Кодовый замок-задвижка

Реферат

 

Изобретение относится к области скобяных изделий и касается замка, содержащего засов, ступенчатую втулку с фланцем, в осевом отверстии которой размещен стопор с кольцевой канавкой или сегментным пазом, на противоположном конце снабженный гайкой, при этом на наружной поверхности ступенчатой втулки выполнены продольные, оппозитно расположенные канавка и паз и поперечная прорезь под запорный диск, имеющий выбитые на его плоскости по периферии риски и знаки, фигурное отверстие и отверстие под запорный штифт, жестко соединенный с запорным диском, и расположенный на ступенчатой втулке пакет кодовых составных дисков с прокладками и защитными элементами от осевого доступа к пакету кодовых дисков. Засов передвигается задвижкой, соединенной с ним жесткой связью, запираемой стопором в крайних положениях через выполненные в ней отверстия и размещенной в пазу опорной шайбы, надетой на ступенчатую втулку до упора в ее фланец, при этом имеются резьбовые отверстия под крепежные соединения для установки замка на двери, а поджатие пакета кодовых дисков с прокладками и недопущение осевого доступа к ним выполнено гайкой, стопорение которой при запирании замка обеспечивается стопором, нижний конец которого для этой цели выполнен диаметром, большим резьбового отверстия гайки, и частично входит в ее проточку. Данный замок имеет повышенную устойчивость к взлому. 3 ил.

Кодовый замок-задвижка относится к запирающим устройствам и предназначен для запирания различных объектов без применения ключа с высокой степенью секретности и надежности.

В качестве аналога принят кодовый механический замок, сущность которого раскрыто в описании к патенту РФ 2172381, кл. Е 05 В 37/02, 2001.

Задачей изобретения является создание на основе вышеуказанной разработки навесного кодового механического замка, используя тот же принцип запирания, создать простой накладной кодовый замок-задвижку при сохранении той же степени секретности и надежности.

Данная задача решается тем, что в основном сохранен запорный механизм замка и он содержит засов, ступенчатую втулку с фланцем, в осевом отверстии которой размещен стопор с кольцевой канавкой или сегментным пазом, на противоположном конце снабженный гайкой, при этом на наружной поверхности ступенчатой втулки выполнены продольные, оппозитно расположенные канавка и паз и поперечная прорезь под запорный диск, имеющий выбитые на его плоскости по периферии риски и знаки, фигурное отверстие и отверстие под запорный штифт, жестко соединенный с запорным диском, и расположенный на ступенчатой втулке пакет кодовых составных дисков с прокладками и защитными элементами от осевого доступа к пакету кодовых дисков.

Отличия предложенного кодового замка-задвижки от известного замка заключаются в том, что засов передвигается задвижкой, соединенной с ним жесткой связью, запираемой стопором в крайних положениях через выполненные в ней отверстия и размещенной в пазу опорной шайбы, надетой на ступенчатую втулку до упора в ее фланец, при этом имеются резьбовые отверстия под крепежные соединения для установки замка на двери, а поджатие пакета кодовых дисков с прокладками и недопущение осевого доступа к ним выполнено гайкой, стопорение которой при запирании замка обеспечивается стопором, нижний конец которого для этой цели выполнен диаметром, большим резьбового отверстия гайки, и частично входит в ее проточку.

Сущность предложенного изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен замок в закрытом положении в осевом разрезе в горизонтальной плоскости через запорный штифт, на фиг.2 - осевой разрез А-А в вертикальной плоскости, на фиг.3 - разрез Б-Б между кодовыми дисками.

Кодовый замок-задвижка содержит ступенчатую втулку 1, в сквозном осевом отверстии которой расположен стопор 2, имеющий кольцевую канавку или сегментный паз 3, причем нижний конец стопора выполнен диаметром, большим резьбового отверстия гайки, опорную шайбу 4, свободно посаженную на ступенчатую втулку до упора в ее фланец, с резьбовыми отверстиями под винты 5 крепления замка на двери и поперечным пазом 6 для размещения задвижки 7, управляющей засовами 8 через соединительный винт 9 и фиксируемой в крайних положениях (открыто, закрыто) стопором в отверстиях 10, а для возможности перемещения винта 9 в двери выполнен сквозной паз 11 и отверстие 12 под конец стопора.

На наружной поверхности ступенчатой втулки выполнены оппозитно расположенные канавка 13 и паз 14, поперечная прорезь 15 с расположенным в ней запорным диском 16 с возможностью его перемещения в радиальном направлении за счет фигурного отверстия 17, смещенного относительно оси диска, и жестко закрепленным в отверстии запорного диска запорным штифтом 18 с выбитыми по периферии плоской поверхности диска равномерно по окружности рисками и знаками между ними. На ступенчатой втулке 1 свободно посажены поворотные кодовые составные диски, каждый из которых состоит из внутреннего диска 19 с пазом 20 для частичного выхода запорного штифта 18 из паза 14 ступенчатой втулки и выемок 21, равномерно расположенных на наружной поверхности, и наружного диска 22, имеющего внутренний выступ 23 для свободного входа в нужную выемку 21 внутреннего диска и наружный выступ 24, служащий для установки кода, при этом каждая пара кодовых дисков разделена прокладками 25, имеющими выступ, входящий в продольную канавку 13 и паз для выхода запорного штифта 18 из паза ступенчатой втулки.

Поджатие на ступенчатой втулке пакета кодовых дисков с прокладками и недопущение осевого доступа к ним выполнено гайкой 26, стопорение которой при запирании замка обеспечивает стопор, нижний конец которого для этой цели выполнен диаметром, большим резьбового отверстия гайки, и частично входит в ее проточку 27.

Кодовый замок-задвижка работает следующим образом. Для открытия замка каждый кодовый диск поворотом за выступ 24 визуально установить так, чтобы выступ находился строго между рисками над знаком, являющимся кодовым для данного диска, установленным при сборке замка. Затем передвинуть запорный диск 16 в радиальном направлении до упора в сторону расположения запорного штифта 18. Тем самым запорный диск 16 выходит из кольцевой канавки или сегментного паза 3 засова 2 и освобождает его для вытаскивания. После вытягивания стопора из замка передвинуть задвижку 7 до упора (в положение "открыто"), засов соответственно выходит из зацепления.

Для запирания замка вынуть стопор из замка, передвинуть задвижку до упора (в положение "закрыто"), вставить стопор в замок до упора, передвинуть запорный диск до упора к оси замка и повернуть за выступ 24 кодовые диски на любой угол.

Для смены кода необходимо открыть замок, вынуть стопор 2, отвернуть гайку, снять со ступенчатой втулки кодовые диски с прокладками и снова один за другим посадить на ступенчатую втулку, разделяя прокладками, совмещая каждый наружный диск с внутренним диском так, чтобы положение выступа 24 по запорному диску соответствовало новому кодовому знаку. На последнюю пару кодовых дисков также установить прокладку 25 и поджать гайкой (без ключа) так, чтобы кодовые диски могли свободно поворачиваться при небольшом усилии. Проверить правильность установки кода по запорному диску 16, передвигая его из открытого положения в закрытое.

Кодовый замок-задвижка имеет 4 детали, не считая засова, требующие обработки резанием. Штампованные детали замка, указанные в прототипе (патент 2172381), применимы в данном замке, включая также стопор с крышкой, гайкой поджима пакета кодовых дисков.

Формула изобретения

Кодовый замок-задвижка, содержащий засов, ступенчатую втулку с фланцем, в осевом отверстии которой размещен стопор с кольцевой канавкой или сегментным пазом, на противоположном конце снабженный гайкой, при этом на наружной поверхности ступенчатой втулки выполнены продольные, оппозитно расположенные канавка и паз и поперечная прорезь под запорный диск, имеющий выбитые на его плоскости по периферии риски и знаки, фигурное отверстие и отверстие под запорный штифт, жестко соединенный с запорным диском, и расположенный на ступенчатой втулке пакет кодовых составных дисков с прокладками и защитными элементами от осевого доступа к пакету кодовых дисков, отличающийся тем, что засов передвигается задвижкой, соединенной с ним жесткой связью, запираемой стопором в крайних положениях через выполненные в ней отверстия и размещенной в пазу опорной шайбы, надетой на ступенчатую втулку до упора в ее фланец, при этом имеются резьбовые отверстия под крепежные соединения для установки замка на двери, а поджатие пакета кодовых дисков с прокладками и недопущение осевого доступа к ним выполнено гайкой, стопорение которой при запирании замка обеспечивается стопором, нижний конец которого для этой цели выполнен диаметром, большим резьбового отверстия гайки, и частично входит в ее проточку.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3