Двойная швартовная тумба
Реферат
Изобретение относится к средствам навивки каната для судов и внебереговых сооружений. Тумба (1) содержит первую и вторую неподвижные швартовные тумбы (3, 3), двигатель (4), выполненный внутри, по меньшей мере, одной из указанных швартовных тумб (3, 3) и снабженный центрально расположенным в тумбе приводным валом (5). Снаружи указанных первой и второй швартовных тумб (3, 3) установлены с возможностью вращения внешние цилиндры (2). Верхние оконечности цилиндра снабжены средствами соединения с приводным валом (5). Изобретение направлено на расширение арсенала технических средств. 9 з.п. ф-лы, 8 ил.
Изобретение относится к швартовной тумбе, преимущественно к двойной швартовной тумбе с механическим приводом противовращения, предпочтительно предназначенной для швартовки или навивки каната на борту судов и внебереговых сооружений.
Известны вращающиеся швартовные тумбы. В этой связи можно указать на "скипоукладчик 3"[1], в котором представлены бестолчковые вращающиеся тумбы. Эти устройства, однако, не имеют привода сопряжения с лебедкой. В указанном источнике [1] отмечается необходимость дальнейшей разработки средств передачи мощности на тумбу и стального троса (перлиня) непосредственно на лебедочный укладчик. Тем самым идея снабжения тумбы приводом не является новой. В норвежской патентной заявке 780223 предложен тянущий узел с двумя узлами ноков рея. Этот узел весьма сложен и его нелегко объединить со стандартными швартовными тумбами. То же самое можно сказать по поводу патентов Германии DE 2102728 С2 и DE 2416415. Нововведение, согласно настоящему изобретению, состоит в таком исполнении неподвижно установленной швартовной тумбы стандартного типа, чтобы она работала от привода и имела противовращение. В соответствии с изобретением, данная задача решается тем, что двойная швартовная тумба (1) с противовращением, имеющая механический привод и предпочтительно предназначенная для судов и внебереговых сооружений, содержит: неподвижно установленные первую и вторую швартовные тумбы; двигатель, выполненный внутри по меньшей мере одной из указанных швартовных тумб и снабженный приводным валом, центрально расположенным в по меньшей мере одной из тумб; установленные снаружи указанных первой и второй швартовных тумб внешние цилиндры, выполненные с возможностью вращения и имеющие верхний конец, приспособленный для соединения с указанным приводным валом. Другие варианты реализации предлагаемого изобретения отражены в пунктах 2-9 патентной формулы. Изобретение иллюстрируется нижеследующими графическими материалами. На фиг.1 представлен первый вариант реализации изобретения - с двигателем в обеих тумбах. На фиг.2 представлен второй вариант реализации изобретения - с двигателем в одной тумбе и, предпочтительно, цепной передачей с зубчатыми колесами или гибкой передачей на другую тумбу, причем передача обеспечивает одинаковое, но противоположное вращение. На фиг.3 представлен вид сверху швартовной тумбы по фиг.1 и 2. На фиг. 4 представлен вариант реализации изобретения с узлом привода, имеющим подшипники, встроенные в редуктор, и упругим материалом в местах установки болтов верхней крышки. На фиг.5 представлен вариант реализации изобретения с раздельными подшипниками узла привода. На фиг. 6 представлен вариант реализации изобретения с прямым подсоединением двигателя и стопором в месте соединения внешнего цилиндра с внутренним основанием. На фиг.7 показан стопор, выполненный на базе подпружиненного болта. На фиг.8 представлено стопорное устройство, выполненное на основе гидравлических шпилек, вводимых в зубчатый венец внешнего цилиндра и выводимых из него. На фиг. 1 показана двойная швартовная тумба 1, в которой вместо верхней крышки предусмотрены два внешних цилиндра 2, имеющих крышки и установленные снаружи неподвижных тумб 3. Таким образом, в данном исполнении неподвижные тумбы образуют аксиальные колонны, обеспечивающие вращающимся цилиндрам естественную опорную прочность. Предпочтительно, внутри каждой из неподвижных тумб 3 установлен двигатель 4 (электрический, гидравлический и т.д.) с гибкими боковыми опорами и вертикальным приводным валом 5, ориентированным вверх и расположенным по центру внутреннего диаметра тумбы. Скорость вращения регулируется редуктором 6 при использовании электрического привода, либо величиной потока/объема масла при работе в гидравлическом варианте. В верхней концевой части оси предусмотрен фланец, соединенный с крышкой 9 посредством гибкого соединительного узла, состоящего из нижней части 7 и верхней части 8. Данный узел включается в работу, когда цилиндры устанавливаются сверху неподвижных тумб посредством резьбового соединения. Болт(ы) 10 проходят через верхние крышки 9 и, предпочтительно, стягиваются вместе с нижней соединительной частью 7, предотвращая проскальзывание. Внутри предусмотрен стопор 11 одностороннего вращения, предпочтительно связанный с цилиндрической частью крышки, с нижней и внутренней стороны неподвижных тумб 3. Внутри, между неподвижными тумбами 3 и внешними цилиндрами 2, предусмотрен, преимущественно, подшипник скольжения 12. При этом имеется необходимое число смазочных штуцеров 13. В другом варианте реализации изобретения (фиг.2) двигатель 4 предусмотрен только в одной из тумб. Этот двигатель 4 имеет ориентированный вниз вертикальный приводной вал 14 с горизонтально закрепленным на конце зубчатым колесом 15. Посредством цепной или тросовой передачи 16 - через зубчатые колеса 17, 18, горизонтально установленные в основании тумбы, от внутреннего двигателя будет сообщаться вращение оси 19, расположенной по центру 20 внутри второй тумбы 3. Таким образом оба цилиндра 2 будут вращаться с одинаковой скоростью, но в противоположных направлениях. В упомянутом выше "скипоукладчике 3" предлагается непосредственно вращать тумбу и укладывать трос на барабан. В отличие от этого в предлагаемом изобретении вращаются не тумбы 3, а цилиндры 2. Кроме того, ранее не было известно, чтобы двигатель(ли) для вращения цилиндров устанавливали внутри швартовных тумб. Швартовная тумба согласно изобретению максимально компактна и, с точки зрения требований к занимаемому пространству палубы, а также собственно конструкции - практически идентична обычным стационарным тумбам. Тумба согласно изобретению обладает новыми функциями, такими как натяжение или выборка (подтягивание) троса без использования лебедки. Это также важно, поскольку избавляет от необходимости приобретать и обслуживать большие швартовочные лебедки, обеспечивая экономию соответствующей стоимости. Как явствует из вышеизложенного, изобретение дает простую и экономичную конструкцию, применимую на борту существующих судов, платформ и т.п., а также в составе будущих сооружений. В свою очередь, это приводит к следующим результатам: - отходит в прошлое швартовка с помощью "нока рея" и "стопора"; - тем самым повышается безопасность; - снижается количество персонала, необходимого для проведения швартовки, причаливания и отчаливания; - сокращается время пребывания в порту; - исключаются большие стационарные швартовочные лебедки и связанные с ними проблемы заклинивания стального троса. Двойная швартовная тумба согласно изобретению может изготавливаться, например, в цеху, транспортироваться на борт судна, платформы и т.п. и устанавливаться на своем рабочем месте. Изобретение позволяет производить доработку существующих швартовных тумб, снабжая их механическим приводом. Данная доработка производится следующим образом: верхняя крышка удаляется, и вместо нее на неподвижные тумбы надеваются два цилиндра с крышками. Таким образом, неподвижные тумбы образуют аксиальные колонны, обеспечивающие вращающимся цилиндрам естественную опорную прочность. Внутри предпочтительно обеих неподвижных тумб устанавливают двигатель (электрический, гидравлический, пневматический и т.д.). Этот двигатель снабжается вертикальной осью, расположенной по центру внутреннего диаметра тумб и ориентированной вверх. Скорость вращения регулируется редуктором и т.п., а направление вращения цилиндров обеспечивается взаимно противоположным. На верхнем конце оси выполняется одна из частей соединительного узла (предпочтительно гибкого). Ответная часть этого узла закрепляется в центре на нижней поверхности крышек цилиндров. Соединение происходит при опускании цилиндров, когда они надеваются на неподвижные тумбы, имеющие внешний диаметр, меньший, чем внутренний диаметр цилиндров. Через верхние крышки пропускаются болты, которые стягиваются, предпочтительно, вместе с нижними частями соединительных узлов, предотвращая проскальзывание частей. При включении внутренних двигателей цилиндры приводятся во вращение вокруг неподвижных тумб, так что уложенный на них "восьмеркой" трос может натягиваться или выбираться. Следует подчеркнуть, что приводимыми в противовращение от двигателя являются именно цилиндры, а не тумбы. В предпочтительном варианте для обеспечения одностороннего вращения предусмотрены стопоры, связанные, внутри неподвижных тумб, с внутренней нижней стороной крышек цилиндров. Согласно изобретению, тумбы могут быть установлены и под углом к основанию, а на внешних цилиндрах могут быть выполнены канавки для укладки троса. Дальнейшая модификация тумб в соответствии с изобретением может предусматривать гидравлическую систему, в частности для стабилизации натяжения троса (например, поддержания этого натяжения постоянным независимо от движения судна).Формула изобретения
1. Двойная швартовная тумба (1) с механическим приводом противовращения, предпочтительно предназначенная для судов и внебереговых сооружений, содержащая первую и вторую неподвижные внутренние швартовные тумбы (3, 3), отличающаяся тем, что содержит двигатель (4), выполненный в центральной части внутри каждой из указанных швартовных тумб (3, 3), внешние цилиндры (2, 2) с крышкой (9), установленные с возможностью вращения снаружи указанных первой и второй внутренних швартовных тумб (3, 3), причем двигатель (4) связан с крышкой так, что обеспечивается противовращение внешних цилиндров (2, 2). 2. Двойная швартовная тумба (1) по п.1, отличающаяся тем, что крышка (9) выполнена с болтовыми отверстиями для крепления соединительного узла (7, 8) приводного вала. 3. Двойная швартовная тумба (1) по п.1 или 2, отличающаяся тем, что на выходном конце двигателя (4) выполнена первая половина (7), предпочтительно, гибкого соединительного узла, к которой прикреплена по центру нижней поверхности крышки (9), посредством болтов (10), пропущенных через указанную крышку цилиндра, другая половина (8) данного соединительного узла. 4. Двойная швартовная тумба (1) по п.1, 2 или 3, отличающаяся тем, что двигатель (4) гибко связан посредством опорного кольца с внутренней поверхностью тумбы (3), причем в этом кольце выполнены отверстия под болты крепления двигателя, предпочтительно с резиновыми шайбами. 5. Двойная швартовная тумба (1) по любому из предшествующих пунктов, отличающаяся тем, что между верхними оконечностями цилиндров и внутренними стенками неподвижных тумб (3) выполнен по меньшей мере один вертикальный стопор (11) для обеспечения однонаправленного и противоположного вращения в указанной швартовной тумбе (1). 6. Двойная швартовная тумба (1) по любому из предшествующих пунктов, отличающаяся тем, что между верхним ободом неподвижной тумбы (3) и верхней оконечностью цилиндра выполнено необходимое число подшипников скольжения (12) со штуцерами и патрубками для смазки (13). 7. Двойная швартовная тумба (1) по любому из предшествующих пунктов, отличающаяся тем, что между неподвижными тумбами (3) и внешними цилиндрами (2) выполнено необходимое число подшипников скольжения (12) со штуцерами и патрубками для смазки (13). 8. Двойная швартовная тумба (1) по пп.1-5, 7 и 8, отличающаяся тем, что между внешней нижней стенкой цилиндра и тыльной стороной основания выполнен стопор (11) для обеспечения однонаправленного и противоположного вращения в указанной швартовной тумбе (1). 9. Двойная швартовная тумба (1) по любому из предшествующих пунктов, отличающаяся тем, что внешние поверхности тумб наклонены по отношению к основанию и/или палубе судна. 10. Двойная швартовная тумба (1) по любому из предшествующих пунктов, отличающаяся тем, что на внешних поверхностях тумб выполнены канавки для укладки троса.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8