Способ обучения скоростной стрельбе

Реферат

 

Изобретение относится к способам обучения стрельбе из стрелкового оружия. Сущность изобретения заключается в том, что для обучения скоростной стрельбе используют парные состязания на скорость поражения группы мишеней. Перед обучаемыми ставят цель поразить все мишени своего сектора, опередив соперника. Обучаемым предоставляют возможность поражать мишени в любой последовательности. Техническим результатом изобретения является сокращение времени обучения без ухудшения его качества. 1 табл., 2 ил.

Область применения Изобретение относится к устройствам для проведения парных игровых состязаний на скорость поражения группы мишеней из небоевого оружия. Изобретение, также, относится к способам обучения скоростной стрельбе.

Уровень техники Известно, что для формирования прикладных навыков в обучении может быть использован игровой метод [1, стр.128-130]. При этом, если игра проводится в соревновательной форме, на фоне положительного эмоционального напряжения, процесс формирования необходимых навыков проходит за более короткий период. С другой стороны, спорт, как самостоятельная область игровой деятельности человека, сам становится объектом учебного процесса. Это относится и к такому военно-прикладному виду спорта, как скоростная стрельба.

Спортивно-стрелковой общественности известен такой вид упражнения как "дуэльная стрельба" из боевого оружия (официальные источники информации отсутствуют). "Дуэльная стрельба" проводится в виде соревнований, между двумя командами, на скорость поражения группы мишеней. Занятия "дуэльной стрельбой" способствуют формированию навыков скоростной стрельбы. Недостатками этого упражнения являются: - необходимость в специальных стрельбищах, на дистанции от 50 до 300 м; - высокая стоимость учебно-тренировочного процесса, что связано с использованием дорогостоящего оружия и боеприпасов к нему; - большие эксплуатационные расходы на содержание стрельбищ; - повышенная опасность для жизни и здоровья занимающихся в связи с применением огнестрельного оружия.

Известна скоростная стрельба из малокалиберных пистолетов [2, стр.202-219] . Это упражнение не лишено вышеперечисленных недостатков. Кроме того, стрелок выполняет упражнение в одиночку; время на выполнение упражнения строго ограничено; результат определяется не по простому поражению мишеней, а по очкам. Все эти условия делают необходимым вводить в учебно-тренировочный процесс специальные подготовительные упражнения, что усложняет и удлиняет процесс обучения.

Известен метод подготовки скоростной стрельбе из пневматического оружия [3, стр. 124] . Известный метод значительно удешевляет учебно-тренировочную работу и не несет потенциальной опасности для жизни окружающих. Недостаток метода заключается в том, что он проводится в виде эстафеты со стрельбой по неподвижным бумажным мишеням. Это не всегда позволяет быстро и объективно определить победителя. Известный метод малоэффективен для специальной стрелковой подготовки.

Известно мишенное устройство А.П. Вертельного и В.Б. Смирнова [3, стр. 149] , с исчезающими мишенями (прототип). Известное устройство представляет собой механическую конструкцию с 5-ю мишенями и может быть использовано для обучения скоростной стрельбе. Недостаток устройства заключается в отсутствии в нем механизмов, позволяющих проводить парные состязания на скорость поражения группы мишеней.

Цели изобретения, его новизна и уровень техники Отсутствие специального устройства, позволяющего проводить парные игровые состязания на скорость поражения группы мишеней из небоевого оружия, например пневматического, и с возможностью использования устройства в условиях отсутствия электропитания или специальных спортивных сооружений (тиров, стрельбищ), не позволяет использовать игровой метод для обучения скоростной стрельбе. Все известные программы для обучения скоростной стрельбе составлены специалистами по огневой подготовке без включения игрового метода.

Задачей предлагаемого изобретения является создание необходимого игрового устройства, отвечающего вышеперечисленным требованиям. Одновременно задачей изобретения является создание способа обучения скоростной стрельбе, без подготовительных упражнений, основанного на игровом методе.

Решение поставленных задач определяет новизну и уровень техники предлагаемого изобретения.

Изобретение проиллюстрировано фиг. 1, с изображением 2-х стрелков, в момент игровых состязаний, и фиг.2, с изображением корпуса-пулеулавливателя (вид сбоку), где: 1 - корпус-пулеулавливатель, 2 - механизм для автоматической блокировки непораженных мишеней, 3 - сектор левой группы мишеней, 4 - сектор правой группы мишеней, 5 - пулесборник.

Сущность изобретения Для решения поставленных задач была использована модификация мишенной установки для "дуэльной стрельбы" [4]. Область применения этого устройства не распространяется на игры, поскольку установка предназначена для использования при стрельбе из огнестрельного оружия, в специально оборудованных тирах или на стрельбищах. Облегченный и уменьшенный вариант известной мишенной установки был снабжен специальным приспособлением (пулеулавливателем), для чего задняя часть корпуса 1 была снабжена металлическим листом, расположенным под углом в 45o (фиг.2). Нижняя часть корпуса была снабжена 2-мя выдвижными ящиками-пулесборниками.

В корпусе-пулеулавливателе, вместе с мишенями был размещен и механизм для блокировки непораженных мишеней 2. Произведенные усовершенствования позволяют использовать устройство при проведении игр со стрельбой из пневматического оружия и практически в любых помещениях, на дистанции до 10 м, без опасности для окружающих.

При проведении парных состязаний 2-м соперникам предлагается произвести отстрел группы мишеней на скорость. Один из них стреляет по левому сектору 3, а другой - по правому 4. В случае попадания пульки в мишень, последняя падает. В случае, если один из игроков поразит все мишени своего сектора, срабатывает автоматическое устройство 2, которое блокирует возможность падения непораженных мишеней другого сектора. Таким образом объективно определяется победитель. Стрельба по мишеням может производиться в любой последовательности, как слева - направо, так и справа - налево.

Для решения поставленных задач в области создания способа обучения скоростной стрельбе был проведен педагогический эксперимент: из желающих обучаться скоростной стрельбе из пистолета были сформированы две группы (экспериментальная и контрольная) примерно одного возраста (18-24 года) и пола (мужского).

Контрольная группа обучалась по традиционной методике [2, стр.213-214], по 48-часовой программе. Из программы обучения экспериментальной группы были исключены все подготовительные упражнения (15 ч) и тренировка без патрона (7 ч). Вместо них проводились игровые состязания в стрельбе из пневматического оружия (5 ч). Кроме того, программа обучения экспериментальной группы была сокращена по темам: "тренировка в регламенте упражнения" (с 12 до 6 ч) и "коллективная тренировка" (с 8 до 4 ч).

В целом программа для экспериментальной группы была сокращена с 48 до 21 ч (см. таблицу).

По итогам классификационных соревнований, в контрольной группе, разрядные нормативы выполнили 14 человек, в экспериментальной - 13 человек.

Вывод. Применение игрового метода как способа обучения скоростной стрельбе позволяет исключить из программы обучения подготовительные упражнения, сократить более чем в 2 раза время обучения, без существенного ухудшения его качества. Одновременно достигается экономия в расходах на боеприпасы и содержание спортивных сооружений.

Возможность осуществления Возможность осуществления предлагаемого изобретения очевидна при наличии необходимого инвентаря и обоснована проведением вышеописанного педагогического эксперимента.

Применимость Предлагаемое изобретение, как игру, возможно использовать как спортивно-развлекательное мероприятие для широких кругов населения. Изобретение может использоваться для проведения аттракционов, праздников, военизированных игр.

Предлагаемое изобретение, как способ обучения скоростной стрельбе, может быть использовано в качестве метода для проведения учебно-спортивной работы с целью быстрейшего формирования необходимых военно-прикладных навыков.

Источники информации 1. А.Д. Новиков, Л.П. Матвеев. Теория и методика физического воспитания. М., ФиС, 1967, т.1.

2. Л.М. Вайнштейн. Стрелок и тренер. М., ДОССАФ, 1977.

3. Я.И. Савицкий. Биатлон, М., ФиС, 1981.

4. Патент RU 2147115 C1, Мкл. F 41 J 7/04, Бюл. 9 от 27.03.2000.

Формула изобретения

Способ обучения скоростной стрельбе с использованием парных состязаний на скорость поражения группы мишеней, отличающийся тем, что перед обучаемыми ставят задачу поразить все мишени своего сектора, опередив соперника, при этом обучаемым предоставляют возможность поражать мишени в любой последовательности.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3