Устройство сигнализации режима торможения легкового автомобиля

Реферат

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, более конкретно к системам световой сигнализации транспортных средств при торможении. Устройство сигнализации режима торможения включает педаль тормоза, переключатель педали тормоза, блок предохранителей, многофункциональный переключатель, левую и правую лампы сигнала тормоза, лампу верхнего сигнала тормоза и соединительные провода. Новым является то, что оно снабжено электронным блоком, датчиком давления, двумя узлами разветвления и двумя парами дополнительных ламп сигнала тормоза. Вход электронного блока связан с выходом датчика давления, вход которого связан с третьим выходом переключателя педали тормоза, а первый и второй выходы электронного блока - соответственно с входами первого и второго узлов разветвления, выходы которых связаны со вторыми входами соответствующих пар ламп, первые входы каждой из которых связаны с "массой" автомобиля. Электронный блок содержит блок опорных напряжений, устройство сравнения напряжений для первого уровня давления, устройство сравнения напряжений для второго уровня давлений, первый и второй усилители тока. Первый вход блока опорных напряжений связан с блоком предохранителей, а второй вход - с "массой" автомобиля. Первый и второй выходы блока опорных напряжений связаны со вторыми входами устройств сравнения напряжений для первого и второго уровней давления соответственно. Выходы устройств сравнения напряжений для первого и второго уровней давления связаны со входами первого и второго усилителей тока соответственно. Техническим результатом является повышение информативности системы световой сигнализации при торможении транспортного средства, а также повышение ее надежности, что позволяет повысить безопасность движения. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Устройство относится к системе освещения и световой сигнализации, предназначенной для обеспечения безопасной эксплуатации автомобиля, и может быть установлено на всех легковых автомобилях.

Одной из составных частей системы освещения и сигнализации являются сигналы торможения, информирующие участников движения об уменьшении скорости автомобиля. Известные сигналы торможения легковых автомобилей позволяют обеспечить безопасное движение автомобиля на дорогах в любое время суток. В то же время, они не обладают достаточной информативностью. И при слабом нажатии на педаль тормоза и при экстренном торможении происходит срабатывание сигналов торможения. При этом никак не отражается величина замедления, что может привести к дорожно-транспортному происшествию.

Близкой по технической сущности к заявляемому изобретению является устройство сигнализации торможения автомобиля Ford Explorer 1994 (FORD, BRONCO II/EXPLORER/RANGER, 1983-94, REPAIR MANUAL, 1994, CHILTON BOOK COMPANY, ISBN 0-8019-8555-2; P.6-114), взятое за прототип.

Данное устройство сигнализации торможения автомобиля включает в себя педаль тормоза, переключатель педали тормоза, блок предохранителей, многофункциональный переключатель, левую и правую лампы сигнала тормоза, лампу верхнего сигнала тормоза и соединительные провода.

Функциональная схема данного устройства представлена на фиг.1. На фиг.1 обозначены: ТП - педаль тормоза; ПТП - переключатель педали тормоза; БПр - блок предохранителей; МФП - многофункциональный переключатель; ЛСТв - лампа сигнала тормоза верхняя; ЛСТл - лампа сигнала тормоза левая; ЛСТп - лампа сигнала тормоза правая.

Одинарной линией обозначены электрические связи, а двойной - механические. На фиг. 1 электрическими связями соединены: БПр, ПТП, МФП, ЛСТл, ЛСТп, причем, выход БПр связан со вторым входом ДТП, второй выход которого - со входом МФП; первый и второй выходы МФП соединены со вторыми входами ЛСТл и ЛСТп соответственно. Выход ТП механически связан с первым входом ДТП, первый выход которого соединен электрической связью с ЛСТв.

Работа устройства сигнализации торможения автомобиля происходит следующим образом: при нажатии на педаль тормоза (ТП) включается механически связанный с ней переключатель педали тормоза (ПТП), при этом электрический ток с выхода БПр поступает на второй вход ДТП, с его первого выхода - на второй вход ЛСТв, а со второго выхода - на вход МФП, с первого и второго выходов которого напряжение подается на вторые входы ЛСТл и ЛСТп соответственно; так как первые выходы ЛСТв, ЛСТл и ЛСТп связаны с "массой" автомобиля, то цепи питания ламп сигналов тормоза замыкаются и они загораются.

Однако эти сигналы торможения никак не сообщают другому водителю о режиме торможения: он резкий, динамичный или плавный, с малым замедлением. При движении в городе на малых дистанциях это создает дополнительную психологическую нагрузку для водителей и приводит к быстрой утомляемости.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение информативности системы освещения и световой сигнализации.

Для решения данной задачи известная система дорожной сигнализации автомобиля дополняется электронным блоком и датчиком давления в тормозной системе, сигнал с которого управляет включением дополнительных ламп сигналов торможения.

Изобретение поясняется фиг.2 и фиг.3.

Фиг.2 - устройство сигнализации режима торможения легкового автомобиля.

Фиг. 3 - устройство сигнализации режима торможения легкового автомобиля. Электронный блок.

На фиг.2 дополнительно введенные элементы обозначены: ДД - датчик давления в тормозной системе; ЭБ - электронный блок; УР1 - первый узел разветвления; УР2 - второй узел разветвления; 1ЛСТл - первая дополнительная лампа сигнала тормоза левая; 1ЛСТп - первая дополнительная лампа сигнала тормоза правая; 2ЛСТл - вторая дополнительная лампа сигнала тормоза левая; 2ЛСТп - вторая дополнительная лампа сигнала тормоза правая.

На фиг.3 обозначены: БОН - блок опорных напряжений; УСН1 - устройство сравнения напряжений для первого порогового значения давления; УСН2 - устройство сравнения напряжений для второго порогового значения давления; УсТ1 - первый усилитель тока; УсТ2 - второй усилитель тока.

Электронный блок представляет собой схему, построенную на двух компараторах, сравнивающих сигнал датчика давления в тормозной системе с пороговыми значениями напряжения, и блока опорных напряжений, вырабатывающего эти напряжения. При превышении первого порогового значения на выходе первого устройства сравнения вырабатывается управляющий сигнал, который усиливается и через узел разветвления запитывает первую пару дополнительных ламп. При превышении второго порогового значения на выходе второго устройства сравнения вырабатывается управляющий сигнал, который усиливается и через узел разветвления запитывает вторую пару дополнительных ламп.

Работа устройства сигнализации режима торможения легкового автомобиля аналогична работе прототипа, но дополнительно: напряжение с третьего выхода ПТП поступает на вход ДД, запитывая его; в тормозной системе начинает возрастать давление и на выходе ДД появляется пропорциональный ему электрический аналоговый сигнал, который поступает на первые входы УСН1, УСН2 и сравнивается с пороговыми значениями сигнала, поступившими с первого и второго выходов БОН на вторые входы УСН1 и УСН2 соответственно; при превышении сигналом значения первого порогового напряжения, на выходе УСН1 вырабатывается управляющий сигнал, который поступает на вход УсТ1, усиливается и с его выхода поступает на вход УР1, с первого и второго выходов УР1 напряжение поступает на вторые входы 1ЛСТл и 1ЛСТп соответственно, так как их первые входы связаны с "массой" автомобиля, то электрическая цепь первой пары дополнительных ламп замыкается и они загораются; при дальнейшем возрастании давления в системе сигнал с выхода ДД превышает значение второго порогового напряжения, на выходе УСН2 вырабатывается управляющий сигнал, который поступает на вход УсТ2, усиливается и с его выхода поступает на вход УР2, с первого и второго выходов УР2 напряжение поступает на вторые входы 2ЛСТл и 2ЛСТп соответственно, так как их первые входы связаны с "массой" автомобиля, то электрическая цепь второй пары дополнительных ламп замыкается и они тоже загораются.

Данное устройство позволит повысить информативность системы освещения и световой сигнализации: в зависимости от режима торможения загорается соответствующее количество ламп - при незначительной величине замедления горят только две лампы стандартных сигналов тормоза, при увеличении давления в тормозной системе, а следовательно возрастании величины замедления, загорается еще две, а при резком торможении - все лампы сигналов торможения. Кроме того, повышается надежность системы: в случае выхода из строя переключателя педали тормоза или ламп стандартных сигналов тормоза, управляющий сигнал с датчика давления обеспечит сигнализацию о торможении при помощи дополнительных ламп. Таким образом, предлагаемое изобретение позволит увеличить надежность системы освещения и световой сигнализации и повысить безопасность движения.

Формула изобретения

1. Устройство сигнализации режима торможения легкового автомобиля, включающее педаль тормоза, переключатель педали тормоза, блок предохранителей, многофункциональный переключатель, левую и правую лампы сигнала тормоза, лампу верхнего сигнала тормоза и соединительные провода, отличающееся тем, что снабжено электронным блоком, датчиком давления, двумя узлами разветвления и двумя парами дополнительных ламп сигнала тормоза, причем вход электронного блока связан с выходом датчика давления, вход которого связан с третьим выходом переключателя педали тормоза, а первый и второй выходы электронного блока - соответственно с входами первого и второго узлов разветвления, выходы которых связаны со вторыми входами соответствующих пар ламп, первые входы каждой из которых связаны с "массой" автомобиля.

2. Устройство сигнализации режима торможения легкового автомобиля по п.1, отличающееся тем, что электронный блок содержит блок опорных напряжений, устройство сравнения напряжений для первого уровня давления, устройство сравнения напряжений для второго уровня давления, первый и второй усилители тока, причем первый вход блока опорных напряжений связан с блоком предохранителей, а второй вход - с "массой" автомобиля, первый и второй выходы блока опорных напряжений связаны со вторыми входами устройств сравнения напряжений для первого и второго уровней давления соответственно, выходы устройств сравнения напряжений для первого и второго уровней давления связаны со входами первого и второго усилителей тока соответственно.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3