Способ обучения и носитель звукозаписи для осуществления этого способа

Реферат

 

Способ обучения включает формирование на носителе информации последовательности аудиозаписей уроков учебного материала, состоящих из основной информации, предназначенной для заучивания, и описательной информации, предназначенной для понимания основной информации. В качестве носителя информации используют носитель звукозаписи уроков, сформированных по схеме: описательная информация - первая пауза - основная информация - повторение описательной информации - вторая пауза. В соответствии со способом, последующее воспроизведение сформированных на названном носителе аудиозаписей уроков осуществляют дискретно по одному уроку, а прослушивание аудиозаписи проводят по меньшей мере дважды с проговариванием обучающимся основной информации текущего урока в течение первой и второй пауз. Формирование заучивания основной информации осуществляют дискретно по каждому прослушанному уроку путем воспроизведения между первым и вторым прослушиванием одного урока аудиозаписи любого другого урока, основная информация которого отличается от основной информации прослушанного урока. Носитель звукозаписи содержит последовательность аудиозаписей по меньшей мере двух уроков учебного материала. При этом аудиозапись каждого урока сформирована по схеме: описательная информация - первая пауза, достаточная для голосового воспроизведения обучающимся основной информации - основная информация - повторение описательной информации - вторая пауза, достаточная для голосового воспроизведения обучающимся основной информации. Техническим результатом изобретения является повышения концентрации внимания обучающегося и обеспечение долгосрочного запоминания учебного материала. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение касается способа обучения и носителя звукозаписи, используемого для осуществления этого способа в качестве средства обучения.

Изобретение найдет применение при заучивании обучающимся большого объема учебного материала, например, иностранных слов и выражений, исторических дат, химических формул в процессе самообучения или подготовки учебных заданий, полученных от преподавателей.

В настоящее время разработано большое количество различных методик обучения в основном иностранным языкам. Известные методики предполагают использование обучающимся аудиокассет, грампластинок, оптических дисков, видеомагнитофонов и персональных компьютеров.

Известен способ ускоренного обучения иностранному языку, в соответствии с которым осуществляют наглядное обучение чтению и письму иностранного текста, при этом воспроизводят специфические звуки иностранного языка, а также вырабатывают навык произношения речевых конструкций в условиях широкого использования магнитофонных записей. Для повышения эффективности учебного процесса и предупреждения переутомления обучающегося, указанный способ дополнительно включает “наведение мостов” от иностранного языка к русскому - обучающемуся предлагают подстрочный перевод иностранного текста, и лечебно-профилактическое воздействие углекислым газом, вдыхаемым обучающимся через дозирующую маску возвратного дыхания (RU, 99119423 А, МКИ А 61 М 21/00, А 61 К 33/00).

Указанный способ обучения не предполагает изучение материала по принципу “от простого к сложному”, то есть от иностранного слова к словосочетанию иностранных слов, от словосочетания к фразе на иностранном языке. В соответствии с указанным способом, обучающемуся предлагают просто русский подстрочник, объясняющий фразу на иностранном языке. Указанный способ не содержит приемов, направленных на интенсивное запоминание учебного материала. Кроме того, обучающийся, использующий указанный способ, работает не в активном, а в пассивном режиме.

Известен способ ускоренного изучения иностранного языка с помощью видеомагнитофона и аутогенной тренировки обучающегося (RU, 2124233 С1, МКИ G 09 В 19/06). Указанный способ включает, помимо аутогенной тренировки, сенсорный и субсенсорный этапы обучения. Последний заключается в визуальном восприятии обучающимся суггетологической части видеофильма, содержащего изучаемый материал. Сенсорный этап обучения, проводимый вслед за субсенсорным, состоит из осознанного аудиовизуального восприятия, содержащейся во второй части видеофильма учебной информации, включающего ее проговаривание обучающимся мысленно или вслух. Кроме того, этот этап включает работу обучающегося с контрольными карточками, содержащими изучаемый материал, путем создания в воображении обучающегося зрительных образов, ассоциирующихся с этими словами.

Указанный способ направлен на заучивание лишь отдельных слов и не предлагает условий для активизации речевых навыков.

Известны также способы обучения, в том числе, иностранному языку при использовании компьютерной системы (например, US, 5486111, МКИ G 09 В 19/06; US 2001/0018177 A1, G 09 В 19/00). Указанные способы направлены на развитие навыков чтения и не обеспечивают как развитие навыков устной речи, так и интенсивное запоминание учебного материала.

В качестве прототипа нами выбран способ обучения, описанный в патенте РФ № 2107327, опубл. 20.03.98, МКИ G 09 В 5/04. В соответствии с указанным способом формируют на магнитном носителе вдоль направления его движения, например, на магнитной ленте последовательность аудиозаписей уроков учебного материала. Каждый урок учебного материала, сформированного на магнитном носителе, может содержать, например, новые слова, произнесенные сначала одним диктором на иностранном языке и затем другим диктором на родном языке. Аудиозапись уроков может также содержать предложения, выражения, вопросы и ответы, диалоги (на иностранном и родном или только на иностранном языке).

Формирование аудиозаписи производят по двум каналам - учебный материал, например, новые слова, произнесенные диктором на иностранном языке, записывают на первом канале с уровнем, близким к номинальному, а на втором канале записывают, например, слова, произнесенные диктором на родном языке, - с уровнем минус 15 дБ и менее относительно уровня первого канала.

При воспроизведении аудиозаписи ее преобразуют в два акустических сигнала, соответствующих левому и правому уху обучающегося.

На первом этапе обучения осуществляют воспроизведение сформированных на магнитном носителе аудиозаписей уроков, состоящих из следующих друг за другом текстов на иностранном языке (языке обучения) и на родном языке, и их прослушивание.

На втором этапе обучения осуществляют формирование у обучающегося заучивания материала прослушанной аудиозаписи. Для этого на втором этапе обучения обучающийся может “закрыть” аудиозапись текста, например, на родном языке (перевод) и во время полученной таким образом паузы обучающийся вслед за диктором может произносить текст на иностранном языке. В процессе заучивания материала обучающийся может “закрыть” аудиозапись текста на иностранном языке (первый канал). В тех частях аудиозаписи, где учебный материал сформирован в виде диалога, вопросов и ответов на иностранном языке, обучающийся может “закрыть” любую по выбору аудиозапись и вместо диктора вести диалог в реальном масштабе времени.

Таким образом в процессе обучения с использованием указанного способа обучающийся вынужден осуществлять действия, обеспечивающие ему возможность произносить вслед за диктором текст, например, на иностранном языке. При этом внимание обучающегося направляется на то, чтобы “закрыть” определенный фрагмент аудиозаписи, то есть обучающийся отвлекается от изучаемого материала. Названный способ не предусматривает пассивное прослушивание уже изученного текста. Поэтому указанный способ обеспечивает скорее знакомство обучающегося с иностранным языком, чем создает условия для заучивания необходимого материала.

Более того, указанный способ направлен на прослушивание обучающимся учебного материала линейно, то есть в режиме простого повторения одного и того же - способ не предусматривает возможность обучающемуся возвращаться к неусвоенному материалу необходимое ему количество раз и осознанно воспринимать учебный материал, что не обеспечивает долгосрочного запоминания учебного материала. Кроме того, для реализации указанного способа необходимы как специальная сигналограмма, так и специальное воспроизводящее устройство, что удорожает и усложняет обучение с помощью указанного способа.

В основу заявляемого изобретения положена задача путем создания условий для осознанного восприятия учебного материала и для формирования навыка концентрировать внимание на прослушиваемом учебном материале при использовании в качестве средства обучения носителя звукозаписи разработать такой способ обучения с помощью такого носителя звукозаписи, благодаря которым было бы достигнуто долгосрочное запоминание учебного материала в индивидуальном режиме.

Эта задача решается при создании способа обучения, включающем формирование на носителе звукозаписи/информации последовательности аудиозаписей уроков учебного материала, состоящих из основной информации, предназначенной для заучивания, и описательной информации, предназначенной для понимания основной информации, воспроизведение сформированных на носителе звукозаписи/информации аудиозаписей уроков, их прослушивание и формирование у обучающегося заучивания основной информации прослушанной аудиозаписи, в котором, согласно изобретению, в качестве носителя информации используют носитель звукозаписи уроков, сформированных по схеме:

описательная информация - первая пауза - основная информация - повторение описательной информации - вторая пауза,

воспроизведение аудиозаписи осуществляют дискретно по одному уроку, прослушивание аудиозаписи которого проводят по меньшей мере дважды с проговариванием обучающимся основной информации текущего урока в течение первой и второй пауз, а формирование заучивания основной информации осуществляют дискретно по каждому прослушанному уроку путем воспроизведения между первым и вторым прослушиванием одного урока аудиозаписи любого другого урока, основная информация которого отличается от основной информации прослушанного урока.

Заявляемое изобретение способствует долгосрочному запоминанию учебного материала в индивидуальном режиме обучения.

Согласно изобретению, целесообразно в качестве носителя звукозаписи использовать магнитную ленту, на каждой стороне которой формируют аудиозапись уроков учебного материала.

Согласно изобретению, целесообразно на второй стороне магнитной ленты формировать аудиозапись, содержащую продолжение последовательности аудиозаписей уроков учебного материала, имеющейся на первой стороне магнитной ленты.

В соответствии с изобретением, полезно на второй стороне магнитной ленты формировать аудиозапись уроков, основная и описательная информация которых идентична основной и описательной информации, сформированной на первой стороне магнитной ленты, при этом на второй стороне аудиозаписи уроков формировать по схеме:

основная информация - первая пауза - описательная информация - вторая пауза.

Разумно, согласно изобретению, аудиозапись каждого урока отделять акустическим сигналом, при этом полезно в качестве акустического сигнала на первой стороне магнитной ленты использовать голосовое сообщение: “один”, а на второй стороне магнитной ленты использовать голосовое сообщение: “два”.

Согласно изобретению, возможно в качестве носителя звукозаписи использовать оптический компактный диск (CD).

Согласно заявляемому изобретению, целесообразно использовать дополнительный носитель информации, представляющий собой бумажный носитель учебного материала, что позволяет осуществлять визуальное ознакомление с уроками учебного материала.

Для решения поставленной задачи целесообразно при осуществлении способа обучения использовать носитель звукозаписи, содержащий последовательность аудиозаписей уроков учебного материала, состоящих из основной информации, предназначенной для заучивания, и описательной информации, предназначенной для понимания основной информации, который, согласно изобретению, в качестве аудиозаписей уроков учебного материала содержит аудиозаписи по меньшей мере двух уроков, каждая из которых сформирована по схеме:

описательная информация - первая пауза, достаточная для голосового воспроизведения обучающимся основной информации - основная информация - повторение описательной информации - вторая пауза, достаточная для голосового воспроизведения обучающимся основной информации.

Согласно изобретению, возможно, чтобы носитель звукозаписи дополнительно содержал последовательность аудиозаписей уроков учебного материала, каждая из которых сформирована по схеме:

основная информация - первая пауза, достаточная для голосового воспроизведения обучающимся основной информации - описательная информация - вторая пауза, достаточная для голосового воспроизведения обучающимся основной информации.

Согласно изобретению, полезно, чтобы носитель звукозаписи содержал аудиозапись акустического сигнала, расположенную между аудиозаписями каждого урока, при этом разумно, чтобы акустический сигнал был выполнен в виде голосового сообщения: “один” и/или “два”.

Дальнейшие цели и преимущества заявляемого изобретения станут ясны из последующего подробного описания способа обучения, носителя звукозаписи для осуществления этого способа и сопровождающих чертежей, на которых фиг.1 изображает носитель звукозаписи, представляющий собой магнитную ленту, согласно изобретению; фиг.2 изображает носитель звукозаписи, представляющий собой оптический диск (CD), согласно изобретению.

Заявляемый способ обучения включает разделение учебного материала на множество уроков и формирование на носителе звукозаписи последовательности аудиозаписей уроков учебного материала.

В качестве носителя звукозаписи возможно использовать, например, магнитную ленту или оптический компактный диск (CD).

При использовании магнитной ленты формирование последовательности аудиозаписей уроков учебного материала осуществляют на каждой ее стороне. При этом целесообразно на второй стороне магнитной ленты формировать аудиозапись, содержащую продолжение последовательности аудиозаписей уроков учебного материала, имеющейся на первой стороне магнитной ленты.

В соответствии с изобретением, целесообразно при формировании аудиозаписи уроков учебного материала отделять аудиозапись каждого урока акустическим сигналом. При этом полезно в качестве акустического сигнала на первой стороне магнитной ленты использовать, например, голосовое сообщение: “один”, а на второй стороне магнитной ленты использовать голосовое сообщение: “два”.

Каждый урок учебного материала составляют из основной информации, предназначенной для заучивания, и описательной информации, предназначенной для понимания основной информации.

Говоря об основной информации при изучении, например, иностранного языка, мы имеем в виду, например, слова, предложения на иностранном языке; при изучении истории мы имеем в виду, например, исторические даты, при изучении химии мы имеем в виду, например, химические формулы. При этом, говоря о вспомогательной информации при изучении, например, иностранного языка, мы имеем в виду, соответствующий эквивалент на родном языке слова/предложения, данного в основной информации на иностранном языке; при изучении истории, говоря об вспомогательной информации, мы имеем в виду историческое событие, соответствующее дате, показанной в основной информации; а при изучении химии, говоря об вспомогательной информации, мы имеем в виду название химического соединения, соответствующее химической формуле, показанной в основной информации.

Согласно изобретению аудиозапись каждого урока на носителе звукозаписи формируют по схеме:

описательная информация - первая пауза, по времени достаточная для проговаривания (голосового воспроизведения) обучающимся основной информации - основная информация - повторение описательной информации -вторая пауза, по времени достаточная для проговаривания (голосового воспроизведения) обучающимся основной информации.

При использовании магнитной ленты формирование последовательности аудиозаписей уроков учебного материала осуществляют, как указано выше, на каждой ее стороне. При этом изобретение предусматривает возможность формировать на второй стороне магнитной ленты аудиозапись уроков, основная и описательная информация которых идентична основной и описательной информации, сформированной на первой стороне магнитной ленты, однако на второй стороне аудиозаписи уроков формируют по схеме: основная информация - первая пауза - описательная информация - вторая пауза.

Заявляемый способ обучения включает воспроизведение дискретно по одному уроку аудиозаписей, сформированных на носителе звукозаписи по вышеназванной схеме. Далее, согласно изобретению, по меньшей мере дважды осуществляют прослушивание аудиозаписи которого урока, при этом проводят проговаривание обучающимся основной информации текущего урока в течение первой и второй пауз, предусмотренных в аудиозаписи.

В соответствии со способом обучения, далее осуществляют формирование заучивания основной информации прослушанной аудиозаписи урока. Согласно изобретению, формирование заучивания основной информации осуществляют дискретно по каждому прослушанному уроку путем воспроизведения между первым и вторым прослушиванием одного урока аудиозаписи любого другого урока, основная информация которого отличается от основной информации прослушанного урока.

Как видно из вышесказанного, заявляемый способ предусматривает возможность обучающемуся возвращаться к неусвоенному материалу по меньшей мере дважды, а возможно и необходимое ему количество раз для осознанного восприятия учебного материала. Для формирования навыка концентрировать внимание на прослушиваемом учебном материале нами предложено переключать внимание обучающегося после каждого прослушивания изучаемого урока для некоторого его забывания, а затем осуществлять возвращение к изучаемому уроку - прослушивать аудиозапись описательной информации этого урока, что вынуждает обучающегося вспомнить по меньшей мере частично ранее прослушанную основную информацию этого урока. В течение первой паузы, следующей вслед за аудиозаписью описательной информации, обучающемуся предоставляется возможность проговорить извлеченную из памяти ранее прослушанную основную информацию этого урока. Далее обучающийся имеет возможность осуществить осознанный контроль запомненной им основной информации путем прослушивания аудиозаписи основной информации, после чего в течение второй паузы проговорить основную информацию в полном объеме.

При неуверенности обучающегося в прочном запоминании учебного материала заявляемый способ предоставляет возможность еще и еще раз переключить внимание обучающегося для некоторого забывания им изучаемого урока, а затем еще и еще раз осуществить возвращение к изучаемому уроку, что обеспечивает высокий уровень усвоения и заучивания изучаемого материала.

После субъективной уверенности обучающегося в прочном усвоении и запоминании одного урока, способ предлагает осуществить аналогичные действия в отношении последующего урока, аудиозапись которого сформирована на носителе информации по вышеназванной схеме.

Результатом осуществления заявляемого способа является достижение долгосрочного запоминания учебного материала в индивидуальном режиме.

Заявляемый способ обучения предусматривает наравне с использованием носителя звукозаписи и прослушиванием содержащихся на нем аудиозаписей учебного материала использовать бумажный носитель, содержащий этот же учебный материал, что обеспечивает обучающемуся визуальное восприятие изучаемого и прослушиваемого учебного материала и облегчает формирование у обучающегося заучивания основной информации прослушанной аудиозаписи.

Заявляемый способ обучения может быть реализован с помощью такого носителя звукозаписи, как, например, магнитный (фиг.1), оптический (фиг.2) или магнитно-оптический носитель звукозаписи, содержащий последовательность аудиозаписей уроков учебного материала, состоящих из основной информации, предназначенной для заучивания, и описательной информации, предназначенной для понимания основной информации. При этом в качестве аудиозаписей уроков учебного материала магнитный (фиг.1), оптический (фиг.2) или магнитно-оптический носитель информации содержит аудиозаписи по меньшей мере двух уроков, каждая из которых сформирована по схеме:

описательная информация - первая пауза, достаточная для голосового воспроизведения обучающимся основной информации - основная информация - повторение описательной информации - вторая пауза, достаточная для проговаривания (голосового воспроизведения) обучающимся основной информации.

Согласно изобретению магнитный (фиг.1), оптический (фиг.2) или магнитно-оптический носитель звукозаписи может дополнительно содержать последовательность аудиозаписей уроков учебного материала, каждая из которых сформирована по схеме:

основная информация - первая пауза, достаточная для голосового воспроизведения обучающимся основной информации - описательная информация - вторая пауза, достаточная для проговаривания (голосового воспроизведения) обучающимся основной информации.

Магнитный (фиг.1), оптический (фиг.2) или магнитно-оптический носитель звукозаписи содержит аудиозапись акустического сигнала, расположенный между аудиозаписями каждого урока и выполненный в виде голосового сообщения: “один” и/или “два”.

Предлагаемый в настоящем изобретении носитель звукозаписи может представлять собой размещенную в корпусе кассеты магнитную ленту, содержащую по меньшей мере на первой своей стороне последовательность сформированных по вышеуказанной схеме сигналограмм (записей сигнала звукового диапазона) уроков учебного материала, состоящих из основной информации, предназначенной для заучивания, и описательной информации, предназначенной для понимания основной информации.

Предлагаемый в настоящем изобретении носитель звукозаписи может представлять собой оптический или магнитно-оптический диск, содержащий на своей поверхности последовательность сформированных по вышеуказанной схеме сигналограмм (записей сигнала звукового диапазона) уроков учебного материала, состоящих из основной информации, предназначенной для заучивания, и описательной информации, предназначенной для понимания основной информации.

Для лучшего понимания данного изобретения приводится пример его конкретного выполнения.

Формируют на носителе звукозаписи, например, на магнитной ленте на первой ее стороне последовательность аудиозаписей уроков учебного материала. Аудиозапись каждого урока отделена от последующей аудиозаписи акустическим сигналом, воспроизводящим слово “один”. Аудиозапись урока содержит: запись голоса диктора, произносящего на русском языке, например, спряжение глагола “быть”; далее следует первая пауза, достаточная для голосового воспроизведения обучающимся на английском языке спряжение глагола “быть”; далее запись голоса диктора - носителя языка, произносящего на английском языке спряжение глагола “быть”; далее запись голоса диктора, произносящего на русском языке спряжение глагола “быть”; далее следует вторая пауза, достаточная для голосового воспроизведения обучающимся на английском языке спряжение глагола “быть”.

На второй стороне указанной магнитной ленты формируют последовательность аудиозаписей уроков учебного материала. Аудиозапись каждого урока отделена от последующей аудиозаписи акустическим сигналом стороне. Аудиозапись урока на второй стороне указанной магнитной ленты содержит: запись голоса диктора - носителя языка, произносящего на английском языке, например, фразу “я студент”; далее следует первая пауза, достаточная для голосового воспроизведения обучающимся на английском языке фразы “я студент”; далее следует запись голоса диктора, произносящего на русском языке фразы “я студент”; далее следует вторая пауза, достаточная для голосового воспроизведения обучающимся на английском языке фразы “я студент”.

Обучающийся использует магнитофон, имеющий кнопку “revers“, обеспечивающую возможность переключения и прослушивания либо первой стороны указанной магнитной ленты, либо второй стороны этой магнитной ленты.

Обучающийся включает воспроизведение аудиозаписи первого урока, сформированной на первой стороне магнитной ленты, и прослушивает в первую очередь запись голоса диктора, произносящего на русском языке, например, спряжение глагола “быть”, далее в процессе прослушивания первого урока в течение первой паузы обучающийся пытается вслух проспрягать на английском языке глагол “быть”. Сразу по истечении первой паузы обучающийся прослушивает запись голоса диктора - носителя языка, произносящего на английском языке спряжение глагола “быть”, и про себя отмечает допущенные им ошибки при спряжении глагола “быть”. Далее обучающийся прослушивает запись голоса диктора, произносящего на русском языке спряжение глагола “быть”, а затем в течение второй паузы обучающийся снова пытается вслух проспрягать на английском языке глагол “быть”, то есть повторить вслед за диктором - носителем языка правильное спряжение этого глагола. Таким образом достигается простое линейное повторение обучающимся одного и того же материала - в данном случае спряжение глагола “быть”. Для помещения этого материала в долгосрочную память найдено целесообразным временно переключить внимание обучающегося на пассивное прослушивание другого материала или какого либо музыкального фрагмента. В соответствии с этим посылом после повторения на английском языке спряжения глагола “быть” обучающийся нажимает на магнитофоне кнопку “revers” и переходит к воспроизведению уроков учебного материала на второй стороне используемой магнитной ленты. Свидетельством того, что осуществляется воспроизведение уроков учебного материала на второй стороне магнитной ленты является голосовое сообщение, воспроизводящее слово “два”. В процессе последующего воспроизведения аудиозаписи по меньшей мере одного урока обучающийся пассивно прослушивает запись голоса диктора - носителя языка, произносящего на английском языке фразу “я студент”; далее в течение первой паузы, обучающийся может попытаться воспроизвести только что прослушанную на английском языке фразу “я студент”; далее обучающийся прослушивает запись голоса диктора, произносящего на русском языке фразы “я студент”, и далее в течение второй паузы повторно может попытаться воспроизвести на английском языке фразы “я студент”. Таким образом достигнуто переключение внимания обучающегося с изучаемого спряжения английского глагола "to be" и обеспечено некоторое забывание ранее прослушанного правильного спряжения этого английского глагола, сформированного на первой стороне магнитной ленты.

Далее, в соответствии с заявляемым способом, обучающийся нажимает на магнитофоне кнопку “revers” и возвращается к воспроизведению уроков учебного материала на первой стороне используемой магнитной ленты. Свидетельством того, что осуществляется воспроизведение уроков учебного материала на первой стороне магнитной ленты является голосовое сообщение, воспроизводящее слово “один”. Обучающийся повторно прослушивает в первую очередь запись голоса диктора, произносящего на русском языке спряжение глагола “быть”, далее в течение первой паузы обучающийся пытается вспомнить ранее прослушанную информацию и вслух проспрягать на английском языке глагол “быть”. Сразу по истечении первой паузы обучающийся прослушивает запись голоса диктора - носителя языка, произносящего на английском языке спряжение глагола “быть”, и про себя контролирует осуществленное им спряжение глагола “to be”. Далее обучающийся прослушивает запись голоса диктора, произносящего на русском языке спряжение глагола “быть”, а затем в течение второй паузы обучающийся снова имеет возможность проспрягать на английском языке глагол “быть”, то есть повторить вслед за диктором - носителем языка правильное спряжение этого глагола. Заявляемый способ позволяет индивидуально варьировать количество повторов изучаемого урока и прослушивать изучаемый урок до тех пор, пока обучающимся не будет достигнуто точное воспроизведение информации, услышанной от диктора - носителя языка.

Наличие характерного акустического сигнала перед аудиозаписью каждого урока четко указывает обучающемуся сторону магнитной ленты и позволяет избежать путаницы при многократном переключении с одной стороны магнитной ленты на другую.

Способ позволяет устойчиво формировать заучивание в долгосрочной памяти основной информации изучаемого урока - в рассматриваемом случае спряжение английского глагола “to be”. Заявляемый способ позволяет также невольно осваивать учебный материал, представленный на второй стороне магнитной ленты, а при заучивании учебного материала, сформированного на второй стороне магнитной ленты, обеспечивает повторение усвоенного учебного материала с первой стороны магнитной ленты.

Заявляемый способ обуславливает тотальное внимание, сосредоточенность обучающегося на учебном материале, формирует навык концентрировать внимание на прослушиваемом уроке, эффективно его запоминать и усваивать. Способ способствует осознанному восприятию учебного материала и фиксации его в долговременной памяти.

Принцип расположения лексического материала на магнитной ленте в основном сводится к следующему.

На первой стороне магнитной ленты сначала формируют аудиозапись уроков, содержащих отдельные далее употребляемые иностранные слова. Возможно на второй стороне магнитной ленты симметрично формировать аудиозапись уроков, содержащих те же иностранные слова.

Далее на первой стороне магнитной ленты формируют аудиозапись уроков, содержащих отдельные выражения на иностранном языке с употреблением ранее заученных слов.

Далее на первой стороне магнитной ленты формируют аудиозапись уроков, содержащих распространенные предложения или текст на иностранном языке с употреблением ранее заученных слов и отдельных выражений.

Завершающими на первой стороне магнитной ленты формируют аудиозаписи уроков, содержащих разговорные фразы на иностранном языке, требующие получение на них ответа.

Заявляемый способ предусматривает наравне с прослушиванием аудиозаписи учебного материала просматривать этот же учебный материал, напечатанный на бумажном носителе, что обеспечивает обучающемуся визуальное восприятие изучаемого учебного материала и облегчает формирование у обучающегося заучивания основной информации прослушанной аудиозаписи.

Заявляемый способ обучения предполагает изучение учебного материала по принципу “от простого к сложному”, то есть от иностранного слова к словосочетанию иностранных слов, от словосочетания к фразе на иностранном языке и обеспечивают как развитие навыков устной речи, так и интенсивное запоминание учебного материала, способ предусматривает возможность обучающемуся возвращаться к неусвоенному материалу необходимое ему количество раз и осознанно воспринимать учебный материал, что обеспечивает высокий уровень усвоения и заучивания изучаемого материала благодаря высокоэффективному восприятию изучаемого материала.

Формула изобретения

1. Способ обучения, включающий формирование на носителе информации последовательности аудиозаписей уроков учебного материала, состоящих из основной информации, предназначенной для заучивания, и описательной информации, предназначенной для понимания основной информации, воспроизведение сформированных на носителе информации аудиозаписей уроков, их прослушивание и формирование у обучающегося заучивания основной информации прослушанной аудиозаписи, отличающийся тем, что в качестве носителя информации используют носитель звукозаписи уроков, сформированных по схеме: описательная информация - первая пауза - основная информация - повторение описательной информации - вторая пауза, воспроизведение аудиозаписи осуществляют дискретно по одному уроку, прослушивание аудиозаписи которого проводят по меньшей мере дважды с проговариванием обучающимся основной информации текущего урока в течение первой и второй пауз, а формирование заучивания основной информации осуществляют дискретно по каждому прослушанному уроку путем воспроизведения между первым и вторым прослушиванием одного урока аудиозаписи любого другого урока, основная информация которого отличается от основной информации прослушанного урока.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве носителя звукозаписи используют магнитную ленту, на каждой стороне которой формируют аудиозапись уроков учебного материала.

3. Способ по п.2, отличающийся тем, что на второй стороне магнитной ленты формируют аудиозапись, содержащую продолжение последовательности аудиозаписей уроков учебного материала, имеющейся на первой стороне магнитной ленты.

4. Способ по п.2, отличающийся тем, что на второй стороне магнитной ленты формируют аудиозапись уроков, основная и описательная информация которых идентична основной и описательной информации, сформированной на первой стороне магнитной ленты, при этом на второй стороне аудиозаписи уроков формируют по схеме: основная информация - первая пауза - описательная информация - вторая пауза.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что аудиозапись каждого урока отделяют акустическим сигналом.

6. Способ по п.5, отличающийся тем, что в качестве акустического сигнала на первой стороне магнитной ленты используют голосовое сообщение: “один”, а на второй стороне магнитной ленты используют голосовое сообщение: “два”.

7. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве носителя звукозаписи используют оптический компактный диск (CD).

8. Способ по пп.1-7, отличающийся тем, что используют дополнительный носитель информации, представляющий собой бумажный носитель учебного материала.

9. Носитель звукозаписи, содержащий последовательность аудиозаписей уроков учебного материала, состоящих из основной информации, предназначенной для заучивания, и описательной информации, предназначенной для понимания основной информации, отличающийся тем, что в качестве аудиозаписей уроков учебного материала он содержит аудиозаписи по меньшей мере двух уроков, каждая из которых сформирована по схеме: описательная информация - первая пауза, достаточная для голосового воспроизведения обучающимся основной информации - основная информация - повторение описательной информации - вторая пауза, достаточная для голосового воспроизведения обучающимся основной информации.

10. Носитель звукозаписи по п.9, отличающийся тем, что он дополнительно содержит последовательность аудиозаписей уроков учебного материала, сформированных по схеме: основная информация - первая пауза, достаточная для голосового воспроизведения обучающимся основной информации описательная информация - вторая пауза, достаточная для голосового воспроизведения обучающимся основной информации.

11. Носитель звукозаписи по п.9 или 10, отличающийся тем, что он содержит аудиозапись акустического сигнала, расположенную между аудиозаписями каждого урока.

12. Носитель звукозаписи по п.11, отличающийся тем, что акустический сигнал выполнен в виде голосового сообщения: “один” и/или “два”.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2