Устройство для подъёма затонувших объектов
Реферат
Устройство для подъема затонувших объектов содержит корпус, состоящий из однотипных блоков, соединенных друг с другом балками и выполненных в виде угловых траверс. На концах этих траверс закреплены направляющие обоймы с установленными в них свободноскользящими запорными штангами. Параллельно направляющим обоймам закреплены реактивные двигатели для размывания грунта под затонувшим объектом и отрывания последнего от дна. Каждый из упомянутых блоков снабжен мягкими оболочками и газогенератором для наддува этих оболочек. Такое выполнение устройства обеспечивает надежное захватывание крупногабаритных грузов и стартовый рывок для отрыва этих грузов от дна. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к устройствам для проведения подъемно-технических работ, в частности к работам по подъему затонувших объектов (ЗО).
Известно подводное грузоподъемное устройство, содержащее раму с размещенной на ней складной оболочкой, газогенераторами для наддува этой оболочки, а также грузозахватные элементы, связанные с рамой посредством установленной на ней юбки (а.с. RU 2049019, кл. В 63 С 7/04, 1992). Данное устройство не обеспечивает надежного захвата крупногабаритных грузов, не дает стартового рывка для отрыва от грунта, а также не предусматривает систем наведения устройств на ЗО и маневрирования. Задачей предлагаемого изобретения является создание устройства, позволяющего надежно захватывать крупногабаритные объекты и обеспечивать повышенное динамическое стартовое усилие подъема ЗО с одновременным размыванием наносного грунта вдоль всего объекта. Указанная задача решается тем, что в известном устройстве для подъема затонувших объектов, содержащем корпус с размешенными на нем мягкими оболочками, газогенераторами для наддува этих оболочек и грузозахватывающими элементами, новым является то, что корпус состоит из однотипных блоков, выполненных в виде угловых траверс, на концах которых закреплены направляющие обоймы с установленными в них свободноскользящими запорными штангами, параллельно направляющим обоймам закреплены реактивные двигатели, а сами блоки соединены друг с другом балками. Каждый блок имеет собственные газогенераторы с мягкими оболочками, а отдельные блоки снабжены двигателями маневрирования. Для управления устройством на нем имеется стыковочный узел для глубоководных спускаемых аппаратов. На фиг. 1 изображен вид отдельного блока в исходном положении перед посадкой на ЗО, на фиг.2 он изображен в рабочем положении с выдвинутыми запорными штангами, на фиг.3 изображен общий вид устройства с поднимаемым объектом. Устройство состоит из набора стандартных блоков, каждый из которых представляет собой две соединенные под углом (в частности, под углом 90o) балки, образующие угловую траверсу 1. Нa их концах находятся направляющие обоймы (НО) 2, в которых свободно скользят подвижные запорные штанги (ПЗШ) 3, удерживаемые перед посадкой на ЗО с помощью механических стопоров в верхнем положении. Параллельно запорным штангам 3 на траверсе 1 закреплены ракетные двигатели (РД) 4 (например, от ракет класса "вода-воздух"). В конструкции устройства предусматриваются также дополнительные двигатели типа ракетных или от торпед, устанавливаемые на концах траверс и обеспечивающие необходимую маневренность устройства (перемещения и повороты) перед посадкой на ЗО. На верхних концах П3Ш также могут устанавливаться одноразовые пороховые двигатели 5 для более полного выдвижения ПЗШ. Чтобы ПЗШ не выпадали из обойм 2 при их выдвижении вниз, на их верхних концах имеются ограничители 6. Кроме того, с целью повышения автономности устройства на больших глубинах предусматривается площадка для пристыковки глубоководного подводного аппарата, обеспечивающего управления устройством. Наведение устройства на ЗО реализуется посредством стандартных средств, использующих ультразвуковые, оптические и другие каналы связи. При этом маневрирование по высоте и дифференту осуществляется за счет наполнения гибких оболочек 7 при включении отдельных газогенераторов, запускаемых в соответствии с нужной программой. Повороты и перемещения "вправо-влево" и "вперед-назад" реализуется включением по программе реактивных двигателей (или двигателей от торпед), закрепленных на траверсах. Работает устройство следующим образом. При посадке на ЗО отпускаются стопора ПЗШ (например, с помощью однократных взрывных устройств) и ПЗШ 3 опускаются, захватывая ЗО ситу (фиг.2 и 3). После этого запускаются газогенераторы, наполняющие гибкие оболочки для подъема ЗО. Затем запускаются ракетные двигатели 4, обеспечивающие размывание грунта под ЗО и стартовый рывок для отрыва ЗО. В процессе подъема ЗО газ в гибких оболочках 7 расширяется и избыток его стравливается через выпускные клапаны в соответствии с глубиной и программой подъема ЗО.Формула изобретения
1. Устройство для подъема затонувших объектов, содержащее корпус с размещенными на нем мягкими оболочками, газогенераторами для наддува этих оболочек и грузозахватывающими элементами, отличающееся тем, что корпус состоит из однотипных блоков, выполненных в виде угловых траверс, на концах которых закреплены направляющие обоймы с установленными в них свободноскользящими запорными штангами, параллельно направляющим обоймам закреплены реактивные двигатели для размывания грунта под затонувшим объектом и отрывания последнего от дна, а сами блоки соединены друг с другом балками. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что отдельные блоки снабжены двигателями маневрирования. 3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что каждый блок снабжен собственным газогенератором с мягкими оболочками. 4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что на нем имеется стыковочный узел для спасательных аппаратов.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3