Способ обучения производству стрельбы из стрелкового оружия и комплекс учебных мест для его осуществления

Реферат

 

Изобретение относится к военной области, в частности к способам и средствам для обучения стрельбе из разных видов огнестрельного оружия. Сущность изобретения заключается в том, что у стрелка тренируют умение подавлять проявление оборонительного рефлекса, который выражается в непроизвольном сокращении мышц, противодействующих отдаче оружия при выстреле. Для этого в комплекс упражнений включают тренировки по спуску курка незаряженного оружия, затем оружия, заряженного в произвольной последовательности боевыми и холостыми патронами, а затем боевыми патронами. Упражнения выполняются на разных учебных местах со спортивными мишенями, удаленными от огневых рубежей на соответствующие дистанции. В комплексе учебных мест раскрывается устройство стрелковой зоны. Реализация изобретения позволяет повысить эффективность обучения производству стрельбы из стрелкового оружия, в частности повысить точность стрельбы. 2 с. и 1 з.п.ф-лы, 8 ил.

Изобретения относятся к обучению технике производства выстрела из любых видов огнестрельного оружия ( пистолет, автомат, карабин, винтовка) и могут быть применены для универсальной снайперской подготовки допризывной молодежи к службе в Вооруженных силах, а также лиц, состоящих на воинском учете в военкоматах в качестве военнослужащих запаса.

Изобретения могут быть применены как на начальной стадии боевой подготовки, так и для совершенствования мастерства в технике производства прицельного выстрела стрелков различного, в том числе и высшего, уровня подготовки личного состава армии и других силовых структур.

Основой в технике подготовки стрелка является поэтапное формирование навыков выполнения прицельного, а затем меткого выстрелов, поскольку без правильного выполнения прицельного выстрела не может быть обеспечена реализация меткого выстрела.

Подготовка стрелка на этапе производства прицельного выстрела включает, в первую очередь, формирование и совершенствование психофизиологических процессов, связанных с выполнением комплексного движения, выполняемого в момент производства выстрела и включающего психические, зрительные и двигательные компоненты.

Известно, что производство прицельного выстрела - это сложный зрительно-двигательный процесс, требующий от стрелка точной координации и согласованности действий.

Наибольшее затруднение, как правило, вызывает формирование правильной и устойчивой координации движений по наводке, прицеливанию и спуску курка. Это объясняется тем, что выстрел сопровождается резкой отдачей оружия и в ожидании резкой отдачи у стрелка автоматически через центральную нервную систему в работу включается оборонительный рефлекс, выражающийся в непроизвольном движении кистей рук и плеча. Непроизвольные движения стрелка, направленные на противодействие отдаче, в самый ответственный момент сбивают наводку оружия, а отдача делает почти незаметным то, что сделанная наводка сбилась.

Известен способ обучения производству выстрела, включающий тренировку на оборудованном учебном месте действий стрелка по изготовке, наводке оружия, прицеливанию и спуску курка, в котором предусмотрены упражнения по выполнению прицельного выстрела боевыми патронами, разделенными учебными (см. книгу: Спортивная стрельба, под ред. А.Я. Корх, M.: Физкультура и спорт, 1987, стр.113).

Перед выполнением упражнений по выполнению прицельного выстрела боевыми патронами, разделенными учебными, инструктор незаметно для стрелка подкладывает вместо боевых учебные патроны и ведет контроль за техникой прицельного выстрела.

Недостатком известного способа является неэффективность действий стрелка по самоконтролю за проявлением оборонительного рефлекса.

Наиболее близким к предлагаемому способу по сущности и достигаемому результату является, выбранный в качестве прототипа, способ обучения производству стрельбы из стрелкового оружия, включающий выработку у стрелка навыков по производству прицельного выстрела на учебном месте войскового стрельбища вначале из незаряженного оружия, затем с оружием, заряженным боевыми патронами, разделенными учебными, и освоение стрелком меткого выстрела стрельбой боевыми патронами (см. статью: Как научить метко стрелять, авторов Деревянко Л., Мишуков А., в журнале "Военный вестник", 1988 г., 3, стр.66 и 67).

Тренировка включает выработку у стрелка навыков по производству прицельного выстрела на одном учебном месте войскового стрельбища вначале из незаряженного оружия, затем с оружием, заряженным боевыми патронами, разделенными учебными, и освоение стрелком меткого выстрела стрельбой боевыми патронами. Тренировка действий стрелка направлена на формирование и закрепление необходимого навыка нажатия на спусковой крючок, не вызывающего других движений, сбивающих наводку оружия.

Для чередования стрельбы боевыми патронами, разделенными учебными, во время тренировки магазин автомата снаряжается четырьмя боевыми и двадцатью шестью учебными патронами с таким расчетом, чтобы между каждым боевым патроном было не менее трех-пяти учебных в различном сочетании. Обучаемый, выполняя приемы стрельбы, не знает заранее, произойдет ли у него выстрел. Поэтому, выполняя приемы стрельбы и зная, что каждый раз может произойти выстрел, а следовательно, и отдача, обучаемый выполняет все действия в постоянном ожидании выстрела и включении в работу оборонительного рефлекса.

Недостатком способа, выбранного в качестве прототипа, являются неэффективность самоконтроля за проявлением оборонительного рефлекса, сбивающего наведенное в цель оружие, отсутствие умения подавлять проявление оборонительного рефлекса и навыка спуска курка без сбивания наведенного в цель оружия и, как следствие, производство неточного выстрела.

Недостаток объясняется тем, что в процессе обучения не предусматривается варьирование психических, зрительных и двигательных компонентов комплексного движения стрелка как до, так и во время производства выстрела.

Обучение ведется из автомата "Калашникова" лежа с упора или из положения "с колена", обеспечивающими надежную устойчивость оружию, но делающими малозаметным или вообще незаметным для стрелка сбивание наведенного в цель оружия.

Наиболее близким к предлагаемому комплексу учебных мест для обучения производству стрельбы из стрелкового оружия по сущности и достигаемому результату является, выбранное в качестве прототипа, учебное место войскового стрельбища, содержащее стрелковую зону, выполненную в виде открытого тира, снабженного огневыми рубежами, с которых производятся выстрелы, и спортивными мишенями, удаленными от огневых рубежей на дистанцию 100 м, а также зону для перемещения персонала и чистки оружия, расположенную параллельно прямой линии огневых рубежей (см. статью: Как научить метко стрелять, авторов Деревянко Л., Мишуков А., в журнале "Военный вестник", 1988 г., 3, стр. 66 и 67).

Учебное стрельбище войскового стрельбища, выбранное в качестве прототипа, предназначено для проведения поэтапной тренировки стрелков и содержит спортивные мишени 4, расположенные на дистанции 100 м от линии огневых рубежей.

Поэтапная тренировка осуществляется на одном учебном месте, дистанция которого, т.е. расстояние между линией огневых рубежей и линией мишеней, характеризуется постоянной величиной, спортивные мишени 4 однотипны, а выстрелы производятся однообразно из одного вида оружия: автомата (винтовки).

Техническое оснащение известного учебного места не позволяет варьировать дистанции, типы мишеней, виды оружия, оперативно менять его технические характеристики, а следовательно, характеристики процесса производства прицельного выстрела и осуществлять тем самым тренировку психических, зрительных и двигательных компонентов комплексного движения с учетом индивидуальных особенностей стрелков с разными природными психическими, двигательными реакциями и проявлениями оборонительного рефлекса.

Необходимость варьирования технических характеристик учебного места объясняется тем, что у одних стрелков двигательная реакция на выстрел и проявление оборонительного рефлекса несколько замедлены, сокращения мышц, противодействующих отдаче и сбивающих наводку, происходят после того, как пуля покинет канал ствола и уйдет в цель. У стрелков с такой реакцией на выстрел результаты в стрельбе относительно хорошие. О них говорят: "Он стрелок от природы". Но, как правило, у большинства стрелков реакция на выстрел обострена и проявление оборонительного рефлекса несколько ускорено, группы мышц, противодействующие отдаче оружия, сокращаются и сбивают наводку оружия раньше, чем пуля покинет канал ствола. Показатели в стрельбе у них низкие. Для этой части стрелков для обеспечения тренировки психических, зрительных и двигательных компонентов комплексного движения, направленного на выполнение прицельного выстрела, необходимо варьировать технические характеристики учебного места.

Индивидуальные особенности двигательных реакций и проявления оборонительного рефлекса для 50% обучаемых не позволяют в отведенное учебной программой и планом занятий время выйти даже на удовлетворительный уровень обучения. Не освоенный этой частью обучаемых предыдущий материал тормозит дальнейшее совершенствование снайперского мастерства и повышение боеспособности личного состава.

Варьирование технических характеристик учебного места связано с необходимостью изменения характеристик процесса производства прицельного выстрела, режимов тренировки психических, зрительных и двигательных компонентов комплексного движения с учетом индивидуальных особенностей стрелков, что в условиях одного учебного места войскового стрельбища практически не возможно.

Это объясняется тем, что известное учебное место приспособлено для производства выстрелов из одного вида оружия: автомата (винтовки) с дистанции 100 м в положении лежа с применением упора, обеспечивающего неподвижность оружия. Допускаемые стрелком на этом учебном месте малейшие ошибки при спуске курка самостоятельно не замечаются, так как это оружие имеет жесткий упор. Не замеченные стрелком ошибки должны быть устранены сразу, иначе с каждым последующим выстрелом они закрепляются, что в дальнейшем мешает формированию меткого выстрела.

Невозможность варьирования технических характеристик известного учебного места: дистанций, видов оружия, типов мишеней не позволяет визуализировать проявление оборонительного рефлекса, сбивающего наведенное в цель оружие, развивать самоконтроль, умение у стрелка подавлять проявление оборонительного рефлекса, навык спуска курка, не сбивая наведенное в цель оружие.

Недостатком известного учебного стрельбища, выбранного в качестве прототипа, является невозможность варьирования условий стрельбы: дистанций, видов оружия, типов мишеней на всех этапах тренировки, формирования самоконтроля за проявлением оборонительного рефлекса, сбивающего наведенное в цель оружие, и навыков меткой стрельбы из различных видов огнестрельного оружия.

Технический результат предлагаемых изобретений состоит в устранении указанных недостатков, а именно в повышении эффективности обучения по выполнению прицельного и меткого выстрелов из короткоствольного и длинноствольного огнестрельного оружия путем поэтапного формирования самоконтроля за проявлением оборонительного рефлекса, сбивающего наведенное в цель оружие, а также повышении точности выстрелов.

Технический результат достигается следующими решениями.

В способе обучения производству стрельбы из стрелкового оружия, включающем выработку у стрелка навыков по производству прицельного выстрела на учебном войсковом стрельбище вначале из незаряженного оружия, затем с оружием, заряженным боевыми патронами, разделенными учебными, и освоение стрелком меткого выстрела стрельбой боевыми патронами, согласно изобретению, тренировку ведут на последовательно расположенных учебных местах, на этапе производства прицельного выстрела тренируют умение стрелка во время прицеливания фокусировать зрение на прицельных приспособлениях оружия с открытым прицелом по белым щитам, установленным на первом учебном месте вдоль линии мишеней на дистанции 10 м, и умение нажимать пальцем на спусковой крючок при спуске курка незаряженного пистолета, не сбивая наведенное в цель оружие, на последующем учебном месте под контролем инструктора вырабатывают у стрелка умение волевым усилием подавлять оборонительный рефлекс, сбивающий наводку оружия, путем выполнения стрельбы по фигурной мишени 4 на дистанцию 25 м и последующей визуализации проявления оборонительного рефлекса, выражающегося в непроизвольном сокращении мышц стрелка, противодействующих отдаче оружия при выстреле, и сбивающего наводку оружия, осуществляемую стрелком во время прицеливания и спуска курка пистолета, заряженного инструктором учебным патроном с уверенностью стрелка в боевом выстреле, и состоящую в определении совместно с инструктором группы мышц, противодействующих резкой отдаче оружия, затем тренируют умение стрелка подавлять проявление оборонительного рефлекса путем волевого противодействия сокращению мышц на протяжении 3-5 спусков курка пистолета, заряженного в произвольно заданной инструктором последовательности боевыми и учебными патронами, затем восстанавливают навык спуска курка, не сбивая наведенное в цель оружие, из пистолета, заряженного учебным патроном, с уверенностью стрелка в отсутствии выстрела и закрепляют навык подавления оборонительного рефлекса стрельбой боевыми патронами с последующим самостоятельным контролем каждого выстрела и кучности на мишени до получения показателей в пределах габарита круга восемь, на последующем учебном месте закрепляют навык спуска курка, не сбивая наведенное в цель оружие, самостоятельной стрельбой стрелка по спортивной мишени 4 с черным кругом на дистанцию 50 м с контролем каждого выстрела и кучности пробоин в черном круге, на последующем учебном месте определяют бой оружия со станка проверки боя оружия Хайдурова, приводят индивидуально оружие к нормальному бою и тренируют стрелка производству выстрелов из автомата, винтовки, карабина и пулемета в стрельбе боевыми патронами в положениях лежа, с колена, стоя по спортивной мишени 4 с черным кругом на дистанцию 100 м, на последующем учебном месте осваивают умение стрелка в производстве меткого выстрела по спортивной мишени 1 с черным кругом на дистанцию 300 м, на последующих учебных местах последовательно закрепляют навыки меткого выстрела по спортивной мишени 1 соответственно на дистанциях 600 м и 1000 м.

В комплексе учебных мест для обучения производству стрельбы из стрелкового оружия, содержащем стрелковую зону, выполненную в виде открытого тира, снабженного огневыми рубежами, с которых производится стрельба, и спортивными мишенями, дистанционно удаленными от огневых рубежей, а также зону для перемещения персонала и чистки оружия, расположенную параллельно прямой линии огневых рубежей, согласно изобретению, стрелковая зона разделена земляными валами на отдельные, примыкающие вплотную друг к другу учебные места, огневые рубежи каждого из которых расположены вдоль общей прямой линии, линия мишеней каждого последующего места удалена от общей линии огневых рубежей на дистанцию, большую по сравнению с дистанцией мишени предыдущего места, по меньшей мере, первое-третье учебные места оборудованы кабинами безопасности, а четвертое место - перегородками, первое учебное место оборудовано щитами белого цвета, установленными вдоль линии мишеней на дистанции 10 м от огневого рубежа, второе учебное место оборудовано зелеными фигурными мишенями 4 с кругами на дистанции 25 м от огневого рубежа, третье и четвертое учебные места оборудованы спортивными мишенями 4 с черными кругами соответственно на дистанциях 50 м и 100 м от огневого рубежа, пятое, шестое и седьмое учебные места оборудованы спортивными мишенями 1 с черными кругами соответственно на дистанциях 300 м, 600 м и 1000 м от огневого рубежа.

Кроме того, в комплексе учебных мест для обучения производству стрельбы из стрелкового оружия четвертое учебное место снабжено станком проверки боя оружия Хайдурова, расположенным рядом с земляным валом и оборудованным устройством перемещения проверочной мишени вдоль вала от линии мишеней до огневого рубежа.

Первый этап обучения связан с освоением на первом учебном месте части комплексного движения по изготовке для стрельбы из пистолета в положении стоя с вытянутой руки и прицеливания с открытым прицелом по центральной части белого щита с дистанции 10 м. Этот этап позволяет привить навык фокусирования зрения, в первую очередь, на прицельных приспособлениях оружия. Установленные вдоль линии предполагаемых мишеней белые щиты (30-35) не отвлекают внимание обучаемого на прицеливание по мишени во время нажатия на спусковой крючок оружия.

Освоение умения нажимать пальцем на спусковой крючок необходимо вести при спуске курка незаряженным оружием, "вхолостую", без выстрелов боевыми или холостыми патронами, чтобы избежать резкой отдачи оружия. Это позволяет привить навык спуска курка, не сбивая наведенное в цель оружие.

Выработка у стрелка на первом учебном месте, по предлагаемому способу, умений во время прицеливания фокусировать зрение на прицельных приспособлениях оружия по району центра белого щита, удаленного от стрелка на дистанцию 10 м, и нажимать пальцем на спусковой крючок курка незаряженного пистолета позволяет привить ему навык спуска курка без проявления оборонительного рефлекса, выражаемого в непроизвольном движении, приводящем в самый ответственный момент к сбиванию наведенного в цель оружия.

Второй этап обучения связан с освоением следующей части комплексного движения по прицеливанию и спуску курка заряженным оружием на втором учебном месте. Эта часть комплексного движения состоит в стрельбе боевыми патронами из пистолета изготовкой в положении стоя с вытянутой руки. Дистанция от огневого рубежа (линии огня) до линии мишеней на втором учебном месте составляет 25 м. Огневой рубеж оборудован кабинами безопасности. В качестве мишеней применены зеленые фигурные мишени 4 с кругами.

Как показали опытные испытания, в ожидании резкой отдачи от выстрела у стрелка через центральную нервную систему в работу автоматически включается оборонительный рефлекс, выражающийся в непроизвольном движении кистей рук, плеча. Это противодействие в самый ответственный момент сбивает наводку оружия, а отдача делает почти незаметным то, что сделанная наводка сбилась.

Известно, что нервные процессы, протекающие в организме человека, управляемы. Те из них, которые вызывают сокращение отдельных мышц, противодействующих отдаче, и влекущие непроизвольное движение, сбивающее наводку оружия, можно взять под сознательный контроль и путем целенаправленных тренировок сформировать, а в дальнейшем и усовершенствовать их.

Степень освоения обучаемым приемов спуска курка выявляется инструктором и стрелком на втором учебном месте, где в процессе выполнения сложной в техническом исполнении стрельбы боевыми патронами из пистолета изготовкой в положении стоя с вытянутой руки сразу же проявляются малейшие ошибки.

Ошибки по выполнению части комплексного движения, касающейся спуска курка, выявленные инструктором на втором учебном месте, могут быть устранены обучаемым только на первом учебном месте путем продолжения освоения этих приемов. Отсутствие ошибок позволяет обучаемому перейти на второе учебное место.

На втором учебном месте обучаемый стрелок осуществляет прицеливание и спуск курка пистолета, заряженного инструктором учебным патроном с уверенностью стрелка в боевом выстреле.

Уверенность стрелка в боевом выстреле позволяет стрелку визуализировать, первоначально с помощью инструктора, проявление оборонительного рефлекса по группе мышц, противодействующих резкой отдаче оружия, что упрощает выполнение следующей части комплексного движения по волевому подавлению их сокращения.

Часть комплексного движения по волевому подавлению сокращения мышц стрелок совмещает с броском взгляда на место нахождения пробоин в мишени.

Выполнение мишеней 4 фигурными зеленого цвета с кругами упрощает совмещение волевого подавления сокращения мышц с броском взгляда на место нахождения пробоин в мишени.

Осуществление последующего спуска курка из пистолета, заряженного учебным патроном, с уверенностью стрелка в отсутствии выстрела позволяет восстановить навык спуска курка, не сбивая наведенное в цель оружие.

Осуществление последующей стрельбы боевыми патронами позволяет проконтролировать умение в производстве прицельного выстрела по степени кучности на мишени в пределах габарита круга восемь.

Разброс кучности на зеленой фигурной мишени 4 и выход за габарит круга восемь, характерный для группы стрелков с обостренной реакцией на выстрел, свидетельствуют о необходимости продолжения тренировки на втором учебном месте.

Результаты кучности на зеленой фигурной мишени 4, равные 80-90% от основной массы пробоин в круге 9, полученные группой стрелков с более замедленной двигательной реакцией на выстрел и проявлением оборонительного рефлекса, свидетельствуют о возможности перехода этой группы к тренировке стрельбы из пистолета на удаленную дистанцию, равную 50 м, на третьем учебном месте.

Формирование навыков самоконтроля за умением подавлять проявление оборонительного рефлекса во время стрельбы с дистанции, равной 50 м, по спортивной мишени 4 с черными кругами на третьем учебном месте обеспечивает стрелку возможность использовать этот навык в производстве меткого выстрела из винтовки, автомата, пулемета.

Самоконтроль за выполнением сложного комплексного движения ведется стрелком с помощью оптических приборов по кучности пробоин в черном круге.

Прежде чем приступить к стрельбе на учебном месте 4 обучаемый должен убедиться в размерах кучности боя оружия. Проверку боя оружия на станке Е. Хайдурова осуществляет специально подготовленный для этого инструктор. Проверка боя оружия осуществляется со станка Е. Хайдурова, а не стрельбой стрелками-прицельщиками. Если бой оружия не удовлетворяет требованиям стрелкового дела, то оно подлежит замене. Проверка боя оружия на учебном месте 4 на станке Е. Хайдурова позволит стрелку привести индивидуальное оружие к нормальному бою и приступить к тренировке производства выстрелов из автомата, винтовки, карабина и пулемета на дальние дистанции.

Выполнение стрельбы на четвертом учебном месте боевыми патронами в положениях лежа, с колена, стоя по спортивной мишени 4 с черным кругом на дистанцию 100 м позволит стрелку применить освоенный ранее навык производства прицельного выстрела на дальнюю дистанции стрельбой из автомата, винтовки, карабина. Производство прицельного выстрела обучаемый ведет боевыми патронами, разделенными учебными. Стрельба на этом учебном месте ведется только одиночными выстрелами, завершается тренировка контрольной стрельбой на зачет. Зачет может считаться принятым, если обучаемый в стрельбе из автомата, карабина добился следующих результатов: лежа - не менее 90 очков, с колена - не менее 80 очков, стоя - не менее 70 очков. В стрельбе из снайперской винтовки: лежа - не менее 95 очков, с колена - не менее 85 очков, стоя - не менее 75 очков.

Выполнение стрельбы на пятом учебном месте изготовкой в положениях лежа, с колена, стоя по спортивной мишени 1 с черным кругом на дистанцию 300 м из автоматов, карабинов, винтовок позволит стрелку выработать чувство дальности расстояния до цели, хороший глазомер, умение производства прицельного выстрела во время боевого огня из существующего штатного оружия. Стрельба на учебном месте 5 является контрольным этапом завершения освоения обучаемыми производства прицельного выстрела и перехода к производству меткого выстрела. Этот этап обучения осуществляется под руководством и контролем инструктора.

Выполнение стрельбы на учебном месте 6 по спортивной мишени 1 с черным кругом позволит закрепить навыки меткого выстрела из автомата, карабина, винтовки, пулемета на удаленное расстояние, равное 600 м.

Выполнение стрельбы на учебном месте 7 по спортивной мишени 1 с черным кругом позволит освоить навыки меткого выстрела из 7,62 мм снайперской винтовки С. И. Мосина образца 1891/30 на предельно удаленное расстояние, равное 1000 м. Кроме того, тренировка на этом этапе позволяет научить личный состав умению делать отладку и посадку 7,62 мм винтовки С.И. Мосина.

Обучение производству стрельбы из стрелкового оружия на комплексе учебных семи мест обеспечивает повышении эффективности обучения выполнению прицельного и меткого выстрелов из короткоствольного и длинноствольного огнестрельного оружия.

Разделение стрелковой зоны земляными валами на отдельные, примыкающие вплотную друг к другу учебные места, огневые рубежи каждого из которых расположены вдоль общей прямой линии, а линия мишеней каждого последующего места удалена от общей линии огневых рубежей на дистанцию, большую по сравнению с дистанцией мишени предыдущего места, позволяет варьировать условия производства прицельного выстрела в зависимости от формируемых навыков и умений путем оперативного изменения технического оснащения учебных мест стрельбища: дистанций, видов оружия, типов мишеней. Варьирование условий производства прицельного выстрела позволяет своевременно выявлять, исправлять и корректировать ошибки, мешающие приобретению навыков меткой стрельбы из различных видов огнестрельного оружия.

Оснащение первого-третьего учебных мест кабинами безопасности, а четвертого места перегородками позволяет своевременно предотвращать несчастные случаи.

Оснащение первого учебного места щитами белого цвета, установленными вдоль линии мишеней на дистанции 10 м от огневого рубежа, а второго учебного места зелеными фигурными мишенями 4 с кругами на дистанции 25 м от огневого рубежа позволяет варьировать условия прицеливания с открытым прицелом и последующей стрельбы: дистанцию, вид оружия, тип мишеней при переходе обучаемых от первого учебного места ко второму и наоборот.

Установка вдоль линии мишеней щитов белого цвета на дистанции 10 м от обучаемых позволяет привить навык фокусирования зрения на прицельных приспособлениях оружия.

Выполнение мишеней фигурными зеленого цвета с кругами зрительно упрощает стрелку нахождение пробоин в мишени.

Оснащение третьего и четвертого учебных мест спортивными мишенями 4 с черными кругами соответственно на дистанциях 50 м и 100 м от огневого рубежа позволяет стрелку тренировать глазомер и составляющие комплексного движения в условиях перехода от пистолета к автомату, винтовке, карабину и пулемету.

Оснащение четвертого учебного места станком проверки боя оружия Хайдурова, расположенным рядом с земляным валом и оборудованным устройством перемещения проверочной мишени вдоль вала от линии мишеней до огневого рубежа, позволит стрелку привести индивидуальное оружие к нормальному бою и приступить к тренировке производства выстрелов из автомата, винтовки, карабина и пулемета.

Оснащение пятого, шестого и седьмого учебных мест спортивными мишенями 1 с черными кругами соответственно на дистанциях 300 м, 600 м и 1000 м от огневого рубежа позволяет последовательно тренировать составляющие комплексного движения по производству меткого выстрела из автомата, винтовки, карабина и пулемета в условиях последовательно увеличивающейся дистанции от 300 м до 1000 м.

Заявляемые технические решения обладают новизной и изобретательским уровнем, так как при проведении поиска по источникам патентной и научно-технической документации заявителем не выявлены технические решения, аналогичные предлагаемым изобретениям.

Заявляемый способ обучения производству стрельбы из стрелкового оружия и комплекс учебных мест для его осуществления могут быть применены как на начальной стадии боевой подготовки, так и для совершенствования мастерства в технике производства прицельного выстрела стрелков различного, в том числе и высшего, уровня подготовки личного состава армии и других силовых структур. Следовательно, заявляемые технические решения соответствуют критерию "промышленная применимость".

Сущность заявляемых технических решений поясняется чертежами.

На фиг. 1 изображен план комплекса учебных мест, на котором реализуется предлагаемый способ обучения производству стрельбы из стрелкового оружия. На фиг. 2 изображено первое учебное место, оборудованное щитами белого цвета, установленными вдоль линии мишеней на дистанции 10 м от огневого рубежа. На фиг. 3 изображено второе учебное место, оборудованное зелеными фигурными мишенями 4 с кругами на дистанции 25 м от огневого рубежа. На фиг.4 изображено третье учебное место, оборудованное спортивными мишенями 4 с черными кругами на дистанции 50 м от огневого рубежа. На фиг.5 изображено четвертое учебное место, оборудованное спортивными мишенями 4 с черными кругами соответственно на дистанции 100 м от огневого рубежа. На фиг.6 изображено пятое учебное место, оборудованное спортивными мишенями 1 с черными кругами на дистанции 300 м от огневого рубежа. На фиг.7 изображено шестое учебное место, оборудованное спортивными мишенями 1 с черными кругами на дистанции 600 м от огневого рубежа. На фиг.8 изображено седьмое учебное место, оборудованное спортивными мишенями 1 на дистанции 1000 м от огневого рубежа.

Для реализации способа обучения производству стрельбы из стрелкового оружия в комплексе учебных мест предусмотрены отдельные, примыкающие вплотную друг к другу первое-седьмое учебные места (фиг.1), огневые рубежи 8 каждого из которых расположены вдоль общей прямой линии, а линия мишеней 9 каждого последующего места удалена от общей линии огневых рубежей 8 на дистанцию, большую по сравнению с дистанцией мишени предыдущего места. Учебные места отделены друг от друга земляными валами 11. Для перемещения с одного учебного места на другое предусмотрена пешеходная дорожка 10. Первое 1-третье 3 учебные места оборудованы кабинами безопасности 12 (фиг.3). Первое учебное место 1 оборудовано щитами 13 белого цвета (фиг.2), установленными вдоль линии мишеней на дистанции 10 м от огневого рубежа 8. Второе учебное место 2 оборудовано зелеными фигурными мишенями 13 на дистанции 25 м от огневого рубежа 8. Третье 3 и четвертое 4 учебные места оборудованы спортивными мишенями 14 ( 4) с черными кругами соответственно на дистанциях 50 м и 100 м от огневого рубежа 8. Четвертое место 4 снабжено перегородками 15 (фиг.5) безопасности и станком 16 проверки боя оружия Хайдурова, расположенным рядом с земляным валом 11 и оборудованным устройством 17 перемещения проверочной мишени 18 вдоль вала 11 от линии мишеней до огневого рубежа 8. Пятое 5, шестое 6, седьмое 7 учебные места оборудованы спортивными мишенями 19 ( 1) с черными кругами соответственно на дистанциях 300 м, 600 м и 1000 м от огневого рубежа 8.

Обучение производству стрельбы из огнестрельного оружия ведется в следующей последовательности: - на первом учебном месте обучают производству прицельного выстрела, тренируя умение стрелка во время прицеливания фокусировать зрение на прицельных приспособлениях оружия с открытым прицелом и умение нажимать пальцем на спусковой крючок при спуске курка незаряженного пистолета; - на втором учебном месте обучают производству прицельного выстрела, тренируя у стрелка умение волевым усилием подавлять оборонительный рефлекс, определять совместно с инструктором группу мышц, противодействующую резкой отдаче оружия, подавлять проявление оборонительного рефлекса путем волевого противодействия сокращению мышц, восстанавливать навык спуска курка, не сбивая наведенное в цель оружие, контролировать самостоятельно каждый выстрел; - на третьем учебном месте закрепляют навык спуска курка, не сбивая наведенное в цель оружие, самостоятельной стрельбой стрелка боевыми патронами с контролем каждого выстрела; - на четвертом учебном месте определяют бой оружия со станка проверки и закрепляют освоенный ранее навык производства прицельного выстрела в стрельбе на дальнюю дистанцию из автомата, винтовки, карабина боевыми патронами на дистанцию 100 м; - на пятом учебном месте осваивают умение стрелка в производстве меткого выстрела на дистанцию 300 м; - на шестом учебном месте закрепляют навыки меткого выстрела из автомата, карабина и винтовки на дистанцию 600 м; - на седьмом учебном месте закрепляют навыки меткого выстрела из снайперской винтовки на дистанцию 1000 м.

Ниже приведено более подробное описание реализации способа обучения производству стрельбы из стрелкового оружия на комплексе учебных мест для его осуществления.

На первом учебном месте 1 тренировка осуществляется "вхолостую" (без выстрелов боевыми или холостыми патронами) по району прицеливания центра белого щита 13. Обучение производству прицельного выстрела начинается с тренировки умения стрелка во время прицеливания фокусировать зрение на прицельных приспособлениях оружия с открытым прицелом по белым щитам 13, установленным вдоль линии мишеней 8 на дистанции 10 м, и умения нажимать пальцем на спусковой крючок при спуске курка незаряженного пистолета, не сбивая наведенное в цель оружие. Обучаемые выполняют все тренировочные действия под контролем инструктора.

На втором учебном месте 2, оборудованном кабинами безопасности 12, продолжают обучение производству прицельного выстрела, тренируя у стрелка умение волевым усилием подавлять оборонительный рефлекс, сбивающий наводку оружия, путем выполнения стрельбы по фигурной зеленой мишени 14 ( 4) на дистанцию 25 м под контролем инструктора. Второе учебное место 2 рассчитано на 30-35 обучаемых.

Инструктор предлагает обучаемому принять изготовку в положении стоя для стрельбы из пистолета с вытянутой руки и произвести несколько щелчков "вхолостую" по фигурной мишени 14 ( 4), чтобы убедиться, что обучаемый хорошо освоил на первом учебном месте 1 выполнение спуска курка, не сбивая наведенное в цель оружие. Если инструктор определит, что обучаемый не достаточно хорошо освоил прием спуска курка, то он отправляет обучаемого обратно на первое учебное место 1. Если инструктор определит, что обучаемый достаточно хорошо освоил прием спуска курка, то он переводит обучаемого на второе учебное место 2 для освоения им волевого контроля и волевого подавления оборонительного рефлекса, сбивающего наводку оружия. Инструктор объявляет обучаемому о начале тренировки со стрельбой боевыми патронами. Во время этой тренировки ствол пистолета всегда должен быть направлен в сторону мишеней 13. Магазин пистолета патронами не заряжается и находится в рукоятке. Заряжание пистолета осуществляется каждый раз по одному патрону. Инструктор, оттянув затвор пистолета назад до упора, заряжает пистолет учебным патроном, передает пистолет обучаемому и объявляет ему, что оружие заряжено. Осознание обучаемым факта, что оружие заряжено и что теперь за спуском курка последует выстрел, а следовательно, и резкая отдача оружия, приводит к тому, что у стрелка подсознательно в работу включается оборонительный рефлекс, в результате в самый ответственный момент спуска курка отдельные группы мышц, противодействуя отдаче, сокращаются, сбивая наведенное в цель оружие.

Если бы в действительности оружие было заряжено боевым патроном и за спуском курка последовал бы выстрел, то отдача от него сделала бы совершенно незаметным для стрелка то обстоятельство, что в самый последний момент наводка оружия сбивается. Устранить ошибку, которую не замечаешь, очень трудно, иногда почти невозможно. Так как обучаемому было не известно, что пистолет заряжен учебным патроном, и инструктор настроил его на то, что оружие заряжено боевым патроном, то в ожидании выстрела у него отдельные группы мышц сокращаются, совершая движение, сбивающее наводку. Но так как выстрела не происходит, то инструктор и обучаемый замечают произведенное сбивание. Обучаемый и инструктор определяют, какие группы мышц повинны в сбивании наводки. Более подробная и детальная схема