Система заряжания автоматической артиллерийской установки

Реферат

 

Изобретение относится к артиллерии. Сущность изобретения заключается в том, что система заряжания содержит механизм подпитки патронами, веерный транспортер, устройство снижения патронов на линию досылки и досылатель. Веерный транспортер включает в себя ведущую звездку, первую ведомую звездку, ось которой совпадает с осью цапф, вторую ведомую звездку, кинематически связанную с ведущей звездкой и расположенную параллельно первой ведомой звездке, шесть направляющих для патронов и четыре направляющих для звеньев веерного транспортера. Имеются также механизм распределения патронов и механизм управления взаимодействием веерного транспортера с механизмом подпитки. Механизм привода веерного транспортера, взаимодействующий с роликом откатных частей, выполнен в виде полого барабана, имеющего два первых винтовых паза и два вторых винтовых паза, расположенных равномерно по окружности, причем два первых винтовых паза выполнены с левой нарезкой, два вторых винтовых паза выполнены с правой нарезкой, а величины их шагов прямо пропорциональны максимальным величинам скоростей полуциклов движения откатных частей в откате и в накате. Пазы соседних пар пазов пересекаются между собой с одной стороны в первой точке и второй точке, которые соответствуют минимально допустимой величине отката откатных частей, а с другой стороны пересекаются в третьей и четвертой точках, соответствующих длине отката, равной нулю. Первые и вторые винтовые пазы соседних пар пазов после пересечения плавно переходят соответственно в первые и вторые прямолинейные пазы. В полом барабане имеются две пары коаксиально расположенных подпружиненных клапанов, размещенных в двух сквозных поперечных цилиндрических отверстиях. Устройство управления механизмом привода веерного транспортера выполнено в виде третьего вала, жестко и соосно закрепленного на полом барабане. Реализация изобретения позволяет снизить массогабаритные характеристики автоматической артиллерийской установки, а также повысить надежность и производительность системы ее заряжания. 2 з.п. ф-лы, 24 ил.

Изобретение относится к области артиллерии, а более конкретно - к системам заряжания автоматических артиллерийских установок, размещаемых на носителях различного типа и предназначенных для поражения воздушных, надводных, береговых и наземных целей.

Современная автоматическая артиллерийская установка (ААУ) представляет собой сложную систему механизмов и узлов, обеспечивающих высокую надежность и безотказность, высокий темп стрельбы и минимальные массогабаритные характеристики.

Одним из наиболее важных механизмов автоматической артиллерийской установки является система заряжания (СЗ), которая должна отвечать следующим требованиям:

- обеспечивать надежную и бесперебойную подачу патронов к артиллерийскому орудию (АО) с производительностью, соответствующей темпу стрельбы автоматической артиллерийской установки;

- иметь минимальные массогабаритные характеристики;

- обеспечивать такую живучесть элементов системы заряжания, чтобы плановую профилактическую замену его элементов производить одновременно с очередной заменой ствола АО (или не заменять вообще в течение срока живучести артиллерийского орудия);

- обеспечивать свободный доступ к патронам для проведения осмотров;

- снаряжение системы заряжания патронами должно быть удобным, без приложения значительных усилий расчета и без применения специальных сложных устройств;

- извлечение патронов из системы заряжания должно производиться быстро, без приложения значительных усилий расчета;

- звенья системы заряжания должны быть простыми по конструкции и технологичными при изготовлении;

- обеспечивать возможность ведения стрельбы при выходе из строя механизма подпитки одиночными выстрелами или короткими очередями;

- обеспечивать надежную фиксацию патронов, находящихся в тракте системы заряжания как в процессе стрельбы, так и в походе;

- конструкция системы заряжания должна быть простой, обеспечивающей обслуживание минимальным количеством расчета;

- конструкция системы заряжания должна обеспечивать незначительные нагрузки, действующие на привод и на элементы системы заряжания.

В настоящее время известен ряд различных решений в области создания систем заряжания автоматических артиллерийских установок.

Известна, например, система заряжания автоматической артиллерийской установки по патенту США N 2986074, Н.Кл. 89-33, 1961, включающая в себя приемник и расположенное в нем параллельно оси канала ствола цепное колесо с тремя рядами зубьев, взаимодействующее с звеньевой лентой; неподвижные копирные экстракторы (передний и задний); нажимные опоры (переднюю и заднюю) и лоток досылателя.

В данной системе заряжания ААУ звеньевая лента состоит из жестких скоб, соединенных между собой шарнирно (для обеспечения охвата цепного колеса) и закрепленных на них звеньев, имеющих две выштамповки для обеспечения направления при движении и взаимодействия с экстракторами, а также два пружинных зажима, охватывающих патрон сверху и обеспечивающих его фиксацию относительно звена.

При вращении цепного колеса (имеющего привод от откатных частей) в направлении подачи происходит перемещение звеньевой ленты. В зоне лотка досылателя копирные экстракторы входят своими заостренными наконечниками в пространство между выштамповками звена и патроном, отделяя его от звена и направляя с помощью нажимных опор через специальное окно в лоток досылателя.

К достоинствам такой системы заряжания следует отнести надежную фиксацию патрона относительно звена, надежную подачу патрона к артиллерийскому орудию при достаточно высоком темпе стрельбы.

Но, с другой стороны, описанная система заряжания имеет следующие недостатки:

- низкую надежность работы, обусловленную высокой сложностью конструкции;

- низкую живучесть звеньев СЗ, а также ленты, поскольку пружинные зажимы, охватывающие патрон сверху, значительно деформированы для обеспечения надежной фиксации патрона, что приводит к большим статическим нагрузкам, кроме того, во время разгона и торможения звеньевой ленты (при перемещении в направлении подачи на шаг) возникают значительные по величине динамические нагрузки, которые суммируются со статическими нагрузками.

Известна также система заряжания автоматической артиллерийской установки по заявке ФРГ N 1264296, Н.Кл. 72 D 21/01, 1968, включающая в себя вертикальный замкнутый элеватор; веерный транспортер с двумя замкнутыми цепями, имеющими захваты, взаимодействующими с патронами у дна патрона и около оживальной части (обе цепи расположены в плоскости веерного транспортера и охватывают по две звездки, оси которых перпендикулярны плоскости веера); приемник с зарядным окном; первую пару звездок, осуществляющую передачу патронов с элеватора в захваты цепей веерного транспортера, вторую пару звездок, осуществляющих передачу с веерного транспортера в зарядное окно; пружинное устройство, расположенное в зарядном окне.

Элеватор и все звездки имеют единый электрический привод, а система заряжания автоматической артиллерийской установки имеет свой привод от откатных частей. При работе системы заряжания патроны из элеватора первой парой звездок передаются в захваты цепей веерного транспортера, перемещаются по вееру и затем второй парой звездок передаются в загрузочное окно (в шахте которого размещается один над другим несколько патронов, пружинное устройство постоянно поджимает первый патрон). Как только шахта загрузочного окна заполнится патронами полностью, автоматически отключается привод элеватора. При израсходовании определенного количества патронов привод элеватора автоматически включается вновь.

Данная система заряжания обеспечивает надежную фиксацию патронов, высокую живучесть цепей элеватора и свободный доступ к патронам для проведения осмотров.

Но в то же время такая СЗ имеет ряд существенных недостатков:

- конструкция системы заряжания сложна (обе пары звездок имеют сложную конфигурацию, а веер имеет винтовую конфигурацию);

- СЗ неработоспособна при выходе из строя вертикального элеватора;

- надежность работы СЗ низкая из-за того, что цепи веерного транспортера сложны по конструкции, т.к. имеют сложные шарнирные соединения звеньев;

- система заряжания имеет значительные габариты, так как шахта загрузочного окна располагается сверху над артиллерийским орудием;

- конструкция системы заряжания предусматривает несколько перекладок патронов на пути к артиллерийскому орудию, что снижает надежность ее работы.

Известна система заряжания автоматической артиллерийской установки по заявке ФРГ N 1578399, F 41 D 9/00, 1975, включающая в себя ленту, состоящую из раздельных звеньев с пружинными захватами для патронов и входящую в зацепление со звездкой, вращающейся вокруг оси, перпендикулярной направлению движению ленты; зубчатый выталкиватель, расположенный на оси, параллельной оси звездки, и кинематически связанный со звездкой, и приемное окно.

При перемещении звеньевой ленты на один шаг звездки зуб выталкивателя извлекает из звена один патрон и направляет его в приемное окно.

Данная система заряжания обеспечивает надежную подачу патронов к артиллерийскому орудию, имеет достаточно небольшие массогабаритные характеристики, довольно проста по конструкции и обеспечивает незначительные нагрузки на привод.

Но в то же время такая СЗ имеет ряд следующих недостатков:

- она обладает относительно невысокой надежностью из-за низкой живучести звеньев;

- неудобна в эксплуатации, поскольку:

- во-первых, не обеспечивает возможности осмотра патронов, находящихся в звеньевой ленте;

- во-вторых, требует приложения значительных усилий или наличия специального устройства для загрузки и извлечения патронов;

- не обеспечивает подачу патронов при выходе из строя механизма подпитки;

- обладает относительно низкой эффективностью работы из-за того, что загрузка патронов требует значительных затрат времени.

Известна система заряжания автоматической артиллерийской установки по патенту США N 3690216, Н.Кл.89-33А, 1972 с приводом, включающим в себя зарядный лоток, перемещающийся перпендикулярно оси канала ствола при подаче очередного патрона; шестерню с эксцентриком, взаимодействующим с направляющей зарядного лотка; подпружиненную рейку, взаимодействующую с одной стороны с шестерней, а с другой стороны - с откатными частями.

Данная система заряжания надежно осуществляет подачу патронов на линию досылки, однако, с другой стороны, обладает рядом следующих существенных недостатков:

- такая СЗ выполняет только заключительную часть подачи патронов к артиллерийскому орудию, для осуществления всей подачи необходим сложный механизм подачи патронов в зарядный лоток;

- возможности повышения производительности СЗ и, соответственно, повышения темпа стрельбы АО ограничены энергоемкостью пружины сжимаемой откатными частями, движущимися в откате;

- надежность работы СЗ существенно невысокая из-за того, что:

- во-первых, элементы привода подвержены значительным ударным нагрузкам в конце рабочего хода зарядного лотка;

- во-вторых, из-за дополнительных динамических нагрузок, обусловленных неполным использованием времени цикла "откат-накат" в приводе "холостого хода" кинематической цепи от пружины до зарядного лотка.

Наиболее близким от к заявляемому решению по технической сущности и достигаемому эффекту от его использования является система заряжания автоматической артиллерийской установки АК-725 (см. "Описание 57-мм двухорудийной автоматической артиллерийской установки АК-725 и инструкция по ее обслуживанию", стр.23-39 с "Альбомом рисунков к описанию 57-мм двухорудийной автоматической артиллерийской установки АК-725 и инструкции по ее обслуживанию", МО СССР, 1975, рис.14-19, рис.20-34), содержащая механизм подпитки патронами, веерный транспортер, устройство снижения патронов на линию досылки и досылатель.

Веерный транспортер включает в себя: веер, ведущую звездку, размещенную на веере параллельно оси канала ствола и взаимодействующую с цепной лентой, перемещающей патроны; привод ведущей звездки, состоящий из копира, закрепленного на откатных частях, подпружиненной подвижной каретки, размещенной перпендикулярно оси канала ствола, с закрепленным на ней роликом, взаимодействующим с копиром, и зубчатой рейки, зубчатого сектора, взаимодействующего с зубчатой рейкой и закрепленного на валу, храпового устройства, закрепленного на одном валу с зубчатым сектором, размещающегося внутри ведущей звездки и взаимодействующего с ней, анкерного устройства, взаимодействующего со стенками пазов, выполненных в ступице ведущей звездки.

При откате копир взаимодействует с роликом, закрепленным на каретке, и перемещает каретку (при этом сжимается пружина каретки). зубчатая рейка, закрепленная на каретке, взаимодействует с зубчатым сектором и разворачивает вал с закрепленным на нем храповым устройством, которое при этом не взаимодействует с ведущей звездкой, совершая "холостой ход". Ведущая звездка от возможного разворота в сторону, обратную рабочему ходу, фиксируется анкерным устройством.

При накате копир возвращается в исходное положение, пружина каретки освобождается и возвращает каретку в исходное положение. При этом храповое устройство, соединенное с кареткой при помощи вала, зубчатого сектора и зубчатой рейки, разворачивается в обратном направлении, взаимодействует с ведущей звездкой и разворачивает ее в направлении рабочего хода на один шаг.

Цепная лента с подаваемым ею патроном тоже перемещается на один шаг в направлении подачи.

Данная система заряжания обеспечивает достаточно надежную подачу патронов к артиллерийскому орудию, однако, в то же время обладает рядом существенных недостатков:

- относительно низкая надежность работы, обусловленная тем, что привод СЗ громоздкий и кинематически сложный (включает в себя пружинный механизм, храповое устройство, размещенное внутри ведущей звездки, что увеличивает ее габариты);

- производительность СЗ существенно ограничена:

- во-первых, энергоемкостью пружины каретки, связанной с компоновкой системы заряжания, что, в свою очередь, влияет на темп стрельбы;

- во-вторых, увеличением динамики звеньевой цепи и подаваемых ею патронов, так как энергоемкость сжатой пружины каретки постоянна, а подсоединяемая к ней подвижная масса в процессе стрельбы уменьшается (по мере расходования патронов), что приводит в конце очереди к значительному разгону системы "ведущая звездка - звеньевая лента с патронами" из-за чего с целью предотвращения поломки механизма необходимо принудительно прекращать стрельбу при неизрасходованных полностью патронах и снаряжать звеньевую ленту патронами;

- в-третьих, снижением надежности работы СЗ из-за того, что элементы храпового устройства подвержены значительным ударным нагрузкам в начале рабочего хода ведущей звездки, так как храповому устройству необходим перебег (для обеспечения взаимодействия его элементов) при совершении "холостого хода", а при совершении рабочего хода на длине пути, равном величине перебега, вся подвижная система (пружина, каретка, сектор, вал, храповое устройство) разгоняется, так как звеньевая цепь и патроны к этой системе еще не присоединены и в момент начала взаимодействия храпового устройства и звездки происходит удар;

- в четвертых, снижением эффективности работы СЗ из-за того, что не полностью используется время цикла "откат-накат", на каждом цикле подачи имеется "холостой ход" кинематической цепи (от рейки до храпового устройства), производимый в процессе отката, что увеличивает динамику звеньевой цепи и патронов (так как перемещение возможно только при накате, следовательно, возрастают скорости и ускорения);

- в пятых, из-за снижения надежности работы СЗ в связи с тем, что односторонняя кинематическая связь между копиром и подпружиненной кареткой приводит к явлениям отскока ролика (жестко закрепленного на каретке) от рабочей поверхности копира, что, в свою очередь, приводит к дополнительным колебаниям всей подвижной системы (от ролика до звеньевой цепи с патронами), что влечет за собой дополнительные динамические нагрузки на весь привод.

В известной конструкции СЗ устройство снижения патронов на линию досылки включает в себя снижатели, имеющие привод от копира, перемещающегося вместе с откатными частями и кинематически жестко связанного с подпружиненной подвижной подающей кареткой.

При таком исполнении устройства снижения патронов на линию досылки снижатели поджимают поданный патрон на линии досылки до тех пор, пока профильная часть копира в накате не освободит путь упору, который под действием пружины возвратит снижатели и каретку в исходное положение.

В этом случае подача веерного транспортера на шаг, а следовательно, и патрона под снижатели также возможна только в накате, что препятствует увеличению темпа стрельбы из-за повышенной скорости перемещения веерного транспортера с патронами, влияющей на рост динамических нагрузок, обусловленных главным образом инерционностью веерного транспортера. Кроме того, при этой схеме возвращаемые в накате снижатели не имеют полного расхождения с подаваемым патроном, в результате чего они выполнены складывающимися. Это усложняет конструкцию снижателей и делает менее надежной работу автомата.

В данном СЗ досылатель пружинного типа с ускорительным механизмом (состоящим из пружинного механизма, каретки досылателя, ускорителя, убирающегося упора) установлен в пазах левой щеки в ствольной коробке. Взвод пружин досылателя при стрельбе осуществляется во время отката с помощью убирающегося упора, закрепленного на люльке.

Задачей, решаемой с помощью данного изобретения, является обеспечение высокой скорострельности, высокой боеготовности и повышенной надежности работы автоматической артиллерийской установки в большом диапазоне калибров при относительно небольших габаритах и массе с полной автоматизацией всех процессов подачи и заряжания патронов.

Данная задача решается в первую очередь с помощью технического результата от использования предлагаемого изобретения, заключающегося в снижении массогабаритных характеристик, а также в повышении надежности и производительности работы системы заряжания автоматической артиллерийской установки.

Указанный технический результат достигается тем, что в известной системе заряжания автоматической артиллерийской установки, содержащей механизм подпитки патронами, веерный транспортер, устройство снижения патронов на линию досылки и досылатель, веерный транспортер включает в себя ведущую звездку, первую ведомую звездку, ось которой совпадает с осью цапф, вторую ведомую звездку, кинематически связанную с ведущей и расположенную параллельно первой ведомой звездке, первую направляющую, вторую направляющую, третью направляющую, четвертую направляющую, пятую направляющую, шестую направляющую для патронов и седьмую направляющую, восьмую направляющую, девятую направляющую, десятую направляющую для звеньев веерного транспортера,

при этом седьмая, восьмая, девятая и десятая направляющие для звеньев веерного транспортера выполнены в виде замкнутой профильной пластины, огибающей первый вал ведущей звездки и второй вал второй ведомой звездки, а звенья веерного транспортера выполнены в виде упругой замкнутой цепи с возможностью свободной посадки патронов в ее звеньях,

кроме этого, в веерный транспортер дополнительно введены механизм распределения патронов и механизм управления взаимодействием веерного транспортера с механизмом подпитки,

механизм распределения патронов закреплен на первом корпусе у выходного конца четвертой направляющей для патронов и выполнен в виде двух кинематически связанных и подпружиненных пружинным механизмом относительно первого корпуса первого полозка и второго полозка, закрепленных с возможностью возвратно-поступательного перемещения в первом Т-образном пазу и втором Т-образном пазу, выполненных в первом корпусе и взаимодействующих с подаваемым патроном и первым упором ствольной коробки,

механизм управления взаимодействием веерного транспортера с механизмом подпитки размещен на пустотелом валу первой ведомой звездки и состоит из подпружиненного штока с цилиндрическим копирным участком, размещенного внутри пустотелого вала, первого цилиндрического зубчатого колеса, жестко закрепленного на конце пустотелого вала и второго цилиндрического зубчатого колеса, имеющего возможность вращения относительно пустотелого вала, причем на первом цилиндрическом зубчатом колесе закреплены втулки с первыми толкателями, входящими в радиальные отверстия пустотелого вала и подпружиненные первые двухплечие рычаги с возможностью поворота их на осях, а во втором цилиндрическом зубчатом колесе выполнен кольцевой выступ с пазами, расположение которых соответствует расположению подпружиненных первых двухплечих рычагов, взаимодействующих первым плечом с пазами, а вторым плечом с первыми толкателями, взаимодействующими, в свою очередь, с цилиндрическим копирным участком подпружиненного штока, при этом первая ведомая звездка при помощи первого цилиндрического зубчатого колеса кинематически связана со второй ведомой звездкой, а при помощи второго цилиндрического зубчатого колеса - с механизмом подпитки,

механизм привода веерного транспортера, взаимодействующий с роликом откатных частей, выполнен в виде полого барабана, имеющего два первых винтовых паза и два вторых винтовых паза, расположенных равномерно по окружности, причем два первых винтовых паза выполнены с левой нарезкой, два вторых винтовых паза выполнены с правой нарезкой, а величины их шагов прямо пропорциональны максимальным величинам скоростей полуциклов движения откатных частей в откате и в накате, при этом пазы соседних пар пазов пересекаются между собой с одной стороны в первой точке и второй точке, соответствующих минимально допустимой величине отката откатных частей, а с другой стороны пересекаются в третьей точке и в четвертой точке, соответствующих длине отката, равной нулю, причем первые винтовые пазы и вторые винтовые пазы соседних пар пазов после пересечения плавно переходят в первые прямолинейные пазы и вторые прямолинейные пазы,

кроме того, в полый барабан дополнительно введены две пары коаксиально расположенных подпружиненных клапанов - первого подпружиненного клапана, второго подпружиненного клапана, третьего подпружиненного клапана, четвертого подпружиненного клапана, размещенных, соответственно, в двух сквозных поперечных цилиндрических отверстиях - первом цилиндрическом отверстии и втором цилиндрическом отверстии, выполненных в полом барабане в зонах первой точки, второй точки, третьей точки, четвертой точки пересечения первых винтовых пазов и вторых винтовых пазов, при этом первый клапан, второй клапан, третий клапан и четвертый клапан независимо один от другого имеют возможность осевого перемещения вдоль первого цилиндрического отверстия и второго цилиндрического отверстия, а на образующих поверхностях этих отверстий выполнены шпоночные канавки, при этом каждая пара клапанов - первый клапан, второй клапан, третий клапан и четвертый клапан - удерживаются от разворота общими первыми шпонками, расположенными в шпоночных канавках, а от осевого перемещения за пределы наружной поверхности полого барабана удерживаются первыми и вторыми скобами, закрепленными на полом барабане,

причем первый клапан, второй клапан, третий клапан и четвертый клапан своими первыми поверхностями и вторыми поверхностями торцевых частей с одной стороны восполняют части первых винтовых пазов и вторых винтовых пазов полого барабана, прерванных сквозными поперечными первым цилиндрическим отверстием и вторым цилиндрическим отверстием, а с другой стороны торцевых частей клапанов выполнены третья поверхность и четвертая поверхность на боковых поверхностях первых скоб и вторых скоб и являются продолжением прерванных частей первых винтовых пазов и вторых винтовых пазов в зонах расположения первого клапана, второго клапана, третьего клапана и четвертого клапана,

устройство управления механизмом привода веерного транспортера выполнено в виде третьего вала, жестко и соосно закрепленного на полом барабане и имеющего расточку, сквозной паз, шлицевый участок и гладкий участок, причем внутри третьего вала подвижно размещен шток, а на шлицевом участке подвижно размещена подпружиненная шлицевая ведущая полумуфта с торцевыми кулачками, соединенная при помощи пальца со штоком и взаимодействующая с первой полумуфтой, свободно посаженной на третьем валу и кинематически связанной с ведущей звездкой, на конце штока расположен сухарь, взаимодействующий с рукояткой, которая фиксируется относительно второго корпуса в двух положениях, первый вал веерного транспортера, параллельный оси канала ствола, соединен с полым барабаном через предохранительную выключаемую муфту, состоящую из первой полумуфты и второй полумуфты, причем первая полумуфта кинематически жестко связана с полым барабаном, а вторая полумуфта кинематически жестко связана с первым валом, параллельным оси канала ствола, при этом предохранительная выключаемая муфта кинематически связана с управляющей муфтой сцепления, состоящей из подвижной полумуфты и неподвижной полумуфты, причем подвижная полумуфта управляющей муфты сцепления с одной стороны кинематически связана со второй полумуфтой предохранительной выключаемой муфты, а с другой стороны через вильчатый рычаг и первое шептало, закрепленные на втором корпусе, и гибкую тягу взаимодействуют с маятником узла подпитки, расположенном на лафете, а неподвижная полумуфта управляющей муфты сцепления жестко связана со вторым корпусом,

устройство снижения патронов на линию досылки содержит первый и второй снижатели, жестко связанные с четвертым валом, на правом конце которого сидит первая коническая шестерня, зафиксированная от проворота на четвертом валу с помощью второй шпонки, причем первая коническая шестерня сцеплена со второй конической шестерней, свободно сидящей на оси, ко второй конической шестерне прикреплен копир, имеющий скос на боковой поверхности, первый снижатель имеет второе плечо, в которое упирается первая пружина, при этом первый снижатель, второй снижатель и кинематически связанный с ними копир в исходном положении удерживаются ограничителем,

кроме этого, на ствольной коробке расположен второй упор, выполненный утапливаемым в своем гнезде, сжимающим вторую пружину при возникновении силы, направленной вдоль оси второго упора, и удерживаемом от выпадания из гнезда штифтом,

досылатель включает в себя каретку со вторым толкателем и шарнирными направляющими, размещенными в направляющих пазах ствольной коробки, закрепленной на казенной части ствола,

каретка посредством первого шарнира связана с первым рычагом, закрепленным через пятый вал на втором корпусе, первый рычаг подпружинен через плечевые рычаги и пятый вал двумя идентичными пружинными узлами, содержащими досылающую пружину, размещенную в стакане, шарнирно закрепленном на втором корпусе,

досылающая пружина поджата крышкой стакана и третьим упором первой тяги, шарнирно соединенной с плечевым рычагом, в крышке стакана размещен набор тарельчатых пружин, выполненных взаимодействующими с буферным упором первой тяги,

механизм спуска досылателя имеет второе шептало, выполненное в виде размещенного на втором корпусе двухплечего рычага, одно плечо которого выполнено взаимодействующим с пусковым электромагнитом, а другое плечо выполнено в виде упора для второго рычага, который закреплен на пятом валу с первым рычагом досылателя, при этом второе шептало связано второй тягой с фиксатором, выполненным в виде двухплечего рычага и закрепленным на втором корпусе, на котором размещен упор минимального отката и подпружиненный рычаг с упором увеличенного отката, причем упор минимального отката и упор увеличенного отката подпружинены и имеют односторонние скосы для "прощелкивания" их спусковым рычагом при откате, а на ствольной коробке на одной оси закреплены спусковой рычаг, взаимодействующий с упором минимального отката и упором увеличенного отката, и подпружиненное автошептало, выполненное взаимодействующим с досылателем.

Особое конструктивное выполнение основных механизмов предлагаемой системы заряжания ААУ обеспечивает существенное улучшение ряда важных характеристик как системы заряжания, так и артустановки в целом, а именно:

1. Конструкция предлагаемой СЗ ААУ обеспечивает повышение надежности ее работы за счет своевременного выключения предохранительной выключаемой муфты и, следовательно, остановки веерного транспортера при любом положении откатных частей в случае возникновения аварийной ситуации, а также за счет снижения динамических нагрузок, действующих на механизм привода веерного транспортера.

2. Конструкция устройства снижения патронов на линию досылки дает возможность увеличения темпа стрельбы без повышения скорости перемещения элементов веерного транспортера, за счет того, что:

- снижатели снабжены возвратной пружиной;

- рабочая часть копира выполнена меньше длины отката, один из элементов пары "копир-упор" выполнен подпружиненным и отклоняющимся или утапливаемым при их взаимодействии в накате.

Такое выполнение устройства снижения патронов на линию досылки дает возможность осуществить подачу патрона на линию досылки и возвращение снижателей в исходное положение под действием возвратной пружины в откате, а это, в свою очередь, позволит начать перемещение веерного транспортера вместе с патронами также в откате и осуществить более ранний приход очередного патрона под снижатели, без увеличения скорости перемещения веерного транспортера. Кроме того, рабочая часть копира спрофилирована таким образом, что в момент максимальной скорости откатных частей скорость снижателей минимальна, что дает значительное снижение поперечных нагрузок на подаваемый патрон.

3. Предлагаемая конструкция досылателя обеспечивает высокий темп стрельбы за счет того, что каретка досылателя взаимодействует с пружиной через закрепленный на люльке рычаг, соотношение плеч которого выбрано из условия обеспечения скорости движения этой пружины меньше критической. Рычаг может шарнирно крепиться к каретке, снабженной шарнирно закрепленными направляющими и взаимодействовать посредством упора шарнирно закрепленной на нем тяги с помещенной в шарнирно закрепленный на люльке стакан пружиной. Внутреннее пространство пружины может быть использовано для размещения пружинного буфера, взаимодействующего с крышкой упомянутого стакана и упором упомянутой шарнирной тяги.

Использование подпружиненного рычага позволило обеспечить работоспособность досылателя при высоком темпе стрельбы за счет снижения скоростей движения пружины досылателя до значений ниже критических.

Кроме этого, досылающая пружина размещена на люльке под ствольной коробкой, это существенно уменьшило радиус обметания АО, что особенно важно для орудий с большими углами возвышения.

Важным достоинством предлагаемого досылателя является и разгружение досылающей пружины за счет уменьшения ее приведенной к каретке массы.

4. Конструкция механизма спуска досылателя уменьшает ударные нагрузки на шептало, что достигнуто размещением упора (упоров) увеличенного отката в рычаге, застопоренном при утопленном шептале фиксатором. Фиксатор может быть выполнен в виде кинематически связанного с шепталом двуплачего рычага.

Такое размещение упора (упоров) увеличенного отката позволяет упору (упорам) при прекращении стрельбы и одновременном расстопоривании рычага поворачиваться вместе с этим рычагом при набегании на него (на них) спускового рычага и, таким образом, исключает срыв досылателя с упора увеличенного отката и посадку его на шептало со скоростью досылки. Посадка досылателя на шептало в этом случае происходит с относительно небольшой скоростью откатных частей в начале наката, что значительно снижает ударные нагрузки на шептало. Кинематическая, посредством тяги, связь фиксатора, выполненного в виде двуплечего рычага, с шепталом обеспечивает автоматическое стопорение рычага с упором (упорами) увеличенного отката в начале стрельбы и расстопоривании его при окончании стрельбы.

Предлагаемое изобретение пояснено чертежами, на которых:

- на фиг.1 изображен общий вид артиллерийского орудия с системой заряжания;

- на фиг.2 изображен вид по стрелке А (см. фиг.1) на веерный транспортер;

- на фиг.3 изображен вид по стрелке Б (см. фиг.2) на веерный транспортер;

- на фиг.4 изображен вид по стрелке В (см. фиг.3) на механизм распределения патронов,;

- на фиг.5 показано сечение по Г-Г (см. фиг.3), изображающее механизм управления взаимодействием веерного транспортера с механизмом подпитки патронами;

- на фиг.6 представлено сечение по Д-Д (см. фиг.2), где показаны направляющие для патронов и направляющие для звеньев веерного транспортера;

- на фиг.7 изображено сечение по Е-Е (см. фиг.2), где показано взаимодействие ведущей звездки веерного транспортера, механизма распределения патронов и взаимодействие узлов и деталей устройства снижения патронов на линию досылки;

- на фиг.8 представлен вид по стрелке Ж (см. фиг.4) на упор, принадлежащий откатным частям и взаимодействующий с механизмом распределения патронов;

- на фиг.9 представлено отключенное положение механизма управления взаимодействием веерного транспортера с механизмом подпитки патронами;

- на фиг.10 изображено сечение по И-И (см. фиг.3), где показаны устройство механизма привода и механизм управления механизмом привода веерного транспортера;

- на фиг.11 изображен вид по стрелке К (см. фиг.10), показывающий профиль торцевых зубьев управляющей муфты сцепления;

- на фиг.12 представлен в увеличенном масштабе полый барабан механизма привода веерного транспортера и второй клапан;

- на фиг.13 изображен вид по стрелке Л (см. фиг.12) на четвертый клапан полого барабана;

- на фиг.14 изображено сечение по М-М (см. фиг.12) с показом размещения и взаимодействия первого и второго клапанов полого барабана;

- на фиг.15 изображено сечение по Н-Н (см. фиг.12) с показом размещения и взаимодействия третьего и четвертого клапанов полого барабана;

- на фиг.16 изображено сечение по П-П (см. фиг.12) с изображением фиксации первого и второго клапанов от разворота и взаимодействия второго клапана с откатными частями;

- на фиг.17 изображен вид по стрелке Р (см. фиг.16), изображающий конфигурацию наклонной поверхности второго клапана;

- на фиг.18 изображено сечение по С-С (см. фиг.13) с показом фиксации третьего и четвертого клапанов от разворота;

- на фиг.19 представлена развертка пазов полого барабана;

- на фиг.20 представлено положение частей разомкнутого механизма управления механизмом приводом веерного транспортера;

- на фиг.21 изображен вид по стрелке Т (см. фиг.10), изображающий фиксацию рукоятки управления;

- на фиг.22 изображено сечение по У-У (см. фиг.7), показывающее устройство снижения патронов на линию досылки;

- на фиг.23 изображено сечение по Ф-Ф (см. фиг.7), где показаны досылатель и конструкция механизма его спуска;

- на фиг.24 изображен вид по стрелке Ц (см. фиг.23) на досылатель с механизмом его спуска.

Предлагаемая система заряжания 1 (см. фиг.1) автоматической артиллерийской установки содержит механизм 2 подпитки патронами 3 (см. фиг.3, 22), веерный транспортер 4 (см. фиг.2), устройство 5 снижения патронов 3 на линию досылки (см. фиг.3, 7, 22) и досылатель 6 (см. фиг.23).

Веерный транспортер 4 включает в себя ведущую звездку 7 (см. фиг.2), первую ведомую звездку 8, ось которой совпадает с осью цапф, вторую ведомую звездку 9 (см. фиг.3), кинематически связанную с ведущей звездкой 7 (см. фиг.2) и расположенную параллельно первой ведомой звездке 8 (см. фиг.3), первую направляющую 10 (см. фиг.6), вторую направляющую 11, третью направляющую 12 (см. фиг.2), четвертую направляющ