Способ психофизической тренировки с использованием звуков алфавита родной речи: "звуковая дыхательно-эвритмическая гимнастика саморегуляции"

Реферат

 

Изобретение относится к медицине, а именно к психотерапии, психологии, педиатрии, лечебной физкультуре, реабилитации, педагогике, к способам восстановления детей с невротическими, психовегетативными, психосоматическими нарушениями, дефектами речи. Каждый звук алфавита связывают с определенным природным образом, прсихоэмоциональным состоянием, способом движения и дыхания. При проведении гимнастики воспроизводят звуки алфавита выполнением соответствующих им движений и действий, инициируют возникновение у человека соответствующего произносимому звуку зрительного, слухового, кинестетического образа, психоэмоционального состояния. При этом фиксируют внимание на процессе дыхания и его функциональных элементах. Способ позволяет повысить эффективность психотренирующей и дыхательной гимнастик. 1 з.п.ф-лы, 3 табл.

Предложен способ звуковой дыхательно-эвритмической (звукопластической) гимнастики саморегуляции, используемой как и взрослыми, так и детьми, начиная с 3,5 лет. Сокращенное название метода - ЗДЭГС. Изобретение относится к медицине, а именно к психотерапии, психологии, педиатрии, лечебной физкультуре, реабилитологии, педагогике, к способам восстановления детей с невротическими, психовегетативными, психосоматическими нарушениями, дефектами речи.

Цель изобретения - предложение более эффективного способа коррекции психоэмоциональных, психовегетативных, невротических нарушений, связанных с искажением в функциональной структуре саморегуляции; гармонизация развития личности.

Решаемая задача - повышение эффективности психотренирующей и дыхательной гимнастик путем предложения более пластического, спонтанного, ненасильственного способа включения в процесс обучения саморегуляции.

Аналоги данного способа.

Известно, что существует около 15 направлений психотерапии, использующих образы в лечебном процессе, начиная с активного воображения и архитипических фигур. Известны методы игровой психотерапии, методы кататимно-имагинативной психотерапии, символодрамы (X. Лейнер. Кататимное переживание образов. - Москва, 1996 г., Я.Л. Обухов. Символодрама. - Москва, 1997 г.). Основу их метода составляют свободное фантазирование в форме образов на заданную психотерапевтом тему. Манифестация свободно возникающих внутренних образов дополняется целенаправленной релаксацией и введением пациента в такое состояние сознания, когда легче возникает индукция образа. Мотивы для развития образов основаны на символике методов классического психоанализа.

Известно, что существуют методы диагностики и коррекции эмоциональных расстройств у детей, основанные на развитии тонической основы аффективной регуляции и отработке способов аффективного приспособления, с использованием ярких сенсорных впечатлений (кружение, вращение) (В.В. Лебединский, О.С. Никольская, др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М. : МГУ, 1990 г.). Известен метод терапии творческим самовыражением M.E. Бурно, 1989 г. Известен метод аутогенной тренировки Щульца, в том числе с бессознательно вызываемыми спонтанными образами в состоянии медитации.

Среди оздоровительных навыков наиболее важным является обучение регуляции дыхания. Дыхание - единственная бессознательная вегетативная функция, поддающаяся регуляции. Дыхательная гимнастика в древней восточной медицине является обязательной составной частью методик саморегуляции. Она использовалась для восстановления движения жизненной силы. Все дыхательные гимнастики основаны на 4 элементах: затруднении, замедлении, задержке и поверхностном дыхании ("основы Хатка-Йоги"). Известны школы цигун-гимнастики с использованием пластического движения и сопряженных дыхательно-энергетических процессов.

Известно, что для достижения контакта с бессознательным в психотренинге используют активное воображение, манифестацию образов, особые способы дыхания и движения, звукосочетания в виде мантр. Из отечественных методик дыхательной гимнастики наиболее известны две. Известен способ лечения болезней, связанных с потерей голоса, авторское свидетельство СССР 1758179/3116, УДК 616.22-08, 1974 г. Проведение комплекса дыхательных упражнений с одновременным расширением или сжатием грудной клетки. При движениях, за счет которых грудная клетка сжимается, производится активный вдох, при движениях с расширением грудной клетки - пассивный выдох. В "парадоксальной гимнастике" А. Н. Стрельниковой внимание фиксировано на коротком, проводимом через нос, активном, напряженном, шумном (как укол) вдохе. Уделяется внимание дыханию через нос. Ноздрям возвращается естественная подвижность. "Ноздри склеиваются в момент вдоха". Занятия структурируются определенным ритмом. Используется темпоритм песен и плясок. Счет ведется на 8, 16, 32 такта.

Основой гимнастики К.П. Бутейко является "волевая ликвидация глубокого дыхания" до степени легкой гипоксии ("для сохранения углекислоты как источника многих биологических процессов"). Бутейко предлагает исправлять искаженный стереотип автоматики дыхания путем предложения иного дыхательного алгоритма: выдох, задержка дыхания, легкий вдох, выдох, задержка дыхания. В предлагаемой автором гимнастике алгоритм дыханию задается воображением природного образа и произнесением звуков.

Известны методы реабилитации больных с хроническими неспецифическими заболеваниями легких. Авторское свидетельство 942748, 1982 г. Больному воздействуют голосовой вибрацией на мышцы бронхиального дерева путем произнесения звуков МНРЖЗ с силой 70 дБ в течение 30-40 с каждый звук. Затем с помощью трубок и давления на грудную клетку производят дренирование дыхательных путей. Известен способ лечения хронических бронхо-легочных заболеваний, авторское свидетельство СССР 1674837, 1989 г. Способ основан на многократном выполнении цикла упражнений дыхательной гимнастики, включающего выведение воздуха из легких с воздействием акустических колебаний и через полую трубку с сопротивлением выдоху путем ограничения движений грудной клетки бандажным поясом.

Ребефинг - дыхательная техника, предложенная Л. Орром для согласования жизненных процессов тела и сознания. Осуществляется циркуляторное дыхание (вдох и выдох связаны между собой так, что у них нет паузы, с акцентом либо на вдохе, либо на выдохе). Внимание фиксируется на расслаблении и чувстве блаженства от дыхания и доверия производимому действию. Известен способ работы с сознанием путем использования специальной дыхательной методики в трансперсональной психотерапии. Это метод "холотропного дыхания" С. Грофа. Посредством глубокого дыхания достигается измененное состояние сознания с целью проникновения в его глубину и раскрытия багажа бессознательного. Цель терапии - снятие психофизиологических зажимов, энергетических блоков, избавление от негативной информации, содержащейся в бессознательном, восстановление связей между физическим телом, сознанием и глубиной бессознательного.

М. Фельденкрайзом описана методика "Осознавание через движение", 2001 г. Полный образ себя - редкое идеальное состояние. Даны 12 практических уроков, где действие производится в соответствии с образом себя, посредством движения, ощущения, чувства и мышления. В движении учитываются координация, пространственная и внутренняя точность, интенсивность. Предложено осознать мышечные усилия, которые ускользают от сознательного ума, и концентрироваться на средствах, а не на цели действия. Предложены такие упражнения, как раскачивание стоя, сидя из стороны в сторону, ритмическое и вращательное движение коленей, принятие разных координационных поз для разных частей туловища. Также рекомендуются дыхательные упражнения: попеременное движение груди и живота лежа на спине и на боку, стоя на коленях (растягивая спину или расширяя живот). Известен метод телесно-ориентированной психотерапии. А. Лоуэна с творческим воздействием на бессознательные импульсы тела путем работы с движением, позой, дыханием, мышечным тонусом, чувственным самоосознаванием (способ личностного роста и развития, связующий воедино чувства, разум и тело). Известен метод нейролингвистического программирования с обращением к разным каналам восприятия и созданием информационных ассоциативных якорей в психотерапевтических целях. Известен метод процессуально-ориентированной духовной психотерапии А. Менделла, направленный на освоение навыков самопознания с вниманием к естественным импульсам и тонким сигналам, выявляемым в процессе занятий и проведением их по сенсорным, слуховым, визуальным каналам (Э. Менделл. Психотерапия как духовная практика. - Москва, 1996 г.). Известны упражнения в феноменологии в гештальт-психотерапии (Ф. Перлз. Практика гештальт-терапии. - Москва, 2000 г.). Известны методы совершенствования актерского творчества путем развития гибкости души и соединения чувства, воли и действия К.С. Станиславского и М.Н. Чехова.

Известны системы звукового целительства: звуковибрационные методы, мантры, звуковая терапия с пением гласных, звуковые упражнения с жестами - мудрами, применение иероглифов в сопровождении движений (реферативный обзор методов дан в монографии Э.И. Гоникман "Даосские целительные звуки", Минск, 1999 г. ). Звуковое целительство в оккультизме требует настроя ума и определенной подготовки.

Известна философская система Герметической школы (6 век н.э.). В ней для каждый из 22 звуков древнееврейского алфавита связывали с определенным законом мирозданья и определенным принципом жизнеобеспечения. Были созданы смысловые образы звуков, арканы. Работа со звуком - это направляемый процесс работы со всеми центрами тела с целью управления ими и расширения сознания. Однако основатели герметической школы считали, что знанием о принципах регуляции человека и его связи с миром Вселенной могут овладеть только избранные, "посвященные".

Ни один из вышеуказанных методов не использует столь естественного фактора, как последовательно произносимые звуки алфавита родной речи, связанные смысловым образом с разными психоэмоциональными состояниями и инициирующие процесс пластического дыхания и движения, отличающийся для каждого звука.

Прототип методики.

Наиболее близким к предлагаемому способу (прототипом его) является способ классической эвритмии немецкого антропософа Р. Штейнер, описанный им в монографии "Эвритмия как видимая речь", 1924 г. При этом способе используются все звуки алфавита немецкой речи для создания образа звука и воспроизведения его в движениях. Движения и жесты направляются душевными импульсами. Посредством выяснения внутренней сущности и характера звука придается пластическая форма тому, что вливается обычно в содержание речи. Душевное настроение выражается пластически и характеризуется как видимая речь. Мышление в движении передается прямой линией, волеизъявление - кривой, чувствование - прямой и кривой линиями. Сострадание обозначается волнистой линией. Благодаря пластике тела мы воздействуют на душу, пробуждая духовные импульсы. При создании видимой речи звуки типируются мысленно как выражение мысли, чувства, воли человека. Гласные способствуют самовыражению, согласные - отражают мир. По физиологическому действию они типируются как выталкиваемые и выдуваемые. Однако душевно обусловленная пластика мышечных движений не сопровождается пластикой дыхательных движений, поскольку звук не произносится, а лишь воплощается в образе и движении. Без произношения звука между мысленным образом и его пластическим выражением в движении нет связующего физиологического мостика, не используются все естественные ассоциативные связи звука. Данный метод предполагает зрелость человека, способного к абстрактному восприятию истин, и требует большого интеллектуального труда при его освоении. Поэтому он доступен избранным.

Сущность изобретения: Звуковая дыхательно-эвритмическая гимнастика саморегуляции (ЗДЭГС) по международной классификации относится к классу пассивных гимнастик (МПК А-61Н 1/00), в которых допускаются также "упражнения со сгибанием и растяжением туловища, сгибанием и разгибанием ног" (1/02). Данная гимнастика является внешне пассивной и насыщенной активным внутренним действием. При ее организации мы используем информативную сущность и ассоциативные связи звука. Звук - универсальный сигнал, наиболее концентрированный фактор информационной связности. Со звуком можно работать, используя его в качестве фактора малой интенсивности, способного взаимодействовать с подсознанием человека. Известно, что в обычном состоянии сознания человек использует смыслоречь. В игровом, творческом, созерцательном состоянии сознания отключается строгая цензура сознания и внимание переключается на процессы бессознательного, открывая путь восприятию звукоречи.

В основе методики лежит философское психобиологическое типирование звуков алфавита. Выяснены их функциональные и ассоциативные связи. Найден рациональный способ их творческого воспроизведения. Идентифицирована их сущностная, духовная и функциональная основа. Отличительной особенностью метода является использование всех звуков алфавита, но не в виде абстрактных знаков, а в виде "Живой азбуки". Звукообразы разработаны на основе воображаемых природных ситуаций и физиологического самоощущения при воспроизведении звука. Эмпирически подобраны: органическая связь типа дыхания, движения, психоэмоциональное и цветовое восприятие звуков алфавита родной речи. Пластика жизнеобеспечивающих процессов сопрягается также благодаря раскрытию всех внутренних элементов звукообразования и звукопроизношения. Использование всех звуков алфавита позволяет структурировать общий ритм, физическую интенсивность и психоэмоциональную насыщенность занятий, активизируя все системы организма. Занятия проводятся на игровой основе, в творческой атмосфере свободного включения в действие. Атмосфера психологической безопасности и включенности в единый, общий процесс отличает ее от чисто технической основы лечебной физкультуры. Оригинальной идеей является способ создания звукообразов и способ работы с ними в психофизическом трениге.

Отличие способа звуковой дыхательно-эвритмической гимнастики саморегуляции от способа классической эвритмии в том, что осязаемая через пластику движений речь дополняется произнесением звуков с акцентом на всех функциональных элементах образования, произношения, проведения и качественного насыщения звука в сочетании с инициацией воображаемого природного и игрового образа звука (звукообраза). Посредством акцента и усиленного внимания всем элементам речевого дыхательного процесса мы вводим элемент эвритмизирования дыханием, которое позволяет легче включаться в ритм выполнения задания по раскрытию сущности образов с достижением разных психоэмоционалъных и энергетических состояний в медитативной, игровой атмосфере.

Отличительными особенностями гимнастики является: 1. Использование всех звуков алфавита родной речи в качестве информационных сигналов, инициирующих действия и движения, связанные с воплощением определенных психоэмоциональных и физиологических состояний.

2. Эмпирически проработано действие каждого звука алфавита. В соответствии с инициируемый ими процессом проведено психобиологическое типирование их. Внимание обращено на живую психофизиологическую основу звука, его связь с психическим состоянием, эмоциями, сопровождающим движением, способом дыхания. Есть разные системы типирования звуков. В логопедии звуки типируются по способу звукообразования. В эвритмии выявляется психологическая сущность звука, выраженная в жесте и движении. Мантры выражают энергетическую сущность звука. В герметической гимнастике звук - это принцип мироустройства и регуляции, развернутый в систему. Звук - это принцип, развертываемый в систему. В физике звук - это частица, энергетический квант и волна. Каждый звук является выражением и отражением эмоций и психологического состояния человека: звук-радость, звук-угроза, звук-тревога, звук легкости и полета, звук удивления и пр. Звук имеет свой цвет и несет заряд энергетики. В данной гимнастике звуки типируются по инициируемому ими внутреннему действию при воспроизведении одноименных звукообразов.

3. Сущность звука раскрывается путем воображения ситуации, вызвавшей его в природных условиях и развертывания ее в процесс в сценарном игровом действии. Проводники звука: воображаемая ситуация (породившая звук) - психоэмоциональное восприятие - рождение игрового звукообраза - акцент на всех элементах артикуляции и мимики при произнесении звука - качественное насыщение и формирование звука посредством использования функциональных элементов дыхательной пластики - энергетическое самоощущение - пластическое выражение сущности звука в движении - завершение формирования звукообраза - достижение сверхчувственного восприятия и творческого, открытого состояния сознания.

4. При использовании разных воображаемых ситуаций развертывается действие и движение, связанное с произнесением звука и проведением его по всем полям чувственного и физиологического восприятия. Включаются зрительные, слуховые, кинестетические каналы восприятия.

5. Фокус внимания при произнесении разных звуков сосредотачивается естественным образом на разных сигналах: артикуляции, мимике, дыхании, движении, эмоциональном или кинестетическим самоощущении.

6. Усиленное внимание уделяется дыхательному процессу, играющему роль в инициации психоэмоциональных состояний. Техника его связана с акцентом на все функциональные элементы естественного процесс дыхания, связанного с формированием образованием, проведением, качественным насыщением каждого из звуков алфавита. Используются все ассоциативные связи звуков. Известно, что дыхание является бессознательным актом, связывающим все системы жизнеобеспечения, и единственной автоматической вегетативной функцией, поддающейся сознательной регуляции.

Однако в проблеме обучения ей есть несколько аспектов. Дыхание поддается регуляции, но бесперспективно освоение его пластики в качестве технического навыка. Если внимание сосредоточено на сознательном усилии, теряется естественная синхронность сопрягаемых дыханием внутренних процессов. Все проверенные практикой методы дыхательной гимнастики ориентированы на определенную связь с ритмом и на самоконцентрацию, открывающую двери в тонкий мир бессознательного. При разработке ЗДЭГС эмпирически изучены все способы звукообразующего дыхания как составные части, создающие его мелодию. Ритм алфавита позволяет использовать практически все возможные формы дыхательного движения, позволяя делать акцент на вдохе, выдохе, задержках, ускорении, замедлении, интенсификации потоков. Процессуальное пластическое дыхание позволяет создать более гибкую систему проводников от механизмов сознательной к механизмам бессознательной регуляции. Посредством акцента и усиленного внимания всем функциональным элементам речевого дыхательного процесса мы вводим элемент эвритмизирования дыханием, которое позволяет легче включаться в ритм выполнения задания по раскрытию сущности множественных эмоционально-энергетических образов, способствуя созданию медитативной, творческой, эмоциональной атмосферы. Каждый звук в естественных условиях имеет свой способ дыхательной пластики, бессознательно воспроизводимый тип дыхания, на деталях которого обычно не фиксируется сознательное внимание. Для улавливания тонких сигналов нужна сверхчувственная, творческая атмосфера, особенный настрой состояния сознания. Оригинальной идеей является последовательное проведение звука по всем каналам чувственного и физиологического восприятия, необходимым для эмоционально-энергетического и пластического воспроизведения звукообраза. Соединяется пластика движения и дыхания.

7. Воображаемый природный образ, психоэмоциональное состояние, зрительное, слуховое, кинестетическое ощущение, способ движения, дыхания должны быть согласованы между собой. Мышцы играют в осознавании себя важную роль. Поза, ощущения, чувства и мышление объединены в целое. В гимнастике при раскрытии образов используются только определенные виды пластических, циклических, медитативных движений, а также статические позы, некоторые упражнения озвученной цигун-гимнастики, растяжки, артикуляционные, мимические, кинезиологические упражнения.

8. Занятия проводятся в медитативной, игровой, творческой атмосфере, с внимание к тонким, трудно уловимым в обыденности чувственным сигналам.

9. Ввиду многофункциональности гимнастики и принадлежности ее к классу психотерапевтических развивающих, обучающих гимнастик в процессе занятий могут быть органично использованы элементы других психотерапевтических техник (релаксирующих, духовно-процессуально-обусловленных, телесно-ориентированных, терапии творческим самовыражением, гештальт-терапии, других). Конечной целью является воспитание навыков саморегуляции, навыков эффективно используемого, гармоничного дыхания, самоосознание, идентификация себя как личности, воспитание веры, жизнелюбия.

Известно, что смыслоречь реализуется в активном состоянии сознания, а звукоречь в созерцательном, просоночном состоянии сознания. Поэтому звук как действующий фактор может быть использован для саморегуляции в особом состоянии сознания. Особое творческое состояние сознания достигается воображением природных ситуаций и проигрыванием определенных действий, позволяющих раскрыть внутреннюю атмосферу ситуации и собственное самоощущение. Поскольку внимание сосредотачивается на трудноуловимых в обычном состоянии сознания тонких сигналах, всегда бессознательно воспроизводимых автоматически, мы прокладываем путь к интеграции сознательных и бессознательных процессов. Звуки алфавита родной речи относятся к генетическим сигналам. Ни один из них не является случайным. Они возникли для выражения всех главных эмоций и их регуляции. Все они отображают стабильные состояния (наибольшей информационной связности), возникающие в процессе адаптации человека. Возводя звуки в ранг звукообразов, мы привлекаем не произвольные, случайные звукообразы, но те, которые раскроют в действии основные регуляторные принципы жизнеобеспечения. Звуки родной речи обращены к генетической памяти человека. Они соединяют информативное поле коллективного и индивидуального бессознательного. Благодаря звуку мы можем сосредоточить внимание на трудноуловимых сигналах и пройти по всем полям сознательной и бессознательной регуляции и каналам чувственного, кинестетического и проприоцептивного восприятия, оживить все ассоциативные связи, восстановить подвижность регуляторных систем. Генерируя разные психоэмоциональные и энергетические состояния посредством звукообразов, мы приходим к самоосознанию и проще идентифицируем себя. Ощущение "здесь и сейчас" развивает спонтанные реакции.

Таблица 3. Психобиологического типирования всех звуков алфавита приложена к заявке.

Известны центральные и периферические органы речи. Центральный речевой аппарат: кора, подкорка, ствол, левое полушарие мозга, а также черепно-мозговые, лицевой, блуждающий, языко-глоточный нервы. С подкорковыми образованиями связаны ритм, темп, выразительность речи. Периферический аппарат - дыхательный, голосовой, артикуляционный. Речевой аппарат имеет функциональные отделы: энергетический (дыхательный); генераторный, голосообразующий (с заинтересованностью гортани и голосовых связок); резонаторный, звукообразующий (заинтересованы полость рта и носа). Ротовая полость дифференцирована по способу образования звука. С ней связаны отчетливость, сила, окраска, громкость звука. Главный орган артикуляции - язык. Носовая полость осуществляет резонаторную функцию и определяет звонкость, полетность, обертоны звука. Звучание определяется акустикой звука. Резонаторные функции осуществляет вся надставная труба (выше гортани): глотка, рот, нос, полость рта. Интонация - совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь и позволяют выражать чувства. Интонация имеет элементы: ритм, мелодику (повышение, понижение тона), темп (скорость), тембр, логическое ударение. Шумовой вибратор - это щели между губами, языком, небом, альвеолами. Тоновой вибратор колеблет голосовые связки. Формирование качества звука, его окраска и энергетическое насыщение функционально связаны с дыхательным процессом. Наряду с прочими в гимнастике используются артикуляционные упражнения.

Техника проведения звуковой дыхательно-эвритмической гимнастики саморегуляции.

Основная особенность способа в том, что занятия структурируются звукообразами. Ведущий занятия после знакомства со смысловым значением и техническим исполнением звукообразов прорабатывает предварительно перед проведением занятия структуру каждого звукообраза, с тем чтобы добиться естественной легкости в процессе самой работы. Создавая звукообразы, мы работаем со всем спектром возможных состояний и настроений: раздолья, удали, смирения, отстраненности, самоотдачи, вкрадчивости, чередуя и подбирая их в зависимости от потребностей процесса. Важна синхронность и слаженность всех действий, пластика и легкость при выполнении голосовых и дыхательно-двигательных упражнений, раскрывающих сущность внутреннего действия. ЗДЭГС - гимнастика навыков и ощущений, оздоровительная методика творческого самопознания путем тренировки духа, тела, разума, ментального и эмоционального интеллекта. Каждый звукообраз имеет свою внутреннюю структуру, включающую характеристику сущности звука, области его действия, игровой образ, психоэмоциональное восприятие, мимику и артикуляцию, тип пластического эвритмического дыхания и пластического движения. Исполнение звукообраза закрепляется в действии и самоощущении. Пластику процесса обеспечивает система проводников от воображаемой ситуации до воплощенного действия, главными из которых являются эритмическое дыхание и эвритмическое движение. При подборе последовательности звукопластических упражнений особое внимание обращается на нюансы дыхательной техники.

Занятия начинаются с создания доверительной, творческой игровой, психологически безопасной атмосферы. Начинаются они с ритмической ходьбы по кругу, с прослушиванием стихов, которые произносит ведущий. В каждое занятие прорабатывается 8-10 звукообразов, комплектуемых с учетом отражения ими разных впечатлений и включения разных систем саморегуляции и каналов восприятия. Каждый из звукообразов определяет собственное психоэмоциональное самоощущение. Сущность действия звука раскрывается через испытываемое состояния, тип движения и дыхания. Внутреннее самоощущение влечет за собой определенный. отличающийся во многих нюансах тип и способ дыхания.

Для того чтобы зафиксировать внимание на всей гамме сенсорных впечатлений при проведении дыхательных движений и сделать их более выпуклыми, выразительными и наглядными, разъясняется артикуляция звука: движение губ, языка, мышц неба, движение воздушной струи в ротовой и носовой полости, место образования звука. Например, при произнесении звука "К" сначала объясняется воображаемая картина, где возможна имитация звука. Дается образ тающего снега в теплый мартовский день. Сиреневые блики на снегу. Капает капель с сосулек. Капли падают объемно, мягко, отрывисто: К, К, К. Дается объяснение, что мы воспроизводим эту капель при помощи движения языка. Язык поднимается к верхнему небу и мягко и отрывисто опускается при этом. Упражнение проводится на задержке дыхания (малом дыхании). При произнесении звука А мы рисуем мысленно эмоциональную картину народного гулянья, праздника. Мы разводим руки в стороны и мысленно расширяем, обнимаем пространство, видим его до горизонта. Объясняем, что при произнесении звука А ротовая полость широко и свободно, без напряжения раскрывается. Расширение грудной клетки при разведении рук обеспечивают спокойный грудной тип дыхания.

В качестве примера рассмотрим слагаемые звукообраза "В" и его исполнение. В - природный звук, проявляющейся в циклическом действии, звук безмятежности, кротости, смирения. Игровой образ - образ природной стихии. Солнечный зимний день. Завывает вьюга за окном. Ветер треплет длинные ветви деревьев. Гудят провода. Приятно любоваться метелью за окном или играть в снежки в первый снегопад. Психоэмоциональное восприятие - движение и гармония. В - звук снежной круговерти, снежный звук. Внутреннее спокойствие при наблюдении бесстрастной стихии мы символизируем серо-голубым цветом. Мимика - спокойно сосредоточенная. Артикуляция - звук смычно-щелевой, губо-губной, воспроизводится при неполном смыкании нижней губы и верхних зубов, шумный, активный. При произнесении - ощущение щекотки на губах. Дыхание и пластика звука: отработка длительного выдоха с сопротивлением. Плавный, длительный выдох сопровождают широкие, размашистые, ненапряженные движения руками, в одну и другую стороны, выше и ниже по одной амплитуде, имитируя качание ветвей деревьев. Голосом мы имитируем завывание вьюги. Поется варьирующий по силе, протяженный звук "В" на длительном выдохе. Оздоровительный эффект - успокаивает, расслабляет, массирует голосовые связки и внутренние органы. При проведении упражнений не допускаются ни форсирование, ни принуждение. Действия должны быть насыщены внутренним смыслом, чувством, ощущением.

Пример работы со звукообразом "С". В природных условиях со звуком С мы связываем журчание воды в ручье. Включая активное воображение, мы представляем образ ползущей по прелой земле в хвойном лесу змеи (ужа). В создании звукообраза внимание привлекается к артикуляции. Нам известно, что в артикуляции звук С щелевой, что при произношении его язык приближен к губам, что создает сопротивление потоку выдыхаемого воздуха. При воспроизведении звук требует определенного усилия со стороны дыхательной мускулатуры, являясь сильным, диафрагмальным звуком. Однако воспроизведение его и работа диафрагмы облегчаются, если мы введем в качестве пособника действию звука одновременное мягкое, вкрадчивое, бережное движение вперед, с вытянутой, совершающей гибкие, волнообразные движения, рукой. Руки, ноги, дыхательная мускулатура работают в синхронном ритмичном режиме. В упражнении лучше использовать движение "китайский шаг": движение зарождается постепенно и импульс передается из одной ноги в другую (одна нога делает шаг, а движение другой зарождается). Мы импровизируем, представив природный образ звука. Ощущение состояния - затаенности, легкой опасности, а, может быть, природной устойчивости, зрелости (вода вечна). Активное воображение позволило дополнить природный образ игровым. Мы перенесли внимание на артикуляцию и извлекли информацию о произношении и необходимом способе дыхания при воспроизведении звука. Типируемый и изучаемый при помощи звука С способ дыхания - это длительный выдох с сопротивлением. Особенности дыхания связаны и с раскрытием образа звука. Его полярные характеристики: длительное, расслабляющее или активно тонизирующее дыхание. Возникающее при этом действии психоэмоциональное чувство - свободы, нежности (удовольствие от релаксации и легкого тонуса). Если 2 группы детей работают синхронно, двигаясь навстречу друг другу при выполнении задания, происходит также индукция психоэмоционального состояния и увеличение эффекта тонизирующей релаксации.

В этом упражнении мы использовали множество элементов: созерцательное, ненапряженное состояние сознания, с ощущение психологической безопасности и эмоциональной вовлеченности в действие. Для этого мы использовали образ воды и образ леса, имеющие свое (известное) символическое значение. Затем мы подключили движение мимической и артикуляционной мускулатуры, усилив проприоцептивное действие перенесением внимания на нее. Плавный, длительный выдох с сопротивлением вызвал массаж внутренних органов, попеременное состояние расслабления и тонизации. Скользящие гибкие движения, синхронные дыхательному движению, дополнили самоощущение релаксации. Психическое и мышечное действие дополняется энергетическим. Предположительно активируется движение энергии по переднесрединному меридиану, который называется также "сосудом зачатия". Точки меридиана используется для регуляции гармонии взаимодействия всех органов и систем, лечения депрессии, урогенитальной патологии, заболеваний органов брюшной полости и бронхолегочной патологии. Однако ссылку на энергетическое действие мы даем как на предположительную.

Особо следует оговорить необходимое в работе состояние сознания или атмосферу занятий. Мы используем и генерируем творческое игровое состояние вовлеченности, психологической безопасности, ненапряженного внимания, которое тоже может быть приравнено к премедитативному состоянию (состоянию открытого контакта с собственным подсознанием). Происходит взаимосогласование работы всех уровней сознания. Данный вид психотренинга может быть приравнен к аутогенной тренировке, проводимой в активном действии. В данной гимнастике все элементы лечебной физкультуры связаны с психотренигом. Врач выступает как ключевая фигура, организующая занятия, и как участник процесса, находящийся внутри него. Важный этап работы - изучение типа и способа дыхания при произнесении каждого звука, преобразованного в звукообраз. Способ уникален тем, что ему не нужны искусственные техники обучения дыхательной гимнастике. Работа по данному способу позволяет бессознательную функцию дыхания возвести в ранг полуосознанной, связанной с возникающими воображаемыми природными образами и психоэмоциональными состояниями.

Техники механического обучения посредством задержки, замедления, затруднения дыхания особенно трудно доступны детям. С поиска более естественного и доступного для детей способа обучения дыхательной гимнастике началась тщательная эмпирическая проработка ассоциативных связей звука с состоянием, образом, разными способами дыхания и сопровождающего движения, звукопроизношения. идентификация типа дыхания для каждого звука. Внимание к артикуляции позволяет выявить нюансы дыхательной техники. В соответствии с артикуляцией, местом образования и насыщения звука, используется: спокойное медленное, малое незаметное, расслабляющее долгое дыхание, спокойная задержка его, форсированный, удлиненный, очищающий, задержанный, вибрирующий, сильный активный, ступенчатый, выдох с сопротивлением, короткий активный вдох, психологическое дыхание. Темп, интенсивность, энергетическая насыщенность, упругая сила дыхания дозируются при выполнении звукообразов. Такой вид дыхания называется процессуальным, а способ обучения ему называется дыхательной эвритмией.

Разница процессуального дыхания в нашей гимнастике по сравнению с другими видами дыхательных гимнастик в том, что здесь не обучают технике движения дыхательных мышц и не вызывают искусственной задержки или затруднения дыхания. Психологически безопасная, эмоционально насыщенная атмосфера занятия подготавливают нужное состояние вовлеченности и внутреннего раскрепощения. Эта атмосфера и акцент на разных элементах воспроизведения звука, проведение жестов и движений, принятие поз, направляемых внутренним психическим самоощущением (при переживании образа), подготавливают спонтанные дыхательные движения. Соблюдается синхронность действия, дыхания, движения. Тип дыхания в гимнастике сопряжен с психическим мысленным образом и соответствует эмоциональному, энергетическому, физическому состоянию, отражая и выражая его. Данное действие осуществляется на уровне подсознания.

Особенность данной процессуальной дыхательной гимнастики в освоении всей гаммы дыхания при посредстве звуков. При освоении дыхательной мозаики, соответствующей каждому звуку, формируется индивидуальная мелодия дыхания. Вырабатывается стереотип автоматического поддержания в разных жизненных ситуациях энергетически наиболее выгодного дыхания. Дыхание - естественный, бессознательный акт. Более эффективное обучение технике ды