Инженерный катковый минный тральщик

Реферат

 

Изобретение относится к области военно-инженерного дела и предназначено для разминирования участков местности. Сущность изобретения: катковые рабочие органы в секции установлены в два ряда в шахматном порядке с межцентровым расстоянием между рядами, близким к диаметру катка, и снабжены тянуще-толкающей подвеской, выполненной в виде боковин катков, шарнирно закрепленных на передних и задних поперечных горизонтальных стяжках, связанных с рамой тяговой. Катковые рабочие органы переднего и заднего рядов в одной секции последовательно кинематически связаны центральными звеньями, выполненными в виде шарнирно соединенных друг с другом и установленных на боковинах рычагов. Центральные шарниры соединения рычагов размещены выше оси катков. Рычаги в месте их соединения снабжены опорными поверхностями, выполненными в виде упоров, взаимодействующих друг с другом в крайних положениях катков. Реализация изобретения позволяет образовать сплошную полосу траления и исключить возможность пропуска мин с небольшими размерами взрывателя. 1 з. п.ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области военно-инженерного дела и предназначено для разминирования противотанковых и противопехотных минных полей.

Известны конструкции катковых минных тралов, например, по патенту РФ 2146799 от 20.03.2000 г., 7 F 41 Н 11/12 на "Колейный катковый минный трал", где катковые секции размещены по одной перед каждой гусеничной лентой базовой машины - танком, связаны с рамами тяговыми, которые прикреплены к базовой машине посредством нижних шарнирных кронштейнов и поддерживающих тросов.

Указанная конструкция каткового минного трала позволяет использовать его только в качестве индивидуального средства защиты гусеничного движителя боевой машины - танка для выполнения задач по преодолению противотанковых минных заграждений. Использовать колейный катковый минный трал для сплошного разминирования противотанковых и противопехотных минных полей затруднено по причине его колейного исполнения, где ширина протраливаемых полос соответствует ширине гусеничных лент танка и межколейный промежуток не протраливается.

Кроме того, известны технические решения по созданию специальных транспортных машин, например, по патенту РФ 2111441, F 41 Н 5/00, 7/00, 1994 г. на "Транспортную машину для использования в зоне чрезвычайных ситуаций", где предлагается конструкция машины с укрепленным днищем корпуса, в силу чего повышается защищенность экипажа и машины. Указанное техническое решение можно использовать в качестве базовой машины инженерного минного тральщика для обеспечения сплошного прохода при разминировании минных заграждений.

Предлагаемая конструкция инженерного каткового минного тральщика позволяет использовать его для решения задач по сплошному разминированию не только противотанковых, но и противопехотных минных заграждений для пропуска личного состава войск и техники (с любой шириной по базе).

Общие признаки предлагаемого инженерного каткового минного тральщика: катковое тралящее оборудование содержит катковые секции с рабочими органами, где секции закреплены на раме тяговой, шарнирно связанной с передней носовой частью корпуса базовой машины или танка.

Отличительные (достаточные) признаки: 1. Катковые рабочие органы в секции установлены в два ряда в шахматном порядке с межцентровым расстоянием между рядами, близким к диаметру катка, и оснащены тянуще-толкающей подвеской, выполненной в виде боковин катков, шарнирно закрепленных на передних и задних поперечных горизонтальных стяжках, связанных с рамой тяговой, причем катковые рабочие органы переднего и заднего рядов в одной секции последовательно кинематически связаны центральными звеньями, выполненными в виде шарнирно соединенных друг с другом и закрепленных на боковинах рычагов, где центральные шарниры соединения рычагов друг с другом размещены выше оси катков, при этом рычаги в месте их соединения снабжены опорными поверхностями, выполненными в виде взаимодействующих друг с другом, при крайних положениях катков, упоров.

2. Катковые секции трала конструктивно одинаково исполнены и закреплены к раме тяговой последовательно развернутыми на 180o друг относительно друга по ширине трала, причем величины зазоров между крайними соседними катками секций не превышает величин зазоров между соседними катками в секции.

Установка катковых рабочих органов в секции в шахматном порядке с межцентровым расстоянием между рядами, близким к диаметру катка, оснащенных тянуще-толкающей подвеской, выполненной в виде боковин катков, шарнирно закрепленных на передних и задних поперечных горизонтальных стяжках, связанных с рамой тяговой, где катковые рабочие органы переднего и заднего рядов в одной секции последовательно кинематически связаны центральными звеньями, выполненными в виде шарнирно соединенных друг с другом и закрепленных на боковинах рычагов, где центральные шарниры соединения рычагов друг с другом размещены выше оси катков и где рычаги в месте их центрального соединения снабжены опорными поверхностями, выполненными в виде взаимодействующих друг с другом при крайних положениях катков упоров, обеспечивает возможность: - установки катков в секции с минимальным зазором между соседними катками, что позволяет тралить противотанковые и противопехотные мины с малыми размерами нажимной поверхности взрывателя; - плавное (растянутое по времени) гашение энергии импульса подрыва противотанковой мины, что позволяет снизить материалоемкость конструкции тралящего оборудования в целом.

Исполнение катковых секций тралящего оборудования одинаковой конструкции с закреплением их к раме тяговой последовательно развернутыми на 180o друг относительно друга по ширине трала, где величины зазоров между крайними соседними катками секций не превышают величин зазоров между соседними катками в секции, обеспечивает возможность: - протраливать противотанковые и противопехотные мины в сплошной полосе без непротраливаемого межколейного промежутка; - исключить возможность пропуска противотанковых и противопехотных мин с небольшими размерами взрывателя в промежуток между катковыми секциями.

Инженерный катковый минный тральщик схематично изображен на прилагаемых чертежах, где на фиг.1 представлен общий вид инженерного каткового минного тральщика, вид сбоку, на фиг.2 - общий вид инженерного каткового минного тральщика, вид сверху, на фиг.3 - установка катковых рабочих органов в номинальном положении, на фиг.4 - установка катковых рабочих органов при подрыве мины.

Инженерный катковый минный тральщик включает базовую машину 1 и катковое тралящее оборудование 2, содержащее раму тяговую 3, закрепленную к базовой машине, и катковые секции 4, содержащие катковые рабочие органы 5, установленные в шахматном порядке и связанные посредством боковин 6 к передним 7 и задним 8 поперечным горизонтальным стяжкам, закрепленным на раме тяговой 3, рабочие органы 5 переднего и заднего рядов последовательно кинематически связаны центральными шарнирными рычагами 9, где центральные шарниры 10 (фиг. 3) соединения рычагов друг с другом размещены выше оси катковых рабочих органов, и рычаги в месте их центрального соединения содержат упоры 11, 12, 13, при этом упор 13 одного из центральных рычагов (например, А, фиг.4) взаимодействует с упором 12 центрального рычага соседнего рабочего органа при номинальном положении (фиг. 3) рабочих органов в процессе траления и взаимодействует с упором 11 рычага Б (фиг.4) при последовательной передаче ударного импульса взрыва мины, связанным с ним соседним рабочим органам. Катковые секции 4 инженерного тральщика конструктивно выполнены одинаково и закреплены на раме тяговой последовательно развернутыми на 180o друг относительно друга по ширине тралящего оборудования, при этом величина зазоров Г между катковыми рабочими органами в пределах одной секции равна величине зазоров Д между крайними рабочими органами соседних секций.

Работает инженерный катковый минный тральщик следующим образом. Во время движения машины с тралящим оборудованием по минному полю, катковые секции передвигаются в положении, изображенном на фиг.3, при этом упор 13 центрального рычага А взаимодействует с упором 12 рычага Б, тем самым выдерживается фиксированное минимальное межцентровое расстояние В между катковыми рабочими органами переднего и заднего рядов, что исключает касание и заклинивание каков друг с другом в процессе траления. При преодолении препятствий, катковые рабочие органы поворачиваются с боковинами 6 на горизонтальных поперечных стяжках 7 и 8, упоры 12 и 13 рычагов расходятся и копирование неровностей происходит при некотором увеличении размера В.

При подрыве мины (фиг.4) импульс взрыва воспринимается катковым рабочим органом, который, поднимаясь вверх, через центральные рычаги воздействует на соседние, связанные с ним катки, поднимая их вверх, процесс продолжается до подъема катковых рабочих органов всей секции, после чего продолжается подъем секций тралящего оборудования с рамой тяговой до полного гашения энергии взрыва. Во время передачи энергии взрыва соседним рабочим органам при крайнем верхнем положении катка, первоначально воспринявшего взрывной импульс, упор 13 взаимодействует с упором 11, при этом угол разворачивания центральных боковин меньше 180o, что исключает возможность обратного складывания центральных рычагов.

Использование в качестве базовой машины для инженерного каткового минного тральщика транспортной машины по патенту РФ 2111441 позволит расширить возможности по использованию тралящего оборудования, в частности, обеспечить перевод его в походное положение и обеспечить сохранность экипажа тральщика при пропуске противотанковой мины (противотральная конструкция мины, выработка ресурса взрывоустойчивости тралящего оборудования и т.д.) и подрыве ее под машиной.

Формула изобретения

1. Инженерный катковый минный тральщик (ИКМТ) для проделывания сплошного прохода в минных полях и на участках местности, содержащих взрывоопасные предметы, выполненный в виде катковых секций с рабочими органами, где секции закреплены на раме тяговой, шарнирно связанной с передней носовой частью корпуса базовой машины, отличающийся тем, что катковые рабочие органы в секции установлены в два ряда в шахматном порядке с межцентровым расстоянием между рядами, близким к диаметру катка, и снабжены тянуще-толкающей подвеской, выполненной в виде боковин катков, шарнирно закрепленных на передних и задних поперечных горизонтальных стяжках, связанных с рамой тяговой, причем катковые рабочие органы переднего и заднего рядов в одной секции последовательно кинематически связаны центральными звеньями, выполненными в виде шарнирно соединенных друг с другом и установленных на боковинах рычагов, центральные шарниры соединения которых размещены выше оси катков, при этом рычаги в месте их соединения снабжены опорными поверхностями, выполненными в виде взаимодействующих друг с другом в крайних положениях катков упоров.

2. ИКМТ по п.1, отличающийся тем, что катковые секции тралящего оборудования конструктивно одинаково исполнены и установлены на раме тяговой последовательно развернутыми на 180 относительно друг друга по ширине трала, причем величина зазоров между крайними соседними катками секций не превышает величины зазоров между соседними катками в секции.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4