Способ нанесения фторсодержащих поверхностно-активных веществ на подшипники качения
Реферат
Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к деталям машин, и может найти применение при подготовке подшипников качения к эксплуатации, в частности при нанесении фторсодержащих поверхностно-активных веществ на подшипники качения. Изобретением решается задача создания способа нанесения фторсодержащих поверхностно-активных веществ, обладающего широкими функциональными возможностями вследствие значительного увеличения доступности обрабатываемых поверхностей. Для решения поставленной задачи в способе нанесения фторсодержащих поверхностно-активных веществ на подшипники качения, при котором выполняют подготовку поверхностей путем их обезжиривания и сушки, нанесение покрытия путем погружения подшипников в раствор фторсодержащих поверхностно-активных веществ и окончательной сушкой нанесенного покрытия, предложено, согласно изобретению, перед погружением подшипников в раствор фторсодержащих поверхностно-активных веществ осуществлять дополнительное обезжиривание поверхностей с последующей их сушкой, нанесение покрытия производить в растворе, нагретом до температуры кипения, при этом при выполнении обоих обезжириваний и нанесении покрытия осуществляют проворачивание подшипников.
Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к деталям машин, и может найти применение при подготовке подшипников качения к эксплуатации, в частности при нанесении фторсодержащих поверхностно-активных веществ на подшипники качения.
Известен способ нанесения фторсодержащих поверхностно-активных веществ, при котором выполняют механическую очистку поверхности, обезжиривание поверхности растворителем, сушку обезжиренной поверхности на воздухе в течение 5-8 минут, затем погружают детали в эпиламирующий раствор на 5-7 минут при температуре окружающей среды с последующей их сушкой на воздухе в течение 5-10 минут [Л. 1]. Нанесение фторсодержащих поверхностно-активных веществ описанным в [Л. 1] способом позволяет повысить износостойкость поверхностей, на которые эти вещества наносятся, однако этот способ при его применении к подшипникам качения характеризуется ограниченными функциональными возможностями вследствие неполноты обработки сопрягаемых поверхностей из-за сложной формы тел качения. Изобретением решается задача создания способа нанесения фторсодержащих поверхностно-активных веществ, обладающего широкими функциональными возможностями вследствие значительного увеличения доступности обрабатываемых поверхностей. Для решения поставленной задачи в способе нанесения фторсодержащих поверхностно-активных веществ на подшипники качения, при котором выполняют подготовку поверхностей путем их обезжиривания и сушки, нанесение покрытия путем погружения подшипников в раствор фторсодержащих поверхностно-активных веществ и окончательную сушку нанесенного покрытия, предложено, согласно настоящему изобретению, перед погружением подшипников в раствор фторсодержащих поверхностно-активных веществ осуществлять дополнительное обезжиривание поверхностей с последующей их сушкой, нанесение покрытия производить в растворе, нагретом до температуры кипения, при этом при выполнении обоих обезжириваний и нанесении покрытия осуществляют проворачивание подшипников. Изобретение поясняется на примере выполнения. В качестве поверхностей, на которые осуществлялось нанесение фторсодержащих поверхностно-активных веществ, использовались поверхности роликовых подшипников кулачкового парораспределительного механизма турбины. При этом процесс нанесения фторсодержащих поверхностно-активных веществ состоял из следующих операций: - подготовка поверхности для нанесения покрытия; - нанесение покрытия. Подготовка поверхности для нанесения покрытия состояла из очистки поверхности от механических загрязнений, продуктов коррозии и следов пригара масла и ее обезжиривания. Процесс обезжиривания очищенной поверхности проводился в несколько этапов: 1) обезжиривание; 2) промежуточная сушка; 3) повторное (дополнительное) обезжиривание; 4) окончательная сушка обезжиренной поверхности. На первом этапе (предварительное обезжиривание) поверхности обрабатывались бензином Б-30 ("галоша"). Для этого подшипник помещался в ванну с указанным растворителем и в процессе обезжиривания сепаратор подшипника периодически проворачивался. Продолжительность обработки - 15 минут. На втором этапе после завершения предварительного обезжиривания осуществлялась промежуточная сушка поверхностей подшипника на воздухе в течение 15-20 минут. На третьем этапе осуществлялось повторное (дополнительное) обезжиривание, в процессе которого поверхность подшипника обрабатывалась гексаном. Для этого подшипник помещался в ванну с указанным растворителем и в процессе обезжиривания сепаратор подшипника периодически проворачивался. Продолжительность обработки - 15 минут. На четвертом этапе подшипник просушивался на воздухе в течение 15-20 минут. После завершения операции подготовки поверхностей подшипника осуществлялось нанесение фторсодержащего поверхностно-активного вещества. Для этого подшипник погружался в ванну с раствором фторсодержащего поверхностно-активного вещества, которая для обеспечения равномерного разогрева раствора помещалась на "водяную баню". Раствор доводился до температуры кипения. При нанесении фторсодержащего поверхностно-активного вещества сепаратор подшипника в кипящем растворе периодически проворачивался. Продолжительность обработки подшипника по нанесению фторсодержащего поверхностно-активного вещества составила 15 минут. После извлечения подшипника из ванны осуществлялась окончательная сушка обработанной поверхности на открытом воздухе в течение двух часов. В ОАО "Свердловэнерго" реализовано заявляемое техническое решение. Реализация способа подтвердила его высокую работоспособность и широкие возможности практической реализации в будущем. Литература 1. С. Н. Полевой, В.Д. Евдокимов. Упрочнение металлов. Справочник. М., "Машиностроение", 1986, с.226-228.Формула изобретения
Способ нанесения фторсодержащих поверхностно-активных веществ на подшипники качения, при котором выполняют подготовку поверхностей путем их обезжиривания и сушки, и нанесение покрытия путем погружения подшипников в раствор фторсодержащих поверхностно-активных веществ и окончательную сушку нанесенного покрытия, отличающийся тем, что перед погружением подшипников в раствор осуществляют дополнительное обезжиривание поверхностей с последующей их сушкой, нанесение покрытия производят в растворе, нагретом до температуры кипения, при этом при выполнении обоих обезжириваний и нанесении покрытия осуществляют проворачивание подшипников.NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение
Дата, с которой действие патента восстановлено: 20.10.2007
Извещение опубликовано: 20.10.2007 БИ: 29/2007