Состав для грунтовки

Реферат

 

Изобретение относится к области получения составов для противокоррозионных грунтовок, наносимых на поверхность преимущественно черных металлов в машиностроении, и предназначено для предотвращения скрипа дисковых тормозов, возникающего при торможении автомобиля. Состав содержит бутадиеннитрильный каучук, фенолформальдегидную смолу, серу, белила цинковые, гексаметилентетрамин, углерод технический, органический растворитель. Технический результат - предотвращение скрипа дисковых тормозов, возникающего при торможении автомобиля. 2 табл.

Изобретение относится к области получения составов для противокоррозионных грунтовок, наносимых на поверхность преимущественно черных металлов в машиностроении, и предназначено для предотвращения скрипа дисковых тормозов, возникающего при торможении автомобиля.

Известен состав грунтовки на основе полиакрилата, позволяющий устранить писк тормоза (патент США 4098951, м.кл. В 32 В 15/08, 1978). Однако покрытие на основе этой грунтовки имеет ограничение интервала эффективного демпфирования температурой 90oС, что исключает возможность использования его при более высокой температуре.

Наиболее близким аналогом заявляемого изобретения является состав для грунтовки, используемый при нанесении полимерных покрытий на металлы, мас.ч. : Бутадиеннитрильный каучук - 100 Фенолформальдегидная смола - 25-150 Гексаметилентетрамин - 0,25-15 Окись цинка - 0,5-15 Сера - 0,2-3 Ускоритель вулканизации - 0,25-5 Стеариновая кислота - 0,2-2 Органический растворитель - 290-1000 (авт. свид. СССР 711073, м.кл. С 09 D 5/12, 1980).

Покрытие на основе грунтовки-прототипа (наиболее близкого аналога) обладает хорошими защитными свойствами и сроком службы в условиях повышенной влажности, но проблему писка или скрипа дискового тормоза не решает.

Технический результат, достижение которого обеспечивается заявляемым изобретением, выражается в устранении скрипа в дисковом тормозе автомобиля.

Для достижения указанного технического результата состав для грунтовки, включающий каучук бутадиеннитрильный, фенолформальдегидную смолу, серу, белила цинковые, гексаметилентетрамин и органический растворитель, дополнительно содержит углерод технический при следующем соотношении компонентов, мас. ч.: Каучук бутадиеннитрильный - 100 Фенолформальдегидная смола - 60-135 Сера - 3,1-4,5 Белила цинковые - 7,7-20 Гексаметилентетрамин - 6,6-15 Углерод технический - 50-200 Органический растворитель - 800-1500 В качестве растворителя используют смесь ксилола, бутилацетата и циклогексанона в соотношении 3:1:1 (смесь 1), смесь этилацетата и этилового спирта в соотношении 1:1 (смесь 2) или растворитель марки 646 (ГОСТ 18188-72): ацетон - 7%, бутанол - 15%, бутилацетат - 10%, толуол - 50%, этилцеллозольв - 8%, этанол - 10% (смесь 3).

В составе грунтовки также используют: 1 Каучук бутадиеннитрильный: 1.1 Каучук БНКС-28 АМН, ТУ 38 303313-98, 1.2 Каучук СКН-26 АСМ, ТУ 38 103495-91, 1.3 Каучук СКН-40, ТУ 38 103 495-91, 2 Смола фенолформальдегидная: 2.1 СФ-010, ТУ 6-07-494-96, 2.2 СФ-015, ТУ 6-07-495-96, 3 Сера техническая природная молотая, ГОСТ 127-76, 4 Белила цинковые, ГОСТ 202-84, 5 Гексаметилентетрамин, ГОСТ 1381-73 Е, 6 Углерод технический: 6.1 П 803, ГОСТ 7885-86, 6.2 П 324, ГОСТ 7885-86, 6.3 К 354, ГОСТ 7885-86, молотый.

Заявляемое изобретение иллюстрируется примерами, представленными в таблице 1.

Для получения грунтовочной композиции на охлаждаемых резиносмесительных вальцах производят смешение бутадиеннитрильного каучука с содержанием нитрильных групп от 27 до 40% с серой, белилами цинковыми в течение 2-30 мин, перед окончанием смешения вводят гексаметилентетрамин. Полученную резиновую смесь измельчают и подвергают растворению при перемешивании в смеси растворителей до получения однородной вязкой массы. Измельченную фенолформальдегидную смолу также растворяют в смеси растворителей при перемешивании до получения прозрачного раствора.

Раствор резиновой смеси и раствор фенолформальдегидной смолы выгружают в диспергатор, добавляют расчетное количество смеси растворителей и углерода технического и перемешивают до получения однородного продукта со степенью дисперсности не более 40 мкм с содержанием нелетучих веществ 28-30% и вязкостью 300-310 с по вискозиметру ВЗ-4.

Состав можно наносить методом окунания, пневматическим или безвоздушным распылением, валиком, кистью при температуре не ниже 10oС на предварительно очищенную и обезжиренную поверхность металла.

Толщина наносимого покрытия на нерабочую поверхность тормозных колодок должна быть не менее 0,1 мм. Покрытие должно быть высушено при температуре окружающей среды в течение 1 часа и термообработано при температуре 180oС в течение 20 мин.

Грунтовку предлагаемого состава можно применять самостоятельно или в системе покрытий. В последнем случае грунтовку можно перекрывать эмалями любого типа. При перекрытии грунтовки нитроэмалями требуется выдержка грунтовочного покрытия не менее 6 часов.

Допускается перекрытие грунтовки лакокрасочными материалами с температурой термообработки свыше 200oС.

Результаты испытаний покрытия на основе грунтовки-прототипа и предлагаемого состава приведены в таблице 2.

Как следует из данных таблицы 2, покрытие на основе грунтовки предлагаемого состава в сравнении с покрытием на основе прототипа обладает практически одинаковыми защитными свойствами, но полностью устраняет скрип тормозов. Возможно использование заявляемого состава в качестве вибропоглощающего материала в других областях техники.

Формула изобретения

Состав для грунтовки, включающий каучук бутадиеннитрильный, смолу фенолформальдегидную, серу, белила цинковые, гексаметилентетрамин и органический растворитель, отличающийся тем, что он дополнительно содержит углерод технический при следующем соотношении компонентов, мас.ч.:

Каучук бутадиеннитрильный 100

Смола фенолформальдегидная 60-135

Сера 3,1-4,5

Белила цинковые 7,7-20

Гексаметилентетрамин 6,6-15

Углерод технический 50-200

Органический растворитель 800-1500

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3