Быстроразъемный агрегат

Реферат

 

Быстроразъемный агрегат относится к ракетно-космической технике. Быстроразъемный агрегат содержит цангу. Последняя вместе с подвижной запирающей втулкой и захватываемым упором расположены вокруг штуцеров пневмомагистралей. В наземной колодке вокруг захватываемого упора по периметру выполнены отверстия. В каждом из отверстий размещен натяжной элемент. Обеспечивается улучшение условий обслуживания при повторной стыковке быстроразъемного агрегата. 4 ил.

Изобретение относится к области ракетно-космической техники, в частности к устройствам, обеспечивающим разделение пневмомагистралей, и может быть использовано в машиностроении.

Известен многоштуцерный разъемный агрегат, содержащий разъемные платы с заправочными магистралями, скрепленные несколькими запорными элементами (патент РФ 2023629 С1, F 16 L 37/00).

Недостатком данной конструкции является неудобство обслуживания агрегата при повторной стыковке отделяемой платы и бортовой.

Так как разъемные агрегаты заправочных магистралей расположены в глубине обшивки ракеты, то место работы с ними ограничено и, следовательно, в ограниченном пространстве стыковать плату и магистрали да еще с несколькими запорными элементами - сложный и длительный процесс.

Известен быстроразъемный агрегат, включающий бортовую и наземную колодки, соединенные замком, состоящим из захватывающего механизма в виде цанги, жестко закрепленной на бортовой колодке, подвижной запирающей втулки, захватываемого упора и штуцеров пневмомагистралей (патент РФ 2118735 C1, F 16 L 39/00).

Недостатком данной конструкции является неудобство обслуживания агрегата при повторной стыковке. Конструкция имеет центральное замковое устройство в виде цанги, которое после стыковки требует стягивающего усилия, которое прилагается к натяжному элементу (в данной конструкции резьбовая пара - корпус-гайка). Через пневмомагистрали во время работы подается газ под большим давлением до 200 кгс/см2 и для многоштуцерного агрегата для надежного стягивания двух колодок между собой требуется преодолеть осевое усилие более 1000 кгс.

Так как замковое устройство расположено в центре пневмомагистралей, то для того чтобы произвести затяжку гайки, требуется моментный ключ с большим значением моментных усилий до 1000 кгссм со специальным переходником, чтобы подобраться к гайке между пневмомагистралями.

Работа большим моментным ключом в ограниченном пространстве доставляет большие неудобства обслуживающему персоналу.

Кроме того, для установки специального переходника на гайку требуется отсоединение пневмомагистрали замка.

Задачей является улучшение условий обслуживания при повторной стыковке быстроразъемного агрегата без применения больших моментных ключей и специальных насадок и без отсоединения пневмомагистрали или троса от замка.

Задача решается тем, что в быстроразъемном агрегате, включающем бортовую и наземную колодки, соединенные замком, состоящим из захватывающего механизма в виде цанги, жестко закрепленной на бортовой колодке, подвижной запирающей втулки, захватываемого упора, штуцеров пневмомагистралей, и натяжной элемент, цанга, подвижная запирающая втулка, захватываемый упор расположены вокруг штуцеров пневмомагистралей, а в наземной колодке вокруг захватываемого упора по периметру выполнены отверстия, в каждом из которых размещен натяжной элемент.

На фиг.1 изображен разрез быстроразъемного агрегата.

На фиг.2 изображены цанга, захватываемый упор, подвижная запирающая втулка, увеличенные в выносном элементе А.

На фиг.3 изображены разрезы бортовой и наземной колодки в расстыкованном положении.

На фиг. 4 изображен вид Б быстроразъемного агрегата со стороны наземной колодки.

Конструкция быстроразъемного агрегата состоит из бортовой 1 и наземной 2 колодок. На бортовой колодке жестко закреплена цанга 3, а в наземной колодке установлена подвижная запирающая втулка 4 и выполнен захватываемый упор 5.

Цанга 3, подвижная запирающая втулка 4 и захватываемый упор 5 расположены вокруг штуцеров пневмомагистралей 6-i. В наземной колодке 2 вокруг захватываемого упора 5 по периметру выполнены отверстия 7-i, в каждом из которых размещен натяжной элемент 8 (в данной конструкции это болт).

Повторная стыковка бортовой и наземной колодок осуществляется следующим образом.

Перемещают наземную колодку 2 к бортовой колодке 1, совместив предварительно половинки штуцеров пневмомагистралей 6-i, при этом цанга 3, упираясь в подвижную запирающую втулку 4, перемещает ее внутрь наземной колодки 2 и защелкивается на захватываемом упоре 5. Подвижная запирающая втулка 4 возвращается обратно и запирает цангу 3 на захватываемом упоре 5.

Натяжное усилие, требуемое для надежной фиксации бортовой 1 и наземной 2 колодок, распределяется между натяжными элементами 8-i, которые в момент вкручивания начнут упираться в бортовую колодку 1 (в данной конструкции это 9 болтов). И тогда требуемое осевое усилие, например 1000 кгс, разделенное на 9, приведет к выполнению натяжки с приложением небольших моментов M= N0,2d (d - диаметр резьбы в см, N - осевое усилие в кгс) на каждом натяжном элементе (болте), это позволяет для этой операции использовать стандартные переходники (под болт) и стандартные моментные ключи минимальных размеров. М=1000/90,21=22,2 кгcсм - для диаметра резьбы болта 10 мм.

Кроме того, так как штуцера пневмомагистралей 6-i расположены внутри замкового устройства, состоящего из цанги 3, подвижной запирающей втулки 4 и захватываемого упора 5, установленные в отверстия 7-i вокруг захватываемого упора 5 натяжные элементы 8-i позволяют процедуру повторной стыковки проводить без предварительной отстыковки подводящих трубопроводов к штуцерам пневмомагистралей 6-i. При таком конструктивном решении подсоединенные трубопроводы не мешают производить фиксацию колодок между собой.

Формула изобретения

Быстроразъемный агрегат, включающий бортовую и наземную колодки, соединенные замком, состоящим из захватывающего механизма в виде цанги, жестко закрепленной на бортовой колодке, подвижной запирающей втулки, захватываемого упора, штуцеров пневмомагистралей, и натяжной элемент, отличающийся тем, что цанга, подвижная запирающая втулка, захватываемый упор расположены вокруг штуцеров пневмомагистралей, а в наземной колодке вокруг захватываемого упора по периметру выполнены отверстия, в каждом из которых размещен натяжной элемент.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4