Способ восстановления психоэмоционального состояния человека
Реферат
Изобретение относится к области медицины, а именно к психотерапии, и может найти применение для адаптации и реабилитации лиц, находящихся в трудных социальных и природных условиях. Предварительно вербально снимают внутреннее напряжение пациента и вводят его в состояние релаксации. Массаж проводят в положении пациента лежа на спине или на животе. Начинают его на фоне звучания музыкального произведения успокаивающего характера. Осуществляют воздействие на поверхностные тактильные рецепторы кожи, расположенные в луковицах волосков, вызывая у пациента ощущение зуда или щекотки. Затем на фоне музыкального сопровождения увеличивают давление на кожу пациента, выполняя приемы глубокого поглаживания, воздействуя таким образом на механорецепторы подкожной жировой клетчатки до появления розовой окраски кожных покровов. На заключительном этапе массажа, также проводимого в ритме музыкального сопровождения, выполняют приемы разминания мышц конечностей спины, таза. Процедуру завершают приемом водных процедур с комфортной температурой воды. При этом поглаживание производят в направлении от стоп к волосистой части головы подушечками пальцев рук двумя руками в такт музыкального сопровождения по направлению от латеральных границ туловища внутрь. Ритм музыкального сопровождения на каждом из этапов увеличивают по сравнению с предыдущим этапом. Разминание мышц осуществляют по ходу мышечных волокон вдоль оси мышц на конечностях и поперек мышечных волокон на спине, в области таза и живота. Способ позволяет повысить эффективность и сократить время реабилитационного периода. 6 з.п. ф-лы.
Изобретение относится к области психотерапии, психологии, психосоматики, более точно к способам без медикаментозного восстановления психоэмоционального состояния человека, страдающего от эмоционально-стрессовых перегрузок, и может найти применение при адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудных социальных и природных условиях.
Психо-эмоциональное состояние трактуется как функция физиологически возбуждающей ситуации и реакции на нее психики субъекта. Психоэмоциональное состояние условно можно подразделить на комфортные (радость, удовлетворение, вдохновение, одухотворенность и т.п.) и на дискомфортные (печаль, грусть, депрессия, страх, агрессия, фрустрация и др.). Проблеме регулирования эмоционально-психического состояния уделяется достаточно много внимания как в отечественной психологической литературе (Исурина Г.Л. "Групповые методы психотерапии"; - Л., 1983 г.; Слуцкий А.С., Цаппин В.Н. "Эмоционально-стрессовая психотерапия" - Ташкент, 1997 г.), так и в зарубежной (Адлер А., "Практика и теория индивидуальной психологии". - Нью-Йорк, 2000 г.; Бандура М., "Новое в концепции охраны психического здоровья". - Лондон, 1997 г.; Эйдемиллер Э. "Состояние нервно-психического напряжения", - Мюнхен, 1979 г.). В настоящее время существует множество подходов и методов регулирования эмоционально-психического состояния. К ним можно отнести такие, как эриксоновский гипноз, трансактный анализ и многие другие. Например, в патенте РФ 2019997 C1, опубл. 30.09.94 описан способ психокоррекции с использованием приемов введения больного в транс, с последующим выполнением физических упражнений и проведением массажа. В патенте РФ 2122442 C1, опубл. 27.11.98 описан способ коррекции психоэмоционального состояния больных путем формирования у них такого состояния, которое обеспечивает достижение положительного эффекта в ответ на стимулы, ранее вызывавшие негативную реакцию. В патенте РФ 21110287 C1, опубл. 19.05.98 описан способ лечения невротических расстройств путем введения больного в состояние транса, суфлирования разделения личности его и проведения терапии с каждой из них. В патенте РФ 2123360 C1, опубл. 20.12.98 сообщается о способе психокоррекции путем получения изображения человека, направленного желательного изменения черт изображения и приведения в соответствие с ними лица пациента. В патенте РФ 2148418 C1, опубл. 24.10.1997 психокоррекция осуществляется с помощью формул внушения. Все эти методы позволяют достичь выравнивания эмоционально-психического состояния, вызванного дисбалансом в психической сфере, однако при регулировании психоэмоционального состояния в этих способах недостаточно полно используются внутренние ресурсы организма, что требует значительного времени для достижения коррекции состояния пациента. Кроме того эти способы требуют высокой психотерапевтической квалификации медицинского персонала, индивидуальной работы психиатра или психотерапевта с каждым из пациентов на протяжении всего сеанса и курса лечения, а также значительных затрат времени. В качестве прототипа нами выбран способ восстановления психоэмоционального состояния, известный из патента РФ 2065758 C1, опубл. 27.08.96, МКИ А 61 М 21/00, осуществляемый путем вербального и музыкального воздействия на человека, а также проведения точечного массажа. Известный способ может включать ароматотерапию и эстетотерапию. Недостатком известного способа является его сложность, т.к. для достижения эмоциональной психокоррекции необходимо нахождение точек акупунктур, несколько видов воздействия на эти точки в течение достаточно длительного времени более 1,5 ч сеансов. Кроме того, к числу недостатков известного способа можно отнести и сложности по созданию обстановки, имитирующей природу. Нами было обнаружено, что как прототип, так и другие известные способы восстановления психоэмоционального состояния человека, в том числе и с использованием приемов классического массажа не могут обеспечить быстрого восстановления психоэмоционального состояния пациента, поскольку поток импульсов, поступающих при этом в мозг человека, после определенного времени воздействия ослабляется. Этот феномен можно объяснить возникновением адаптации рецепторов к раздражению. На первом этапе адаптации активируется условно-рефлекторная деятельность организма. Возникающие под давлением неадекватных факторов среды специфические изменения в деятельности основных гомеостатических систем организма закрепляются по принципу условно-рефлекторных связей, и гомеостаз в целом приобретает необходимую для данных условий стабильность. В дальнейшем, несмотря на повторные воздействия стереотипа раздражителей, физиологические и биохимические показатели постоянно возвращаются к исходным величинам, условно-рефлекторная деятельность затухает, возбуждение нервных структур головного мозга сменяется торможением, что названо "угашением при подкреплении". В психологии это явление обозначается термином "привыкание", что с позиций механизмов высшей нервной деятельности рассматривается как угасание ориентировочной реакции в процессе адаптации. В предлагаемом нами способе этот эффект адаптации рецепторов мы устраняем тем, что используем тактильные различия, т.е. различные модальности ощущений, возникающие при воздействии стимула на поверхность тела. Для этого мы осуществляем поэтапное воздействие на рецепторы различных слоев тела пациента, вследствие чего после возникновения адаптации рецепторов одного слоя на раздражение отвечают рецепторы другого слоя и поток импульсов не прекращается. Известно, что благотворное влияние на психоэмоциональную сферу человека при массаже обеспечивается потоком импульсов, поступающих в его мозг. Эти импульсы формируются вследствие выделения медиаторов мембранами раздражаемых при массаже рецепторов. Технической задачей изобретения является более простое и более быстрое восстановление психоэмоционального состояния человека путем более быстрого освобождения его психики от накопленных в ней эмоционально-стрессовых перегрузок за счет получения пациентом особых чувствительных ощущений. Результат можно наблюдать в отдельных случаях уже после 1 сеанса. Поставленная задача достигается тем, что в известном способе восстановления психоэмоционального состояния человека, включающем вербальное и музыкальное воздействие, а также массаж, предварительно вербально снимают внутреннее напряжение пациента и вводят его в состояние релаксации, массаж проводят в положении пациента лежа на спине или на животе, начинают его на фоне звучания музыкального произведения успокаивающего характера, осуществляют воздействие на поверхностные тактильные рецепторы кожи, расположенные в луковицах волосков, вызывая у пациента ощущение зуда или щекотки поглаживанием, на фоне музыкального сопровождения увеличивают давление на кожу пациента, выполняя приемы глубокого поглаживания, воздействуя таким образом на механорецепторы подкожной жировой клетчатки до появления пигментационных изменений кожных покровов (до появления розовой окраски кожных покровов), на заключительном этапе массажа, также проводимого в ритме музыкального сопровождения, выполняют приемы разминания мышц конечностей спины, таза, процедуру завершают приемом водных процедур с комфортной температурой воды. Поглаживание можно производить в направлении от стоп к волосистой части головы, подушечками пальцев рук, двумя руками в такт музыкального сопровождения по направлению от латеральных границ туловища внутрь. Ритм музыкального сопровождения на каждом из этапов увеличивают по сравнению с предыдущим этапом. Разминание мышц можно осуществлять по ходу мышечных волокон вдоль оси мышц на конечностях и поперек мышечных волокон на спине, в области таза и живота. Во время осуществления способа пациенту можно предъявлять зрительные образы в виде танцевальных композиций. Способ осуществляют следующим образом. Восстановление психоэмоционального состояния человека желательно проводить в обстановке, способствующей расслаблению пациента, возникновению у него доверия к персоналу (эмпатии), снятию у него внутреннего напряжения. Это можно обеспечить дизайном помещения, имеющим пастельную окраску стен, мягкое покрытие пола. Основой этой формы воздействия (дизайнотерапия и эстетотерапия) является сам окружающий интерьер со всеми атрибутами отдыха (разнообразный по стилям и направлениям, который у человека ассоциируется с образом "Дома", т.е. с местом, где спокойно и комфортно). Для возникновения расслабления пациента можно использовать также приемы гастро-эмоционального воздействия, например приемы чайной церемонии. Пищевой инстинкт относится к группе основных врожденных инстинктов. Ритуал застолья сопровождает человека от момента рождения до смерти. Все значимые в этой жизни события проводятся с застольем и принятием пищи и напитков. Использование этого воздействия на пациента, например, угощение его чаем, кофе и т.д. обеспечивает более быстрое возникновение явлений эмпатии и экспектации. Большое значение имеет вербальное воздействие на пациента, поскольку оно способствует установлению и развитию контактов между людьми. Персонал, вступая в вербальный контакт, вначале определяет психоэмоциональный настрой пациента, готовность к общению и в зависимости от этого строит с ним беседу. Например, у тревожных пациентов, находящихся в состоянии повышенного возбуждения, вербальное воздействие носит на первом этапе информационную функцию (Карпенко Л.А. "Психология". Словарь под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2 издание испр. и доп, - М.: Политиздат, 1990 г. ), цель которой - обмен мнениями, информацией, замыслами пациента, имеющими для него определенную личную значимость и интерес. Второй этап преследует так называемую амотивную функцию, цель которой - возбуждение у пациента положительных эмоций, переживаний ("Обмен эмоциями"). Функция третьего этапа вербального воздействия имеет целью снятие внутреннего напряжения, изменение и отвлечение от личностно-значимых негативных переживаний, в том числе действий, активности и т.д., о чем будет свидетельствовать поведение пациента, эмоциональные проявления его и возникновение у него состояния релаксации. После этого переходят к проведению массажа. Его может сопровождать невербальное жестовое воздействие, которое состоит из нескольких хореографических композиций, плавно переходящих одна в другую - танцетерапия. Творческий проект танца несет терапевтическое воздействие как на активных, так и на пассивных участников, основан на сценическом воссоздании реальных проблемных ситуаций человека. На сцене проигрывается пластический спектакль, в котором зрительно и физически присутствуют все участники. Каждая композиция несет в себе определенную задачу. По характеру терапевтического воздействия они делятся на зрительные, тактильные, слуховые, игровые. Основную роль исполняют артисты балета, под руководством тренера-психолога с последующим введением в игру зрителя как участника. Сценическое действие базируется на теории Эрика Берна, т.е. на игре, знакомой нам с детских лет, и реализуется средствами современного искусства. Под специально подобранное музыкальное сопровождение ставится танец, назовем его "Ассоциативный танец". Первый этап: Импровизационный тренинг, с подключением подсознания и законов семиотики, для введения программной задачи. При этом участник сам находит решение. Второй этап: создается сценическая модель средствами визуального ряда. Третий этап: проигрывание действия, с последующим включением в него зрителя. Сценическая версия несет в себе 2 задачи: Первая основная "видимая" цель - зритель включается в спектакль, не имея эмоционального комплекса. Вторая - момент сопереживания и соучастия тому, что происходит на сцене. Результат этого: формирование подсознательных переживаний; - раскрытие творческого начала; - реабилитация посредством психоанализа гештальттерапии (Князь Сергей Волконский "Выразительный человек" (сценическое воспитание жеста по Дельсорту), изд. "Аполон", 1896 г.). Массаж проводят в положении пациента лежа на спине и на животе, последовательно воздействуя на механорецепторы кожи, подкожной жировой клетчатки и мышц. Последовательность выполнения воздействия на механорецепторы следующая: - вначале осуществляют воздействие на поверхностные тактильные рецепторы кожи, расположенные в луковицах волосков, для чего производят поглаживающие движения от головы до стоп по всей поверхности тела таким образом, чтобы у пациента возникало ощущение между зудом и щекоткой. Начинают его на фоне звучания музыкального произведения успокаивающего характера. Движения выполняют двумя руками в такт музыкального сопровождения по направлению снаружи внутрь. Музыкальная терапия охватывает широкий круг не только нервно-психических, но и соматических заболеваний, поскольку в любой нозологии заболевания так или иначе всегда затрагивается и страдает аффективная сфера. В предлагаемом нами способе используются основы музыкальной психотерапии. Для наиболее эффективного воздействия музыки, подбор характера музыкального сопровождения зависит от времени его использования в сеансе. На начальном этапе во время ритуала встречи, чайной церемонии используется более легкая, радостная музыка, способствующая возникновению эмпатии. Следующий этап восстановления психоэмоционального состояния человека характеризуется более спокойной музыкой, воздействующей на глубинные бессознательные психические процессы человека и сопровождающей начало проведения массажа. Музыка используется преимущественно медитативного характера или трансформациональная. Результатом воздействия такой музыки является: - создание условий для изменения в отношении к своей личности и к окружающему миру; - формирование способности более адекватного обстоятельствам понимания и поведения. В использовании воздействия музыки на физическую, эмоциональную и интеллектуальную сферы организма, опираясь на понятия "коллективного бессознательного" и "архитип" К. Юнга (Проблема души нашего времени. М., 1994 г.), исходным моментом является концепция психорезонанса шведского музыкального психотерапевта А. Понтвика. Она основана на возможности проникновения в глубинные слои психики через звучание специфической музыки. Результатом эффективного использования в сеансе восстановления психоэмоционального состояния человека музыки в психотерапевтических целях являются: - релаксация психологического тонуса; - расширение и развитие эмоциональной сферы; - содействие развитию коммуникации; - абреакция (освобождение от напряжения, вызванного подавленными эмоциями); - активизация творческого начала посредством активного восприятия музыки; - преодоление собственной неконгруэнтности. Проблеме воздействия музыки на человека уделяют огромное внимание как в зарубежной музыкально-психологической литературе, так и в отечественной. В американском направлении музыкальной психотерапии ее лечебный эффект основывается на идеях психоанализа, а также клиентоцентрированной терапии К. Роджерса (Клиентоцентрированная терапия, в пер. В.В.Лях, А.П.Хомик. - М.: Бфл-бук, Ваклер, 1997). В немецком методе (Швабе, Келер, Кениг) при тактике лечения исходят из понимания психофизического единства человека. В нашей стране развитие музыкальной психотерапии находится в зачаточном состоянии. Это направление мало развито и основывается преимущественно на теории и анализе концепций зарубежных авторов (Брусиловский Л.С. Музыкотерапия. Руководство по психотерапии. Под ред. B.C. Ротнова, Ташкент, 1985 г.; В. Б. Полякова. О физиологических механизмах влияния музыки на некоторые соматические и вегетативные функции. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. мед. наук. - Пермь, 1968 г. Торопова А.В. MПГУ. Восприятие музыки как процесс активизации бессознательного. Материалы второй конференции 1994 г., М., изд-во МПГУ, 1994 г. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. М., Владос, 2000 г.). Рецепторы прикосновения и давления - тактильные рецепторы, представлены тонкими немиелинизированными волокнами, окруженными шванновскими клетками и оплетающими структуры волосяной сумки. Как правило, иннервируется несколькими сенсорными волокнами, а каждый дендрит сенсорного нейрона иннервирует несколько фолликулов. Они являются быстро адаптирующимися, реагирующими только в течение времени действия стимула, деформирующего поверхность кожи, и таким образом рассматриваются как датчики скорости воздействия. Однако физиологический эффект от раздражения этих рецепторов, несмотря на кратковременность значителен. Он воспринимается пациентом как ощущение между зудом и щекоткой, отвлекающее пациента от его внутренних негативных переживаний и способствующее формированию состояния радости, активной жизненной позиции. По окончании воздействия на поверхностные тактильные рецепторы кожи ритм музыкального сопровождения можно увеличить, при одновременном увеличении давления на кожу пациента до исчезновения зуда или щекотки, что свидетельствует о вовлечении в ответ рецепторов подкожной жировой клетчатки, и тотчас следует осуществлять давление. Давление можно осуществлять сверху вниз, последовательно захватывая все участки тела, воздействуя таким образом на механорецепторы подкожной жировой клетчатки, до появления розовой окраски кожи. Рецепторы давления - медленно адаптирующиеся, активируются при изгибании покровной ткани и, следовательно, сигнализируют о степени смещения ее (датчики интенсивности). Представлены они дисками Меркеля и некоторыми инкапсулированными рецепторами типа телец Руффини. Физиологическое значение этого этапа воздействия состоит в том, что после снятия у пациента внутреннего напряжения (на этапе раздражения тактильных рецепторов) пациент способен более адекватно психологически реагировать на импульсы, поступающие при раздражении рецепторов давления. Такое сочетание приемов воздействия в литературе не описано и ранее никем не использовалось. На заключительном этапе массажа - осуществляют воздействие на механорецепторы мышц. Ритм музыкального сопровождения еще более увеличивают по сравнению с ритмом на предыдущем этапе и в такт музыкального произведения выполняют приемы разминания по ходу мышечных волокон вдоль оси мышц на конечностях и поперек мышечных волокон на спине, в области таза и живота, процедуру завершают приемом водных процедур с комфортной температурой воды. Перечисленные выше действия проводятся в ритме и последовательности, не позволяющей достигнуть рецепторной, сенсорной и тактильной адаптации. Во время проведения массажа при использовании тактильно-сенсорного воздействия может наступать физиологический сон. Проведенные мероприятия позволяют пациенту войти в состояние адаптации, что обусловливает у него ощущения появления чувства "психологической защиты". Объем проводимых методов психорелаксации может быть различным, в зависимости от индивидуальности пациента и его психофизического состояния. Результаты осуществления способа Степень выраженности эмоционального стресса оценивалась по показателям ситуативной тревожности, по Ч.Д.Стилбергу - Ю.Л.Ханину, ориентированные нормативы которых: от 20 до 34 баллов - низкий уровень тревожности; от 35 до 44 баллов - средний уровень тревожности; от 46 баллов и выше - высокий уровень тревожности. Пример 1. Отставной военный 48 лет с ярко выраженным неврозом навязчивых состояний. Первые симптомы появились два года назад после выхода на пенсию. Высказывал жалобы на свою малоценность, ненужность, а также на обычную слабость, головную боль, безразличное отношение к окружающим. За врачебной помощью не обращался. Исходный уровень тревожности 49 баллов. После проведения коррекции в полном объеме - 43 балла. Головные боли прекратились, наладился сон, повысилась самооценка. Итоги ретестирования: устойчивость достигнутого результата. Пример 2. Бизнесмен Р., 31 год, неврастенический симптомокомплекс, выразившийся в снижении настроения, нарушении сна, тревоге, нередко выраженной лиссофобии. Почти постоянное лечение, в том числе соматических стационарах, не давало улучшений, а, наоборот, вызывало еще большее усиление тревоги. Стало трудно справляться с работой. Исходный уровень тревожности 34 балла. После проведения коррекции в полном объеме 32 балла. Настроение выровнилось, исчезли подавленность и тревога, восстановилась работоспособность. Ретестирование через 7 дней показало устойчивость результата. Пример 3. Служащий Л., 54 года. После развода с женой стал раздражителен, вспыльчив, нарушился сон. Такое состояние пытался исправить водкой, что еще в большей степени приводило к дисгармонии. Пытался лечиться у невропатолога, но безрезультатно. Исходный уровень тревожности 43 балла. После проведения коррекции в полном объеме 33 балла. Стал гораздо спокоен, перестал выпивать, увлекся чтением. Планирует вновь создать семью. Итоги ретестирования: устойчивость результата. Достоинством изобретения является его универсальность и возможность широкого применения для коррекции психоэмоционального состояния человека, находящегося в состоянии стресса, в качестве составной части в терапии невротических заболеваний, а также для профилактики, оздоровления и отдыха.Формула изобретения
1. Способ восстановления психоэмоционального состояния человека, включающий вербальное и музыкальное воздействие, а также массаж, отличающийся тем, что предварительно вербально снимают внутреннее напряжение пациента и вводят его в состояние релаксации, массаж проводят в положении пациента лежа на спине или на животе, начинают его на фоне звучания музыкального произведения успокаивающего характера, осуществляют воздействие на поверхностные тактильные рецепторы кожи, расположенные в луковицах волосков, вызывая у пациента поглаживанием ощущение зуда или щекотки, далее на фоне музыкального сопровождения, ритм которого на каждом из этапов увеличивают по сравнению с предыдущим этапом, увеличивают давление на кожу пациента, выполняя приемы глубокого поглаживания, воздействуя таким образом на механорецепторы подкожной жировой клетчатки до появления розовой окраски кожных покровов, на заключительном этапе массажа, также проводимого в ритме музыкального сопровождения, выполняют приемы разминания мышц конечностей, спины, таза, процедуру завершают приемом водных процедур с комфортной температурой воды. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что поглаживание проводят в направлении от стоп к волосистой части головы. 3. Способ по пп.1 и 2, отличающийся тем, что поглаживание осуществляют подушечками пальцев рук. 4. Способ по пп.1 и 2, отличающийся тем, что поглаживание осуществляют двумя руками в такт музыкального сопровождения по направлению от латеральных границ туловища внутрь. 5. Способ по пп.1-3, отличающийся тем, что разминание мышц осуществляют по ходу мышечных волокон вдоль оси мышц на конечностях и поперек мышечных волокон на спине, в области таза и живота. 6. Способ по п.1, отличающийся тем, музыкальное воздействие на пациента представляет собой музыкальные композиции. 7. Способ по п.1, отличающийся тем, что для возникновения расслабления пациента используют приемы чайной церемонии.