Способ повышения психологической толерантности и стрессоустойчивости

Реферат

 

Изобретение относится к медицине, в частности к психиатрии. Осуществляют анализ анамнеза, рациональную психотерапию и суггестивное воздействие, причем при анализе анамнеза у пациента выявляют индивидуально специфичные дезадаптивные когнитивно-поведенческие стратегии. С помощью рациональной и суггестивной психотерапии разъясняют и внушают концепцию о ведущей роли интолерантности к стрессам в возникновении и сохранении патологических отклонений. В состоянии бодрствования и гипнотического транса устраняют выявленные дезадаптивные стереотипы и фиксируют оптимальные адаптивные стратегии мышления и поведения. На первом этапе обучают пациента психосенсорно-ментальной саморегуляции и последовательному систематическому самоконтролю. На втором этапе проводят тренинг психофизиологической сенситивности с повышением порога чувствительности к негативным соматовегетативным и психосенсорным факторам. На третьем этапе актуализируют ресурсы личности с апробацией и селекцией психологических защит. На четвертом этапе проводят когнитивную коррекцию личности, симпатическую суггестию адаптивно-пластичного когнитивного типа личности и аверсионную суггестию дезадаптивного когнитипа. На пятом этапе обсуждают и тренируют модели поведения в ситуациях психологических утрат, проводят обучение визуально-вербальному самопрограммированию и когнитивно-сенсорной саморегуляции. На шестом этапе повышают специфическую толерантность по отношению к актуальным для больного психотравмирующим факторам с помощью когнитивно-векторной саморегуляции. На седьмом этапе осуществляют проверку результатов лечения в реальных условиях и динамическое наблюдение, курс лечения включает в себя 7-10 сеансов. Способ позволяет повысить эффективность коррекции низкой толерантности к психологическим стрессорам и психическим травмам и получать более стабильный эффект в короткие сроки.

Изобретение относится к области медицины, а именно к психотерапии. Низкая толерантность к психологическим стрессорам и психическим травмам - различные варианты психологической уязвимости и устойчивые стереотипы дезадаптивного поведения - являются основными причинами психогенных расстройств. Интолерантность такого рода связана со специфическими особенностями личности и ее истории. Жизнь в современном обществе изобилует стрессами, насыщена отрицательными эмоциями. В настоящее время практически невозможно найти место, в котором можно было бы избавиться от негативных психических воздействий. Развитие средств коммуникации и транспорта, усложнение информационно-психологической стороны жизни, миграция населения и рост его благосостояния сближают условия жизни в городе и сельской местности. Выравнивается и угроза для психического здоровья - в обоих регионах наблюдается тенденция к росту пограничной психической патологии и состояниям зависимости от психоактивных веществ, которые являются индикаторами социально-психологического неблагополучия общества.

В связи с этим является актуальной проблема формирования толерантности к психотравмирующим факторам и повышения стрессоустойчивости. Однако до настоящего времени отсутствуют достаточно эффективные методы, имеющие подобную направленность.

Известен способ суггестии и гипносуггестии. Его классический вариант предполагает прямое директивное внушение о том, что должно произойти, прямо определяет поведение человека в тех или иных ситуациях, формирует установку целенаправленного реагирования. Эффект такого внушения зависит от того, насколько психотерапевт продемонстрирует силу своей личности, а пациент подчинится ему (В.М.Бехтерев. Гипноз. Внушение. Телепатия. - М.: Мысль, 1994, с. 47-310). Современные варианты суггестии адресуются к бессознательной части личности и включают в себя внушения, завуалированные тем или иным образом. Эти скрытые воздействия представляют собой вставленные сообщения (слова или фразы, имеющие тематическую направленность, включенные в маскирующий текст) или истории и метафоры, фабула которых соответствует модели разрешения проблемы пациента. (Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном. - М.: Класс, 1994, с.13-304). Недостатками этого способа являются: недостаточная гуманность подобных манипуляций, особенно скрытых для сознания человека, необходимость использования состояний транса для реализации большинства внушений, зависимость эффекта от внушаемости и гипнабельности пациентов, длительные сроки лечения, а также нестабильный терапевтический эффект.

Известен также способ систематической десенсибилизации (десентизации) Й.Вольпе (А.А.Александров. Современная психотерапия. - С-Пб.: Академический проект, 1997, с. 67-69). Его особенностью является ступенчатая, поэтапная визуализация контакта с проблемной ситуацией или психотравмирующим фактором на фоне мышечной релаксации по методу И.Джейкобсона. Контакт с этими негативными воздействиями представляют в виде иерархической последовательности от самой минимальной, отдаленной степени, вызывающей незначительные отрицательные эмоции, до степени максимального взаимодействия, способной спровоцировать сильную тревогу, страх или другие отрицательные переживания. Переходы от минимума к максимуму допускаются лишь после снятия негативных эмоций на предыдущих этапах.

Недостатками этого способа являются: незначительная представленность когнитивно-рациональных воздействий, в связи с чем пациент не до конца понимает причины и сущность своего заболевания, и ориентация на визуализацию, которая доступна не всем.

В качестве ближайшего аналога взят способ визуализации проблемных ситуаций, применяемый в нейролингвистическом программировании (Д.О'.Коннор, Д.Сеймор. Введение в НЛП. - Челябинск: Версия, 1997, с. 171-177, 213-222), включающий анализ анамнеза и косвенное суггестивное воздействие. При этом в качестве основного приема используется ассоциированная или диссоциированная визуализация. В первом случае зрительно представляют проблемную ситуацию “как в жизни”, “изнутри”, во втором визуализируют в этой ситуации себя (свою копию). Кроме этого, представляют психотравмирующие объекты меньшими по размеру, далекими, нечеткими, бесцветными или быстро заменяют негативные образы позитивными - более крупными, близкими, цветными. Кроме этого, используются приемы изменения параметров других сенсорно-определенных характеристик психотравмирующих объектов. Вариантом данного способа является визуализация “линии жизни” - зрительное представление условной линии, располагающейся чаще всего на полу, символически отражающей прошлое, настоящее и будущее. На одном или нескольких из этих отрезков, в зависимости от особенностей проблематики, воображают конфликтные, психотравмирующие зоны. На эти зоны далее встают и оживляют ресурсное психологическое состояние, переживавшееся ранее - спокойствие, уверенность и т.п. Такие манипуляции с отстранением и изменением образа отрицательных факторов позволяют снизить их нежелательное психологическое воздействие, постепенно адаптироваться к ним и тем самым избирательно повысить толерантность. Однако и этот способ не обладает высокой эффективностью. Он опирается на недостаточно изученные и мало доказанные положения нейролингвистического программирования о репрезентативных системах, не затрагивает когнитивно-рациональную часть личности и, кроме этого, требует хорошего развития способности к воспроизведению сенсорно-определенных образов, преимущественно зрительных, что ограничивает возможности его применения.

Задачей изобретения является создание высокоэффективного способа коррекции низкой толерантности к психологическим стрессорам и психическим травмам, обладающего более широкими функциональными возможностями и универсальностью, позволяющего получать более стабильный лечебный эффект в короткие сроки.

Сущность изобретения состоит в том, в способе повышения психологической толерантности и стрессоустойчивости, включающем анализ анамнеза, рациональную психотерапию и суггестивное воздействие, отличающемся тем, что при анализе анамнеза у пациента выявляют индивидуально специфичные дезадаптивные когнитивно-поведенческие стратегии, с которыми связаны патологически сниженные толерантность и стрессоустойчивость, с помощью рациональной и суггестивной психотерапии разъясняют и внушают концепцию о ведущей роли интолерантности к стрессам в возникновении и сохранении патологических отклонений, далее в состоянии бодрствования и гипнотического транса устраняют выявленные дезадаптивные стереотипы и фиксируют оптимальные адаптивные стратегии мышления и поведения путем последовательного сочетания нейрокоррекционных и личностно-реконструирующих воздействий, в процессе которых на первом этапе создают нейрофизиологические основы для произвольного управления психоэмоциональными реакциями, обучают пациента психосенсорно-ментальной саморегуляции и последовательному систематическому самоконтролю, на втором этапе проводят тренинг коррекции психофизиологической сенситивности с повышением порога чувствительности к негативным соматовегетативным и психосенсорным факторам и тем самым создают основание для последующего повышения психологической толерантности, на третьем этапе приступают к личностно-ориентированным воздействиям, актуализируют ресурсы личности с апробацией и селекцией психологических защит, на четвертом этапе проводят когнитивную коррекцию личности, симпатическую суггестию адаптивно-пластичного когнитивного типа личности и аверсионную суггестию дезадаптивного когнитипа, на пятом этапе для повышения неспецифической толерантности к потенциально психотравмирующим факторам с пациентом обсуждают и тренируют модели поведения в ситуациях психологических утрат, проводят обучение визуально-вербальному самопрограммированию и когнитивно-сенсорной саморегуляции, на шестом этапе повышают специфическую толерантность по отношению к актуальным для больного психотравмирующим факторам с помощью когнитивно-векторной саморегуляции, на седьмом этапе осуществляют проверку результатов лечения в реальных условиях, динамическое наблюдение и коррекцию отдаленных результатов, курс лечения включает в себя 7-10 сеансов, лечебно-коррекционные самовоздействия на этапе обучения выполняют ежедневно от 10 до 40 раз в сутки, полученные навыки психологической толерантности и стрессоустойчивости используют далее для улучшения адаптации.

Использование изобретения позволяет получить следующий технический результат.

Способ является высокоэффективным. Достигнутый результат является стабильным. Наступление положительного эффекта в виде повышения психологической толерантности и стрессоустойчивости наблюдается у всех пациентов уже на первом сеансе, в дальнейшем он неуклонно нарастает и дополняется позитивными переменами в поведении.

Способ имеет широкий спектр показаний: невротические расстройства, расстройства личности и поведения, аффективные расстройства, психосоматические расстройства, нервная анорексия и булимия, состояния зависимости от психоактивных веществ, любые другие расстройства, связанные с психогенными факторами, вредные привычки.

Другим направлением использования данного метода является психопрофилактика пограничных психических расстройств и зависимости от психоактивных веществ, развитие у психически здоровых лиц адаптационных способностей, психологической толерантности и стрессоустойчивости, формирование наиболее выгодных позитивных стратегий поведения для преодоления неизбежных в жизни каждого человека стрессов и психотравм. Полученные в процессе лечения навыки нацелены на применение в реальных условиях, в т.ч. незаметно для окружающих, без прекращения основной деятельности или общения, особенно в ситуациях непосредственного воздействия психотравмирующих факторов, запускающих аномальное поведение.

Противопоказаниями к применению данного способа являются лишь острые психотические состояния и слабоумие.

Способ не имеет возрастных ограничений, доступен для большинства людей - как пациентов с пограничными психическими расстройствами, так и практически здоровых.

Он реализуется в виде сеансов и психологических тренингов, включает в себя специальные домашние задания, которые выполняет пациент, и может применяться самостоятельно или в комплексной терапии благодаря хорошей совместимости с любыми другими видами психотерапии, психокоррекции и психофармакотерапией.

Способ безвреден, не дает побочных эффектов, экономичен, практически не требует материальных затрат и может быть использован в медицинских и психологических учреждениях любого типа.

Технический результат достигается за счет предложенной автором многоуровневой модели повышения психологической толерантности и стрессоустойчивости с охватом как нейрофизиологического, так и личностного уровней. Собственно нейрокоррекционный эффект дополняется психологическим, глубокие позитивные изменения затрагивают как нейрофизиологический, так и личностный уровни, формируя благоприятную основу для усвоения новых адаптивных стратегий поведения.

Предлагаемый способ включает в себя высокоэффективные психокоррекционные и психотерапевтические технологии, ориентированные на побуждение пациента к изменению негативных стратегий существования, дестабилизацию ригидных дезадаптирующих поведенческих стереотипов, нейтрализацию сверхценного отношения к психотравмирующим воздействиям или объектам зависимости и развитие толерантности и стрессоустойчивости.

Способ осуществляется следующим образом.

Первоначально устанавливают глубокий эмпатический контакт с пациентом за счет различных проявлений гуманистической заинтересованности в помощи ему, аналогичных концептуальных и сенсорно-определенных высказываниях относительно актуальных вопросов и проблем, демонстрации и имитации сходных манер невербального поведения, различных проявлений собственной компетентности и способности обеспечить полноценную помощь. Здесь нежелательной является критика, конфронтация и создание блоков с родственниками, находящимися в конфликтных отношениях с больным (это может быть осуществлено в дальнейшем). От результатов этого этапа зависит не только успешность последующей психокоррекционной и психотерапевтической работы, но и вероятность самого факта продолжения контактов.

Далее проводят анализ анамнеза и индивидуально-психологических особенностей пациента. Психологическая диагностика включает в себя когнитивно-аналитической анализ структуры личности и выявление патологических дезадаптивных когнитивно-поведенческих стратегий с использованием адекватных клинико-психологических методов. В затруднительных случаях используется гипноанализ. Уделяется внимание изучению таких элементов личностной организации, как стиль восприятия и переработки впечатлений, связанных с контактами с внешним миром или самоанализом, индивидуальные особенности ситуационного и предситуационного мышления, система отношений, иерархия жизненных ценностей, концепции, идеи и др. Их рассматривают в аспекте влияния на развитие заболевания, с одной стороны, и в плане наличия ресурсов, возможностей данного индивидуума, способных обеспечить выздоровление, с другой. Важным является проведение ассоциативного эксперимента, имеющего целью исследование вербальных и невербальных (аналогово-образных) ассоциаций больного, связанных со словами-стимулами, имеющими тематическое отношение к структуре заболевания. Этот эксперимент повторяется в процессе лечения для оценки динамики выздоровления. Необходимой является идентификация и регистрация с помощью самоанализа спонтанных и произвольных мыслей, возникающих у пациента при воспоминаниях и размышлениях на проблемные темы или при нахождении в психотравмирующих ситуациях. Для этих целей ему дают инструкцию записывать (без какой-либо редакции) свои мысли на проблемные темы.

На этой основе осуществляют рациональную психотерапию и суггестивное воздействие, разъясняя, убеждая и внушая концепцию о ведущей роли интолерантности к стрессам в возникновении и сохранении патологических отклонений. До сведения пациента доводят, что целью метода является дестабилизация и устранение негативных когнитивно-поведенческих стереотипов, являющихся помехой для гармоничной жизни, и усвоение нового позитивного, адаптивного когнитивно-поведенческого стиля. Разрабатывают индивидуальную схему повышения психологической толерантности и стрессоустойчивости. Из лечебно-коррекционного арсенала методики формируют набор доступных, индивидуально приемлемых действий и операций, оказывающих как нейрокоррекционное, так и личностно-реконструирующее действие.

Затем в соответствии с разработанной схемой осуществляют последовательное поэтапное когнитивное и суггестивно-бихевиоральное воздействие, которое проводят преимущественно в состоянии бодрствования пациента, при необходимости для ускорения усвоения лечебной информации используют гипнотерапию.

Методика повышения психологической толерантности и стрессоустойчивости включает в себя семь этапов, при реализации которых применяют следующие психотерапевтические приемы:

психосенсорная и ментальная саморегуляция,

последовательный систематический самоконтроль,

тренинг коррекции психофизиологической сенситивности,

актуализация ресурсов,

апробация и селекция психологических защит,

когнитивная коррекция личности,

повышение неспецифической психологической толерантности и стрессоустойчивости,

вербально-суггестивное самопрограммирование,

визуально-вербальное самопрограммирование,

тематические ролевые тренинги,

когнитивно-сенсорная саморегуляция,

тренинг специфической психологической толерантности,

когнитивно-векторная саморегуляция, динамическое наблюдение и коррекция отдаленных результатов.

На первом этапе для ускоренного формирования способности к произвольному контролю над психоэмоциональным состоянием и повышения психологической толерантности и стрессоустойчивости пациента обучают психической саморегуляции.

Вначале у всех занимающихся развивают способности к психосенсорной и ментальной саморегуляции. Это имеет как нейрофизиологический смысл - в виде реального повышения способностей к произвольному контролю над психосенсорной и ментальной сферами, так и скрытый, суггестивный, представляя собой метафору управления психоэмоциональным состоянием и первую ступень этой способности. Переживания человека являются сенсорно-зависимыми, с одной стороны, и когнитивно опосредованными, ментальными, с другой. Тренировка способностей к регуляции в пределах различных уровней психического является важным элементом повышения толерантности к стрессорам.

Для этого в пределах каждой сенсорной системы проводят упражнения по ослаблению параметров сенсорно-определенных представлений, как положительных, приятных, так и отрицательных, неприятных. Все это позволяет одновременно уменьшать и психоэмоциональные эффекты восприятия.

Для зрительной системы используют: представление ярких, крупных, близких, контрастных, цветных образов с уменьшением их яркости, размеров, расстояния до них, степени контраста и цветонасыщенности, а также “всматривание” сквозь предметы и людей (представление прозрачности предметов или людей).

Для слуховой системы: воспроизведение громких, быстрых, отчетливых звуков с уменьшением их громкости, скорости звучания и отчетливости.

Для кинестетической системы: регуляция мышечного тонуса в диапазоне от напряжения тех или иных мышечных групп до релаксации.

В тактильно-осязательной системе: вариации прикосновений, фиксаций, точечных воздействий от максимальных по интенсивности до минимальных.

В ольфакторной и вкусовой системах используют соответствующие представления с их изменением от максимально воспроизводимых до устранения воспоминания.

На уровне ментальности проводят обучение понижению степени отчетливости осознания мыслей - вытесняют, “гасят”, “затуманивают” возникающие в сознании мысли и тренируют способность не задерживаться ни на одной из них, мгновенно переходить к другой в виде “потока сознания”, свободного, нефиксированного течения мыслей.

Все эти упражнения проводят до 30-40 раз в день.

Далее пациент осваивает способ последовательного систематического самоконтроля. Его основой является психофизиологическая (функционально-динамическая) модель организации поведения. Отработка навыка самоконтроля начинается с усвоения триггера оптимального поведения - слова, фразы, визуализируемого образа, жеста и т.п., который пациент произвольно “включает” в нужный момент.

Занимающийся последовательно спрашивает и инструктирует себя:

1. “Что сейчас со мной происходит?”;

2. “Чего я действительно хочу сейчас?”;

3. “Что я раньше делал, чтобы достичь того, что действительно хочу сейчас?”;

4. “Что сейчас позволяют мне внешние условия и мои ресурсы?”;

5. “Как соотносится опыт и реальность?”;

6. “Мой выбор, мой план - ...Прогноз -...”;

7. “Я разрешаю себе...”;

8. “Я действую и полностью контролирую свои мысли, слова, интонации, состояние тела, дыхание, мимику, мышечный тонус, движения”;

9. “Я полностью контролирую процесс достижения цели и регулирую свое состояние”;

10. “Результат - ...Оценка - ...Вывод - ...Решение о прекращении или возобновлении деятельности по достижению цели -...”;

11. “Информация в архив памяти -...”.

На каждой ступени последовательного систематического самоконтроля важно осознавать свое эмоциональное состояние. Овладение методом начинают с наиболее простых, не проблемных поведенческих актов, таких как удовлетворение чувства голода, чистка зубов, выбор одежды соответственно ситуации и погодным условиям и т.п.

Далее развитие стрессоустойчивости включает в себя коррекцию различных уровней сенситивности - психофизиологического и психологического, так как их выраженность обратно пропорциональна степени толерантности к негативным психологическим воздействиям.

На втором этапе повышают адаптивные способности с помощью тренинга коррекции психофизиологической сенситивности. Это касается повышения порога чувствительности по отношению к соматовегетативным факторам, безвредным для здоровья состояниям физиологического дискомфорта, которые пациент постепенно обучается переносить. Тренинг имеет как очевидный, тренирующий соматовегетативную толерантность смысл, так и скрытый, являясь метафорой и предшествующей ступенью повышения психологической толерантности.

Упражнения включают в себя адаптацию к различным негативным психофизиологическим состояниям, таким как:

дефицит ночного сна - уменьшение продолжительности ночного сна до безвредных пределов в ограниченные периоды времени, вплоть до эпизодов полного отказа от сна;

вынужденные неудобные позы - удержание любых физиологически безопасных вариантов неудобных положений тела, туловища и конечностей (асан из системы йогов или их модификаций) продолжительностью от нескольких минут до максимально возможного времени;

холодовые и тепловые закаливающие процедуры (с учетом принципа постепенности) - общие и местные ванны, растирания, обертывания, контакты со снегом, льдом или с горячей водой и разогретыми предметами;

отказ от излюбленных видов пищи в течение определенного времени;

чувство голода - увеличение промежутков в приеме пищи до максимально возможных, а при наличии квалифицированного медицинского наблюдения и отсутствии противопоказаний - лечебное голодание оптимальной продолжительности;

допустимые варианты адаптации к боли - упражнения с акупрессурой, увеличивающейся по продолжительности с использованием сенситивных точек: Хэ-Гу, козелков ушных раковин, локтевых мыщелков (“точек Бехтерева”)и др.;

сосудистые реакции - адаптация к перепадам сосудистого тонуса с помощью приема таблеток никотиновой кислоты или ксантинола никотината в нарастающих дозах (никотиновая кислота, витамин РР - таблетки 0,05 г в разовых дозах для детей - до 0,025-0,05 г, для взрослых до 0,15-0,5 г, суточные дозы для детей - до 0,15 г, для взрослых - до 1 г; ксантинола никотинат - таблетки 0,15 г в разовых дозах для детей - 0,03-0,05 г, для взрослых - до 0,15 г, суточные дозы для детей - до 0,15 г, для взрослых - до 0,9 г), таблетки дают с 200 мл воды;

отрицательные вкусовые ощущения - толерантность тренируется с помощью приема горечей или ксантинола никотината, последний принимается в дозах от 1/3 до 1 табл. по 0,15 для рассасывания в ротовой полости;

отрицательные обонятельные ощущения - обоняние нашатырного спирта или других субъективно неприятных запахов.

На третьем этапе для повышения потенциала стрессоустойчивости переходят к личностно-ориентированным воздействиям. Первоначально используют способ актуализации ресурсов, направленный на использование естественных, уже имеющихся у пациента возможностей и резервов. Каждое психологическое качество, особенно акцентуированное, может приносить и пользу, и вред человеку, его окружению или обеим сторонам. Так, например, боязливость способна избавить от травм или ситуаций насилия и в то же время быть основой фобии. Чувство собственного достоинства может помочь человеку пережить одну группу проблем, но, будучи ущемленным, служит основой для других. Педантизм в некоторых случаях необходим, например в фармации, в других вреден и т.д.

При актуализации ресурсов на первом этапе проводят диагностику ресурсов - находят “сильные стороны личности”. Они могут быть как положительного, так и отрицательного, в т.ч. социально не одобряемого (например, жадность) свойства. В качестве ресурсов могут выступать также привлекательные для пациента качества других людей или героев кино и книг. Составляют своеобразный “банк ресурсов”.

Далее проводят “адресное прикрепление” одного или комплекса ресурсов к тематике проблемного состояния, специфике психических травм. Так, актуализация чувства стыда может помочь в преодолении повышенной раздражительности при внушении пациенту стыда за подобные отрицательные эмоциональные выплески. Актуализация ипохондричности может быть полезной при внушении ограничений в поведении, если оговаривается, что “выход за рамки” может привести к “отрицательным для организма последствиям”.

При использовании нескольких ресурсов учитывают их баланс, соотношение, особенности синергического или антагонистического взаимодействия.

Ресурсы актуализируют путем осознания их роли, внушенной психотерапевтом (это внушение может иметь оттенок скрытого от больного преувеличения), и повторением в нужной ситуации аутосуггестивных текстов, составленных для больного.

Для моделирования желательного адаптивного поведения проводятся тренинги с эксплуатацией ресурса при визуализации - ассоциированной (пациент “видит” ситуацию так же, как привык ее воспринимать в реальной жизни) или диссоциированной (здесь представляют свою копию, двойника, находящегося в проблемной ситуации). Использование ресурсов облегчается при стандартизации тренирующих процедур с одновременным подключением и закреплением на высоте переживаний субъективно приемлемых вербальных, слуховых, двигательных или других стереотипов, играющих далее роль условно-рефлекторных когенераторов позитивного поведения.

Далее используют метод апробации и селекции психологических защит. Она включает в себя ролевой тренинг, в процессе которого пациент, ознакомленный с особенностями различных вариантов психологической защиты, пробует “вживаться” в каждый из них поочередно и соответствующим образом адаптироваться к актуальным для себя проблемам. Апробация сопровождается селекцией - выбором под руководством психотерапевта наиболее приемлемых вариантов психологической защиты.

Психологической “примерке” подвергаются: вытеснение, подавление, перенос, рационализация, ирония, проекция, идентификация, отрицание, регрессия, изоляция, компенсация, гиперкомпенсация и, при хорошо продуманной технике, конверсия (ее имитация). Итогом, как правило, является десенсибилизация по отношению к психотравмирующим воздействиям и расширение способностей и тактики преодоления проблемного состояния.

Содержанием четвертого этапа является когнитивная коррекция личности, направленная на формирование у пациента мотивации к личностному росту и развитие черт гармоничной личности. Для этого с использованием аверсионной и симпатической суггестии его информируют о проявлениях психологической дисгармонии и гармонии в рамках когнитивно-аналитической концепции личности. Основным положением этой концепции является понятие когнитивного типа (когнитипа) личности. Когнитип имеет главным образом психогенное, социогенное происхождение и именно он определяет степень толерантности и стрессоустойчивости, особенности адаптации индивидуума и риск развития пограничных психических расстройств.

Первоначально дают клинико-психологическую характеристику дезадаптивных когнитипов личности, для того чтобы пациент узнал себя в одном из них. Данную информацию преподносят в виде аверсионного внушения для переориентации пациента, отказа от дезадаптирующих установок и принятия позитивных моделей поведения, характерных для адаптивных когнитипов. Дезадаптивные когнитипы, как правило, сопутствуют определенным акцентуациям или аномалиям личности. Они, по сравнению с адаптивными, отличаются наличием ригидных дезадаптирующих когнитивно-эмоциональных стереотипов и тенденцией к развитию психогенных расстройств даже при существовании в объективно относительно благоприятных условиях. Здесь наблюдаются следующие варианты:

1. Гиперактуализирующий когнитип проявляется в сверхценном отношении к тем или иным сторонам внутреннего и/или внешнего мира, дезадаптирующих максималистских установках, настроенности на обязательную реализацию своих потребностей, идеальное выполнение окружающими установленных правил. При этом может наблюдаться гипертрофированное чувство долга, отношение к сложностям жизни и неудачам как к вселенским катастрофам (“катастрофизация” по А.Беку), а к незначительным прегрешениям других как к преступлениям. Здесь возможна монотематическая или политематическая гиперактуализация. Данный когнитип наиболее универсален, часто сочетается с другими, может встречаться практически при всех типах личности, характерен для невротических расстройств.

2. Идеалистический когнитип основным своим содержанием имеет наличие примата уязвимых ценностей, таких как “вечные” благополучие и стабильность, здоровье и внешность, благодарность детей, дружба, любовь, супружеская верность, расположение начальства и коллектива и т.п. Здесь наблюдается доминирование всего того, что неизбежно меняется со временем в основном в худшую сторону, вплоть до “самого печального конца”. Приспособление к неидеальной действительности, “правде жизни” с сохранением ригидных наивно-идеалистических концептов при этом возможно лишь за счет включения таких защитных психологических ресурсов, как реакции вытеснения, отрицания, подавления или изоляции. Дефицитарность последних при столкновении ригидных инфантильно-идеалистических концептов с отрицательной динамикой состояния социума, микросоциума или собственного психофизического здоровья приводит к дезадаптации. Этот когнитип, как и предыдущий, гиперактуализирующий, отличается универсальностью.

3. Моноцентрированный когнитип своим главным отличием имеет устойчивую одностороннюю концептуально-ценностную ориентацию, не способную меняться в соответствии с изменяющимися условиями жизни или психического и физического состояния индивидуума. Возможность беспроблемного существования при этом или целиком зависит от окружающей среды и состояния здоровья, или от того, насколько автономно и комфортно (субъективная адаптация) способен существовать человек с подобным когнитипом. Это возможно для аутистически-шизоидных или фанатичных личностей, замкнуто-некритично охваченных какой-либо идеей. Если возможность безболезненной автономизации, изоляции от социума исключена, то такие субъекты неизбежно вступают в противоречие с изменяющимися условиями жизни. Предотвратить психологические кризисы здесь можно лишь при сохранении стабильности в указанных выше сферах, что удается редко. Подобная особенность может наблюдаться также при духовно-интеллектуальной ограниченности, зависимом расстройстве личности и при аддикции к психоактивным веществам.

4. Контрастный когнитип отличается отсутствием выделения промежуточных вариантов и оттенков в отношении к себе, другим людям и явлениям жизни - по принципу “либо черное, либо белое”, “или друг или враг” и т.п.(дихотомическое мышление по А.Беку). Разновидностями его являются ригидно-контрастный (с устойчивой поляризацией) и лабильно-контрастный (с легкостью переходов от одной крайности к другой). Этот когнитип встречается в основном при эпилептоидности, параноидном, эмоционально-неустойчивом и истерическом расстройствах личности.

5. Малодифференцированный антагонистический когнитип. Малодифференцированный когнитип в целом характеризует слабая дифференцированность, нечеткость различий между субъективными концептами, особенно их ценностными качествами. Дезадаптивный вариант малодифференцированного когнитипа проявляется в сомнениях, колебаниях, борьбе мотивов, трудностях выбора, которые возникают в связи с “размытостью” субъективных концептов. Здесь может наблюдаться стабильность в конкуренции определенных концептов и потребностей или неустойчивость, при которой в антагонистические отношения вступают то одни, то другие. Это наблюдается главным образом при психастеническом и ананкастном психотипе.

6. Негативно-интерпретирующий когнитип характеризуется неадекватной негативной ретроспекцией, негативной оценкой настоящего или негативным прогнозированием. Подобные интерпретации могут быть экстрапунитивными (негативная оценка окружения) или импунитивными (негативная оценка себя). Возможна также тотально-негативная интерпретация. Данный когнитип встречается главным образом при тревожном типе личности, психастении, ипохондрических и депрессивных состояниях.

7. Дезадаптивно-интегрированный когнитип сочетает в себе различные комбинации рассмотренных выше дезадаптивных когнитипов.

Далее пациенту раскрывают клинико-психологическую характеристику адаптивных когнитипов. Это проводят в виде симпатического внушения, больного настраивают на принятие, интериоризацию концептуально-поведенческого алгоритма адаптивной личности, адаптивного стиля мышления. Ему внушают, что от этого выиграют все - и он сам, и окружающие. Наличие адаптивного когнитипа полностью или практически полностью исключает возможность существенных внутриличностных или межличностных конфликтов. Это характерно для психической нормы и благоприятных вариантов акцентуации характера. Адаптивные когнитипы позволяют личности адаптироваться к любым социальным и микросоциальным условиям.

1. Адаптивно-пластичный когнитип является наиболее совершенным в плане адаптации и личностной зрелости. Он характеризуется пластичностью субъективных концептов при ведущем значении психологической гармонии, духовности (в широком или узкорелигиозном смысле), гуманизма и развития данной личности. Подобная личность способна позитивно интерпретировать любые внутренние и внешние коллизии и готова к любым утратам. Данный когнитип включает в себя также позитивное прогнозирование и самопрограммирование - способность настраивать себя на лучшее при любых вариантах исхода ожидаемых событий. Кроме этого, характерными здесь являются позитивная отстраненность (невовлеченность в суету, напряженность и скандальность окружающего мира) и адекватный минимализм (готовность довольствоваться малым). При возникновении альтернативы между сохранением опред