Учебно-практическое тренировочное устройство

Реферат

 

Изобретение относится к военной технике и может быть использовано для обучения и тренировки стрелков-зенитчиков. Технический результат – упрощение конструкции, полное внешнее сходство с реальным изделием и выполнение тех же функций при пуске, уменьшение энергопотребления. Учебно-практическое тренировочное устройство содержит пусковую трубу с макетом блока датчиков и колодкой. На колодке для подсоединения стартового двигателя установлены три пружины, которые фиксируют наконечники проводов электрической связи на конусных контактах. На разъеме стыковки оптико-механического электронного приемника, размещенного на пусковой трубе, установлены контакты, обеспечивающие электрическую связь между оптико-механическим электронным приемником и пусковой трубой, в которой размещены провода электрической связи с разъемом стыковки пускового механизма. В трубе установлена габаритно-весовая модель ракеты. В стартовом двигателе установлен шток. В зависимости от режима работы может быть применен стартовый двигатель, в камере которого расположен электронный узел, содержащий включенные последовательно диодный мост, генератор шума, усилитель мощности, схему ограничения длительности звука с излучателем звука. 4 ил.

Изобретение относится к тренажерам для обучения и тренировки стрелков - зенитчиков переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗPK).

Известен тренажер наводчиков - операторов установок пуска ракет или стрельбы из орудий и пулеметов, в состав которого входит устройство для имитации пуска ракет или стрельбы, включающее оптический прибор наведения, органы управления наводкой (см. патент №2179698, кл. F 41 G 3/26, 20.02.2002 г.) Устройство принято за прототип.

К недостаткам данного устройства нужно отнести: устройство для имитации пуска ракеты предназначено для обучения работе с противотанковыми ракетными комплексами (ПТРК) и не может быть использовано для обучения работе с ПЗРК; оптический прибор наведения и оптическое коллимирующее устройство не способны выполнясь функции оптической головки самонаведения, внешний вид повторяет штатное устройство ПТРК, отличное от ПЗРК; пуск ракеты для обучаемого имитируется на телевизионном индикаторе или используется штатное оборудование по прямому назначению, тем самым увеличиваются затраты при учебно-боевых пусках ракеты.

Предлагаемым изобретением решается задача: повышение ресурса, ремонтопригодность, многократное использование, снижение затрат.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в упрощении конструкции, полном внешнем сходстве с реальным изделием и выполнении тех же функций при пуске, уменьшении энергопотребления.

Указанный технический результат достигается тем, что в учебно-практическом тренировочном устройстве, содержащем пусковую трубу, стартовый двигатель, новым является то, что пусковая труба снабжена колодкой и разъемом стыковки пускового механизма, в пусковой трубе установлена габаритно-весовая модель ракеты, на пусковой трубе размещены макет блока датчиков и оптико-механический электронный приемник, электрически соединенный с разъемом стыковки пускового механизма и выполняющий функции оптической головки самонаведения, а на колодке расположены пружины, соединенные с проводами электрической связи стартового двигателя и с разъемом стыковки пускового механизма, причем в камере стартового двигателя установлен электронный узел, соединенный с проводами электрической связи стартового двигателя, содержащий включенные последовательно диодный мост, генератор шума, схему ограничения длительности звука и усилитель мощности с излучателем звука, а в камере стартового двигателя размещено взрывчатое вещество.

По сравнению с прототипом заявляемое техническое решение имеет следующие отличительные признаки:

- пусковая труба снабжена колодкой и разъемом стыковки пускового механизма,

- в пусковой трубе установлена габаритно-весовая модель ракеты,

- на пусковой трубе установлены макет блока датчиков и оптико-механический электронный приемник, электрически соединенный с разъемом стыковки пускового механизма и выполняющий функции оптической головки самонаведения,

- на колодке расположены пружины, соединенные с проводами электрической связи стартового двигателя и с разъемом стыковки пускового механизма,

- в камере стартового двигателя установлен электронный узел, соединенный с проводами электрической связи стартового двигателя, содержащий включенные последовательно диодный мост, генератор шума, схему ограничения длительности звука.

Перечисленные признаки обеспечивают значительное упрощение конструкции, что в конечном итоге приводит к уменьшению энергопотребления, повышению ресурса, многократному использованию и ремонтопригодности, к внешнему и весовому сходству с реальным изделием при выполнении тех же функций при пуске.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на

фиг.1 - общий вид устройства;

фиг.2 - контактный узел;

фиг.3 - стартовый двигатель с электронным узлом;

фиг.4 - блок-схема устройства.

Учебно-практическое тренировочное устройство содержит пусковую трубу 1 с макетом 2 блока датчиков и колодкой 3. На колодке 3 для подсоединения стартового двигателя 4 установлены три пружины 5, которые фиксируют наконечники 6 проводов 7 электрической связи на конусных контактах 8. На разъеме 9 стыковки оптико-механического электронного приемника 10, размещенного на пусковой трубе 1, установлено необходимое количество контактов, обеспечивающих электрическую связь между оптико-механическим электронным приемником 10 и пусковой трубой 1, в которой размещены провода электрической связи с разъемом 11 стыковки пускового механизма. Оптико-механический электронный приемник 10 выполнен в форме сопряженных цилиндра и сферы, габаритами повторяет наземный блок питания реального устройства и выполняет функции оптической головки самонаведения - преобразование теплового излучения от объекта в электрический сигнал необходимой формы. Кроме того, оптико-механический электронный приемник 10 содержит электронные блоки, формирующие электрические сигналы, необходимые для работы пускового механизма, и микропереключатель для дистанционного включения устройства (на чертеже не показаны).

В трубе 1 установлена габаритно-весовая модель 12 ракеты, представляющая собой цилиндр из металла повышенной механической прочности для обеспечения многократного использования, с узлом стыковки стартового двигателя 4. В стартовом двигателе 4 установлен шток 13 без внутреннего отверстия. В зависимости от режима работы может быть применен стартовый двигатель, в камере 14 которого расположен электронный узел 15, содержащий включенные последовательно диодный мост 16, генератор 17 шума, усилитель 18 мощности, схема 19 ограничения длительности звука с излучателем 20 звука. Сопловый блок 21 выполнен с открытыми соплами для передачи звука с излучателя в открытое пространство. Управление и питание устройства осуществляется через разъем 11 стыковки пускового механизма, а также на него поступают сигналы с оптико-механического приемника 10. Пусковая труба 1 снабжена механизмом "накола" с рукояткой 22.

Устройство работает в двух режимах: учебном и учебно-практическом. В учебном режиме к габаритно-весовой модели 12 ракеты подсоединяется стартовый двигатель 4 с электронным узлом 15. Габаритно-весовая модель 12 ракеты устанавливается в пусковую трубу 1. С помощью пружин 5 наконечники 6 проводов 7 электрической связи фиксируют на конусных контактах 8. К разъему 9 стыкуется оптико-механический приемник 10. К разъему 11 стыкуется пусковой механизм. При работе оператор наводит устройство в необходимом направлении по прицельным стойкам. При повороте рукоятки 22 механизма "накола" механизм передает усилие на включение микропереключателя, расположенного в оптико-механическом электронном приемнике 10, и формируется команда для подачи в устройство напряжения питания через пусковой механизм.

При прицеливании на объект оптико-механический электронный приемник выполняет функции оптической головки самонаведения, воспринимает тепловое излучение объекта и вырабатывает электрические сигналы, необходимые для работы пускового механизма. Оператор переводит спусковой крючок пускового механизма из исходного положения до упора. После этого, примерно через 1 сек., должен произойти "сход" - пусковой механизм вырабатывает электрический сигнал, который поступает на контакты 8 и далее в электронный узел 15 на диодный мост 16, генератор 17 шума, усилитель 18 мощности, схему 19 ограничения длительности звука и излучатель 20 звука. Окончанием работы является звуковая имитация работы стартового двигателя через сопла соплового блока 21.

В учебно-практическом режиме к габаритно-весовой модели 12 ракеты подсоединяется стартовый двигатель 4, не содержащий электронный узел. Последовательность действий такая же, как и в учебном режиме, но окончанием работы является выброс из пусковой трубы 1 габаритно-весовой модели 12 ракеты стартовым двигателем 4, в камере которого расположено взрывчатое вещество, а шток 13 не пропускает продукты горения к габаритно-весовой модели 12 ракеты. Наконечники 6 проводов 7 электрической связи под действием движения габаритно-весовой модели 12 ракеты сходят с конусных контактов 8, расположенных на колодке 3. Макет блока датчиков в работе не участвует, он необходим для сохранения формы устройства.

Формула изобретения

1. Учебно-практическое тренировочное устройство, содержащее пусковую трубу, стартовый двигатель, отличающееся тем, что пусковая труба снабжена колодкой и разъемом стыковки пускового механизма, в пусковой трубе установлена габаритно-весовая модель ракеты, на пусковой трубе размещены макет блока датчиков и оптико-механический электронный приемник, электрически соединенный с разъемом стыковки пускового механизма и выполняющий функции оптической головки самонаведения, а на колодке расположены пружины, соединенные с проводами электрической связи стартового двигателя и с разъемом стыковки пускового механизма.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что в камере стартового двигателя установлен электронный узел, соединенный с проводами электрической связи стартового двигателя, содержащий включенные последовательно диодный мост, генератор шума, схему ограничения длительности звука и усилитель мощности с излучателем звука.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что в камере стартового двигателя размещено взрывчатое вещество.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4