Способ поиска и перехвата угнанного транспортного средства

Реферат

 

Изобретение относится к технике защиты транспортных средств (ТС) от угонов и краж. С угнанного ТС излучают тревожные сообщения с идентификационными признаками. На радиопеленгационных станциях с известными географическими координатами определяют координаты ТС и передают кодовые посылки в центр обработки информации. Местоположение ТС определяют, используя условно-постоянную информацию о городской инфраструктуре и транспортных потоках. Оповещения передают пользователям ТС и после получения голосового подтверждения факта угона блокируют ТС, например, по пейджинговой сети и передают сообщения в ближайшие к ТС центры быстрого реагирования. В процессе поиска и перехвата пеленгуют ТС носимыми или возимыми радиопеленгационными устройствами. В центрах быстрого реагирования поднимают в воздух на беспилотном носителе комплекс воздушного наблюдения и осуществляют видео-и инфракрасной камерами видеонаблюдение местности. Видеоинформацию отображают растровыми изображениями на рабочих местах операторов и администратора. После приема голосового уведомления об угоне обнаруживают и идентифицируют на растровых изображениях ТС, определяют его местонахождение и передают информацию пешим нарядам и экипажам патрульных машин. Изобретение позволяет сократить длительность и повысить вероятность перехвата ТС. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к способам радиоэлектронной защиты транспортных средств (ТС) от угонов и краж с использованием территориально распределенных средств наблюдения и сил быстрого реагирования.

Известна американская радиопоисковая система LO/JACK, предназначенная для обнаружения и поиска похищенных или угнанных ТС (УТС), эксплуатируемая в Москве с 1996 г. (см., например, рекламные материалы ЗАО "Мосвнешинформ", Руководство по эксплуатации, Москва, 1998 г.). В состав этой системы входят следующие основные узлы:

- приемоответчик (VLU), скрытно устанавливаемый на автомобиле;

- несколько территориально разнесенных базисных станций, содержащих передатчик включения (VAT), и устанавливаемую на вышке антенну;

- центральную компьютерную станцию (VAC) с базой данных, расположенную в центре быстрого реагирования;

- устанавливаемый на милицейских автомобилях преследования трекер (VTC) - автомобильный компьютерный узел слежения, включающий в себя четырехэлементную пеленгационную антенну с блоками обработки и отображения информации о дальности и пеленге приемоответчика VLU, находящегося на разыскиваемом автомобиле.

При установлении пользователем ТС (владельцем или уполномоченным им лицом) факта кражи или угона ТС он обращается с заявлением (письменно или по телефону) в центр быстрого реагирования системы LO/JACK или в дежурную часть (ДЧ) милиции. Оператор системы активирует установленный на УТС приемоответчик VLU путем посылки ему кодового сообщения с установленной на вышке антенне передатчика включения VAT. Приемоответчик VLU включается и начинает посылать сигнал, по которому можно запеленговать УТС с милицейских автомобилей преследования, оснащенных трекерами VTC. Центральная компьютерная станция VAC связывается с передатчиками включения VAT по телефонным каналам (через модемы).

После того, как какой-либо из трекеров VTC обнаруживает и пеленгует работающий приемоответчик VLU, начинается операция по преследованию и перехвату УТС (операция "Капкан"). В ней участвуют несколько оборудованных трекерами VTC патрульных автомобилей специализированного подразделения милиции. Трекеры VTC пеленгуют источник излучения. Руководствуясь их показаниями и сведениями, получаемыми с помощью штатных радиостанций от других экипажей, патрульные автомобили преследования постепенно стягивают кольцо захвата УТС.

Система LO/JACK может использоваться в комплексе с другими электронными системами защиты автомобиля, например с автомобильной охранной системой REEF NET R-405 (см. Техническую информацию "Автомобильные охранные системы", "Альтоника", М., 2002), серийно выпускаемой предприятием-заявителем. В состав этой системы входят: комплект охранных датчиков, связанный с ними радиопередатчик, электронная метка в виде транспондерной карточки и индивидуальный приемник пользователя ТС.

При попытках несанкционированного проникновения в ТС, кражи его отдельных частей или угона происходит срабатывание соответствующего охранного датчика, включающего радиопередатчик, который начинает излучать через бортовую антенну сигналы тревоги в виде кодированных радиоимпульсов, содержащих информацию об идентификационных признаках автомобиля (кодовые посылки). Находящийся у пользователя индивидуальный приемник принимает эти сигналы и индицирует сигналы тревоги. Пользователь получает возможность предпринять необходимые меры, в частности позвонить в службу "02", обратиться с заявлением в ближайшую ДЧ милиции либо в центр быстрого реагирования системы LO/JACK для активации этой системы и использования милицейских автомобилей, оснащенных трекерами VTC.

Недостатками известного способа поиска и перехвата УТС с использованием вышеуказанных систем являются:

1. Высокая вероятность "ухода" УТС из зоны действия системы, связанная с большим временем реагирования, то есть интервалом между началом несанкционированного использования ТС и началом его поиска с помощью трекеров VTC, поскольку указанный поиск начинается только после регистрации в милиции либо в центре быстрого реагирования системы LO/JACK соответствующего обращения пользователя УТС.

2. Отсутствие начального "целеуказания" в момент начала поиска УТС - определение местоположения УТС - осуществляется непосредственно с патрульных машин милиции в процессе поиска. Это заставляет милицию содержать для указанной цели специализированные подразделения, патрульные машины которых должны нести круглосуточное дежурство, перемещаясь по городу. Это требует значительных эксплуатационных расходов, в то время как основные силы и средства милиции, базирующиеся в ДЧ, практически лишены возможности участвовать в операциях по поиску и перехвату УТС.

3. Необходимость перехвата УТС в движении, что несет угрозу безопасности участникам дорожного движения и создает серьезные трудности правового характера в случае дорожно-транспортного происшествия (ДТП).

На устранение указанных недостатков направлен "Способ определения координат подвижных объектов и устройство для его осуществления" по патенту RU №2106694, G 08 В 25/00, 01.08.1995.

Согласно этому изобретению, излучают с помощью стационарных сигнализаторов, установленных на сооружениях городской инфраструктуры с известными географическими координатами, кодовые посылки, несущие информацию о категории посылки, выраженной тестом, информационным сообщением или сигналом тревоги, и информацию о местоположении указанных сооружений, а с помощью абонентских сигнализаторов, установленных на УТС, излучают кодовые посылки, несущие информацию о категории сообщения, коды идентификационных признаков подвижных и неподвижных объектов и коды принадлежности их соответствующим пользователям ТС, принимают эти кодовые посылки на территориально разнесенных базисных станциях, осуществляют их предварительную обработку и передают в цифровом виде на центральную станцию, где с помощью первичной цифровой обработки определяют категорию принятого сообщения, идентификационные признаки объекта и географические координаты сигнализатора, излучающего данную кодовую посылку, а также расстояния от абонентского сигнализатора до ближайших к нему базисных станций, после чего формируют и передают на базисные станции, стационарные сигнализаторы и абонентские сигнализаторы, установленные на подвижных и неподвижных охраняемых объектах, ответные тестовые сообщения, подтверждающие факт взятия данного объекта под охрану, а в случае несанкционированного воздействия на какой-либо из оборудованных абонентскими сигнализаторами подвижный или неподвижный объект и обнаружения в его кодовой посылке сигнала тревоги передают тревожное оповещение по пейджинговой сети связи на индивидуальный приемник владельца и на приемник абонентского сигнализатора, установленного на принадлежащем этому владельцу подвижном или неподвижном объекте, при этом часть стационарных сигнализаторов используют в качестве базисных станций. В случае несанкционированного воздействия на какое-либо из оборудованных абонентским сигнализатором ТС, сопровождающегося срабатыванием абонентского сигнализатора и излучением вышеуказанных кодовых посылок, содержащих сигнал тревоги, и обнаружения этого сигнала при цифровой обработке на центральной станции, передают тревожное сообщение с центральной станции на индивидуальный приемник пользователя ТС, используя для этого пейджинговую сеть связи. Часть стационарных сигнализаторов может быть использована в качестве базисных станций с возможностью приема и ретрансляции кодовых посылок, излучаемых абонентским сигнализатором с подвижного объекта, и с возможностью измерений дальностей до него со стационарных сигнализаторов и/или базисных станций. При этом абонентский сигнализатор может быть выполнен с возможностью кодированного набора пейджингового сообщения.

Описанное выше техническое решение позволяет существенно сократить время реагирования и локализовать УТС на местности в момент его обнаружения, тем самым существенно упростив и сделав более целенаправленной процедуру дальнейшего его поиска и перехвата силами быстрого реагирования.

Недостаток указанного технического решения состоит в том, что практически реализуемая точность разностно-дальномерного метода определения местоположения подвижного объекта в реальных условиях городской застройки оказывается значительно ниже расчетной. Основной причиной ухудшения точности является влияние переотражений радиосигналов от домов и затенения листвой деревьев. Кроме того, инструментальная точность разностно-дально-мерных измерений принципиально зависит от "геометрического фактора", т.е. от относительных положений УТС и базисных станций. Все это снижает надежность измерений и делает их результаты зависимыми от местоположения УТС относительно сооружений городской инфраструктуры. Вследствие этого увеличивается время поиска УТС силами быстрого реагирования - пешими нарядами и патрульными машинами милиции, а в некоторых зонах перехват УТС становится практически невозможным.

Другими недостатками указанного технического решения являются высокая вероятность ложной тревоги, которая может быть вызвана включением абонентского сигнализатора в случаях, не связанных с несанкционированным воздействием на ТС, в том числе спровоцированных самими угонщиками, а также необходимость перехвата УТС в движении, что может привести к ДТП.

Для устранения указанных недостатков в способе по патенту RU №2159190, В 60 R 25/00, 20.11.2000, выбранном в качестве прототипа настоящего изобретения, излучают с помощью стационарных сигнализаторов, установленных на сооружениях городской инфраструктуры с известными географическими координатами, кодовые посылки, несущие информацию о категории посылки, выраженной тестом, информационным сообщением или сигналом тревоги, и информацию о местоположении указанных сооружений, а с помощью абонентских сигнализаторов, установленных на подвижных или неподвижных охраняемых объектах, излучают кодовые посылки, несущие информацию о категории сообщения, коды идентификационных признаков подвижных и неподвижных объектов и коды принадлежности их соответствующим владельцам, принимают эти кодовые посылки на территориально разнесенных базисных станциях, осуществляют их предварительную обработку и передают в цифровом виде на центральную станцию, где с помощью первичной цифровой обработки определяют категорию принятого сообщения, идентификационные признаки объекта и географические координаты сигнализатора, излучающего данную кодовую посылку, а также расстояния от абонентского сигнализатора до ближайших к нему базисных станций, после чего формируют и передают на базисные станции, стационарные сигнализаторы и абонентские сигнализаторы, установленные на подвижных и неподвижных охраняемых объектах, ответные тестовые сообщения, подтверждающие факт взятия данного объекта под охрану, а в случае несанкционированного воздействия на какой-либо из оборудованных абонентскими сигнализаторами подвижный или неподвижный объект и обнаружения в его кодовой посылке сигнала тревоги передают тревожное оповещение по пейджинговой сети связи на индивидуальный приемник владельца и на приемник абонентского сигнализатора, установленного на принадлежащем этому владельцу подвижном или неподвижном объекте, при этом часть стационарных сигнализаторов используют в качестве базисных станций, - при охране подвижных объектов одновременно с измерениями расстояний между абонентским сигнализатором и ближайшими к нему стационарными сигнализаторами или базисными станциями пеленгуют подвижный объект ближайшими к нему стационарными сигнализаторами или базисными станциями и определяют его полярные координаты относительно этих стационарных сигнализаторов или базисных станций, на центральной станции осуществляют дополнительную цифровую обработку первично обработанных кодовых посылок с использованием условно постоянной информации о местности, о расположении на ней различных городских сооружений и о транспортных потоках на улично-дорожной сети, получаемой от внешних информационных источников, определяют местоположение подвижного объекта на местности при дополнительной цифровой обработке в центральной станции по совокупности данных о географических координатах ближайших к нему стационарных сигнализаторов или базисных станций и значений полярных координат подвижного объекта относительно этих стационарных сигнализаторов или базисных станций, одновременно с передачей тревожного оповещения владельцу подвижного объекта, абонентский сигнализатор которого передал сигнал тревоги, активируют по пейджинговой сети связи установленный на этом объекте иммобилайзер и блокируют с его помощью движение подвижного объекта, а после получения от его владельца подтверждения факта несанкционированного воздействия на принадлежащий ему подвижный объект формируют на центральной станции и передают по проводным или беспроводным каналам связи в ближайший к данному объекту центр оперативного реагирования голосовое сообщение и цифровые данные, несущие информацию о категории сигнала тревоги, идентификационных признаках объекта, местоположении данного объекта на местности и сведения о владельце, а в процессе реагирования на факт несанкционированного воздействия определяют с помощью носимых или возимых пеленгационных устройств, размещенных на подвижных средствах оперативного реагирования, полярные координаты данного объекта относительно носимых или возимых пеленгационных устройств и с их помощью уточняют ранее переданные с центральной станции данные о местоположении объекта на местности, при этом владельца охраняемого подвижного объекта снабжают одной или несколькими транспондерными карточками, на поверхности которых нанесены защищенные специальным покрытием одноразового применения, например, краской секретные коды, становящиеся визуально доступными только при стирании защитного покрытия с соответствующих полей транспондерной карточки, а в цифровой памяти транспондерной карточки зафиксирован идентификационный код владельца, считывают идентификационный код с помощью установленного на подвижном объекте узла управления иммобилайзером при внесении транспондерной карточки в специальную зону для дистанционного считывания, сравнивают считанный код с каждым идентификационным кодом, хранящимся в том же узле управления иммобилайзером, и при их совпадении деактивируют иммобилайзер с последующим разблокированием движения подвижного объекта.

Недостаток способа-прототипа заключается в том, что начальная стадия операции по поиску и перехвату УТС пешими нарядами и экипажами патрульных машин милиции (до момента радиозахвата УТС носимым или возимым радиопеленгаторами и начала операции "Капкан") осуществляется, как и в системе LO/JACK, вслепую. И хотя размер зоны поиска значительно сокращен, продолжительность и конечный результат операции во многом зависит от конкретной ситуации (относительного местоположения УТС и сил быстрого реагирования в начале поиска, характера городской застройки и т.п.), а также от характера поведения в этой ситуации самих угонщиков.

Задачей настоящего изобретения является уменьшение указанной зависимости, сокращение длительности операции и повышение вероятности успешного перехвата УТС силами быстрого реагирования.

Для решения поставленной задачи в известном способе комплексной охраны подвижных и неподвижных объектов, при котором излучают с борта УТС тревожные сообщения, содержащие идентификационные признаки УТС и пользователей - владельца УТС и/или уполномоченных им лиц, принимают указанные тревожные сообщения стационарными радиопеленгационными станциями, установленными на сооружениях городской инфраструктуры с известными географическими координатами, измеряют координаты УТС относительно стационарных радиопеленгационных станций, принявших указанные тревожные сообщения, формируют на каждой из стационарных радиопеленгационных станций кодовые посылки, содержащие измеренные относительные координаты УТС и географические координаты сооружения, на котором расположена данная стационарная радиопеленгационная станция, передают указанные кодовые посылки в центр обработки информации, в котором с помощью первичной обработки принятых кодовых посылок селектируют идентификационные признаки УТС и пользователей и измеренные относительные координаты УТС, с помощью вторичной обработки первично обработанных кодовых посылок определяют местоположение УТС в системе координат, связанной с центром обработки информации, используя при этом географические координаты стационарных радиопеленгационных станций, принявших тревожные сообщения от УТС, измеренные координаты УТС относительно указанных стационарных радиопеленгационных станций и условно постоянную информацию о городской инфраструктуре и транспортных потоках на улично-дорожной сети, полученную из внешних информационных источников, передают тревожные оповещения пользователям УТС и после получения от одного из них голосового подтверждения факта угона блокируют с помощью специального кода, передаваемого по пейджинговой или сотовой сети подвижной связи, движение УТС, формируют и передают по выделенным проводным или беспроводным каналам связи в ближайшие к УТС центры быстрого реагирования тревожные информационные сообщения, содержащие голосовое уведомление об угоне и кодированную информацию об идентификационных признаках УТС и его пользователей и о местоположении УТС относительно указанных центров быстрого реагирования, а в процессе поиска и перехвата УТС находящимися в распоряжении данного центра быстрого реагирования пешими нарядами и экипажами патрульных машин осуществляют пеленгацию УТС носимыми или возимыми радиопеленгационными устройствами, в центрах быстрого реагирования, участвующих в операциях по поиску и перехвату УТС осуществляют видеонаблюдение прилегающих к указанному центру быстрого реагирования участков местности с помощью поднятого в воздух на беспилотном носителе комплекса воздушного наблюдения, содержащего управляемые видео-и инфракрасную камеры, осуществляют передачу полученной с помощью этих камер видеоинформации в центр быстрого реагирования, отображают переданную видеоинформацию в виде растровых изображений на автоматизированных рабочих местах операторов и администратора, а после приема голосового уведомления об угоне обнаруживают и идентифицируют на указанных растровых изображениях угнанное транспортное средство, определяют его текущее местонахождение относительно элементов городской инфраструктуры с известными географическими координатами и передают полученную операторами информацию об идентификационных признаках и местоположении угнанного транспортного средства совместно с информацией о городской инфраструктуре и транспортных потоках на улично-дорожной сети в зоне ответственности данного центра быстрого реагирования с автоматизированного рабочего места администратора пешим нарядам и экипажам патрульных машин, осуществляющим поиск и перехват угнанного транспортного средства.

Решению поставленной задачи способствуют следующие частные существенные признаки.

Комплекс воздушного наблюдения устанавливают на аэродинамическом дистанционно-пилотируемом летательном аппарате, а видеонаблюдение участков местности, прилегающих к центру быстрого реагирования, осуществляют в режиме барражирования дистанционно-пилотируемого летательного аппарата над указанными участками местности.

Комплекс воздушного наблюдения устанавливают на радиоуправляемом вертолете, а видеонаблюдение участков местности, прилегающих к центру быстрого реагирования, осуществляют в режиме зависания радиоуправляемого вертолета над указанными участками местности.

Комплекс воздушного наблюдения устанавливают на дистанционно-управляемом дирижабле или аэростате, а видеонаблюдение участков местности, прилегающих к центру быстрого реагирования, осуществляют в режиме зависания дистанционно-управляемого дирижабля или аэростата над указанными участками местности, при этом передачу видеоинформации осуществляют по радиоэфиру или оптоволоконной линии связи.

Комплекс воздушного наблюдения устанавливают на привязном носителе - аэростате или геостате, который удерживают над центром быстрого реагирования с помощью троса, а передачу видеоинформации осуществляют по радиоэфиру или проводной, например, оптоволоконной линии связи, проложенной вдоль указанного троса.

Сущность изобретения поясняется с помощью структурных схем, показанных на фиг.1-3.

На фиг.1 представлена структурная схема построения комплексной автоматизированной системы управления, реализующей заявляемый способ поиска и перехвата УТС.

На фиг.2 показана структурная схема одного из возможных вариантов построения блока вторичной обработки информации.

На фиг.3 представлена структурная схема одного из возможных вариантов построения центра быстрого реагирования и связанного с ним комплекса воздушного наблюдения.

На фиг.1-3 использованы следующие обозначения: 1 - датчики несанкционированного воздействия; 2 - центральный блок управления охранной системой; 3 - блок передачи тревожных сообщений; 4 - стационарная радиопеленгационная станция; 5 - центр обработки информации; 6 - блок приема кодовых сообщений; 7 - блок первичной обработки информации; 8 - блок вторичной обработки информации; 9 - ГИС-процессор; 10 - цифровая память; 11 - блок расчета координат; 12 - блок приема информации из внешних информационных источников; 13 - блок отображения картографической и семантической информации; 14 - блок хранения номеров телефонов и пейджеров пользователей ТС; 15 - блок хранения звуковых сигналов, мелодий и речевых сообщений; 16 - блок передачи информационных сообщений; 17 - абонентский приемник; 18 - блоки управления функциональными органами ТС; 19 - центр быстрого реагирования; 20 - блок приема информационных сообщений; 21 - сервер тревожных информационных сообщений; 22 - автоматизированное рабочее место (АРМ) оператора; 23 - АРМ администратора; 24 - сервер условно постоянной информации о городской инфраструктуре; 25 - блок обработки видеоинформации; 26 - блок приема видеоинформации; 27 - носимые или возимые радиопеленгационные станции; 28 - комплекс воздушного наблюдения; 29 - бортовой компьютер; 30 - блок управления видеокамерой; 31 - блок управления инфракрасной камерой (ИК-камерой); 32 - блок передачи видеоинформации; 33 - органы управления беспилотным носителем; 34 – инерциальная система; 35 - высотомер.

В состав рассматриваемого варианта реализации заявленного технического решения входит аппаратура, установленная на УТС, оборудование центра 5 обработки информации, оборудование центров 19 быстрого реагирования и связанных с ними сил быстрого реагирования - пеших нарядов и экипажей патрульных машин, оснащенных носимыми или возимыми радиопеленгационными станциями 27, и комплексов 28 воздушного наблюдения, устанавливаемых на беспилотных носителях, а также сеть стационарных ретрансляционных станций 4, установленных на сооружениях городской инфраструктуры с известными географическими координатами.

На УТС установлены типовые блоки охранной системы (системы защиты) ТС: датчики 1 несанкционированного воздействия, центральный блок 2 управления охранной системой, блок 3 передачи тревожных сообщений, абонентский приемник 17 и блоки 18 управления функциональными органами ТС, обеспечивающие возможность блокирования движения УТС. Все указанные блоки являются штатными составными частями охранных и противоугонных систем, серийно выпускаемых предприятием-заявителем (см., например, "Каталог 2002. Автомобильные охранные системы", "Альтоника", 2002). Другие блоки охранной системы, обычно входящие в состав штатной аппаратуры (звуковой и световой сигнализации, дистанционной идентификации пользователя и др.), на фиг.1 не показаны, поскольку их роль в рассматриваемом техническом решении несущественна.

Входы центрального блока 2 управления охранной системой подключены соответственно к выходам датчиков 1 несанкционированного воздействия и к выходу абонентского приемника 17, который служит терминалом пейджинговой и/или сотовой подвижной сети связи, а выходы - к блоку 3 передачи тревожных сообщений и к блокам управления 18 функциональными органами ТС, обеспечивающим принудительный останов УТС при подаче на абонентский приемник 17 специального кода блокирования движения.

Блок 3 передачи тревожных сообщений связан по радиоэфиру со стационарными радиопеленгационными станциями 4, установленными на сооружениях городской инфраструктуры с известными географическими координатами и выполненными с возможностью приема тревожных сообщений от УТС, измерения полярных координат (дальностей и пеленгов) УТС относительно указанных стационарных радиопеленгационных станций 4 и передачи кодовых посылок в центр 5 обработки информации. Платформой для установки стационарной радиопеленгационной станции 4 могут служить элементы улично-дорожной инфраструктуры, например фонарные столбы, светофоры, крыши здания, объекты недвижимого имущества владельца ТС, например окно его квартиры, крыша гаража или коттеджа и пр.

Роль стационарных радиопеленгационных станций 4 могут выполнять, в частности, серийно выпускаемые предприятием-заявителем изделия REEF STRING модель PS-01 системы "CARNET-1" (сертификат соответствия №РОСС RU.ME30.B.00945).

Центр 5 обработки информации включает в себя последовательно соединенные блок 6 приема кодовых сообщений, выполненный с возможностью приема кодовых посылок, передаваемых стационарными радиопеленгационными станциями 4, блоки 7 первичной и 8 вторичной обработки информации и блок 16 передачи информационных сообщений, подключенный с помощью выделенных проводных или беспроводных каналов связи к центрам 19 быстрого реагирования, и имеющий выход в сети пейджинговой и сотовой подвижной связи. В состав центра 5 обработки информации входит также блок 12 приема информации из внешних информационных источников, связанный с блоком 8 вторичной обработки информации.

Блок 8 вторичной обработки информации (см. фиг.2) содержит ГИС-процессор 9 и связанный с ним блок 11 расчета координат, выход которого подключен к первому входу блока 13 отображения картографической и семантической информации, второй вход блока 13 отображения картографической и семантической информации подключен к ГИС-процессору 9, а третий вход - к цифровой памяти 10, связанной с блоком 12 приема информации из внешних информационных источников, а также блок 14 хранения номеров телефонов и пейджеров пользователей и блок 15 хранения звуковых сигналов, мелодий и речевых сообщений, входы которых подключены к ГИС-процессору 9, а выходы - ко входам блока 16 передачи информационных сообщений.

ГИС-процессор 9, цифровая память 10, блок 11 расчета координат и блок 13 отображения картографической и семантической информации являются составными частями типового аппаратно-программного комплекса, реализующего ГИС-технологию, то есть:

- возможность работы с информацией, создаваемой и поддерживаемой в различных программных средах в режиме реального времени (без предварительной конвертации);

- возможность работы (просмотр и редактирование) с распределенной пространственной информацией удаленных пользователей и с различными уровнями доступа, посредством многозвенной архитектуры клиент - сервер;

- возможность организации работы в локальной сети серверов;

- внешний программный интерфейс, дающий пользователю полный контроль над данными, позволяющий решать широкий спектр задач от организации связи с внешними базами данных до импорта-экспорта и пространственного анализа данных;

- быструю и удобную работу со сверхбольшими объемами растровой графики;

- тесную интеграцию цифровой математической модели местности, картографических и семантических данных;

- возможности подготовки и печати выходных документов в соответствии с требованиями государственных стандартов.

В наибольшей степени этим требованиям удовлетворяет аппаратно-программный комплекс "GeoBuilder", серийно выпускаемый компанией ПК "Геокибернетика" (сертификат соответствия №РОСС RU.KP 02.C00014).Работа аппаратно-программного комплекса "GeoBuilder" основана на создании, ведении и поддержании пространственного банка данных, составными частями которого являются векторная, семантическая и растровая базы данных, а также цифровая модель местности.

Векторная база данных представляет собой хранилище координатного описания объектов, подключенное через специализированный драйвер к соответствующему источнику этой информации.

Семантическая база данных является хранилищем атрибутивного описания объектов (семантические таблицы и классификаторы, связанные с одним или несколькими векторными слоями одной или нескольких векторных баз данных).

Растровая база данных представляет собой набор растровых файлов, логически объединенных в слои, подключенные через специализированные драйверы данного графического формата.

Цифровая модель местности - это единое структурированное математическое описание и связанная с ним графическая интерпретация.

Аппаратно-программный комплекс "GeoBuilder" обеспечивает:

- интеграцию в едином программном комплексе функций различных технологических уровней, обеспечивающих как создание цифровых карт масштаба 1:500 и мельче с полным топографическим соответствием требованиям государственных стандартов, так и комплексное использование растровой, векторной, семантической и математической информации;

- доступ ко всем типам данных через систему независимых драйверов, обеспечивающий развязку графического ядра и пользовательского интерфейса с системой хранения и управления данными с возможностью использования разнообразных форматов хранения данных (СУБД, CAD - файлы, специализированные хранилища и т.д.);

- масштабируемость технологических решений от уровня APM’a (шифрования, геопривязки растровой графики, мониторинга и т.д.) до многопользовательских корпоративных ГИС;

- мозаичную и пирамидальную структуры представления растровой информации, например видео- и ИК-изображений;

- интеграцию цифровой математической модели местности, картографических, графических (растровых) и семантических данных для их совместного представления оператору APM’a.

В зависимости от характера и объема информации, поступающей из внешних информационных источников, возможности комплекса "GeoBuilder" могут использоваться полностью или частично.

Блок 14 хранения номеров телефонов и пейджеров пользователей и блок 15 хранения звуковых сигналов, мелодий и речевых сообщений представляют собой микропроцессорные блоки, предназначенные для формирования и отправки по каналам сетей пейджинговой и/или сотовой подвижной связи адресных голосовых и текстовых сообщений, а также кодовых посылок для блокирования двигателя УТС. Указанные задачи решают серийно выпускаемые предприятием-заявителем одноименные блоки, входящие в состав автомобильного комплекта громкой связи REEF HE-1000 (сертификат соответствия №РОСС. RU.ME30.B.01281).

Центр 19 быстрого реагирования (см. фиг.3) включает в себя локальную сеть АРМ: АРМ’ы 22 оператора и АРМ 23 администратора, связанный:

- радиосвязью с силами быстрого реагирования: пешими нарядами и экипажами патрульных машин, оснащенными соответственно носимыми или возимыми радиопеленгационными станциями 27, предназначенными для определения относительных полярных координат УТС;

- посредством канала радиоуправления - с комплексами воздушного наблюдения 28, установленными на беспилотных носителях.

В качестве центров 19 быстрого реагирования могут, например, использоваться ДЧ органов внутренних дел, вневедомственной охраны и/или частных охранных предприятий, распределенных по территории города (региона). Размеры зоны ответственности каждой ДЧ определяются допустимым временем реагирования, то есть интервалом времени между моментом срабатывания блока 3 передачи тревожных сообщений и моментом прибытия пешего наряда или патрульной машины в зону действия стационарной радиопеленгационной станции 4, принявшей указанное тревожное сообщение.

В состав каждого центра 19 быстрого реагирования, помимо локальной сети, состоящей из APM’ов 22 операторов и APM’a 23 администратора, входят также: последовательно соединенные блок 20 приема информационных сообщений, вход которого соединен выделенным проводным или беспроводным каналом связи с выходом блока 16 передачи информационных сообщений, и сервер 21 тревожных информационных сообщений, связанный с APM’ами 22 операторов и с APM’ом 23 администратора, сервер 24 условно постоянной информации о городской инфраструктуре, вход которого подключен ко второму выхода блока 20 приема информационных сообщений, а выход - к АРМ’ам 22 операторов и APM’y 23 администратора, подключенного с помощью радиолинии или оптоволоконного канала связи к бортовому компьютеру 29, последовательно соединенные блок 26 приема видеоинформации, подключенный с помощью линии передачи видеоинформации к комплексу 28 воздушного наблюдения, и блок 25 обработки видеоинформации, выход которого подключен к вышеупомянутым АРМ’ам 22 и 23.

Типовой комплекс воздушного наблюдения 28 (см. фиг.3) содержит бортовой компьютер 29, выходы которого подключены к блоку 30 управления видеокамерой и к блоку 31 управления ИК-камерой, блок 32 передачи видеоинформации, входы которого подключены к выходам блока 30 управления видеокамерой и блока 31 управления ИК-камерой, выход блока 32 передачи видеоинформации соединен посредством радиолинии передачи видеоинформации с входом блока 26 приема видеоинформации, расположенного в центре 19 быстрого реагирования, контролирующем данный комплекс 28 воздушного наблюдения.

В состав комплекса 28 воздушного наблюдения входит также аппаратура, обеспечивающая стабильность условий видеосъемки с борта беспилотного носителя: органы 33 управления беспилотным носителем, подключенные к бортовому компьютеру 29, и подключенные к соответствующим входам бортового компьютера 29 инерциальная система 34 и высотомер 35.

Состав и параметры указанной аппаратуры зависят от типа используемого беспилотного носителя.

Так, в случае применения аэродинамического дистанционно-пилотируемого летательного аппарата (самолета, вертолета дирижабля или аэростата) для обеспечения стабильных условий видеосъемки необходимо использование всей показанной на фиг.3 аппаратуры.

Инерциальная система 34 предназначена для задания и стабилизации положения блоков 30 управления видеокамерой и 31 управления ИК-камерой в трехмерном пространстве. Высотомер 35 предназначен для измерения высоты