому кожухом, позволяет вращением переходника в ту или иную сторону производить монтаж-демонтаж на штуцер либо экранирующего устройства, либо герметизирующей пробки. При установке РДУ в ЛА, если требуется снять герметизирующую пробку, то переходник вращается против часовой стрелки, и из РДУ соответственно извлекается сборка "герметизирующая пробка-переходник". Если же требуется снять только переходник, оставив герметизирующую пробку на месте, переходник вращается по часовой стрелке. Соответственным образом посредством переходника можно устанавливать на штуцер либо экранирующее устройство, либо вернуть на место герметизирующую пробку. Гарантией того, что в ПВРД не будет установлена неподготовленная РДУ (например, с неснятой герметизирующей пробкой), служит превышение расстояния от верхнего торца переходника до продольной оси РДУ над радиусом сопла ПВРД. То есть, если с компенсатором перепада давлений не проведены подготовительные работы, выступающий за пределы кожуха переходник не позволит установить РДУ в ПВРД. Механическая неповреждаемость при этом штуцера и ХОО обеспечивается тем, что при автономной эксплуатации РДУ на открытый лючок кожуха установлен съемный футляр, экранирующий переходник. Данное техническое решение неизвестно из патентной и технической литературы. Изобретение поясняется следующим графическим материалом: на фиг.1 показана принципиальная схема компенсатора перепада давлений в виде продольного разреза хвостовой части РДУ (штриховой линией обозначено положение задней части и сопла ПВРД ЛА, в который должна устанавливаться РДУ); на фиг. 2 показано состояние штуцера при автономной эксплуатации РДУ (экранирующее устройство и крышка лючка кожуха находятся в ЗИПе); на фиг. 3 показано состояние штуцера РДУ, установленной в ПВРД ЛА, в котором поступление жидкого горючего в объем ПВРД должно начинаться перед запуском РДУ (на штуцер установлено экранирующее устройство); на фиг. 4 показано состояние штуцера РДУ, установленной в ПВРД ЛА, в котором не должно начинаться поступление жидкого горючего в объем ПВРД до запуска РДУ; на фиг. 5 показано состояние штуцера РДУ, установленной в ПВРД ЛА, в котором газосвязь между объемами РДУ и ПВРД недопустима (производится автономный наддув изолированной от объема ПВРД внутренней полости РДУ через клапан автономного наддува). РДУ предназначена для установки в герметичный канал ПВРД 1 ЛА (см. фиг. 1). Она снабжена хвостовым обтюрирующим отсеком (ХОО) 2. ХОО 2 РДУ в составе ЛА сопрягается с соплом 3 ПВРД 1 и герметизирует его с заднего торца. Передний торец ПВРД (воздухозаборник) герметизируется сбрасываемым носовым обтекателем (на чертеже не показан). РДУ может содержать кожух 4, закрепленный на ХОО 2. Кожух 4 имеет в передней части окна, сообщающие внутренний объем кожуха с объемом ПВРД 1. Сопло 5 РДУ расположено внутри ХОО 2 РДУ. Сопловая заглушка 6 РДУ установлена на срезе ХОО 2. РДУ снабжена компенсатором перепада давления, исключающим при эксплуатации превышение давления в объеме ПВРД 1 над давлением в РДУ. Компенсатор может быть выполнен в виде клапана автономного наддува 7, установленного на сопловой заглушке 6, или (и) в виде установленного на ХОО 2 штуцера 8. Штуцер 8 обеспечивает газосвязь между объемами РДУ и ПВРД 1. При автономной эксплуатации РДУ (т.е. до ее установки в ПВРД 1) штуцер 8 закрыт герметизирующей пробкой 9. В штуцере 8 со стороны полости РДУ выполнен продольный канал 10 (см. фиг. 2). Продольный канал 10 штуцера 8 со стороны канала ПВРД 1 может выполняться глухим, снабженным несколькими радиальными отверстиями 11, равномерно расположенными по окружности. Штуцер 8 снабжен гнездом 12 для установки герметизирующей пробки 9. В гнезде 12 выполнена правая резьба 13, по которой герметизирующая пробка 9 сопрягается со штуцером 8. При автономной эксплуатации РДУ на герметизирующую пробку 9 посредством левой резьбы 14 установлен переходник 15. Переходник 15 проходит через открытый лючок 16, выполненный в кожухе 4. На открытый лючок 16 установлен футляр 17. Состояние штуцера РДУ, установленной в ПВРД ЛА, в котором поступление жидкого горючего в объем ПВРД должно начинаться перед запуском РДУ. На гнездо 12 посредством правой резьбы 13 установлено экранирующее устройство 18 (см. фиг. 3). Экранирующее устройство 18 содержит ресивер 19, сообщающийся с радиальными отверстиями 11 штуцера 8, пористую вставку 20, коллектор 21 и дыхательные отверстия 22. Лючок 16 кожуха 4 закрыт крышкой 23. Состояние штуцера РДУ, установленной в ПВРД ЛА, в котором не должно начинаться поступление жидкого горючего в объем ПВРД до запуска РДУ, отличается от вышеописанного отсутствием экранирующего устройства 18 (см. фиг. 4). На штуцер РДУ, установленной в ПВРД ЛА, в котором газосвязь между объемами РДУ и ПВРД недопустима, установлена герметизирующая пробка 9 (см. фиг. 5). Внутренняя полость РДУ наддута через клапан автономного наддува 7 до давления. превышающего давление консервационного наддува ПВРД 1. Устройство работает следующим образом. В процессе автономной эксплуатации РДУ штуцер 8 закрыт герметизирующей пробкой 9. Соответственно внутренняя полость РДУ является герметичной. Перед установкой РДУ в ЛА с ПВРД 1 производится подготовка РДУ. С лючка 16 снимается футляр 17. Дальнейшая подготовка зависит от особенностей ЛА, в который устанавливается РДУ. Подготовка и работа РДУ, установленной в ПВРД ЛА, в котором поступление жидкого горючего в объем ПВРД должно начинаться перед запуском РДУ. Вращением переходника 15 против часовой стрелки со штуцера 8 снимается герметизирующая пробка 9 (данная работа проводится в специальном помещении, обеспечивающем регламентированные характеристики и влажность окружающего воздуха). На штуцер 8 устанавливается экранирующее устройство 18. На лючок 16 устанавливается крышка 23 (см. фиг. 3). РДУ устанавливается в ПВРД 1, который наддувается консервационной атмосферой. Благодаря тому, что штуцер 8 открыт, а пористая вставка является газопроницаемой, обеспечивается равенство давлений в ПВРД 1 и РДУ в процессе эксплуатации ЛА. При пуске ЛА, после его отделения от самолета-носителя, происходит разгерметизация объема ПВРД посредством отстрела сбрасываемого носового обтекателя воздухозаборника. При запуске РДУ давление в ее внутренней полости начинает возрастать. Пока не произошел вылет сопловой заглушки 6 РДУ наблюдается кратковременное перетекание газа из внутренней полости РДУ в объем ПВРД 1 ЛА. В процессе вытеснения нагретого при адиабатном сжатии газа из объема РДУ через штуцер 8 в ресивере 19 происходит смешение находящегося в нем холодного газа с нагретым газом, выходящим из РДУ. Находящаяся далее по ходу газа пористая вставка 20 отбирает тепло от проходящего через нее газа, а также дросселирует (уменьшает расход) газовый поток. Из дыхательных отверстий 22 истекает практически холодный газ, смешение которого с парами горючего в объеме ПВРД 1 безопасно. После сброса сопловой заглушки 6 направление течения газа через штуцер 8 меняется на противоположное по причине падения давления в полости ХОО 2 до давления на срезе сопла 5 РДУ и вследствие эжекции ниже. Давление в объеме ПВРД 1 по мере работы РДУ (разгона ЛА) растет в соответствии с ростом давления скоростного напора окружающего воздуха. Утечки воздуха из объема ПВРД 1 через штуцер 8 не приводят к существенному падению давления в этом объеме (0,01 кГс/см2 максимум), а значит не ухудшают условия выброса отработавшей РДУ из канала ПВРД 1. Подготовка и работа РДУ, установленной в ПВРД ЛА, в котором не должно начинаться поступление жидкого горючего в объем ПВРД до запуска РДУ, отличается от вышеописанного отсутствием необходимости установки экранирующего устройства 18 (см. фиг. 4). Газосвязь объемов РДУ и ПВРД 1 обеспечивается непосредственно через радиальные отверстия 11 штуцера 8. Подготовка и работа РДУ, установленной в ПВРД ЛА, в котором газосвязь между объемами РДУ и ПВРД недопустима, производится снятием переходника 15 при его вращении по часовой стрелке (герметизирующая пробка 9 остается на штуцере 8) и установкой крышки 23 на лючок 16 (см. фиг. 5). Внутренняя полость РДУ наддута через клапан автономного наддува 7 до давления, превышающего давление консервационного наддува ПВРД 1. Гарантированная работоспособность элементов РДУ в этом случае сохраняется до момента выравнивания давлений в полостях РДУ и ПВРД 1 в процессе длительной эксплуатации. Технико-экономическая эффективность предлагаемого изобретения по сравнению с прототипом, в качестве которого выбрана твердотопливная разгонная двигательная установка [патент РФ 2175726], заключается в уменьшении массы РДУ и повышении ее надежности.Формула изобретения
1. Разгонная двигательная установка (РДУ), установленная в герметичном канале прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД) летательного аппарата (ЛА) и снабженная хвостовым обтюрирующим отсеком (ХОО), сопрягаемым с соплом ПВРД, при этом РДУ может содержать связанный с ХОО кожух, имеющий в передней части окна, причем сопло РДУ расположено внутри ХОО, а сопловая заглушка РДУ установлена на срезе ХОО, отличающаяся тем, что РДУ снабжена компенсатором перепада давлений, который выполнен в виде клапана автономного наддува, установленного на сопловой заглушке РДУ, или (и) в виде установленного на ХОО штуцера, сообщающего внутреннюю полость РДУ с каналом ПВРД ЛА и снабженного гнездом для герметизирующей пробки, при этом в штуцере выполнен продольный канал. 2. Разгонная двигательная установка (РДУ) по п. 1, отличающаяся тем, что продольный канал штуцера со стороны канала ПВРД выполнен глухим, снабженным несколькими радиальными отверстиями, равномерно расположенными по окружности. 3. Разгонная двигательная установка (РДУ) по п. 1 или 2, отличающаяся тем, что штуцер снабжен пористой вставкой или экранирующим устройством, которое может состоять из сообщенного с радиальными отверстиями ресивера, пористой вставки, коллектора и дыхательных отверстий. 4. Разгонная двигательная установка (РДУ) по любому из пп. 1-3, отличающаяся тем, что экранирующее устройство установлено на гнездо для герметизирующей пробки. 5. Разгонная двигательная установка (РДУ) по любому из пп. 1-4, отличающаяся тем, что кожух снабжен лючком, а герметизирующая пробка снабжена гнездом для переходника, устанавливаемого при автономной эксплуатации РДУ, при этом герметизирующая пробка со штуцером сопрягается посредством правой резьбы, а переходник с герметизирующей пробкой сопрягается посредством левой резьбы. 6. Разгонная двигательная установка (РДУ) по любому из пп. 1-5, отличающаяся тем, что расстояние от верхнего торца переходника до продольной оси РДУ превышает радиус сопла ПВРД ЛА, причем при автономной эксплуатации РДУ лючок открыт и на него установлен футляр.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5