Фильтрующее устройство для создания трибохимического режима в системах смазки машин и механизмов
Реферат
Изобретение относится к области машиностроения, к смазочным материалам, и может быть использовано при эксплуатации машин и механизмов. Фильтрующее устройство для создания трибохимического режима в системе смазки машины или механизма содержит полнопоточный фильтрующий элемент, реагент, обеспечивающий поддержание трибохимического режима и восстановление как зазоров в парах трения, так и самих рабочих поверхностей деталей машины или механизма на время непрерывной работы фильтрующего элемента, при этом реагент закреплен в фильтрующем элементе методом термофиксации. Технический результат - повышение ресурса машин и механизмов.
Изобретение относится к области машиностроения, к смазочным материалам, и может быть использовано при эксплуатации машин и механизмов.
Актуальность проблемы улучшения эксплуатационных свойств смазочных материалов обусловлена все более возрастающим уровнем требований к ним в связи с необходимостью оптимизации условий работы пар трения, гарантированного снижения коэффициента трения, индекса зазора и скорости износа, обеспечения условий безызносности и даже в ряде случаев восстановления рабочих поверхностей сопряженных подвижных деталей узлов машин и механизмов. В последнее время решение этой задачи все чаще пытаются осуществить путем введения специальных добавок к смазочным средам. Известно устройство для создания трибохимического режима в масляной системе механизма - патент RU 2084753 С1, но оно является достаточно сложным в техническом исполнении, требует установки дополнительного магнита и диспергатора. Это устройство не нашло широкого применения. Наиболее близким по технической сущности является устройство для создания трибохимического режима в системе смазки механизма (патент RU 2052169 С1, прототип), в котором описывается дополнительное устройство для введения реагентов, но и оно имеет следующие недостатки по сравнению с предлагаемым, а именно: 1. Усложненную конструкцию, требующую изготовления специальной обоймы для размещения реагентов; 2. В определенных условиях увеличено сопротивление прохождению рабочей жидкости; 3. При длительных остановках системы забивается фильтрующий элемент реагентом; 4. Невозможно использовать для неразборных фильтров со встроенным фильтрующим элементом. Технической задачей изобретения является улучшение эксплуатационных свойств смазочных материалов, оптимизация условий работы пар трения, снижение коэффициента трения, индекса зазора и скорости износа, обеспечение условий безызносности и даже в ряде случаев восстановления рабочих поверхностей сопряженных подвижных деталей узлов машин и механизмов. Поставленная задача решается за счет того, что в фильтрующем устройстве для создания трибохимического режима в системе смазки машины или механизма, содержащем полнопоточный фильтрующий элемент, реагент обеспечивает поддержание трибохимического режима и восстановление как зазоров в парах трения, так и самих рабочих поверхностей деталей машины или механизма на время непрерывной работы фильтрующего элемента, при этом реагент закреплен в фильтрующем элементе методом термофиксации. В существующий или специальный полнопоточный фильтрующий элемент соответствующего типоразмера вводится реагент запатентованной формулы либо методом термофиксации на поверхности (для металлических элементов), либо методом пропитки элемента (для пористых, волокнистых материалов), либо помещением в элемент растворимого вкладыша. Продлевает срок службы машин и механизмов в 2-5 раз. При этом отпадает необходимость в отдельном фильтрующем элементе, или дополнительном устройстве, или конструктивных переделках самого фильтра. Исследования элементов фильтра с реагентом, проведенные в НАТИ, показали, что при сохранении исходного уровня очистки наличие реагента не влияет на скорость прохождения рабочей жидкости через фильтр и не создает дополнительного сопротивления. В тоже время, согласно исследованиям, проведенным в ИМАШ РАН, происходит обогащение проходящей через фильтр жидкости реагентом.Формула изобретения
Фильтрующее устройство для создания трибохимического режима в системе смазки машины или механизма, содержащее полнопоточный фильтрующий элемент, реагент, обеспечивающий поддержание трибохимического режима и восстановление как зазоров в парах трения, так и самих рабочих поверхностей деталей машины или механизма на время непрерывной работы фильтрующего элемента, отличающееся тем, что реагент закреплен в фильтрующем элементе методом термофиксации.