Вертикальный подъемник для лиц с ограниченными физическими возможностями
Реферат
Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, в частности к вертикальным подъемникам, которые могут быть использованы для лиц с ограниченными физическими возможностями. Вертикальный подъемник содержит вертикальную силовую раму с направляющими, перемещающуюся вдоль указанных направляющих каретку, консольно закрепленную на каретке грузовую платформу с основанием и боковой стенкой и устройство для перемещения каретки. Указанное устройство включает вертикально закрепленный на силовой раме вращающийся ходовой винт, привод винта и закрепленную на каретке ходовую гайку. Привод и силовая опора ходового винта закреплены в верхней части силовой рамы. Каретка выполнена в виде фермы, имеющей верхнее и нижнее основания, соединяющие их вертикальные стойки и расположенную между основаниями опорную раму, на которой через двухстепенной шарнир и виброгасители закреплена ходовая гайка. Грузовая платформа закреплена на каретке посредством прямоугольной стыковочной рамы, соединенной с верхним и нижним основаниями каретки, верхнее и нижнее основания и опорная рама выполнены С-образными. Проемы в верхнем основании и опорной раме открыты с лицевой стороны каретки, а проем в нижнем основании открыт с тыльной стороны каретки. Изобретение обеспечивает удобство монтажа и демонтажа подъемника и повышение надежности. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению и может быть использовано в больницах, жилых зданиях, музеях, спортивных сооружениях, магазинах и прочих объектах для транспортирования лиц с ограниченными физическими возможностями с одного уровня на другой. Включение в активную общественную жизнь и обеспечение свободного перемещения по городу лиц с ограниченными физическими возможностями требует оснащения всех общественных сооружений средствами, обеспечивающими их перемещение с одного уровня на другой при высоте подъема до 4 м (вход в здание, перемещение с одного этажа на другой, пользование подземными переходами и т.п.). В большинстве случаев подъемники, особенно уличные, будут подвергаться воздействию всех факторов внешней среды (дождь, запыленность, выхлопные газы, химические реагенты, используемые для борьбы с гололедицей), что необходимо учитывать при их проектировании и изготовлении. Известен вертикальный подъемник для перемещения лиц и грузов с одного уровня на другой, содержащий обрамленную панелями кабину с входными и выходными дверьми, имеющую вертикальную силовую раму с направляющими, перемещающуюся вдоль указанных направляющих кабину и устройство для перемещения кабины, включающее вертикально закрепленные на силовой раме четыре вращающихся ходовых винта (по одному винту на каждом углу кабины), привод винтов и закрепленные на кабине четыре ходовые гайки (см. заявку ЕПВ №0020825 A1, B 66 B 9/02, F 16 H 25/20, 07.01.1981). Данный подъемник чрезмерно усложнен, что увеличивает его стоимость, усложняет его техническое обслуживание и делает его неприемлемым для использования в качестве средства для перемещения лиц с ограниченными физическими возможностями. Кроме того, конструкция подъемника предполагает использование его либо с одной дверью (односторонний подход-выход), либо с двумя дверьми (сквозной проход через кабину), что существенно ограничивает использование подъемника в сложившихся архитектурных комплексах. Наиболее близким к настоящему изобретению по совокупности существенных признаков является вертикальный подъемник для лиц с ограниченными физическими возможностями, содержащий обрамленную панелями кабину с входными и выходными дверьми, имеющую вертикальную силовую раму с направляющими, перемещающуюся вдоль указанных направляющих каретку, консольно закрепленную на каретке платформу с основанием и боковой стенкой, и устройство для перемещения каретки, включающее вертикально закрепленный на силовой раме вращающийся ходовой винт, привод винта, расположенный в нижней части силовой рамы, и закрепленную на каретке ходовую гайку. Каретка представляет собой горизонтальную балку, в средней части которой закреплена ходовая гайка, а на торцах балки закреплены две боковые силовые стенки, каждая из которых оснащена роликами, взаимодействующими с направляющими, и выступающими за лицевую поверхность силовой рамы кронштейнами для крепления боковой стенки грузовой платформы. Для повышения устойчивости ходового винта в силовой раме вертикально закреплены дополнительные вертикальные опорные стержни с перемещающимися вдоль них ползунами, поддерживающими ходовой винт (см. описание подъемника фирмы "Garaventa" (Канада) "Genesis Enclosure Design and Planning Guide" от 24.05.2001, c.4-11). Данный подъемник успешно используется для перемещения лиц с ограниченными физическими возможностями с одного уровня на другой с разностью высот более 4 м и приспособлен для вписывания его в сложившиеся архитектурные комплексы. Использование в конструкции длинного ходового винта, работающего на сжатие, потребовало введения дополнительных опор в виде ползунов, чтобы ограничить поперечное смещение ходового винта. Конструкция данного подъемника требует также высокой надежности и увеличенного ресурса для всех его агрегатов, так как профилактическое обслуживание агрегатов устройства перемещения каретки невозможно без полного демонтажа всего подъемника, что существенно ограничивает возможности его использования в незащищенных от воздействия уличной среды условиях. Задача, на решение которой направлено настоящее изобретение, заключается в создании вертикального подъемника для лиц с ограниченными физическими возможностями с использованием для перемещения грузовой платформы ходового винта, обеспечивающего более рациональное его нагружение, что способствует увеличению срока его эксплуатации. Еще одной задачей настоящего изобретения является создание вертикального подъемника для лиц с ограниченными физическими возможностями, конструкция которого позволяет производить профилактическое обслуживание подвижных частей подъемника, в том числе устройства для перемещения каретки, и удаление накопившейся грязи без демонтажа силовой конструкции подъемника за счет свободного доступа к ходовому винту и всем узлам, связанным с ходовым винтом, что позволит широко использовать подъемник в условиях воздействия уличной среды и увеличить длительность эксплуатации подъемника в любых условиях. Дополнительной задачей настоящего изобретения является создание вертикального подъемника, обеспечивающего лицам с ограниченными физическими возможностями большие удобства при перемещении с одного уровня на другой. Поставленные технические задачи достигаются тем, что в вертикальном подъемнике для лиц с ограниченными физическими возможностями, содержащем обрамленную панелями кабину с входными и выходными дверьми, имеющую вертикальную силовую раму с направляющими, перемещающуюся вдоль указанных направляющих каретку, консольно закрепленную на каретке платформу с основанием и боковой стенкой, и устройство для перемещения каретки, включающее вертикально закрепленный на силовой раме вращающийся ходовой винт, привод винта и закрепленную на каретке ходовую гайку, согласно изобретению каретка выполнена в виде фермы, имеющей верхнее и нижнее основания, соединяющие их вертикальные стойки и расположенную между основаниями опорную раму, на которой через двухстепенной шарнир и виброгасители закреплена ходовая гайка, грузовая платформа закреплена на каретке с использованием прямоугольной стыковочной рамы, соединенной с верхним и нижним основаниями каретки, а привод винта и силовая опора ходового винта закреплены в верхней части силовой рамы, при этом верхнее и нижнее основания и опорная рама выполнены С-образными, проемы в верхнем основании и опорной раме открыты с лицевой стороны каретки, а проем в нижнем основании - с тыльной стороны каретки. При этом платформа оснащена откидным сидением для пассажира, закрепленным на ее боковой стенке. Сущность предложенного технического решения заключается в том, что размещение привода и силовой опоры ходового винта в верхней части силовой рамы обеспечивает нагружение ходового винта растягивающими нагрузками, что исключает возможность потери его устойчивости при работе подъемника. Выполнение каретки в виде фермы, имеющей верхнее и нижнее основания, соединяющие их вертикальные стойки и расположенную между основаниями опорную раму, на которой через двухстепенной шарнир и виброгасители закреплена ходовая гайка, обеспечивает максимальное использование длины ходового винта, так как двухстепенной шарнир с ходовой гайкой целиком размещается внутри каретки, и при верхнем положении грузовой платформы верхнее основание каретки будет находиться на максимальной высоте подъема относительно ходового винта. Наличие верхнего и нижнего оснований обеспечивает снижение поперечных нагрузок на направляющие рельсы, вызванных консольным закреплением грузовой платформы на каретке, так как увеличивается база восприятия поперечной нагрузки, а крепление грузовой платформы к каретке с использованием прямоугольной стыковочной рамы, соединенной с верхним и нижним основаниями, обеспечивает прямую передачу поперечных усилий на направляющие. Каретка, в которой верхнее и нижнее основания и опорная рама выполнены С-образными, при этом открытые зоны проемов в верхнем основании и опорной раме расположены на лицевой стороне каретки, а открытая зона проема на нижнем основании - на тыльной стороне каретки, обеспечивает свободный доступ ко всем узлам устройства для перемещения каретки и обеспечивает возможность проведения профилактического обслуживания, в том числе удаление накопившейся грязи, без демонтажа силовой конструкции подъемника, так как ходовой винт и другие узлы устройства перемещения каретки можно снять для проведения профилактических работ и вывести их наружу через переднюю стенку силовой рамы, проемы в основаниях и опорной раме каретки. Наличие закрепленного на боковой стенке платформы откидного сидения обеспечивает пассажиру более комфортные условия при его перемещении с одного уровня на другой. На фиг.1 изображен вертикальный подъемник для лиц с ограниченными физическими возможностями в соответствии с заявленной полезной моделью, общий вид; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 - вид Б на фиг.2; на фиг.4 - каретка грузовой платформы в изометрии. Вертикальный подъемник для перемещения лиц с ограниченными физическими возможностями с одного уровня на другой устанавливается в обрамленной панелями кабине 1, имеющей две двери 2 и 3, одна из которых размещена на нижнем уровне, а другая - на верхнем уровне. Подъемник имеет вертикальную силовую раму 4, размещенную вдоль задней стенки кабины 1. В центральной части рамы 4 имеется проем 5, в котором размещена каретка 6, перемещающаяся вдоль направляющих 7, закрепленных на боковых стенках проема 5. На каретке 6 консольно закреплена грузовая платформа 8, имеющая боковую стенку 9 и основание 10. Подъемник оснащен устройством для перемещения каретки, включающим в себя вертикально закрепленный на силовой раме 4 вращающийся ходовой винт 11, привод 12 винта и ходовую гайку 13. Привод 12 и силовая опора 14 ходового винта закреплены на верхней части силовой рамы 4. Нижний конец ходового винта 11 установлен в закрепленной на силовой раме опоре 15. Каретка 6 выполнена в виде фермы, имеющей верхнее 16 и нижнее 17 основания, которые соединены друг с другом вертикальными стойками 18. Между основаниями 16 и 17 размещена закрепленная на вертикальных стойках 18 опорная рама 19. Ходовая гайка 13 закреплена на опорной раме 19 через двухстепенной шарнир 20 и виброгасители 21. Основания 16 и 17 и опорная рама 19 выполнены С-образными так, что в каждом основании и раме имеется открытый с одной стороны проем. Открытые зоны проемов в основании 16 и опорной раме 19 расположены на лицевой стороне каретки 6, а открытая зона проема на основании 17 - на тыльной стороне каретки. На боковых кромках оснований 16 и 17 закреплены опорные ролики 22, контактирующие с боковой поверхностью направляющих 7. Для присоединения к каретке 6 грузовой платформы 8 имеется прямоугольная стыковочная рама 23, соединенная четырьмя кронштейнами 24 с основаниями 16 и 17 каретки 6. К прямоугольной стыковочной раме 23 присоединены силовые элементы боковой стенки 9 грузовой платформы. Для присоединения стыковочной рамы 23 к кронштейнам 24 и боковой стенки 9 к стыковочной раме используются резьбовые крепежные элементы, что позволяет демонтировать указанные элементы, не затрагивая остальных силовых элементов подъемника. Вертикальная силовая рама 4 закрыта с лицевой стороны декоративной обшивкой 25, в которой имеются пазы 26, через которые пропущены кронштейны 24 крепления переходной рамы к каретке. На боковой стенке 9 грузовой платформы 8 расположен пульт 27 управления и имеется поручень 28. Грузовая платформа может быть также оснащена откидным сидением 29 для пассажира, закрепленным на ее боковой стенке 9. Для удобства пользования подъемником на входе в кабину 1 может быть сделан пандус 30. Подъемник оснащается соответствующим оборудованием для управления и контроля как из кабины, так и снаружи. Подъемник работает следующим образом. Для транспортировки инвалида, например с нижнего уровня на верхний уровень, грузовая платформа 8 опускается вниз по направляющим 7 и останавливается. Пассажир перемещается на площадку 10 и с пульта 27 управления приводит в действие подъемник. Во время движения грузовой платформы инвалид держится за поручень 28, что повышает безопасность подъема-спуска. По достижении верхнего уровня грузовая платформа останавливается, и пассажир перемещается на площадку верхнего уровня. Вся силовая нагрузка от веса пассажира и грузовой платформы передается на каретку 6 и через ходовую гайку 13 на ходовой винт 11. Поперечные усилия, связанные с консольным креплением грузовой платформы, передаются через ролики 22 на направляющие 7. Учитывая, что расстояние между роликами 7 соответствует высоте каретки, величина поперечных усилий существенно меньше, чем в подъемнике, принятом за прототип. При проведении профилактических работ, связанных, например, с очисткой подъемника от накопившейся грязи, снимают декоративную обшивку 25 и получают полный доступ к узлам подъемника. При необходимости проведения профилактических работ, связанных с демонтажем ходового винта 11, дополнительно снимают обшивку боковой стенки 9, отсоединяют прямоугольную стыковочную раму 23 от кронштейнов 24, снимают боковую стенку 9 или всю грузовую платформу 8 с каретки 6 и получают свободный доступ ко всем узлам устройства для перемещения каретки. Удалив крепление ходовой гайки 13 к промежуточной опоре 19 и силовой опоры 14 к вертикальной силовой раме 4, демонтируют ходовой винт 11 через полностью открытую переднюю стенку проема 5. Каретка 6 не препятствует демонтажу, так как проемы в верхнем основании 16 и опорной раме 19 открыты с лицевой стороны каретки. По окончании профилактических работ ходовой винт беспрепятственно устанавливается в рабочее положение и фиксируется на вертикальной силовой раме 4, опорной раме 19 и нижней опоре 15, после чего устанавливается на место боковая стенка 9 и снятые обшивки. Установка ходового винта не требует высокой точности монтажа, так как смещение ходового винта относительно номинального положения не приведет к появлению дополнительных поперечных нагрузок, поскольку ходовая гайка соединена с опорной рамой каретки с помощью двухстепенного шарнира, который компенсирует поперечные и угловые смещения, связанные с неточностью монтажа ходового винта. Заявленный вертикальный подъемник для лиц с ограниченными физическими возможностями может быть изготовлен на отечественных машиностроительных заводах с использованием освоенных отечественной промышленностью материалов и технологий, что позволит отказаться от импорта зарубежной продукции. При реализации изобретения могут использоваться различные конструктивные исполнения вертикальной силовой рамы и грузовой платформы, отличающиеся от описанных в данной заявке и приведенных на чертежах, иллюстрирующих изобретение, без отхода от духа и рамок настоящего изобретения, определяемых объемом притязаний, изложенных в формуле изобретения.Формула изобретения
1. Вертикальный подъемник для лиц с ограниченными физическими возможностями, содержащий вертикальную силовую раму с направляющими, перемещающуюся вдоль указанных направляющих каретку, консольно закрепленную на каретке грузовую платформу с основанием и боковой стенкой и устройство для перемещения каретки, включающее вертикально закрепленный на силовой раме вращающийся ходовой винт, привод винта и закрепленную на каретке ходовую гайку, причем привод и силовая опора ходового винта закреплены в верхней части силовой рамы, отличающийся тем, что каретка выполнена в виде фермы, имеющей верхнее и нижнее основания, соединяющие их вертикальные стойки, и расположенную между основаниями опорную раму, на которой через двухстепенной шарнир и виброгасители закреплена ходовая гайка, грузовая платформа закреплена на каретке посредством прямоугольной стыковочной рамы, соединенной с верхним и нижним основаниями каретки, верхнее и нижнее основания и опорная рама выполнены С-образными, при этом проемы в верхнем основании и опорной раме открыты с лицевой стороны каретки, а проем в нижнем основании открыт с тыльной стороны каретки. 2. Подъемник по п.1, отличающийся тем, что грузовая платформа оснащена откидным сидением для пассажира, закрепленным на ее боковой стенке.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4