Способ изготовления подшипника скольжения

Реферат

 

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения. Способ изготовления подшипника скольжения, при котором образуют антифрикционную деталь и затем на нее наматывают тканый материал, пропитанный связующим, создающий обойму подшипника скольжения, заключается в том, что перед намоткой тканого материала на наружной цилиндрической поверхности антифрикционной детали нарезают кольцевые канавки с профилем в виде ласточкина хвоста. Кроме того, первые несколько намотанных слоев тканого материала стягивают в канавках фиксирующим элементом. В качестве фиксирующего элемента используют проволочное кольцо. Техническим результатом изобретения является повышение долговечности изготавливаемых подшипников скольжения. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения.

Известен способ изготовления подшипника скольжения из полимерных материалов методом литья (Б. Д. Воронков. Подшипники сухого трения. Л.: Машиностроение, 1979, с.70).

Недостатком этого способа является то, что они имеют большую толщину, которая при температурных колебаниях приводит к уменьшению зазора и заклиниванию узла трения.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является способ изготовления подшипника скольжения, при котором образуют антифрикционную деталь и затем на нее наматывают тканый материал, пропитанный связующим, создающий обойму подшипника скольжения (Цыплаков О.Г. Конструирование изделий из композиционно-волокнистых материалов. Л.: Машиностроение, 1984, с.122-125).

Недостатком данного способа является ненадежное крепление антифрикционной детали в обойме подшипника скольжения. В процессе эксплуатации, из-за свойств полимерного материала (низкий коэффициент трения) антифрикционная деталь теряет посадку, отслаивается от обоймы и заклинивает в узле трения. Кроме того, под воздействием вибрации и ударов антифрикционная деталь выскальзывает из обоймы, что приводит к разрушению узла трения, ухудшает работу изделия и снижает долговечность.

Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение долговечности изготавливаемых подшипников скольжения.

Для решения указанной задачи в предлагаемом способе перед намоткой тканого материала на наружной цилиндрической поверхности антифрикционной детали нарезают кольцевые канавки с профилем в виде ласточкиного хвоста. Кроме того, первые несколько намотанных слоев тканого материала стягивают в канавках фиксирующим элементом. Кроме того, в качестве фиксирующего элемента используют проволочное кольцо.

Нарезание кольцевых канавок с профилем в виде ласточкиного хвоста повышает прочность скрепления намотанной обоймы с наружной поверхностью антифрикционной детали, так как прилежащие слои намотки ткани копируют рельеф поверхности антифрикционной детали и удерживают ее от взаимного смещения.

Стягивание первых нескольких намотанных слоев тканого материала в канавках фиксирующим элементом позволяет исключить проворачивание обоймы относительно антифрикционной детали даже при отсутствии взаимной адгезии.

Использование в качестве фиксирующего элемента проволочного кольца обеспечивает надежность крепления тканого материала на антифрикционной детали при простоте конструкции и технологии изготовления.

Сущность способа поясняется чертежами.

На фиг.1 изображен общий вид подшипника скольжения.

На фиг.2 - разрез А-А на фиг.1.

Пример конкретного выполнения способа изготовления подшипника скольжения.

В качестве антифрикционной детали выбрана втулка 1 из композиции на основе фторопласта с наполнителями из порошков графита, дисульфида молибдена и кокса. Приготовление такой композиции осуществляют известными способами переработки фторопласта. На наружной цилиндрической поверхности втулки 1 нарезают кольцевые канавки 2 с профилем в виде ласточкиного хвоста, например, с помощью резца на токарном станке в центрах 3. Затем наматывают плотно на наружную поверхность втулки 1 тканый материал 4, например стеклоткань или хлопчатобумажная ткань, пропитанный связующим (эпоксидной смолой ЭД-20 с отвердителем ПЭПА). После намотки двух-четырех слоев тканый материал стягивают (прокалывая полотно) в канавках 2 фиксирующим элементом, в качестве которого используют проволочное кольцо 5 (например, медное). Усилие стягивания обеспечивают скруткой концов проволочного кольца 5 и устанавливают экспериментально. Затем производят намотку тканого материала 4 до требуемых размеров подшипника скольжения. После отверждения заготовку обрабатывают на токарном станке путем обточки наружной поверхности под посадку в изделие и торцевания подшипника скольжения.

В отличие от аналогов предлагаемый способ позволяет обеспечить надежность крепления антифрикционной детали в обойме за счет применения кольцевых канавок и фиксирующих элементов в канавках, что повышает долговечность подшипникового узла при длительной эксплуатации под воздействием динамических нагрузок и перепада температур.

Формула изобретения

1. Способ изготовления подшипника скольжения, при котором образуют антифрикционную деталь и затем на нее наматывают тканый материал, пропитанный связующим, создающий обойму подшипника скольжения, отличающийся тем, что перед намоткой тканого материала на наружной цилиндрической поверхности антифрикционной детали нарезают кольцевые канавки с профилем в виде ласточкина хвоста.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что первые несколько намотанных слоев тканого материала стягивают в канавках фиксирующим элементом.

3. Способ по пп.1 и 2, отличающийся тем, что в качестве фиксирующего элемента используют проволочное кольцо.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2