Бортовое устройство защиты от попадания посторонних предметов
Реферат
Изобретение относится к авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов. Бортовое устройство содержит подвижную панель, установленную в корпусе воздухозаборника и имеющую возможность возвратно-поступательного перемещения в горизонтальном направлении. Панель треугольной формы выполнена из двух панелек, которые способны выдвигаться на расстояние с=0,005-0,01 м от передней кромки воздухозаборника, а также совершать возвратно-поступательные перемещения перпендикулярно воздухозаборнику на расстояние d=(1,1-2,0)L с периодами Т=1,0-3,0 с. Длина lп панелек и высота В миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении Ширина bп панелек и ширина L миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении Устройство позволяет уменьшить вероятность засасывания вихревого жгута внутрь воздухозаборника вместе с посторонними предметами. 2 ил.
Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов.
Известно бортовое устройство защиты от попадания посторонних предметов, содержащее корпус воздухозаборника, подвижную верхнюю панель, имеющую возможность перемещаться поступательно в горизонтальном направлении, подвижную нижнюю панель, имеющую возможность отклоняться вверх-вниз на угол 15-20o (Пахомов С. В. , Ланщаков М.В. Бортовое устройство защиты от попадания посторонних предметов. Заявка RU 94036260 А1 от 27.05.97, с. 1 и 2). Недостатками данного бортового устройства является то, что не известны рациональные размеры подвижных панелей, неспособность устройства в полной мере бороться с вихревым жгутом, образующимся у поверхности аэродрома и засасываемым двигателем на вход в воздухозаборник вместе с посторонними предметами. Предложенное изобретение позволяет уменьшить вероятность засасывания вихревого жгута внутрь воздухозаборника вместе с посторонними предметами с обеспечением рациональных весовых параметров подвижной панели. Это достигается путем применения подвижной панели треугольной формы, выполненной из двух панелек, способных к совершению возвратно-поступательных перемещений перпендикулярно воздухозаборнику на расстояние d=(1,1-2,0)L с периодами Т= 0,1-3,0 с, расположенных на расстоянии с= 0,005-0,01 м от его передней кромки, причем длина lп панелек и высота В миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении , ширина bп панелек и ширина L миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении Перемещение платформы с панелью осуществляется в направляющих при помощи штока привода, закрепленного жестко на балке корпуса воздухозаборника, а самой панели - по направляющим, расположенным в корпусе платформы, при помощи приводов. Решаемая техническая задача включает в себя уменьшение вероятности засасывания вихревого жгута внутрь воздухозаборника вместе с посторонними предметами, находящимися на поверхности аэродрома, с обеспечением рациональных весовых параметров подвижной панели посредством постановки бортового устройства, содержащего подвижную панель, установленную в корпусе воздухозаборника, имеющую возможность возвратно-поступательного перемещения в горизонтальном направлении, отличающегося тем, что панель треугольной формы выполнена из двух панелек, способных к совершению возвратно-поступательных перемещений перпендикулярно воздухозаборнику на расстояние d=(1,1-2,0)L с периодами Т=0,1-3,0 с, расположенных на расстоянии с=0,005-0,01 м от его передней кромки, причем длина lп панелек и высота В миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении , ширина bп панелек и ширина L миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении . На фиг.1 изображен общий вид описываемого устройства, вид сбоку, на фиг. 2 - то же, вид сверху, разрез А-А. Бортовое устройство защиты от попадания посторонних предметов содержит подвижную панель, которая установлена в корпусе воздухозаборника 8 и имеет возможность возвратно-поступательного перемещения в горизонтальном направлении. Подвижная панель треугольной формы выполнена из двух панелек 1 и 12, расположенных на платформе 10, которая установлена в двух направляющих 6 и 11 и шарнирно соединена со штоком привода 9, жестко закрепленного на корпусе 7 воздухозаборника 8. Панельки 1 и 12 расположены на расстоянии с=0,005-0,01 м от передней кромки воздухозаборника 8, причем длина lп панелек 1 и 12 и высота В миделевого сечения воздухозаборника 8 выполнены в соотношении ширина bп панелек 1 и 12 и ширина L миделевого сечения воздухозаборника 8 выполнены в соотношении . Панельки 1 и 12 установлены на роликах 3, расположенных в пазах платформы 10, и шарнирами 5 соединены со штоками приводов 4, которые зафиксированы на платформе 10. Бортовое устройство защиты от попадания посторонних предметов работает следующим образом. Во время запуска двигателя подается сигнал на привод 9, который своим штоком перемещает горизонтально поступательно вперед платформу 10 с панельками 1 и 12 в направляющих 6 и 11. При полном выдвижении подвижной панели на расстояние с=0,005-0,01 м от передней кромки воздухозаборника 8 подаются сигналы на приводы 4. Приводы 4, воздействуя своими штоками на шарниры 5, позволяют панелькам 1 и 12 совершать при помощи роликов 3 возвратно-поступательные перемещения перпендикулярно воздухозаборнику 8 на расстояние d= (1,1-2,0)L с периодами Т=0,1-3,0 с. Образующийся на входе в воздухозаборник 8 вихревой жгут устраняется по мере перемещения панелек 1 и 12 подвижной панели путем снижения его интенсивности и придания ему неустойчивого положения. Посторонние предметы с поверхности аэродрома не попадают внутрь двигателя. При рулении летательного аппарата по аэродрому бортовое устройство работает аналогично. В процессе взлета летательного аппарата подается сигнал на выключение приводов 4. Панельки 1 и 12 фиксируются перед входом в воздухозаборник 8, перекрывая зону разлета посторонних предметов из-под колеса передней стойки шасси. В момент отрыва колеса передней стойки шасси от поверхности аэродрома подается сигнал на включение привода 9, который производит уборку устройства в корпус воздухозаборника 8. Повторное включение устройства производится при посадке летательного аппарата в момент касания колеса передней стойки шасси с поверхностью аэродрома. Повторное выключение устройства из работы осуществляется при выключении двигателя летательного аппарата. Применение предлагаемого устройства позволит уменьшить вероятность засасывания вихревого жгута на входе в воздухозаборник, а также попадания посторонних предметов в тракт двигателя летательного аппарата.Формула изобретения
Бортовое устройство защиты от попадания посторонних предметов, содержащее подвижную панель, установленную в корпусе воздухозаборника, имеющую возможность возвратно-поступательного перемещения в горизонтальном направлении, отличающееся тем, что панель треугольной формы выполнена из двух панелек, способных к выдвижению на расстояние с= 0,0050,01 м от передней кромки воздухозаборника, а также к совершению возвратно-поступательных перемещений перпендикулярно воздухозаборнику на расстояние d= (1,12,0)L с периодами Т= 1,03,0 с, причем длина ln панелек и высота В миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношении ширина bп панелек и ширина L миделевого сечения воздухозаборника выполнены в соотношенииРИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2