Способ получения маловязкого судового топлива

Реферат

 

Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к способу получения маловязкого судового топлива, предназначенного для использования в судовых или котельных установках. Способ получения маловязкого судового топлива включает атмосферно-вакуумную перегонку нефти с выделением прямогонных и вакуумных фракций, каталитический крекинг широкой вакуумной фракции с выделением дистиллята каталитического крекинга. Выделенную вакуумную фракцию, выкипающую в интервале 360-490С, подвергают очистке селективным растворителем, и полученный высокоароматизированный экстракт компаундируют затем с прямогонными фракциями и дистиллятом каталитического крекинга в соотношениях 1:69:30-20:25:55 соответственно с получением целевого продукта. Прямогонные фракции, выкипающие в интервале 160-380С, выделяют. Каталитическому крекингу подвергают широкую вакуумную фракцию, выкипающую в интервале 330-540С, с выделением дистиллята каталитического крекинга, выкипающего в интервале 160-420°С. Предлагается также в целевой продукт дополнительно вводить до 50 мас.% фракции процесса коксования, выкипающей в интервале 160-420С. Изобретение позволяет повысить выход целевого продукта на нефть и улучшить физико-химические характеристики топлива. 2 з.п. ф-лы, 2 табл.

Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к способу получения маловязкого судового топлива, предназначенного для использования в судовых или котельных установках.

Топливо маловязкое судовое (ТМС) может вырабатываться на основе продуктов прямой перегонки нефти и вторичного происхождения (дистиллятов от процессов каталитического, термического крекинга и коксования). К этим топливам предъявляются жесткие требования по эксплуатационным характеристикам: повышению смазывающей способности и снижению коррозионной активности.

Известен способ получения маловязкого судового топлива, включающий переработку мазута с использованием процессов вакуумной перегонки, термического крекинга дистиллятных фракций, висбрекинга остатка, ректификационного разделения продуктов термического крекинга и висбрекинга в атмосферной колонне с получением керосиногазойлевой фракции и остатка атмосферной колонны. Керосиногазойлевую фракцию используют как маловязкое судовое топливо, остаток атмосферной колонны - как высоковязкое судовое топливо, а смесь керосиногазойлевой фракции и остатка - как тяжелое моторное топливо или высоковязкое судовое топливо (Патент РФ №2176263, кл. С 10 G 9/00, 2001 г.).

Недостатком этого способа является низкий выход маловязкого судового топлива, т.к. он предназначен, в основном, для получения тяжелых топлив.

Известен способ получения маловязкого судового топлива, включающий перегонку нефти на установке АВТ с выделением фракций: 160-360С, 160-420С, 300-480С, смешение этих фракций в массовом соотношении 40:40:20-60:30:10 с получением дистиллята прямой перегонки, каталитический крекинг широкой вакуумной фракции 250-550С с выделением дистиллята каталитического крекинга 160-400С и компаундирование этого дистиллята с дистиллятом прямой перегонки в соотношении 20:80-60:40 (Патент РФ №2074232, С 10 G 57/00, 1997 г.).

Однако этот способ не позволяет получить маловязкое судовое топливо с требуемыми характеристиками в части теплоты сгорания, цетанового числа и смазочной способности.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению является способ получения маловязкого судового топлива, включающий атмосферно-вакуумную перегонку нефти с выделением прямогонных и вакуумных фракций. Выделенные фракции: 155-360С, 155-435С и 220-550С смешивают в массовом соотношении 45:55:5-55:53:10 с получением прямогонного дистиллята. Широкую вакуумную фракцию, выкипающую в интервале 240-560С, подвергают гидроочистке, а затем каталитическому крекингу с выделением дистиллята каталитического крекинга, выкипающего в интервале 155-420С, который затем компаундируют с прямогонным дистиллятом в соотношении 15:85-65:35 (Патент РФ №2149888, С 10 L 1/04, 2000 г.).

Недостатком известного способа являются низкий выход топлива на нефть, а также низкое цетановое число получаемого топлива и недостаточная смазывающая способность.

Задачей настоящего изобретения является разработка способа получения маловязкого судового топлива, позволяющего повысить выход топлива на нефть, расширить сырьевые ресурсы и улучшить физико-химические характеристики топлива.

Для решения поставленной задачи предлагается способ получения маловязкого судового топлива, включающий атмосферно-вакуумную перегонку нефти с выделением прямогонных и вакуумных фракций, каталитический крекинг широкой вакуумной фракции с выделением дистиллята каталитического крекинга, в котором согласно изобретению выделяют вакуумную фракцию, выкипающую в интервале 360-490С, которую подвергают очистке селективным растворителем, и полученный высокоароматизированный экстракт компаундируют затем с прямогонными фракциями и дистиллятом каталитического крекинга в соотношениях 1:69:30-20:25:55 соответственно с получением целевого продукта.

Причем выделяют прямогонные фракции, выкипающие в интервале 160-380С, и каталитическому крекингу подвергают широкую вакуумную фракцию, выкипающую в интервале 330-540С, с выделением дистиллята каталитического крекинга, выкипающего в интервале 160-420С. Предлагается также в целевой продукт дополнительно вводить до 50 мас.% фракции процесса коксования, выкипающей в интервале 160-420С.

Отличия предлагаемого способа от известных состоят в том, что при атмосферно-вакуумной перегонке выделяют вакуумную фракцию, выкипающую в интервале 360-490С, эту фракцию подвергают очистке селективным растворителем и выделенный высокоароматизированный экстракт компаундируют с прямогонными фракциями и дистиллятом каталитического крекинга в определенном соотношении.

Анализ известных технических решений в части способов получения маловязкого судового топлива показывает, что предлагаемая совокупность существенных признаков является новой, и в известных решениях отсутствуют признаки, сходные с отличительными признаками предлагаемого способа.

Указанные отличия позволяют при использовании способа на нефтеперерабатывающих заводах увеличить выход целевого продукта на нефть, расширить сырьевые ресурсы за счет квалифицированного использования остаточных компонентов нефтеперерабатывающих производств.

Существо предлагаемого способа иллюстрируется приведенными ниже примерами.

Пример 1.

Нефть на установке АВТ подвергают перегонке с получением прямогонных фракций 180-360С и 270-380С, вакуумных фракций 360-490С и 330-540С. Фракцию 330-540С направляют на установку каталитического крекинга в псевдоожиженном слое в присутствии цеолитного катализатора, содержащего промотор с серопонижающими функциями. Из продуктов крекинга выделяют дистиллят, выкипающий в интервале 160-420С. Вакуумную фракцию 360-490С подвергают очистке селективным растворителем - N-метилпирролидоном с получением основы для базовых масел и высокоароматизированного экстракта. Полученные компоненты: высокоароматизированный экстракт, прямогонные фракции - 180-360С и 270-380С, а также дистиллят каталитического крекинга компаундируют в соотношениях 1:50:19:30 соответственно.

Пример 2.

Способ осуществляют, в основном, в условиях примера 1, но на установке АВТ выделяют прямогонную фракцию 160-380С, узкие вакуумные фракции 360-420С и 420-490С, широкую вакуумную фракцию 330-540С, из которой выделяют дистиллят каталитического крекинга 200-370С. Узкие вакуумные фракции подвергают совместной селективной очистке с получением высокоароматизированного экстракта. Полученные компоненты: высокоароматизированный экстракт, прямогонную фракцию и дистиллят каталитического крекинга компаундируют в соотношениях 20:25:55 соответственно.

Пример 3.

Способ осуществляют в условиях примера 2, но в целевой продукт вводят 40% фракции 160-420С процесса коксования.

Характеристики компонентов и целевого продукта по примерам 1-3 приведены в таблицах 1 и 2 соответственно.

Формула изобретения

1. Способ получения маловязкого судового топлива, включающий атмосферно-вакуумную перегонку нефти с выделением прямогонных и вакуумных фракций, каталитический крекинг широкой вакуумной фракции с выделением дистиллята каталитического крекинга и компаундирование выделенных фракций с получением целевого продукта, отличающийся тем, что выделяют вакуумную фракцию, выкипающую в интервале 360-490С, которую затем подвергают очистке селективным растворителем, и полученный высокоароматизированный экстракт компаундируют с прямогонными фракциями и дистиллятом каталитического крекинга в соотношениях 1:69:30-20:25:55 соответственно.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что выделяют прямогонные фракции, выкипающие в интервале 160-380С, и каталитическому крекингу подвергают широкую вакуумную фракцию, выкипающую в интервале 330-540С, с выделением дистиллята каталитического крекинга, выкипающего в интервале 160-420С.

3. Способ по пп.1 и 2, отличающийся тем, что в целевой продукт дополнительно вводят до 50 мас.% фракции процесса коксования, выкипающей в интервале 160-420°С.

MM4A Досрочное прекращение действия патента из-за неуплаты в установленный срок пошлины заподдержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 16.07.2010

Дата публикации: 10.12.2011