Способ подъёма затонувших судов восстановлением их плавучести выдавливанием воды воздухом
Реферат
Изобретение относится к области аварийно-спасательных работ, в частности к способу подъема затонувших судов восстановлением их плавучести выдавливанием воды воздухом. Способ заключается в том, что над каждым отсеком на поверхности судна в продольной плоскости симметрии устанавливают датчики абсолютного давления и такие же датчики устанавливают вблизи от последних в полостях судна. При достижении допустимого избыточного давления нагнетаемого воздуха в полостях судна, измеряемого установленными в них датчиками, прекращают его нагнетание. По показаниям наружных датчиков управляют скоростью всплытия. По разности показаний носового и кормового наружных датчиков управляют дифферентом судна при всплытии. Достигается повышение надежности подъема затонувшего судна. 2 з.п.ф-лы.
Изобретение относится к области аварийно-спасательных работ, в частности к способам подъема затонувших судов восстановлением их плавучести выдавливанием воды воздухом.
Известен способ подъема затонувшего судна созданием ему плавучести предварительно затопленными жесткими понтонами, образующими вместе с тросами, пропущенными под судном, подъемную систему выдавливанием из понтонов воды сжатым воздухом (см. авт. свид. СССР 1258763, 23.09.86). Недостатками известного способа являются: 1. Сложность подъемной системы, разрабатываемой для каждого случая. 2. Сложность и длительность подготовительных работ: выполнение туннелей под судном, протаскивание в них тросовых сетей и т.д. Известен способ подъема затонувшего судна созданием ему плавучести путем продувки воздухом его отсеков (см. книгу А.И.Фигичева и др. Аварийно-спасательные и судоподъемные средства. Л.: Судостроение, 1979, с.138, 139). Данный способ принят в качестве наиболее близкого аналога, а именно: способ подъема затонувшего судна восстановлением его плавучести выдавливанием воды воздухом из полостей судна через отверстия в нижних стенках, нагнетаемым с судна обеспечения. Недостатками его являются: 1. Недостаточная надежность подъема из-за отсутствия управления ходом всплытия. 2. Опасность разрушения стенок отсеков давлением воздуха из-за отсутствия инструментального контроля за давлением воздуха в отсеках. Техническим результатом изобретения является повышение надежности подъема благодаря управлению ходом всплытия и устранение опасности разрушения стенок отсеков давлением воздуха благодаря инструментальному контролю за давлением воздуха в отсеках. Для достижения этого результата в способе подъема затонувшего судна восстановлением его плавучести выдавливанием воды воздухом из полостей судна через отверстия в нижних стенках, нагнетаемым с судна обеспечения, согласно изобретению над каждым отсеком на поверхности судна в продольной плоскости симметрии устанавливают датчики абсолютного давления и такие же датчики устанавливают вблизи от последних в полостях судна, при этом при достижении допустимого избыточного давления нагнетаемого воздуха в полостях судна, измеряемого установленными в них датчиками, прекращают его нагнетание, причем по показаниям наружных датчиков управляют скоростью всплытия путем регулирования или прекращения нагнетания воздуха, а по разности показаний носового и кормового наружных датчиков управляют дифферентом судна при всплытии путем уменьшения или прекращения нагнетания воздуха в соответствующие полости или сообщения их с атмосферой, кроме того, в полость вводят непроницаемое для воздуха полотнище над местом выхода струи воздуха с возможностью придавливания полотнища без натяжения давлением воздуха ко всей поверхности стенок, кроме нижней, и выдавливают воду из-под полотнища, а также вводят в полость гибкую непроницаемую для воздуха оболочку, соответствующую форме полости, и выдавливают из последней воду путем нагнетания сжатого воздуха в оболочку. Способ подъема затонувшего судна осуществляется следующим образом (не основные операции, известные из уровня техники, не упоминаются, но выполняются): все операции выполняются водолазами, заделывают замеченные отверстия, кроме донных, в нижней стенке каждой полости выполняют отверстия, а в днище - в таком месте, чтобы оно оставалось под уровнем воды в полости во время всплытия, а его сечение позволяло ввести в него прочный наконечник воздушного шланга с возможностью выдавливания воды с заданной скоростью через оставшееся сечение. Наконечник закрепляют на корпусе, его наружная часть изогнута по форме корпуса, чтобы не уперлась в дно при выпрямления судна перед всплытием. Если в отсеке есть полости друг над другом, воздух проходит сквозь отверстия в верхнюю полость, выдавливая воду в нижнюю полость. Над каждым отсеком закрепляют на корпусе наружный датчик давления в плоскости симметрии судна и возможно ближе к нему в полости закрепляют такой же полостной датчик, все датчики дают сигналы в измерители давления на судне обеспечения. Засекают начальные показания датчиков, разность с атмосферным давлением дает их глубину, разность показаний наружных датчиков на носу и корме позволяет рассчитать дифферент. Включают компрессоры, по разности сигналов полостных и наружных датчиков предотвращают превышение допуска на давление в полости над забортным. По уменьшению сигналов наружных датчиков судят о начале и ходе всплытия, по разности сигналов наружных носового и кормового датчиков - о дифференте, устраняют недопустимый дифферент уменьшением или прекращением нагнетания воздуха в соответствующие полости, даже соединением их шлангов с атмосферой, так же управляют скоростью всплытия. Можно осуществить автоматическое управление всплытием по сигналам этих датчиков. На акваланговой глубине можно прекратить всплытие, чтобы аквалангисты подготовили судно к всплытию в надводное положение или буксированию в подводном положении. Способ осуществлен. При других условиях состояния и положения судна и окружающих условий следует видоизменить соответствующие операции. При выдавливании воды или воздуха из донных отверстий возникает подъемная реактивная сила, которая может нарушить ход всплытия, ее следует уменьшить снижением давления накачиваемого воздуха. При всплытии избыточное давление будет расти без накачивания воздуха благодаря уменьшению забортного давления, отверстия в нижних стенках и небольшое сопротивление выходу воздуха из шлангов при соединении их с атмосферой должны предотвратить превышение допустимого избыточного давления. Если в полости много мелких отверстий, в полость вводят над местом выхода струи воздуха полотнище, воздух поднимет полотнище, прижмет его без натяжения сначала к потолку, затем к остальной поверхности полости, кроме нижней, выдавливая воду из-под полотнища и из пространства между полотнищем и стейками. Прижатие полотнища распространяется сверху вниз, поэтому оно происходит без натяга, поскольку нижний край полотнища не закреплен. Выступающие значительно в полость детали следует снять. Надежнее будет работать оболочка, изготовленная, например, из термопластовой пленки, по форме внутренней поверхности полости с помощью термодиффузионной сварки, ибо оболочка автоматически "сядет" на соответствующие части поверхности полости. Преимущества предложенного способа: 1. Дешевизна, ибо используется имеющееся оборудование. 2. Простота, ибо основная операция - нагнетание воздуха. 3. Быстрота начала работы, ибо не нужны длительные подготовительные работы: проходка туннелей под корпусом и т.д. 4. Экономия энергии, ибо буксирование судна в штатном положении без понтонов дает меньшую силу сопротивления воды. 5. Возможность буксирования подводного судна в подводном положении для скрытности или при шторме благодаря управляемому всплытию и погружению судна.Формула изобретения
1. Способ подъема затонувшего судна восстановлением его плавучести выдавливанием воды воздухом из полостей судна через отверстия в нижних стенках, нагнетаемым с судна обеспечения, отличающийся тем, что над каждым отсеком на поверхности судна в продольной плоскости симметрии устанавливают датчики абсолютного давления и такие же датчики устанавливают вблизи от последних в полостях судна, при этом при достижении допустимого избыточного давления нагнетаемого воздуха в полостях судна, измеряемого установленными в них датчиками, прекращают его нагнетание, причем по показаниям наружных датчиков управляют скоростью всплытия путем регулирования или прекращения нагнетания воздуха, а по разности показаний носового и кормового наружных датчиков управляют дифферентом судна при всплытии путем уменьшения или прекращения нагнетания воздуха в соответствующие полости или сообщения их с атмосферой. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в полость вводят не проницаемое для воздуха полотнище над местом выхода струи воздуха с возможностью придавливания полотнища без натяжения давлением воздуха ко всей поверхности стенок, кроме нижней, и выдавливают воду из-под полотнища. 3. Способ по п.1, отличающийся тем, что в полость вводят гибкую не проницаемую для воздуха оболочку, соответствующую форме полости, и выдавливают из последней воду путем нагнетания сжатого воздуха в оболочку.