Опорный каток гусеничного транспортного средства
Реферат
Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к гусеничным транспортным средствам. Технической задачей изобретения является упрощение технологии изготовления опорного катка полой конструкции при обеспечении его высокой прочности и грузоподъемности и низкой металлоемкости. Каток содержит обод с ручьями на внутренней поверхности, ступицу и приваренные к ободу и ступице диски. При этом внутренняя стенка ручьев образована приваренным к ободу кольцом, а наружная стенка - сварным швом приварки дисков к ободу. Кольцо выполнено гнутым из проката, например, круглого сечения. Между диском и ободом предусмотрен радиальный зазор для размещения сварного шва приварки диска. Сварные швы приварки диска к ободу и ступице усилены кольцами, приваренными к диску. Кольца, усиливающие швы, выполнены гнутыми из проката прямоугольного сечения. 6 з.п.ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к гусеничным транспортным средствам.
Известны /1, 2/ цельнолитые опорные катки, включающие обод, ступицу и соединяющие их элементы (спицы или диски). Одним из недостатков таких катков является существенное балластирование транспортного средства грунтом, набивающимся в пространство между ободом и ступицей катка. Увеличенная из-за этого масса транспортного средства ухудшает его технико-экономические показатели. Известен также /3/ опорный каток, содержащий обод, ступицу и приваренные к ним диски. Недостатком этого катка является достаточно сложная технология изготовления обода, включающая получение прессованием трубчатой заготовки, а также нерациональное распределение металла по сечению обода с утонением его торцов. Ближайшим аналогом к предлагаемой конструкции является опорный каток /4/, содержащий обод, ступицу и соединенные с ними диски, причем обод выполнен разрезным с ручьями на внутренней поверхности, в которых размещены диски, приведенные к ободу и ступице. Недостатком этого опорного катка, рассматриваемого в качестве прототипа, является сложность технологии изготовления: необходимы специальный профиль проката, высокая точность изготовления дисков по наружному диаметру и заготовки обода по длине, специальное оборудование для гибки обода и закатки одновременно обоих дисков в ручьи обода. Технической задачей предлагаемого изобретения является упрощение технологии изготовления опорного катка полой конструкции при обеспечении его высокой прочности и грузоподъемности и низкой металлоемкости. Указанная техническая задача решается путем того, что внутренняя стенка ручьев образована кольцом, приваренным к ободу, получаемому гибкой и сваркой отрезка прямоугольной полосы, а наружная - сварным швом приварки дисков к ободу. Сварные швы приварки дисков к ободу и ступице усилены кольцами, приваренными к дискам. Большое (у обода) и малое (у ступицы) кольца дисков выполнены разрезными из проката прямоугольного (стандартного) сечения, а кольцо обода - из проката круглого сечения (также стандартного). Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемый каток отличается как конструкцией обода, швов соединения обода с дисками, дисков со ступицей, так и технологией изготовления. Таким образом, заявляемое техническое решение соответствует критерию "новизна". Сравнение заявляемого технического решения с известными техническими решениями не выявило в них признаков, сходных с отличительными признаками заявляемого опорного катка, что позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого технического решения критерию "существенные отличия". Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором представлен поперечный разрез опорного катка предлагаемой конструкции. К ободу 1 приварены кольца 2 из проката, которые образуют внутреннюю стенку ручья. На эту стенку при сборке укладывают диски 3. Между диском 3 и ободом 1 выполнен радиальный зазор, равный примерно 1/3 диаметра прутка, из которого изготовлено кольцо 2. При приварке дисков к ободу сварной шов образует наружную стенку ручья. Для усиления сварных швов в соединениях диск-обод, диск-ступица 4 к дискам 3 приварены гнутые из прямоугольного проката кольца 5 и 6, что значительно увеличивает площадь швов. Кроме того, при износе торца обода до кольца 5 оно вступает в работу и значительно увеличивает торцевую поверхность обода, тем самым существенно снижается темп износа торца. Функционально работа предложенного опорного катка в составе транспортного средства идентична известным, но минимизирует балластирование транспортного средства грунтом. При изготовлении предложенного опорного катка используется стандартный прокат и универсальное (в том числе гибочное и сварочное) оборудование. Использованные источники 1. Минченко М.Е. и др. Трелевочный трактор ТТ-4М. Лесная промышленность. - 1971. - стр.130. 2. Емельянов И.К. и др. Трелевочный трактор ТДТ-55А и его модификации. - М.: Лесная промышленность. - 1981. - стр.296. 3. Платонов В.Ф. и др. Гусеничные транспортеры тягачи. - М.: Машиностроение, - 1978. - стр.184-185. 4. Авторское свидетельство СССР 1344677, кл. В 62 D 55/14, опубл. 15.10.87.Формула изобретения
1. Опорный каток гусеничного транспортного средства, содержащий обод с ручьями на внутренней поверхности, ступицу и приваренные к ободу и ступице диски, отличающийся тем, что внутренняя стенка ручьев образована приваренным к ободу кольцом, а наружная стенка - сварным швом приварки дисков к ободу. 2. Каток по п.1, отличающийся тем, что кольцо выполнено гнутым из проката, например, круглого сечения. 3. Каток по п.2, отличающийся тем, что между диском и ободом выполнен радиальный зазор, равный, примерно, 1/3 диаметра прутка кольца. 4. Каток по п.1, отличающийся тем, что сварной шов приварки диска к ободу усилен кольцом, приваренным к диску. 5. Каток по п.4, отличающийся тем, что кольцо, усиливающее шов, выполнено гнутым из проката прямоугольного сечения. 6. Каток по п.1, отличающийся тем, что сварной шов приварки диска к ступице усилен кольцом, приваренным к диску. 7. Каток по п.6, отличающийся тем, что кольцо, усиливающее шов, выполнено гнутым из проката прямоугольного сечения.РИСУНКИ
Рисунок 1