Устройство управления

Реферат

 

Изобретение относится к устройствам управления, в частности, для автомобилей с двигателем, системой передачи крутящего момента, как, например, фрикционное сцепление, и коробкой передач. Система передачи крутящего момента имеет первое средство для включения и/или выключения или для управления крутящим моментом. Коробка передач имеет, по меньшей мере, второе средство управления процессом переключения внутри участков передач, при необходимости, третье средство для управления процессом выбора позиции включения коробки передач между участками передач. Электронное устройство управления управляет одним сервоприводом, который приводит в действие соответственно одно из трех средств управления сцеплением, переключением передач или выбора позиции включения коробки передач. Причем приведение в действие или управление сцеплением и процессом переключения передач или процессом выбора позиции включения с помощью сервопривода выполнено таким образом, что устанавливается предварительно заданная временная последовательность приведения в действие отдельных средств посредством формы выполнения сервопривода. В результате упрощается процесс управления сцеплением и переключением передач. 14 с. и 30 з.п.ф-лы, 54 ил.

Изобретение касается устройства управления, в частности, для автомобилей с двигателем, системой передачи крутящего момента, как, например, фрикционным сцеплением, и коробкой передач, например, ступенчатой коробкой передач.

Далее, изобретение касается способа настройки, как например, управления и регулировки, манипулирования системой передачи крутящего момента и/или коробкой передач для автоматического управления этими агрегатами.

Такие устройства управления, выполняя цель автоматического управления коробкой передач и/или сцеплением, обладают преимуществом, состоящим в комфортности процесса переключения передач и/или сцепления, который может быть инициирован водителем автомобиля, как, в частности, водителем легковых автомобилей или грузовых автомобилей, или же самостоятельно вводится с помощью разработанной программы благодаря условиям эксплуатации и параметрам рабочего состояния.

Такие устройства управления стали известны для автоматического управления процессом переключения передач, а также процессом выбора позиции включения коробки передач.

Эти устройства управления, которые, в частности, автоматизируют процесс переключения передач и направление управления переключением, имеют сервопривод, как, например, гидравлический цилиндр, так что управление в направлении переключения или выбора позиции включения коробки передач может осуществляться независимо друг от друга.

Далее, при автоматическом переключении необходим еще один сервопривод для управления сцеплением, что в общей сложности делает необходимым для выполнения каждой функции управления наличие своего собственного сервопривода.

Далее, стало известно устройство управления названного выше вида, которое осуществляет управление процессами переключения и выбора позиции включения коробки передач через валы управления переключением передач. Подобные валы управления переключением передач размещены внутри коробки передач.

Для достижения настройки коробки передач может быть целесообразно, если при автоматическом процессе переключения ступеней передач будут учтены защитные функции. Такие функции защищают, например, коробку передач и/или устройство управления от повреждения, если в функции управления или, например, при введении в зацепление шестерен возникает ошибка. Настоящее изобретение касается, далее, более ранней заявки ФРГ - DE 19609924, содержание которой явно относится к содержанию раскрытия настоящей заявки.

Далее, в соответствии с изобретением может быть целесообразно, если названная выше система передачи крутящего момента управляется по методу отслеживания момента. Метод отслеживания момента определяет управляемый передаваемый крутящий момент в основном после возникновения момента вращения двигателя, причем передаваемый крутящий момент, как, например, момент сцепления, расположен в диапазоне некоторых задаваемых допусков или границ - около или выше значения приложенного момента вращения двигателя. Настоящее изобретение касается далее заявки ФРГ - DE 19504847, содержание которой явно относится к содержанию раскрытия настоящей заявки.

В основу настоящего изобретения была положена задача создать такие устройства, которые изготовлены с незначительными затратами деталей и материала и которые могут наипростейшим образом устанавливаться на коробке передач или на картере сцепления для осуществления автоматического управления процессом переключения, выбора позиции включения коробки передач и/или для управления сцеплением.

Далее, в основу настоящего изобретения была положена задача создания интегрированной системы управления, с помощью которой можно целенаправленно осуществлять управление коробкой передач и системой передачи крутящего момента.

Далее, в основу изобретения положена задача создания устройства управления, которое за счет использования передаточных редукторов уменьшает число сервоприводов.

Далее, в основу изобретения положена задача создания устройства, которое за счет использования периодичности в процессе переключения передач и/или в процессе выбора ступеней передачи и/или в процессе сцепления может иметь более простую конструкцию и, в результате этого, например, меньший размер, и, таким образом, требует меньшего монтажного пространства.

Далее, должно быть создано устройство, которое может быть изготовлено очень просто и экономично.

Согласно изобретению в названном выше устройстве, в частности, для автомобилей с двигателем, системой передачи крутящего момента, как например, фрикционным сцеплением и коробкой передач, где система передачи крутящего момента имеет первое средство для включения и/или для выключения сцепления или для манипулирования крутящим моментом, передаваемым системой передачи крутящего момента, коробка передач имеет, по меньшей мере, второе средство для управления процессом переключения передач в пределах ступеней переключения, при необходимости, третье средство для управления процессом выбора положения переключения между ступенями переключения передач, получают за счет того, что электронное управляющее устройство управляет соответственно одним сервоприводом, который соответственно целенаправленно управляет одним средством из трех средств для управления процессом сцепления, процессом переключения передач или процессом выбора позиции включения коробки передач.

Далее, в названном выше устройстве управления, в частности, для автомобилей с двигателем, системой передачи крутящего момента, как, например, фрикционным сцеплением и коробкой передач, где система передачи крутящего момента имеет первое средство для включения и/или выключения сцепления или для манипулирования крутящим моментом, передаваемым системой передачи крутящего момента, коробка передач имеет, по меньшей мере, второе средство для управления процессом переключения передач в пределах ступеней переключения, при необходимости, третье средство для управления процессом выбора положения переключения между ступенями переключения передач, может быть целесообразно, когда два сервопривода управляются одним электронным устройством управления, причем один сервопривод целенаправленно управляет двумя средствами из трех средств управления процессом осуществления сцепления, процессом переключения передач и/или процессом выбора позиции включения коробки передач, а второй сервопривод целенаправленно управляет третьим средством управления процессом осуществления сцепления, процессом переключения передач и/или процессом выбора ступени передачи.

Далее, целесообразно, если одно электронное управляющее устройство управляет двумя сервоприводами, причем первый сервопривод целенаправленно управляет двумя средствами из трех средств управления процессом осуществления сцепления, процессом переключения передач и/или процессом выбора позиции включения коробки передач, и второй сервопривод целенаправленно управляет двумя средствами из трех средств управления процессом осуществления сцепления, процессом переключения передач и/или процессом выбора позиции включения коробки передач.

Согласно изобретению предпочтительно, если первый сервопривод управляет средствами для сцепления и выбора позиции включения коробки передач, а второй сервопривод управляет средствами для сцепления и переключения.

Согласно изобретению предпочтительно также, если первый сервопривод управляет средствами для переключения и выбора позиции включения коробки передач, а второй сервопривод управляет средствами для сцепления и переключения.

Далее, согласно изобретению, предпочтительно также, если первый сервопривод управляет средствами для сцепления и выбора позиции включения коробки передач, а второй сервопривод управляет средствами для переключения и выбора позиции включения коробки передач.

Далее, может быть целесообразным, если сервопривод будет управляться одним электронным управляющим устройством, которое целенаправленно будет управлять тремя средствами управления процессом сцепления, процессом переключения передачи и/или процессом выбора позиции включения коробки передач.

Далее, согласно настоящему изобретению это достигается за счет того, что система передачи крутящего момента имеет первое средство для включения и выключения фрикционного сцепления или для управления крутящим моментом, передаваемым от системы передачи крутящего момента, что коробка передач имеет, по меньшей мере, один вал как, например, вал для управления переключением передач/вал для выбора позиции включения коробки передач, который приводится в действие для выбора позиции включения коробки передач и/или для переключения в пределах кулисы переключения передач, со вторым средством управления процессом переключения в пределах ступеней переключения и с третьим средством для управления процессом выбора между позициями включения коробки передач для закладывания ряда передаточных чисел коробки передач, причем сервопривод управляется электронным устройством управления и приводит в действие, по меньшей мере, два средства управления процессом сцепления, переключения или выбора позиции включения коробки передач.

Далее, целесообразно, если первый сервопривод и второй сервопривод управляются одним электронным устройством управления с центральным вычислительным или компьютерным блоком, причем первый сервопривод приводит в действие два из трех средств управления процессами сцепления, переключения или выбора позиции включения коробки передач, а второй сервопривод приводит в действие одно средство для управления процессом сцепления, переключения или выбора позиции включения коробки передач, который не управляется первым сервоприводом.

В соответствии с изобретательской идеей может быть предпочтительным, если устройства управления автоматическим способом осуществляют наряду, по меньшей мере, с двумя из трех функций, такими, как процесс управления сцеплением, процесс переключения или процесс выбора позиции включения коробки передач, также и другие операции по управлению.

Предпочтительным может быть также вариант, когда первый сервопривод управляет процессом переключения и процессом выбора позиции включения коробки передач, а второй сервопривод управляет процессом сцепления. Преимущественным может быть и вариант, когда первый сервопривод управляет процессом сцепления и процессом переключения, а второй сервопривод управляет процессом выбора позиции включения коробки передач. Соответственно предпочтительным может быть вариант, когда первый сервопривод управляет процессом сцепления и выбора позиции включения коробки передач, а второй сервопривод управляет процессом переключения.

В другой форме выполнения изобретения предпочтительным может быть вариант, когда приведение в действие или управление процесса сцепления и процесса переключения или выбора позиции включения коробки передач с помощью сервопривода будет выполнено таким образом, что в основном будет определена заданная временная последовательность в управлении отдельными средствами за счет формы выполнения сервопривода, как, например, формы выполнения эксцентриков или мальтийских механизмов прерывистого движения.

В соответствии с изобретательской идеей может быть предпочтительным, если в устройствах управления названного выше вида система управления процессом переключения и выбора позиции включения коробки передач, по меньшей мере, посредством одного сервопривода выполнена таким образом, что процесс переключения передач происходит последовательно.

Далее, предпочтительный вариант может состоять в том, что с помощью устройств управления названного выше вида управление процессом переключения и выбора позиции включения коробки передач и форма выполнения, по меньшей мере, одного сервопривода реализованы таким образом, что может происходить процесс переключения передачи из одного включенного положения в любое другое включенное положение.

В соответствии с изобретательской идеей целесообразно, когда в устройствах управления, по меньшей мере, с одним первым сервоприводом, который имеет один элемент привода, как, например, двигатель или электродвигатель, он преобразует движение привода приводного элемента с помощью, по меньшей мере, одного передаточного механизма в соответствующее движение, по меньшей мере, двух из всех средств управления процессами сцепления, переключения или выбора позиции включения коробки передач.

Далее, может быть предпочтительным, если кулачковый приводной механизм, плоский кулачковый приводной механизм, или мальтийский механизм прерывистого движения, или кулисный механизм, или подъемный кулачковый механизм, или червячный механизм, или планетарный механизм применяются в качестве передаточного механизма для, по меньшей мере, одной системы управления процессом сцепления, переключения или выбора позиции включения коробки передач.

Соответствующим образом, может быть предпочтительным, если, по меньшей мере, передаточный механизм представляет собой односторонне действующий кулачковый механизм. Далее, может быть предпочтительным, если, по меньшей мере, один из передаточных механизмов является кулачковым механизмом с геометрическим замыканием или с принудительным управлением. В соответствии с этим фактом может быть целесообразным, если геометрическое замыкание реализуется, например, через зацепляющийся в паз рычаг.

Далее, может быть предпочтительным, если в устройствах управления, по меньшей мере, одно из средств управления процессами сцепления, переключения или выбора позиции включения коробки передач управляется через кулачковый механизм с аксиальной или радиальной траекторией и вызывает смещение или поворотное движение поворотного рычага или толкателя, как, например, роликового рычага. Также может быть целесообразным, если кулачковый механизм выполнен таким образом, что ролик движется на направляющей или вдоль пластины и с помощью аксиального или радиального смещения управляет средством для управления сцеплением или коробкой передач.

Согласно изобретательской идее может быть предпочтительным, если приводное движение, как, например, вращение, винтовое движение или сдвигание, через передаточный механизм преобразуется в исполнительное движение сцепления и/или переключения и/или выбора позиции включения коробки передач, а кинематика сервопривода создает характеристику управления. Кинематика сервопривода может содержать в себе периодичность, которая может реализоваться при управлении движением сцепления, выбором позиции включения или движением переключения. При время от времени возникающей при автоматических процессах систематике могут быть заложены паузы для создания периодичности, которую сознательно используют посредством кинематики сервопривода.

Согласно изобретательской идее может быть предпочтительным, если реализация функции управления, по меньшей мере, двумя процессами, как например, сцеплением, переключением или выбором позиции включения коробки передач может производиться с помощью гидростатического устройства, причем движение смещения поршня, управляемое через отверстия, вызывает срабатывание сцепления и переключение передач.

Соответственно может быть целесообразно, если управление, по меньшей мере, двумя из функций, такими, как сцепление, переключение или выбор позиции включения, проводится с помощью гидравлического устройства, при этом управляются соответствующие клапаны, регулирующие процесс сцепления, переключения или выбора позиции включения коробки. Далее, может быть целесообразно, если схематический принцип действия по управлению процессом сцепления, переключения и/или выбора позиции включения коробки передач отображается на окружности или в аксиальном направлении цилиндра периодически или последовательно и при управлении цилиндром в окружном направлении или аксиально управление сцеплением или коробкой передач происходит с последовательной периодичностью.

Под последовательной периодичностью следует, например, понимать ситуацию, когда при управлении процессом сцепления и процессом переключения происходит управление сцеплением в направлении расцепления до того, как был запущен процесс переключения, а после завершения процесса переключения соответствующим образом опять происходит сцепление. Последовательная манипуляция может соответствующим образом звучать: расцепить сцепление - процесс переключения перевести в нейтральное положение - возможна замена участка передачи путем выбора позиции включения коробки передач - переключение на передачу - включить сцепление муфты.

В следующей форме выполнения изобретения целесообразным образом может иметь место вариант, когда путем использования периодичностей в управлении процессом сцепления, переключения или выбора позиции включения коробки передач может быть достигнут многократный отвод командных кулачков путем поворотного срабатывания командного кулачка.

Преимущество устройства управления по изобретению может состоять и в том, что благодаря использованию периодичностей в управлении можно рассчитывать акторику (сервопривода) или устройство управления, закладывая меньшие размеры и экономя монтажное пространство.

Как следствие другой изобретательской идеи, устройство управления коробкой передач и/или сцеплением для автоматизации процесса переключения, выбора позиции включения и сцепления может быть размещено вне коробки передач и посредством передаточного средства в смысле управления входить в зацепление с коробкой передач, например, в зоне вала для управления переключением и выбором позиции включения коробки передач.

Соответственно может быть целесообразным, если система сервоприводов или же устройство управления будет реализовано внутри картера сцепления или вне его, однако не внутри коробки передач.

В соответствии со следующей изобретательской идеей может быть, в частности, целесообразно, если сервопривод или сервоприводы и соответственно устройство управления будет или будут размещены и соединены шарнирами таким образом, что в основном с помощью такого устройства управления можно автоматизировать коробки передач с ручным управлением, причем в коробку передач не нужно вносить какие-либо существенные изменения.

Далее, в устройствах по изобретению названного выше вида преимущество может состоять в том, что устройство управления может быть смонтировано на имеющейся коробке передач с ручным управлением в виде дополнительного узла, как, например, внешнее дополнительное устройство или приставка.

В соответствии со следующей изобретательской идеей может быть целесообразно, если устройство управления будет выполнено таким образом, что для компенсации усилия и/или для поддержки усилия будет предусмотрен, по меньшей мере, один аккумулятор энергии, который поддерживает усилие управления, по меньшей мере, одного унифицированного узла привода.

В соответствии со следующей изобретательской идеей устройство управления может быть выполнено целесообразным образом так, что для компенсации усилия и/или для поддержки усилия будет предусмотрен, по меньшей мере, один аккумулятор энергии, который поддерживает усилие, по меньшей мере, одного унифицированного узла привода посредством профиля кулачка. Настоящее изобретение касается, далее, более ранней заявки ФРГ - DE 19622643, содержание которой явно относится к содержанию раскрытия настоящей заявки.

В соответствии с изобретательской идеей может быть целесообразно, если будет предусмотрен, по меньшей мере, сенсорный блок, который обнаруживает и показывает усилие управления и/или величину, которая, по меньшей мере, дает представление о процессе управления, например, путь управления. Настоящее изобретение касается, далее, более ранней заявки ФРГ - DE 19622641, содержание которой явно относится к содержанию раскрытия настоящей заявки.

Далее, в соответствии со следующей изобретательской идеей устройство управления может быть выполнено, предпочтительным образом, так, что внутри устройства управления целенаправленно предусмотрена упругость, которая подвергается нагрузке, например, для компенсации допусков перемещения. Настоящее изобретение касается далее более ранней заявки ФРГ - DE 19613528, содержание которой явно относится к содержанию раскрытия настоящей заявки.

Далее, может быть целесообразно, если способ управления системой передачи крутящего момента будет реализовываться с помощью блока управления таким образом, что система передачи крутящего момента будет управляться так, что при незадействованном тормозе, педали акселератора и при включенной передаче коробки передач, используемой при трогании с места, а также при работающем двигателе автомобиль будет ползти. Настоящее изобретение касается, далее, более ранней заявки ФРГ - DE 19616055, содержание которой явно относится к содержанию раскрытия настоящей заявки.

Далее, способ управления системой передачи крутящего момента с помощью использования блока управления может быть преимущественным, если система передачи крутящего момента управляется таким образом, что при трогании с места после оценочного цикла вращающийся момент двигателя увеличивается. Настоящее изобретение касается далее более ранней заявки ФРГ - DE 19611147, содержание которой явно относится к содержанию раскрытия настоящей заявки.

В способе управления системой передачи крутящего момента по изобретению и/или коробкой передач, причем, по меньшей мере, один блок управления соединен с электронным блоком системы электронного управления двигателем с возможностью подачи сигнала, может быть целесообразно, если блок управления управляет увеличением/уменьшением вращающего момента двигателя. Настоящее изобретение касается, далее, более ранней заявки ФРГ - DE 19621106, содержание которой явно относится к содержанию раскрытия настоящей заявки.

Далее, может быть целесообразным, если способ управления системой передачи крутящего момента и/или коробкой передач, причем, по меньшей мере, один блок управления соединен с электронным блоком системы электронного управления двигателем с возможностью подачи сигнала, используется таким образом, что блок управления управляет увеличением/уменьшением вращающего момента двигателя или числа оборотов двигателя при включенной в коробке передач передаче, не предназначенной для движения. Настоящее изобретение касается, далее, более ранней заявки ФРГ - DE 19624008, содержание которой явно относится к содержанию раскрытия настоящей заявки.

В соответствии со следующей изобретательской идеей в случае способа управления системой передачи крутящего момента и/или коробкой передач для применения устройства управления может быть целесообразно, если управление осуществляется с помощью названного выше устройства управления.

Изобретение поясняется более подробно на примере выполнения. При этом: на фиг. 1 изображено устройство, разрез; на фиг. 2а-2с - сервопривод, разрез; на фиг. 3 - кулиса переключения передач; на фиг. 4 - схематичный чертеж процесса управления сцеплением и коробкой передач в качестве функции траектории управления; на фиг. 5а-5b - схематичный чертеж процесса управления сцеплением и коробкой передач в качестве функции траектории управления; на фиг. 6 - разрез устройства по изобретению; на фиг. 7 - разрез устройства по изобретению; на фиг. 8 - схематичное изображение функций управления сцеплением и коробкой передач в качестве функции управления сервоприводом; на фиг. 9 - схематичное изображение функций управления сцеплением и коробкой передач в качестве функции управления сервоприводом; на фиг. 10 - изображение устройства управления и коробки передач, а также системы передачи крутящего момента; на фиг.10а - вырез из фиг. 10; на фиг. 11 - изображение устройства управления и коробки передач, а также системы передачи крутящего момента; на фиг. 11а - вырез из фиг. 11; на фиг. 12а - схематичное изображение устройства управления; на фиг. 12b - вырез из фиг. 12а; на фиг. 13а - схематичное изображение устройства управления; на фиг. 13b - схематичное изображение устройства управления; на фиг. 13с - схематичное изображение устройства управления; на фиг. 13d - схематичное изображение устройства управления; на фиг. 13е - схематичное изображение устройства управления; на фиг. 13f - схематичное изображение устройства управления; на фиг. 14а - изображение коробки передач с устройством управления; на фиг.14b - изображение коробки передач с устройством управления; на фиг. 15 - диаграмма; на фиг. 16а-16с - блок-схемы; на фиг. 17а-17d - кулисы переключения передач; на фиг. 18 - диаграмма; на фиг. 19 - частичный вид на коробку передач; на фиг. 20а - кулиса переключения передач; на фиг. 20b - схематичное изображение элемента коробки передач; на фиг. 20с - схематичное изображение элемента коробки передач; на фиг. 21а - кулиса переключения передач; на фиг. 21b - схематичное изображение элемента коробки передач; на фиг. 21с - схематичное изображение элемента коробки передач; на фиг. 22а-25b - диаграммы; на фиг. 26 - устройство управления; на фиг. 27 - устройство управления; на фиг. 28 - устройство управления; на фиг. 29 - устройство управления; на фиг. 30 - устройство управления; на фиг. 31 - устройство управления.

На фиг. 1 изображен сборный маховик 1 с расположенной с первичной стороны маховой массой 2 и с расположенной со вторичной стороны маховой массой 3, а также с гасителем 4 крутильных колебаний, расположенным в силовом потоке между маховой массой, лежащей на первичной стороне, и маховой массой, лежащей на вторичной стороне. На вторичной стороне 3 маховика жестко установлено, например, соединенное заклепками или болтами или сваркой сцепление 5, как, например, фрикционное сцепление, с тарельчатой пружиной 6, нажимным диском 7 и диском 8 сцепления с фрикционными накладками 9.

Возникающий на стороне входа крутящий момент, например, двигателя внутреннего сгорания, в силовом потоке передается от первичной стороны разъемного маховика 2 через гаситель 4 крутильных колебаний дальше - на расположенный со вторичной стороны маховик 3, а также на нажимной диск 7 сцепления 5, при этом фрикционные накладки 9, находящиеся во фрикционном контакте, передают крутящий момент через диск 8 сцепления на входной узел 12, как, например, первичный вал коробки передач расположенной за ним коробки передач.

Тарельчатая пружина для сцепления и расцепления или же соответственно для управления крутящим моментом, передаваемым от системы передачи крутящего момента, получает аксиальную нагрузку в зоне язычков тарельчатой пружины, так что нажимной диск 7 приподнимается с фрикционных накладок 9 и может их освободить. Язычки 13 тарельчатых пружин получают нагрузку в радиальной внутренней зоне от подшипника 14 муфты выключения сцепления, который управляется вилкой 15 выключения сцепления. Вилка 15 выключения сцепления установлена на месте 16 установки подшипника с возможностью опрокидывания или качания и нагружает подшипник муфты выключения сцепления, причем в зоне 17 вилка 15 выключения сцепления приводится в действие или управляется сервоприводом 20.

Сервопривод имеет электродвигатель 21 и червячный привод с червяком и червячным колесом 22, причем эксцентрик 23 расположен коаксиально по отношению к червячному колесу 22. Червячное колесо 22 и эксцентрик 23 могут быть также выполнены как единое целое, причем в зоне, расположенной в радиальном направлении внутри, предусмотрен участок крепления вала 24.

Вилка 15 выключения сцепления имеет в зоне 17 участок крепления, который соединен с цапфой 25, которая нагружается по отношению к эксцентрику 23. Нагрузка вилки выключения сцепления по отношению к эксцентрику 23 происходит на основании предварительного натяга тарельчатых пружин 6.

Цапфа 25 в концевой зоне 17 вилки выключения сцепления закреплена с помощью заклепок, сварки, чеканки или клея или же выполнена вместе с ней как единое целое, причем в зоне прилегания цапфы к эксцентрику может быть выполнено состоящее из скользящего материала покрытие или оболочка.

Червячное колесо 22 может быть выполнено как единое целое с эксцентриком 23, или же обе детали соединены друг с другом. Предпочтительным при этом, в частности, является то, что червячное колесо 22 выполнено как единое целое с эксцентриком в виде пластмассовой детали, в частности, в виде литого изделия. Предпочтительным может быть также и то, что червячное колесо изготовлено из металла, а эксцентрик 23 из металла или пластмассы.

Сервопривод 20 с электродвигателем 21 может быть расположен снаружи картера коробки передач, причем механическое устройство через отверстие проникает в пространство картера коробки передач и управляет как сцеплением, так и валом для управления переключением и выбора позиции включения коробки передач. Передаточный механизм сервопривода может располагаться также вне картера коробки передач, причем в этом случае управление вилкой выключения сцепления и/или валом для управления переключением и для выбора позиции включения коробки передач происходило бы через соответствующую систему тяг и рычагов.

Далее, на фиг. 1 можно видеть вал для управления переключением передач, как, например, шток 30 вилки переключения передач, коробки передач, который в расположенной аксиально передней зоне 31а имеет зубчатый венец 31, причем в этот зубчатый венец 31 зацепляется противолежащее зацепление кулачка 32, который через в основном мальтийский механизм прерывистого движения или через эксцентрик вызывает аксиальное перемещение вала 30 для управления переключением передач/для выбора позиции включения коробки передач.

На фиг. 2а-2с изображено устройство управления в разрезе, при этом можно видеть электродвигатель 21, вал 40 двигателя и шнек 41. Далее существует опорный узел 42 вала 40 электродвигателя 21. Червячное колесо 22 зацепляется шнеком 41 и устанавливается с возможностью вращения с помощью оси 24.

Установленный с возможностью вращения вокруг вала 24 эксцентрик 23 имеет участок 23а, имеющий минимальный радиус, а также участок 23в, имеющий максимальный радиус. Между участками 23а и 23b радиус непрерывно заметно увеличивается.

В следующей форме выполнения изобретения эксцентрик 23 между зонами 23а и 23b может иметь также зоны, которые выполнены с постоянным радиусом. Такие зоны могли бы, например, понадобиться на нейтральной передаче коробки передач.

Цапфа 25, при известных обстоятельствах снабженная слоем-оболочкой 26, которая закреплена на вилке 15 выключения сцепления, нагружается относительно эксцентрика 23, как это представлено на фиг. 2а. На фиг. 2а цапфа 25 в зоне 23а соприкасается с эксцентриком 23. В этой зоне 23а эксцентрика, при нажатом сцеплении, сцепление включено. При растянутом сцеплении такой механизм можно использовать с принудительной ориентацией.

Одновременно на фиг. 23а можно видеть цапфу 45, которая соединена с эксцентриком 23 или с червячной шестерней 22. Эта цапфа 45 при повороте эксцентрика может зацепляться в кулачок 46 поворотного рычага 47, причем поворотный или качающийся (одноплечий) рычаг 47 размещен с возможностью поворота вокруг вала 48. В нижней краевой зоне качающегося (одноплечего) рычага 47 размещен зубчатый венец 49, который входит в зацепление с зубчатым венцом 50 вала 51 для управления переключением передач/для выбора позиции включения коробки передач. Поворот качающегося (одноплечего) рычага 47 вокруг поворотной оси 48 одновременно приводит в движение шток 51 вилки переключения передач в осевом направлении.

Качающийся (одноплечий) рычаг 47 представляет собой простую форму мальтийского механизма прерывистого движения, в котором имеется лишь один кулачок или отверстие 46. Цапфа 45 входит в зацепление с кулачком 46 и поворачивает кулачок или же качающийся (одноплечий) рычаг 47, прежде чем он опять выйдет из кулачка.

Положение качающегося (одноплечего) рычага 47 на фиг. 2а соответствует конечному положению штока 51 вилки переключения передач на участке включения коробки передач. Фиг. 2b показывает по сравнению с фиг. 2а положение эксцентрика или же червячной шестерни 22, 23, который проворачивается на некоторую угловую величину, так что цапфа 25 прилегает в зоне 23b своим максимальным радиусом, и за счет возникшего в результате этого поворота вилки выключения сцепления сцепление открывается. Далее цапфа 45 начинает входить в зацепление с кулачком 46 качающегося (одноплечего) рычага 47. Положение качающегося (одноплечего) рычага 47, как и вала 51 управления переключением передач, остается по сравнению с фиг. 2а в основном без изменения.

Фиг. 2с показывает эксцентрик 23 или же червячную шестерню 22, которые по сравнению с фиг. 2b повернуты опять же на некоторое угловое значение. Сцепление опять же выключено, что можно определить по тому, что цапфа 25 нагружает эксцентрик в зоне 23b своим большим радиусом и, таким образом, удерживает вилку выключения сцепления в положении, которое удерживает сцепление выключенным. Поворот эксцентрика с цапфой 45 вызвал поворот кулачка 46 и качающегося (одноплечего) рычага 47, так что шток 51 вилки переключения коробки передач переместился посредством зубчатого венца 49, 50 в аксиальном направлении, а шток вилки переключения передач на фиг. 2с находится во второй конечной позиции. Позиция штока вилки переключения передач на фиг. 2а и 2b может, например, соответствовать позиции первой передачи, причем шток вилки переключения передач на фиг. 2с находится в положении, соответствующем положению, например, второй передачи.

Исходя из фиг. 2с, поворачивание эксцентрика 23 вокруг оси 24 вращения в направлении против часовой стрелки вызывает опять же включение фрикционного сцепления, при этом не происходит никакого движения переключения.

На фиг. 3 показана кулиса переключения передач коробки передач, причем участки переключения 50а, 50b, 50с соединены друг с другом отрезками 51а и 51b. Передачи 1, 3 и 5 располагаются на участках переключения впереди, причем передачи 2, 4 и R располагаются на участках переключения сзади, а в промежуточной зоне отрезка, где происходит выбор позиции включения коробки передач, расположена нейтральная зона.

На фиг. 4 представлена схема работы сервопривода или же устройства управления коробки передач и сцепления, как это, например, представлено на фиг. 1-2с. Над траекторией управления сервопривода схематично представлена как позиция или состояние включения сцепления, так и позиция вала для управления переключением передач/для выбора позиции включения коробки передач на траектории переключения кулисы переключения передач. Кривая 60 показывает состояние сцепления, причем в случае траектории управления или же позиции управления сервоприводом 61 сцепление замкнуто или же включено. При выполнении управления сервоприводом с траектории 61 управления на траекторию 62 управления сцепление выключается согласно примеру выполнения в соответствии с конфигурацией крив