Канатная смазка

Реферат

 

Изобретение относится к созданию противоизносных композиций, используемых для смазки стальных канатов. Канатная смазка содержит графит 2,0-10,0%, дисульфид молибдена 0,5-1,5%, битум 30,0-50,0%, минеральное масло - остальное. Технический результат: снижение износа эксплуатируемых стальных канатов. 2 табл.

Изобретение относится к области создания противоизносных композиций, используемых для смазки стальных канатов.

Известна смазочная композиция, состоящая из солидола и 10% графита, применяемая для защиты лебедок, тросов (Эминов Е.А. Справочник по применению и нормам расхода смазочных материалов. - М.: Государственное научно-техническое издательство нефтяной и горно-топливной литературы, 1960, с.55).

К ее недостаткам относится низкая механическая стабильность при повышенных температурах.

Известна канатная смазка, состоящая на 40% нефтебитума и 60% осевого масла (Липов П.П., Цицин М.А. Справочник механика горно-рудных предприятий - Свердловск, Москва: Государственное научно-техническое издательство литературы по черной и цветной металлургии, 1953, с. 795).

К недостаткам данного состава относится низкая эффективность вследствие отсутствия в нем противоизносных присадок.

Известна также принятая за прототип смазка, предназначенная для тяжело нагруженных узлов трения (Патент РФ 20065484 С1, 20.08.1996, С 10 М 164/04), содержащая, мас.%: Графит - 5-20 Битум - 20-55 Дисульфид молибдена - 2-5 Углеводородный растворитель - Остальное Ее основным недостатком является низкая смазывающая способность. Это обусловлено как нерациональным содержанием в композиции твердых антифрикционных компонентов, так и неоптимальным выбором органической жидкости для смешивания с битумом. Использование смазок с применением углеводородных растворителей предполагает нанесение смесей на поверхности трения с последующим испарением растворителя, что является одним из основных свойств последнего. В известной смазке в данном качестве применяется бензин. Таким образом, действующим началом рассматриваемой композиции являются твердые противоизносные материалы и их носитель битум, так как бензин, подобно другим углеводородным растворителям, не обладает смазывающими свойствами.

В связи с этим, очевидно, что замена органического растворителя на жидкий нефтепродукт, обладающий смазывающими свойствами, потребует существенного изменения содержания твердых антифрикционных ингредиентов, которые в данном случае будут выполнять роль присадок.

Для устранения недостатков известных смазочных композиций и обеспечения эффективности работы защищаемых стальных тросов предложена смазка, содержащая графит, дисульфид молибдена, битум и смешивающийся с битумом жидкий нефтепродукт, отличающаяся тем, что в качестве последнего используют минеральное масло при следующем соотношении ингредиентов, мас.%: Графит - 2,0-10,0 Дисульфид молибдена - 0,5-1,5 Битум - 30,0-50,0 Минеральное масло - До 100 Основным техническим результатом изобретения является повышение противоизносных свойств смазки.

Данная задача решается обеспечением эффективной совокупности композитов и их оптимальным соотношением в смеси.

В предлагаемой смазке высокие противоизносные характеристики достигаются сочетанием смазывающих свойств минерального масла, загущенного до необходимой консистенции битумом, и эффективных антифрикционных присадок, преимущественно высококачественного дисульфида молибдена. В частности, выбор граничных значений данного композита основан на достижении максимального противоизносного эффекта при введении его в минеральное масло. Пример оценки смазывающих свойств минерального масла при добавлении в него различных количеств дисульфида молибдена приведен в табл.1. В работе использовали осевое масло и синтетический дисульфид молибдена. Показатели сняты на четырехшариковой машине трения ЧМТ-1 по ГОСТ 9490.

Представленные табличные данные показывают, что минимальный износ достигается при содержании твердой антифрикционной присадки в масле на уровне 0,5-1,5%, а введение дисульфида молибдена свыше 2% приводит к ухудшению смазывающих свойств смеси. Аналогичные зависимости получены при использовании индустриального, дизельного и других минеральных масел.

Следует учитывать, что стоимость высокоэффективного синтетического дисульфида молибдена более чем на порядок превышает стоимость аналогичного количества графита и используемых в смазке нефтепродуктов. В связи с этим, известная смазочная композиция, в которой содержание дисульфида молибдена достигает 5%, также уступает разработанному составу.

Итоговые сравнительные показатели смазывающих свойств известной и предлагаемой композиций представлены в табл.2. Из них следует, что противоизносная эффективность разработанной смазки значительно выше известной. Диаметр пятна износа, зафиксированный на четырехшариковом трибометре, составил соответственно 0,71-0,74 мм против 1,3 мм.

Промышленные испытания разработанной композиции были проведены на горно-шахтном оборудовании - смазка наносилась на канаты подъемных машин 2Ц6/2,4. В качестве минерального масла было опробовано индустриальное и осевое. В процессе работ предлагаемая канатная смазка подтвердила свою высокую эксплуатационную эффективность.

Формула изобретения

Канатная смазка, содержащая графит, дисульфид молибдена, битум и смешивающийся с битумом жидкий нефтепродукт, отличающаяся тем, что в качестве последнего используют минеральное масло при следующем соотношении ингредиентов, мас. %: Графит - 2,0 - 10,0 Дисульфид молибдена - 0,5 - 1,5 Битум - 30,0 - 50,0 Минеральное масло - До 100

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2