Способ уборки снега и льда

Реферат

 

Изобретение относится к машинам для уборки снега и льда с улиц и тротуаров городов, с шоссе и других дорог и площадей. Уборку снега осуществляют конвейером, который состоит из тягового органа в виде профилированной ленты, расположенной на вертикальных приводном и холостом барабанах и оборудованной с рабочей стороны скребками для уборки и транспортирования снега и льда, а нерабочая сторона снабжена выступами, взаимодействующими с впадинами приводного и холостого барабанов. Конвейер имеет емкость, которая выполнена в виде ограниченного бортиком с наклонными внешними сторонами днища, имеющего разгрузочный лоток с вибратором. Для уборки снега и льда используют бульдозер с навесным ножом для загрузки снега и льда в емкость конвейера и роторный погрузчик, в зону действия которого поступают снег и лед от конвейера через специальную трубу. Изобретение позволяет ускорить процесс уборки снега и льда с территорий и максимально избежать материальных и других потерь. 2 з.п.ф-лы.

Предлагается способ, с помощью которого убирают снег и лед (атмосферные осадки) с улиц и тротуаров городов, с шоссе и других дорог и площадей (для технического обеспечения дорожного хозяйства и благоустройства).

Известны современные способы, комплексы и устройства, с помощью которых убирают указанные осадки для технического обеспечения дорожного хозяйства и благоустройства.

Известен способ, при котором собирают эти осадки в “валы” с помощью бульдозера или грейдера или сбрасывают их в канализацию.

Известен способ, когда убирают снег и лед с указанных площадей с помощью погрузчика, снабженного наклонным лотком, на котором установлены “руки”. Эти “руки” нагребают упомянутые осадки на конвейер этого погрузчика, который загружает осадки в самосвал (грузовой автомобиль).

Известен также способ, при котором убирают упомянутые осадки из скоплений снега и льда, собранных бульдозерами, грейдерами и другими механизмами и вручную лопатами, грузят их в самосвал или используют для этого снеговой роторный погрузчик и т.д.

Предлагаемый способ аналогов не имеет.

Для сравнения выбран указанный выше способ, при котором убирают снег и лед с помощью погрузчика снабженного “руками”.

Этот способ имеет ряд недостатков. Узлы и детали его погрузчика сложны, ненадежны и недолговечны, что затрудняет их использование для оперативной и производительной уборки снега и льда, а несвоевременная уборка этих осадков с указанных территорий и площадей (улиц, тротуаров, шоссе и т.д.) вызывает значительное количество ежедневных и ежегодных автокатастроф с гибелью и увечьями многих тысяч людей, с многомиллионными долларовыми материалами потерями и потерями грузовых и легковых автомобилей и другой техники и гибелью и увечьями пешеходов.

Для того, чтобы ускорить процессы уборки снега и льда с указанных площадей, предлагается способ, содержащий комплекс, состоящий из скребково-выступоленточного конвейера (патент РФ №2085459, автор Д.М. Ихельсон, приор. 05.06.1993, госуд. реестр 27.07.1997) с приданным ему для загрузки его емкости осадками бульдозером и навесным “ножом” (ковшом), и также входящий в комплекс снеговой роторный погрузчик с приданной последнему для подготовки его работы направляющей и формирующей осадки трубой.

Отличительной особенностью этого способа является то, что упомянутый конвейер устанавливают на территориях убираемых площадей и загружают его емкость осадками с помощью “ножа” (ковша) бульдозера, при этом боковую сторону этого “ножа” устанавливают примыкающей к внешней (покатой) стороне бортика днища конвейера, а угол, образуемый (в плане) “ножом” бульдозера и боковой стороной конвейера, выполняют в пределах 5-45°, при этом нижнюю сторону (плоскость) “ножа” устанавливают примыкающей к поверхности убираемых площадей.

Таким образом, с помощью “ножа” бульдозера при движении последнего вдоль боковой стороны скребково-выступоленточного конвейера, транспортируют убираемые осадки в емкость этого конвейера.

Далее осадки из емкости подают конвейером через его трубу в зону действия роторного погрузчика и с помощью последнего загружают их в самосвал (грузовой автомобиль).

Для того, чтобы была понятна работа и конструкция основного звена комплекса - скребково-выступоленточного конвейера, ниже приводится его описание.

Предлагаемый скребково-выступоленточный конвейер содержит расположенный на приводном и холостом барабанах тяговый орган в виде профилированной ленты, рабочая сторона которой оборудована скребками, транспортирующими осадки, а нерабочая сторона выполнена с выступами, взаимодействующими с впадинами приводного и холостого барабанов, установленных на валах, и привод.

Конвейер снабжен емкостью для транспортируемых атмосферных осадков, образуемой его днищем и бортиком с наклонными (покатыми) внешними сторонами, окаймляющими днище, имеющего наклонный разгрузочный лоток с вибратором, при этом рабочая и нерабочая стороны ленты и валы приводного и холостого барабанов и сами барабаны расположены вертикально, а нижние горизонтальные части скребков расположены в одной плоскости, параллельной поверхности днища и примыкающими к этой поверхности.

Привод напрямую связан с валом приводного барабана и выполнен высокооборотным, регулируемым, например тиристорным, обеспечивающим широкий диапазон вариаций движения ленты, а следовательно, и вариаций повышения производительности конвейера. Питание привода может осуществляться, например, от передвижного или переносного ящика с аккумулятором, от аккумуляторов роторного погрузчика, от аккумуляторов бульдозера, загружающего конвейер, или от ближайших наружных розеток через гибкий кабель и т.д.

Как упоминалось, для уборки атмосферных осадков с указанных площадей в предложенном комплексе используется скребково-выступоленточный конвейер, загрузка емкости которого может производиться двумя способами: ручная загрузка лопатами или механическая загрузка.

При загрузке лопатами, при длине конвейера, например, 6-12 м (допустим 10 м), можно одновременно производить загрузку 20 человек (уборщиков) с двух боковых сторон конвейера, учитывая, что обе ветви ленты конвейера (левая и правая) являются рабочими (транспортирующими) и принимая во внимание его высокую потенциальную производительность. Как следует из вышеприведенного способа загрузки емкости конвейера лопатами, становится очевидным преимущество использования в комплексе скребково-выступоленточного конвейера вместо погрузчика с “руками”.

Вывод следует по следующим причинам (помимо приведенных): загрузка относительно узкого наклонного лотка погрузчика с “руками” людьми с лопатами неудобна, т.к. разместить у этого лотка для эффективной его упомянутой загрузки можно не более 4-5 уборщиков. Кроме того, неэффективно будет работать погрузчик и при обильном снегопаде из-за таких его конструктивных особенностей, как незначительная ширина его конвейера, угол наклона последнего, только одна транспортирующая ветвь конвейера и т.д.

Для механической загрузки емкости скребково-выступоленточного конвейера используют входящий в состав комплекса бульдозер, боковую сторону “ножа” (ковша) которого выполняют с углом, совпадающим с углом наклона внешней покатой стороны бортика емкости, и выполняют примыкающей к этой покатой стороне, а угол, образуемый (в плане) “ножом” бульдозера и боковой стороной конвейера выполняют в пределах 5-45°, при этом нижнюю сторону (плоскость) “ножа” бульдозера выполняют примыкающей к поверхности убираемых территорий.

Таким образом, используя при реализации способа упомянутые конструктивные особенности скребково-выступоленточного конвейера и бульдозера с “ножом” при их совместной работе в комплексе, выполняют следующее: бульдозер перемещают (с помощью его двигателя) вдоль боковой стороны скребково-выступоленточного конвейера и одновременно собирают “ножом” (ковшом) и автоматически тем же “ножом” транспортируют (убирают) атмосферные осадки в емкость конвейера. Для того, чтобы эти осадки не попадали в промежуток днища между вертикальными нерабочими сторонами ленты, его закрывают кожухом с наклонными сторонами (плоскостями), обеспечивающими сход попадающих на него осадков в зону действия скребков ленты, при этом кожух крепят к неподвижным частям корпусов барабанов, повышая жесткость конструкции конвейера. Кроме того, скребково-выступоленточные конвейеры удобные в эксплуатации, транспортабельные, легкосборные (чтобы их можно было доставлять грузовой машиной) и бесшумные в работе, что важно при работе в городах и других жилых массивах в поздние и ночные часы, их узлы и детали выполняют из различных пластмасс, резины и легких металлов и сплавов. Помимо этого, учитывая, что мощность привода невелика (незначительные нагрузки и габариты) и, следовательно, диаметры барабанов не превышают 80-100 мм и что ширина участка днища занимаемого каждой ветвью ленты составляет ~250 мм, конвейер будет занимать на дороге у тротуара или на нем ширину 500-550 мм. Такая ширина конвейера не будет загромождать дорогу или тротуар. Учитывая производительность и другие преимущества заявляемый конвейер обеспечит быструю уборку снега и льда и позволит избежать упомянутых тяжелых последствий и потерь.

Формула изобретения

1. Способ уборки снега и льда с улиц и тротуаров городов, шоссе и других дорог и площадей, заключающийся в том, что уборку снега и льда осуществляют с помощью комплекса, содержащего конвейер, включающий расположенный на приводном и холостом барабанах тяговый орган в виде профилированной ленты, рабочая сторона которой оборудована скребками, транспортирующими снег и лед, а нерабочая сторона выполнена с выступами, взаимодействующими с впадинами приводного и холостого барабанов, установленных на валах, привод и емкость, образуемую его днищем и бортиком с наклонными внешними сторонами, и наклонный разгрузочный лоток с вибратором, бульдозер с навесным ножом для загрузки снега и льда в емкость конвейера и роторный погрузчик с направляющей и формирующей снег и лед трубой, установленной в промежутке между роторным погрузчиком и конвейером прямоугольного сечения без верхней плоскости, при этом емкость конвейера загружают с помощью навесного ножа бульдозера, для чего боковую сторону ножа устанавливают примыкающей к внешней покатой стороне бортика днища конвейера.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что бульдозер перемещают вдоль боковой стороны конвейера, при этом ножом бульдозера сгребают убираемые снег и лед и одновременно транспортируют их в емкость конвейера.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что в конвейере промежуток днища между внутренними нерабочими сторонами профилированной ленты закрыт кожухом с наклонными сторонами, обеспечивающими сход попадающих на кожух снега и льда в зону действия скребков ленты, при этом кожух прикреплен к неподвижным частям корпусов приводного и холостого барабанов, повышая жесткость конструкции конвейера.