Способ модернизации бронетранспортера
Реферат
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к модернизации бронированных машин. Сущность изобретения заключается в том, что удаляют листы крыши отделения силовой установки, демонтируют двигатели силовой установки совместно со сцеплениями, коробками передач и коробками отбора мощности, отсоединяют штатные раздаточные коробки от посадочных поверхностей. Формируют установочные пространство отделения посредством удаления части переднего корпуса водометного движителя, помещают в отделение дополнительную раздаточную коробку, содержащую, по меньшей мере, дифференциальный механизм привода штатных раздаточных коробок и вал привода водометного движителя. Предварительно монтируют на единой раме двигатель мощностью, сопоставимой с суммарной мощностью демонтированных двигателей, сцепление, коробку передач и устанавливают в отделение силовой установки, жестко закрепив раму на корпусе транспортера. Фиксируют штатные раздаточные коробки и дополнительную раздаточную коробку, контролируя их взаимное расположение по кинематическим нормам. Соединяют дополнительную раздаточную коробку посреством карданных валов со штатными раздаточными коробками и водометным движителем и посредством зубчатой муфты или карданного вала - с коробкой передач. Отверстие отделения силовой установки закрывают объемной съемной крышей из бронированных листов. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам модернизации существующего парка бронированных автомобилей (бронетранспортеров) силовых структур и аналогичной конструкции гражданских автомобилей, используемых МЧС, геологоразведкой и т.п.
Основным объектом модернизации в настоящее время является семейство восьмиколесных бронетранспортеров БТР-60 и БТР-70 [1]. Основные части бронетранспортера: броневой корпус, башня с установленным в ней вооружением, приборы наблюдения, силовая установка, трансмиссия, рулевое управление, тормозные системы, ходовая часть, электрооборудование, средства связи и специальное оборудование. Количество посадочных мест, включая водителя, десять. Корпус машины закрытый, с гладким днищем, герметизированный, изготовлен из броневых листов. Силовая установка включает два карбюраторных двигателя. Двигатели и агрегаты трансмиссии не сблокированы между собой, а сблокированы лишь приводы управления ими. Трансмиссия от каждого двигателя к колесам включает сухое однодисковое сцепление, механическую коробку передач, раздаточную коробку с прямой и понижающей передачами, карданные передачи, главные пары двух ведущих мостов с кулачковыми дифференциалами повышенного трения и четыре колесных редуктора. Для движения на воде машина оборудована водометным движителем, установленным в кормовой части корпуса. Для самовытаскивания машины, застрявшей при преодолении труднопроходимых участков пути, а также для вытаскивания других застрявших однотипных объектов в передней части корпуса установлена лебедка с приводом от одного из двигателей через коробку отбора мощности, смонтированную в одной из раздаточных коробок. В корпусе машины имеется три отделения: отделение силовой установки в кормовой части, десантное отделение для восьми человек в средней части корпуса и отделение управления в передней части. Модернизация находящихся в эксплуатации бронетранспортеров на данный момент не ведется, а поддержание рабочего состояния сводится к замене изношенных деталей, узлов и агрегатов, причем в подавляющем большинстве случаев только на заводе-изготовителе или с привлечением специалистов завода, что непосредственно влияет на временные и экономические аспекты модернизации. Задачей заявленного способа модернизации, помимо улучшения технических характеристик, является обеспечение комплекса работ на технической базе эксплуатирующего ведомства (гаражи, мастерские) вплоть до возможности осуществления способа в полевых (походных) условиях с привлечением минимального количества квалифицированной рабочей силы. Указанная задача решается способом модернизации бронетранспортера, содержащего отделение управления, десантное отделение и отделение силовой установки, объединенные в несущем корпусе из броневых листов, и агрегаты трансмиссии привода ведущих мостов, заключающимся в том, что удаляют листы крыши отделения силовой установки, демонтируют двигатели силовой установки совместно со сцеплениями, коробками передач и коробками отбора мощности, отсоединяют штатные раздаточные коробки от посадочных поверхностей, формируют установочное пространство отделения посредством удаления части переднего корпуса водометного движителя, помещают в отделение дополнительную раздаточную коробку, содержащую, по меньшей мере, дифференциальный механизм привода штатных раздаточных коробок и вал привода водометного движителя, предварительно монтируют на единой раме двигатель мощностью, сопоставимой с суммарной мощностью демонтированных двигателей, сцепление, коробку передач и устанавливают в отделение силовой установки, жестко закрепив раму на корпусе транспортера, после чего фиксируют штатные раздаточные коробки и дополнительную раздаточную коробку, контролируя их взаимное расположение по кинематическим нормам, затем соединяют дополнительную раздаточную коробку посредством карданных валов со штатными раздаточными коробками и водометным движителем, и посредством зубчатой муфты или карданного вала - с коробкой передач, а отверстие отделения силовой установки закрывают объемной съемной крышей из бронированных листов. Этапы реализации способа поясняются чертежами. На фиг.1 показана классическая схема трансмиссии бронетранспортера; на фиг.2 - то же, после реализации способа; на фиг.3 схематично представлено отделение силовой установки; на фиг.4 приведен общий вид модернизированного бронетранспортера. В качестве примера приведен способ модернизации БТР-70: удаляют передний и задний листы отделения силовой установки, обеспечив тем самым быстрый свободный доступ к двигателям и агрегатам трансмиссии, демонтируют силовую установку, состоящую из двух двигателей 1, совместно со сцеплениями 2, коробками передач 3 и коробками отбора мощности 4, формируют установочное пространство отделения посредством удаления части переднего корпуса водометного движителя 5 (фиг.3); помещают (заводят) в отделение дополнительную раздаточную коробку 6, содержащую, по меньшей мере, дифференциальный механизм привода штатных раздаточных коробок 7 и вал привода водометного движителя 5; предварительно монтируют на единой раме двигатель 8 мощностью, сопоставимой с суммарной мощностью демонтированных двигателей, сцепление, коробку передач. Наибольшие преимущества дает установка дизельного агрегата (двигатель, сцепление и коробка передач в сборе), например, марки ЯМЗ. Удаление части переднего корпуса водометного движителя как раз и позволяет разместить в отделении двигатель указанного типа без каких-либо дополнительных переделок и не влияет на технические показатели движителя. Двигатель 8, сцепление и коробку устанавливают в отделение силовой установки, жестко закрепив раму на корпусе транспортера посредством болтовых соединений, сварки и т.п. Следующий этап - фиксация штатных раздаточных коробок 7 и дополнительной раздаточной коробки 6, которая может быть установлена непосредственно на корпусе бронетранспортера на дополнительных кронштейнах, либо (что предпочтительнее) на раме двигателя. Основное требование при фиксации штатных раздаточных коробок 7 и дополнительной раздаточной коробки 6 - контроль их взаимного расположения по кинематическим нормам, то есть обеспечение возможности соединения в единую кинематическую цепь, с соблюдением допусков на перекос и смещение валов. Затем соединяют дополнительную раздаточную коробку 6 посредством карданных валов со штатными раздаточными коробками 7 и водометным движителем 5 и посредством зубчатой муфты или карданного вала - с коробкой передач, а отверстие отделения силовой установки закрывают объемной съемной крышей 9 из бронированных листов. Окончательная форма крыши зависит от габаритов установленного двигателя. Реализация способа позволяет значительно сократить сроки введения бронетранспортера в строй при условии наличия силового агрегата, дополнительной раздаточной коробки 6 и крыши 9, которые представляют собой либо стандартный механизм, либо заранее проектируются и изготавливаются промышленным способом. Так, например, дополнительная раздаточная коробка, удовлетворяющая требованиям модернизации, не выпускается машиностроительными заводами, однако она может быть собрана с использованием зубчатых колес и валов производства КАМАЗа. Модернизированный бронетранспортер обладает увеличенным до 800 км пробегом без дозаправки, улучшенными тяговыми характеристиками на слабых грунтах, сильно пересеченной местности и на горных дорогах, а объемная (более высокая) крыша позволяет бронетранспортеру выходить из водоема под большим углом, не допуская заливания силового отделения водой. Для обеспечения всех работ по заявляемому способу, помимо стандартного походного инструментария, достаточно иметь сварочный аппарат и мобильное грузоподъемное устройство (таль ручная или электрическая, кран на автомобильном ходу и т.п.). Источники информации 1. Бронетранспортер БТР-70. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. - М.: Воениздат, 1981.Формула изобретения
1. Способ модернизации бронетранспортера, содержащего отделение управления, десантное отделение и отделение силовой установки, объединенные в несущем корпусе из броневых листов, и агрегаты трансмиссии привода ведущих мостов, отличающийся тем, что удаляют листы крыши отделения силовой установки, демонтируют двигатели силовой установки совместно со сцеплениями, коробками передач и коробками отбора мощности, отсоединяют штатные раздаточные коробки от посадочных поверхностей, формируют установочное пространство отделения посредством удаления части переднего корпуса водометного движителя, помещают в отделение дополнительную раздаточную коробку, содержащую, по меньшей мере, дифференциальный механизм привода штатных раздаточных коробок и вал привода водометного движителя, предварительно монтируют на единой раме двигатель мощностью, сопоставимой с суммарной мощностью демонтированных двигателей, сцепление, коробку передач и устанавливают в отделение силовой установки, жестко закрепив раму на корпусе транспортера, после чего фиксируют штатные раздаточные коробки и дополнительную раздаточную коробку, контролируя их взаимное расположение по кинематическим нормам, затем соединяют дополнительную раздаточную коробку посредством карданных валов со штатными раздаточными коробками и водометным движителем и посредством зубчатой муфты или карданного вала - с коробкой передач, а отверстие отделения силовой установки закрывают объемной съемной крышей из бронированных листов. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве двигателя устанавливают дизельный агрегат.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение
Дата, с которой действие патента восстановлено: 10.05.2007
Извещение опубликовано: 10.05.2007 БИ: 13/2007