Способ преодоления алкогольной анозогнозии

Реферат

 

Изобретение относится к области медицины, а именно к наркологии и психотерапии. На второй-четвертый день трезвости пациента получают его формальное согласие на беседу с врачом, в начале беседы выявляют и отмечают не менее 20 прямых или косвенных признаков алкогольной зависимости и, взяв за основу выявленные признаки, разъясняют с высокой степенью подробности последовательность появления симптомов, их сочетаемость и взаимозависимость. Обращают внимание пациента на формы и варианты течения болезни с использованием наглядных образов и сравнений, которые позволяют пациенту выявить и оценить проявление симптомов зависимости и их клинические особенности именно у себя. При построении беседы используют психотерапевтические приемы и техники: "повторения" - прослеживают изменения каждого симптома до финальной стадии болезни; "дистанцирования" - разделяют болезненные проявления и здоровую часть личности; "конфронтации" - сталкивают пациента с самим собой с его проблемами; "хороший прогноз" - выражают убежденность в успехе с оговоркой условий, при которых он может быть достигнут. На заключительном этапе используют технику "деструктивной оппозиции", при этом врач занимает позицию с установкой на употребление алкоголя и при каждом позитивном утверждении пациента устанавливает кинестетический "якорь", прикасаясь к пальцам его левой руки. Затем индуцируют пациента высказать суждение о последствиях, в случае прогрессирования болезни, и устанавливают кинестетический "якорь", прикасаясь к пальцам его правой руки. Способ позволяет в более короткие сроки преодолеть анозогнозию, что достигается за счет длительной, эмоциональной беседы, которая позволяет снизить критику пациента к происходящему, повысить внушаемость, сформировать мотивацию и установку на лечение. 3 з.п.ф-лы.

Текст описания в факсимильном виде (см. графическую часть) Ть

Формула изобретения

1. Способ преодоления алкогольной анозогнозии, включающий психотерапевтическое воздействие, отличающийся тем, что с больным проводят беседу длительностью не менее трех часов единовременно за одно занятие; в начале беседы выявляют и отмечают не менее 20 прямых или косвенных признаков алкогольной зависимости и, взяв за основу выявленные признаки, разъясняют с высокой степенью подробности последовательность появления симптомов, их сочетаемость и взаимозависимость, обращают внимание пациента на формы и варианты течения болезни с использованием наглядных образов и сравнений, которые позволяют пациенту выявить и оценить проявление симптомов зависимости и их клинические особенности именно у себя; при построении беседы используют психотерапевтические приемы и техники: “повторения” - прослеживают изменения каждого симптома до финальной стадии болезни; “дистанцирования” - разделяют болезненные проявления и здоровую часть личности; “конфронтации” - сталкивают пациента с самим собой с его проблемами; “хороший прогноз” - выражают убежденность в успехе с оговоркой условий, при которых он может быть достигнут; на заключительном этапе используют технику “деструктивной оппозиции”, при этом врач занимает позицию с установкой на употребление алкоголя и намеренно противореча пациенту, при каждом его позитивном утверждении устанавливает кинестетический “якорь”, прикасаясь к пальцам его левой руки, затем индуцируют пациента высказать суждение о последствиях в случае прогрессирования болезни и устанавливают кинестетический “якорь”, прикасаясь к пальцам его правой руки.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что оптимальным временем для проведения беседы является 2-4 день трезвости, но допускается проведение беседы на фоне легкого алкогольного опьянения пациента.

3. Способ по пп.1 и 2, отличающийся тем, что при выявлении признаков алкогольной зависимости, отмечают иррациональные суждения, непоследовательность, противоречивые и бездоказательные утверждения, нуждающиеся в коррекции, когнитивные искажения, такие как сверхобобщение, избирательность, излишняя обращенность на себя, формулирование предсказаний исходя из прошлого, катастрофицирование.

4. Способ по пп.1-3, отличающийся тем, что в процессе беседы, при разъяснении каждого симптома приводят не менее двух примеров из практики, используют терапевтические метафоры, аллегории, высказывания, носящие смысловые аналогии - в виде намеков или нравоучительной наглядной агитации.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15, Рисунок 16

Другие изменения, связанные с зарегистрированными изобретениями

Изменения:Публикацию о досрочном прекращении действия патента считать недействительной.

Номер и год публикации бюллетеня: 13-2007

Извещение опубликовано: 27.06.2007        БИ: 18/2007