Автомобильная дорога на вечномерзлых грунтах
Реферат
Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при строительстве и реконструкции дорог на вечномерзлых грунтах. Автомобильная дорога на вечномерзлых грунтах содержит дорожную конструкцию и уложенные в теле насыпи поперечные полосы из синтетического материала. Новым является то, что она снабжена продольными полосами из водонепроницаемого синтетического материала, размещенными в сезонно-талом слое основания дорожной конструкции симметрично относительно оси дороги и защемленными нижними краями в толще многолетнемерзлых грунтов. Технический результат изобретения состоит в повышении эксплуатационной надежности автомобильной дороги за счет увеличения несущей способности сезонно-талого слоя в основании дорожной конструкции в летний и осенний периоды. 1ил.
Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при строительстве и реконструкции автомобильных дорог.
Известно техническое решение - земляное полотно сооружения на вечномерзлом грунте, включающее уплотненную грунтовую насыпь с откосами и размещенные в теле насыпи и на ее основании продольные и поперечные полосы из нетканого материала [1]. Наиболее близким аналогом к изобретению является техническое решение для автомобильной дороги на вечномерзлом грунте с применением нетканого синтетического материала, уложенного на основании насыпи в виде боковых прослоек, внешний край каждой из которых уложен на часть соответствующего откоса и заведен в тело насыпи [2]. Недостатком аналога и прототипа являются низкая несущая способность сезонно-талого слоя в основании дорожной конструкции в летний и осенний периоды и связанные с этим его просадки. Цель изобретения заключается в повышении эксплуатационной надежности автомобильной дороги за счет увеличения несущей способности сезонно-талого слоя в основании дорожной конструкции в летний и осенний периоды. Для решения указанной задачи автомобильная дорога, содержащая дорожную конструкцию и уложенные в тело насыпи поперечные полосы из синтетического материала, снабжена продольными полосами из водонепроницаемого синтетического материала, размещенными в сезонно-талом слое основания дорожной конструкции симметрично оси дороги и защемленными нижними краями в толще многолетнемерзлых грунтов. Изобретение иллюстрируется чертежом, на котором изображена автомобильная дорога в поперечном разрезе. Автомобильная дорога на вечномерзлых грунтах содержит дорожную конструкцию 1, уложенные на основании поперек оси дороги горизонтальные полосы 2 из нетканого синтетического материала. В основании дорожной конструкции размещены продольные полосы 3 из водонепроницаемого синтетического материала симметрично относительно оси дороги. Глубина заложения продольных полос 3 принимается ниже границы сезонно-талого грунта 4 с защемлением их нижнего края высотой h в толще многолетнемерзлых грунтов 5. При этом имеется в виду, что геологическое строение основания дорожной конструкции 1 разведано, а мощность Н сезонно-талого грунта зависит от продолжительности действия положительных температур воздуха на территории в теплый период года, то есть имеет усредненное за многолетний период наблюдений значение для каждой территории, которое и определяет границу Н сезонно-талого грунта 4 в осенне-летний период. Строительство предлагаемой конструкции автомобильной дороги осуществляется следующим образом. В зимний период, когда сезонно-талый грунт 4 промерзает на всю глубину, в основании будущей дорожной конструкции 1 очищают от снега полосу отвода и размечают оси продольных полос 3. В соответствии с разметкой фрезой устраивают продольные прорези на глубину заложения продольных полос 3 с учетом их защемления в толще многолетнемерзлых грунтов 5. Затем на основании будущей дорожной конструкции 1 укладывают горизонтальные полосы 2 из синтетического нетканого материала и производят отсыпку насыпи до проектных отметок. Работает автомобильная дорога следующим образом. Вертикальные продольные прорези, в которых расположены продольные полосы 3 из водонепроницаемого синтетического материала симметрично продольной оси дороги, при формировании слоя сезонно-талого грунта сомкнутся с заполнением нижней части в толще многолетнемерзлых грунтов. Талый грунт в нижней части прорези, расположенной в толще многолетнемерзлых грунтов, при их отрицательной температуре превратится в льдогрунт и обеспечит защемление нижнего края продольных полос 3 из водонепроницаемого синтетического материала. Таким образом, поперечные и защемленные в толще многолетнемерзлых грунтов продольные полосы исключат сдвиг водонасыщенного сезонно-талого грунта основания дорожной конструкции по поверхности скольжения и фильтрацию поровой воды в нем, повысив тем самым несущую способность сезонно-талого слоя в основании дорожной конструкции в летний и осенний периоды. Источники информации 1. Патент РФ Е 01 С 3/0, № 2052567, МПК 6, дата публикации 20.01.1996. 2. А.С. Полуновский. Применение нетканых синтетических материалов при строительстве автомобильных дорог на слабых грунтах. М., Оргтрансстрой, 1979, с. 17-18, рис.2, 3.Формула изобретения
Автомобильная дорога на вечномерзлых грунтах, содержащая дорожную конструкцию и уложенные в теле насыпи поперечные полосы из синтетического материала, отличающаяся тем, что она снабжена продольными полосами из водонепроницаемого синтетического материала, размещенными в сезонно-талом слое основания дорожной конструкции симметрично относительно оси дороги и защемленными нижними краями в толще многолетнемерзлых грунтов.РИСУНКИ
Рисунок 1