Устройство для гашения крутильных колебаний (варианты)

Реферат

 

Изобретение относится к автомобильным маховикам, содержащим две вращающиеся массы с возможностью гашения вибраций посредством трения. Устройство содержит первую связь (133) для передачи крутящего момента между первичным элементом (102) маховика и входным элементом (120) и вторую связь (111a) для передачи крутящего момента между выходным элементом (121) и вторичным элементом (103) маховика. Между входным (120) и выходным (121) элементами расположен аккумулятор (107) энергии в виде пружины, находящийся на меньшем расстояния по радиусу от оси, чем каждая из двух связей (133, 111a) для передачи крутящего момента. Для расположения аккумуляторов (107) энергии входной (120) и/или выходной (121) элементы содержат окна, выполненные в крайней внутренней в радиальном направлении части входного (120) и/или выходного (121) элементов. Предлагаемое техническое решение направлено на обеспечение компактности маховика. 2 н. и 71 з.п. ф-лы, 19 ил.

Изобретение относится к устройству для гашения крутильных колебаний, содержащему входную и выходную части, установленные с возможностью проворота по отношению друг к другу.

В основе настоящего изобретения лежала задача создания устройства описанного выше рода, которое можно изготовлять особенно простым, рациональным и экономичным образом, с тем чтобы их можно было использовать также в изготовляемых крупными партиями двигателях с небольшим рабочим объемом. Кроме того, следует уменьшить износ и, тем самым, повысить срок службы подобных устройств, и это также в сухом выполнении устройства. Другой целью изобретения является улучшение функционирования или принципа работы подобных устройств.

Согласно одному признаку выполнения изобретения, эта задача может быть решена за счет того, что входная и выходная части устройства содержат, по меньшей мере, по одному элементу маховика, между которыми действует гаситель. Особенно предпочтительным образом устройство может найти применение между двигателем и коробкой передач автомобиля, причем входная часть может быть соединена с двигателем, а выходная часть - с коробкой передач. При этом может быть особенно целесообразным, если выходная часть несет фрикционное сцепление, причем между поверхностью трения этой выходной части и нажимным диском фрикционного сцепления размещен диск сцепления. Этот диск сцепления может быть при этом соединен непосредственно с входным валом коробки передач.

Для сборки и функционирования устройства согласно изобретению может быть особенно предпочтительным, если оно содержит два элемента маховика, а предусмотренный между ними гаситель содержит, по меньшей мере, первую связь для передачи крутящего момента между входной частью и, по меньшей мере, одним входным элементом и вторую связь для передачи крутящего момента между выходным элементом и выходной частью. Эта кинематическая связь может быть жесткой, т.е., например, посредством геометрического замыкания, или податливой, т.е., например, посредством фрикционного замыкания.

Для сборки и функционирования устройства может быть особенно предпочтительным, если, по меньшей мере, один аккумулятор энергии расположен на меньшем расстоянии по радиусу от оси, чем каждая из этих двух связей для передачи крутящего момента, которые могут быть образованы предпочтительно винтовыми пружинами. Кинематические связи входного и выходного элементов с соответствующими элементами маховика могут быть предпочтительным образом радиально смещены по отношению друг к другу. При этом из обоих элементов гасителя один может быть кинематически связан с соответствующим элементом маховика с фрикционным замыканием, а другой - с геометрическим замыканием, причем соединение с фрикционным замыканием может быть расположено предпочтительным образом радиально снаружи соединения с геометрическим замыканием. В некоторых случаях может быть целесообразным и обратное расположение. Посредством соединения с фрикционным замыканием может простым образом осуществляться ограничение передаваемого крутящего момента между обоими элементами маховика. Ограничение крутящего момента может при этом осуществляться через предохранительную фрикционную муфту, по меньшей мере, с одной ступенью проскальзывания.

Для сборки устройства и его функционирования может быть далее предпочтительным, если из обоих элементов маховика, а именно входного и выходного, один образован дискообразной деталью, а другой - по меньшей мере, двумя жестко соединенными между собой кольцеобразными деталями, которые аксиально, по меньшей мере, частично размещают между собой дискообразную деталь. Кольцеобразные детали установлены при этом на определенном осевом расстоянии друг от друга предпочтительным образом посредством распорок. Распорки могут проходить при этом через продолговатые в направлении периферии выемки дискообразной детали, за счет чего может быть образован необходимый для гасителя люфт проворота.

Хотя вторичный или со стороны коробки передач элемент маховика может быть выполнен в виде массивной детали, поддерживаемой радиально внутри непосредственно опорой, во многих случаях предпочтительно, если, по меньшей мере, одна из кольцеобразных деталей или дискообразная деталь служит для радиального опирания обоих элементов маховика. Для этого одна из кольцеобразных деталей или дискообразная деталь может быть снабжена радиально внутри осевым выступом, посредством которого происходит опирание. Осевой выступ может быть при этом выполнен непосредственно радиально внутри за одно целое с соответствующей деталью или может быть образован отдельной деталью, закрепляемой соответствующим образом. Закрепление может осуществляться при этом, например, посредством заклепочного или сварного соединения.

Для опирания обоих элементов маховика по отношению друг к другу может быть также предпочтительным, если, по меньшей мере, один из них снабжен радиально внутри осевым выступом для опирания обоих элементов. Этот осевой выступ может быть выполнен за одно целое с соответствующим элементом маховика. Для этого, однако, может найти применение предпочтительным образом также отдельная деталь, коаксиально соединенная с соответствующим элементом маховика. Для функционирования устройства гашения может быть особенно предпочтительным, если между обоими элементами маховика предусмотрено, по меньшей мере, одно гистерезисное устройство, действующее параллельно аккумуляторам энергии. Это гистерезисное устройство может быть образовано просто фрикционным устройством. Для сборки устройства может быть при этом предпочтительным, если гистерезисное устройство расположено радиально снаружи аккумуляторов энергии. Для экономии места гистерезисное устройство может быть расположено радиально между кинематическими соединениями входного и выходного элементов гасителя с соответствующим элементом маховика. Гистерезисное устройство может быть целесообразно расположено радиально снаружи соединения дискообразной детали и/или кольцеобразных деталей с одним из элементов маховика. В некоторых случаях может быть целесообразным, если гистерезисное устройство, по меньшей мере, в основном, расположено радиально снаружи конструктивного пространства, образованного обеими кольцеобразными деталями. В некоторых случаях может быть, однако, предпочтительным, если гистерезисное устройство расположено внутри конструктивного пространства, образованного обеими кольцеобразными деталями, причем в этом случае, кроме того, может быть предпочтительным, если гистерезисное устройство расположено радиально снаружи аккумуляторов энергии. Гистерезисное устройство может быть выполнено при этом без люфта, причем, однако, в большинстве случаев особенно предпочтительно, если гистерезисное устройство имеет люфт проворота, за счет чего оно может бездействовать в определенном диапазоне углов проворота. Предпочтительным образом гистерезисное устройство может создавать так называемое инерционное трение. Это означает, следовательно, что при реверсировании направления проворота между обоими элементами маховика гистерезисное устройство остается бездействующим по определенному углу проворота. Гистерезисное устройство может, однако, взаимодействовать также, по меньшей мере, с одним аккумулятором энергии, который вызывает, по меньшей мере, частичный возврат фрикционных элементов гистерезисного устройства, в результате чего при реверсировании направления проворота эффект гистерезиса может быть сохранен.

Согласно усовершенствованию изобретения гистерезисное устройство может быть выполнено с возможностью создания изменяющегося по углу проворота гистерезиса или фрикционного демпфирования, причем может быть предпочтительным, если по мере увеличения угла проворота, исходя из нейтрального или определенного положения, гистерезис или эффект трения возрастает. Последнее может осуществляться, например, посредством уклонов набегания, которые отформованы на образующих фрикционное устройство деталях. Подобные уклоны могут быть предпочтительным образом предусмотрены на находящихся во фрикционном зацеплении деталях, причем эти уклоны могут быть образованы непосредственно поверхностями трения.

Для обеспечения компактности конструкции устройства, в частности в радиальном направлении, может быть особенно целесообразным, если дискообразная деталь проходит радиально внутрь самое большее до внешних участков крепежных средств для монтажа устройства на выходном валу двигателя. Аккумуляторы энергии могут быть предпочтительным образом размещены в выемках дискообразной детали, выполненных на радиально внутренних участках этой детали. Для экономии радиального конструктивного пространства особенно предпочтительно, если эти выемки открыты радиально внутрь. Далее предпочтительно, если, по меньшей мере, одна из кольцеобразных деталей проходит радиально внутрь самое большее до радиально внешних участков крепежных средств, поскольку за счет этого также обеспечивается компактность конструкции.

Для функционирования и сборки устройства может быть далее предпочтительным, если один соединяемый с двигателем элемент маховика имеет радиальный фланцеобразный участок, на котором посредством радиально внешних участков закреплена дискообразная деталь, причем, по меньшей мере, радиальные отрезки фланцеобразного участка и дискообразной детали аксиально удалены друг от друга, а в образованном за счет этого свободном пространстве расположено гистерезисное устройство. Для этого, по меньшей мере, в зоне мест крепления между фланцеобразным участком и дискообразной деталью могут быть предусмотрены распорки. Распорки могут быть при этом образованы, по меньшей мере, одной кольцеобразной дополнительной массой, которая может быть выполнена предпочтительным образом в виде листовой фасонной детали.

Входной или выходной элемент гасителя может быть кинематически связан с элементом маховика предпочтительным образом посредством, по меньшей мере, двухступенчатого ограничителя крутящего момента. Отдельные ступени ограничителя крутящего момента могут действовать при этом предпочтительным образом параллельно друг другу, причем, по меньшей мере, одна из ступеней имеет момент проскальзывания, который ниже номинального крутящего момента приводного двигателя. Сумма передаваемых отдельными ступенями крутящих моментов обеспечивает, однако, передачу без проскальзывания отдаваемого двигателем момента.

Далее может быть предпочтительным, если ограничитель крутящего момента расположен на радиальной высоте поверхности трения другого, т.е. со стороны коробки передач, элемента маховика. Для сборки устройства может быть предпочтительным, если ограничитель крутящего момента содержит, по меньшей мере, один натяженный для создания момента проскальзывания аккумулятор энергии, в частности деталь в виде тарельчатой пружины, и этот аккумулятор энергии при монтаже фрикционного сцепления, по меньшей мере, частично прижат к другому элементу маховика.

Для сборки и монтажа устройства может быть особенно предпочтительным, если фрикционное сцепление и промежуточный диск сцепления выполнены с возможностью соединения в виде узла с выходным элементом гасителя. При такой конструкции гаситель соединяют сначала с элементом маховика со стороны двигателя, а затем собирают вместе с другим элементом маховика. Особенно предпочтительным может быть, если в одном элементе маховика выполнены выемки для получения соединений между выходным элементом гасителя и другим элементом маховика. Эти соединения могут быть осуществлены предпочтительным образом посредством заклепок. Для сборки устройства может быть при этом предпочтительным, если соединительные элементы расположены на радиальном участке поверхности трения другого элемента маховика.

Для обеспечения компактности конструкции устройства может быть особенно предпочтительным, если при рассмотрении в радиальном направлении изнутри наружу последовательность сборки следующая:

- радиальная опора между обоими элементами маховика;

- крепежные средства для соединения с двигателем;

- аккумуляторы энергии;

- ограничитель крутящего момента и/или гистерезисное устройство;

- по меньшей мере, один осевой выступ на элементе маховика со стороны двигателя.

Предпочтительным образом элемент маховика со стороны двигателя может иметь для повышения инерционной массы радиально снаружи, по меньшей мере, одно массовое кольцо, которое может быть образовано предпочтительно путем фальцевания листового материала. Может быть, однако, предусмотрено также массовое кольцо, выполненное за одно целое с элементом маховика со стороны двигателя, который имеет направленный радиально внутрь фланцевый участок с выемками радиально внутри для ввода крепежных средств, в частности винтов. Предпочтительным может быть также, если элемент маховика со стороны двигателя содержит радиально снаружи массовое кольцо, несущее пусковой зубчатый венец и/или метки для управления двигателем. Зубчатый венец и/или метки могут быть при этом выполнены за одно целое с соответствующим массовым кольцом.

Особенно предпочтительным может быть, если гистерезисное устройство снабжено аксиально натяженным аккумулятором энергии, например деталью в виде тарельчатой пружины, которая аксиально прижимает друг к другу оба элемента маховика. Это предпочтительно, в частности, при использовании подшипника скольжения, поскольку в этом случае не требуется дополнительного осевого предохранительного средства. Гистерезисное устройство может быть при этом выполнено с возможностью действия по всему углу проворота между обоими элементами маховика и создания так называемого основного трения.

Особенно целесообразным для сборки устройства может быть, если, по меньшей мере, другой элемент маховика и гаситель выполнены с возможностью монтажа в виде предварительно смонтированного узла с элементом маховика со стороны двигателя. Предпочтительным образом узел может содержать еще дополнительно фрикционное сцепление и диск сцепления.

Действующее между обоими элементами маховика гистерезисное устройство может предпочтительным образом содержать, по меньшей мере, одно фрикционное кольцо, позиционированное радиально снаружи посредством кольцеобразной поверхности одной из деталей. Вместо одного замкнутого фрикционного кольца могут найти применение также отдельные сегментообразные фрикционные элементы, радиально направляемые радиально снаружи кольцеобразной поверхностью одной из деталей и опирающиеся на эту поверхность, при необходимости, под действием центробежной силы, за счет чего может быть создано трение, зависимое от центробежной силы.

Если устройство содержит ограничитель крутящего момента, то может быть особенно предпочтительным, если он содержит аксиально натяженную деталь в виде тарельчатой пружины или мембраны, которая, по меньшей мере, частично поддерживает аксиально кожух фрикционного сцепления и аксиально улавливает исполнительное усилие фрикционного сцепления. Кожух может быть при этом свинчен с деталью в виде тарельчатой пружины. За счет поддержания исполнительного усилия фрикционного сцепления аксиально натяженной деталью передаваемый ограничителем крутящего момента крутящий момент можно изменять в зависимости от включения фрикционного сцепления. Этим можно, в частности, достичь уменьшения передаваемого крутящего момента при выключенном фрикционном сцеплении.

Для монтажа устройства может быть особенно предпочтительным, если имеющий поверхность трения элемент маховика вместе с фрикционным сцеплением и диском сцепления образует предварительно смонтированный узел. Кожух сцепления и другой элемент маховика могут быть выполнены с возможностью соединения винтами, ввинчиваемыми со стороны, обращенной от поверхности трения другого элемента маховика. Для получения соединения кожух сцепления может иметь непосредственно резьбовые отверстия для винтов. Соответствующие резьбы могут быть также образованы насаженными гайками. Такой предварительно смонтированный узел может быть выполнен с возможностью соединения с выходным элементом гасителя предпочтительным образом винтами, аксиально ввинчиваемыми со стороны сцепления.

Особенно предпочтительным может быть, если одна из кольцеобразных деталей, образующих входной элемент гасителя, имеет как радиально снаружи, так и радиально внутри аккумуляторов энергии прочное соединение с элементом маховика со стороны двигателя, поскольку за счет этого можно обеспечить жесткую, по меньшей мере, в осевом направлении конструкцию. Кольцеобразная деталь может быть закреплена при этом радиально снаружи на соответствующем элементе маховика посредством заклепочных соединений и стянута с этим элементом маховика радиально внутри крепежными средствами для монтажа устройства на двигателе.

Для сборки устройства может быть далее предпочтительным, если расположенный между выходным элементом гасителя и другим элементом маховика ограничитель крутящего момента содержит, по меньшей мере, один аксиально натяженный аккумулятор энергии в виде тарельчатой пружины или мембраны, который выполнен с возможностью, по меньшей мере, частичного ослабления при демонтаже фрикционного сцепления и повторного натяжения при монтаже фрикционного сцепления. Благодаря аналогичной конструкции при демонтаже фрикционного сцепления ограничитель крутящего момента не может передавать никакой или практически никакой крутящий момент, и, тем самым, элемент маховика со стороны коробки передач не может проворачиваться относительно элемента маховика со стороны двигателя. Последнее предпочтительно, в частности, тогда, когда крепежные средства для монтажа узла на выходном валу двигателя доступны или могут быть ввинчены только через отверстия, выполненные в элементе маховика со стороны коробки передач. Для изобретения оказалось, кроме того, особенно предпочтительным, если, по меньшей мере, на приблизительно одинаковом диаметре предусмотрены пять аккумуляторов энергии, которые могут быть образованы винтовыми пружинами. Использование пяти аккумуляторов энергии, распределенных в направлении периферии с радиальным перекрытием, обладает тем преимуществом, что может быть предусмотрена достаточно большая мощность или достаточно большой объем пружин для обеспечения, по меньшей мере, приемлемого гашения крутильных колебаний, причем в то же время детали могут быть выполнены достаточно жесткими в отношении их прочности с возможностью передачи также относительно высокого крутящего момента. Число аккумуляторов энергии, равное пяти, является предпочтительным, в частности, при их расположении на небольшом диаметре. Этот небольшой диаметр обеспечивается в выполнении согласно изобретению за счет того что аккумуляторы энергии предусмотрены очень близко к крепежным средствам для монтажа узла на двигателе или рядом с ними. При таком расположении предпочтительно, если опора между обоими элементами маховика предусмотрена радиально внутри этих крепежных средств.

Изобретение более подробно поясняется с помощью фиг.1-17, изображающих:

- фиг.1: общий вид выполненного согласно изобретению гасителя крутильных колебаний с вырывами;

- фиг.2: разрез по линии II-II фиг.1;

- фиг.3-13а: частичные разрезы других гасителей крутильных колебаний согласно изобретению;

- фиг.14: частичный разрез по линии XIV-XIV фиг.13;

- фиг.15-17: варианты гасителя крутильных колебаний согласно изобретению.

Изображенное на фиг.1 и 2 устройство для гашения крутильных колебаний образовано так называемым двухмассовым маховиком 1. Этот двухмассовый маховик 1 включает в себя первичную массу 2, закрепляемую на выходном валу двигателя, в частности ДВС автомобиля, и вторичную массу 3. Массы 2, 3 установлены коаксиально и с возможностью совершать вращательные движения совместно друг с другом и по отношению друг к другу вокруг оси 5 вращения посредством опоры 4. В форме выполнения на фиг.1 и 2 опора 4 включает в себя подшипник 6 качения, обеспечивающий как радиальное, так и осевое перемещение вторичной массы 3 относительно первичной массы 2.

Первичная масса 2 кинематически связана со вторичной массой 3 посредством гасителя 8, содержащего сжимаемые аккумуляторы 7 энергии.

На вторичной массе 3 через диск сцепления монтируют фрикционное сцепление. Вторичная масса 3 имеет поверхность 9 трения для фрикционной накладки диска сцепления и радиально снаружи места 10 закрепления. В зоне мест 10 закрепления выполнены резьбовые отверстия 11 для привинчивания кожуха сцепления. В изображенном примере выполнения на наружной периферии вторичной маховой массы 3 предусмотрены позиционирующие штифты 12, которые при монтаже фрикционного сцепления входят в соответствующие отверстия кожуха сцепления.

В изображенном примере как первичная 2, так и вторичная 3 маховые массы выполнены массивными, преимущественно изготовлены из литья. По меньшей мере, одна из масс 2, 3 может, однако, по меньшей мере частично, состоять также из листовых деталей.

Первичная маховая масса 2 несет снаружи пусковой зубчатый венец 13 и снабжена радиально снаружи осевым кольцеобразным выступом 14, образующим инерционную массу. Внутри осевого выступа 14 размещена вторичная маховая масса 3.

Радиально внутри первичная маховая масса 2 снабжена осевым выступом 15, на котором установлен подшипник 6, размещенный также в центральной выемке 16 вторичной массы 3. Внутренний осевой выступ 15 образован в изображенном примере выполнения отдельной деталью 17, которая содержит примыкающий к осевому выступу 15 радиальный фланцевый участок 18. В изображенном примере выполнения осевой выступ 15 проходит через центральную выемку первичной массы 2, а фланцевый участок 18 охватывает сзади первичную массу 2 на обращенной от гасителя 8 стороне. На радиально внутренних участках первичной массы 2 и фланцевого участка 18 выполнены выемки, через которые аксиально проходят крепежные средства в виде винтов 19. При навинчивании устройства 1 гашения на выходной вал двигателя фланцевый участок 18 аксиально зажимается между торцовой поверхностью выходного вала и радиально внутренними участками первичной массы 2. Деталь 17 можно, однако, выполнить и расположить таким образом, чтобы радиальный фланцевый участок 18 был зажат между радиально внутренними участками первичной массы 2 и головками винтов, т.е. на другой осевой стороне первичной массы 2, причем в этом случае могут потребоваться изменения на радиально внутренних участках первичной массы 2 и, при необходимости, на граничащих деталях.

В изображенном примере выполнения первичная масса 2 образует входную, а вторичная масса 3 - выходную часть устройства 1 гашения.

Гаситель 8 содержит входной 20 и выходной 21 элементы. Входной элемент 20 образован диско- или фланцеобразной деталью. Выходной элемент 21 содержит две расположенные аксиально на расстоянии друг от друга диско- или кольцеобразные детали 22, 23, между которыми, по меньшей мере частично, размещена фланцеобразная деталь 20.

Обе кольцеобразные детали 22, 23 удерживаются на осевом расстоянии друг от друга и прочно соединены между собой распорками в виде пальцев или заклепочных элементов 24. Кольцеобразная деталь 23 прилегает непосредственно к задней стороне вторичной массы 3. Во вторичной массе 3 выполнены раззенкованные сквозные отверстия 25, служащие для соединения кольцеобразных деталей 22, 23 посредством заклепочных элементов 24 со вторичной массой 3. Для этого заклепочные элементы 24 аксиально проходят осевым выступом 26 через сквозные отверстия 25, причем на выступах 26 отформована головка 27, размещенная на раззенкованном участке сквозного отверстия 25. В изображенном примере выполнения заклепочные элементы 24 расположены, по меньшей мере, частично на радиальном участке поверхности 9 трения. Задняя сторона вторичной массы 3 выполнена таким образом, что, если смотреть по окружности, по меньшей мере, между местами 28 соединения образованы радиальные каналы 29 между вторичной массой 3 и прилегающей к ней кольцеобразной деталью 23. Радиально внутри мест 28 соединения во вторичной массе 3 выполнены осевые проходы 30, которые, помимо прочего, сообщены также с каналами 29, за счет чего на задней стороне вторичной массы 3 может циркулировать поток охлаждающего воздуха.

Первичная масса 2 имеет выемки 31, служащие для получения мест 28 соединений, т.е. заклепочных соединений 28. Через эти выемки также может циркулировать поток охлаждающего воздуха, что обозначено стрелками без ссылочных позиций.

Места 32 соединений между фланцеобразной деталью 20 и первичной массой 2 расположены радиально снаружи мест 28 соединений. Соединение между первичной массой 2 и фланцеобразной деталью 20 осуществлено посредством заклепочных соединений 33. Фланцеобразная деталь 20 имеет раззенковки 34, в которых размещены соответствующие головки заклепок заклепочных соединений 33, за счет чего возможна аксиально компактная конструкция.

Монтаж гасителя 8 между обеими массами 2, 3 осуществляют за счет того что сначала выполняют заклепочные соединения 32 между фланцеобразной деталью 20 и первичной массой 2, а затем склепывают выходной элемент 21 со вторичной массой, для чего, как уже сказано, требуются выемки 31.

Как видно из фиг.1, осевые проходы 30 образованы продолговатыми шлицеобразными выемками, которые выполнены в зоне проходящих по касательной или в направлении периферии аккумуляторов энергии в виде винтовых пружин 7. В изображенном примере выполнения предусмотрены пять аккумуляторов энергии 7, равномерно распределенных по периферии. Винтовые пружины 7 выполнены в изображенном примере прямыми. Использование пяти аккумуляторов энергии 7 оказалось особенно предпочтительным в отношении размещаемой в системе мощности пружин. Использование пяти винтовых пружин 7 обеспечивает, с одной стороны, достаточно большой угол проворота между первичной 2 и вторичной 3 массами для хорошего гашения крутильных колебаний, а с другой стороны, размещающие пружины 7 детали, в частности, 20, 22, 23 могут быть за счет этого выполнены достаточно жесткими для передачи относительно высокого крутящего момента.

Как видно далее в сочетании с фиг.1, распорки или заклепочные элементы 24 проходят аксиально сквозь продолговатые выемки 35 фланцеобразной детали 20. В изображенном примере выполнения сегменто- или дугообразные выемки 35 проходят в зоне протяженности аккумуляторов 7 энергии, а именно радиально снаружи них. Выемки 35 перекрываются, следовательно, если смотреть в осевом направлении, с осевыми проходами 30, т.е., если смотреть в радиальном направлении устройства 1, они проходят, по меньшей мере, приблизительно по тому же угловому диапазону, что и проходы 30.

Ограничение проворота по углу между входным 20 и выходным 21 элементами может происходит в блок пружинами 7 или за счет упора заклепочных элементов 24 в концы выемок 35.

Фланцеобразная деталь 20, выступающая радиально снаружи за обе кольцеобразные детали 22, 23, имеет радиально внутри выемки или вырезы 36 для размещения аккумуляторов 7 энергии. Эти выемки или вырезы 36 выполнены при этом таким образом, что открыты радиально внутрь, за счет чего между двумя соседними пружинами 7 остаются лишь направленные радиально внутрь перемычки или консоли 37. Фланцеобразная деталь 20 или консоли 37 доходят радиально очень близко до головок 19а винтов. Как видно, в частности, из фиг.2, если смотреть в радиальном направлении, винтовые пружины 7 также практически соседствуют с головками 19а винтов, т.е. расположены на относительно небольшом расстоянии от них. Боковые диски или кольцеобразные детали 22, 23 также имеют вырезы или выемки 38, 39 для пружин 7. В изображенном примере выполнения выемки 38, 39 закрыты радиально внутрь, а именно за счет перемычек 38а, 39а относительно небольшой радиальной ширины. Эти перемычки 38а, 39а придают необходимую прочность изготовленным из относительно тонкого материала дискам 22, 23, с тем чтобы обеспечить передачу относительно высокого крутящего момента. Боковые диски 22, 23 могут быть, однако, выполнены и таким образом, что выемки 38, 39 открыты радиально внутрь, а именно аналогично вырезам 36 детали 20.

Между первичной 2 и вторичной 3 массами расположено гистерезисное устройство 40, которое в изображенном примере выполнения образовано фрикционным устройством. В изображенном примере выполнения гистерезисное устройство 40 расположено радиально между местами 28 и 32 соединений аксиально между фланцеобразной деталью 20 и радиальными участками 41 первичной массы 2. С целью обеспечения для этого достаточного осевого свободного пространства, в первичной массе 2 выполнен осевой уступ 42, образующий здесь цилиндрическую поверхность 43. Фрикционное устройство включает в себя, как показано, либо фрикционное кольцо 44, либо отдельные, распределенные по периферии сегментообразные фрикционные колодки 44, которые могут быть также расположены кольцеобразно. При использовании отдельных фрикционных колодок или фрикционных башмаков между ними, если смотреть в направлении периферии, могут также иметься промежутки.

Фрикционное кольцо или фрикционные колодки 44 выполнены и расположены с возможностью опирания в радиальном направлении на цилиндрическую поверхность 43. За счет этого, в частности при использовании отдельных фрикционных колодок, может быть создано трение, зависимое от центробежной силы или частоты вращения. Аналогичное, зависимое от центробежной силы трение может возникнуть, однако, и при использовании замкнутого фрикционного кольца 44, поскольку благодаря собственной упругости материала фрикционное кольцо может расширяться под действием центробежной силы. В изображенном примере выполнения фрикционное кольцо 44 прижато к фланцеобразной детали 20 посредством детали 45 в виде тарельчатой пружины, натяженной между фрикционным кольцом 44 и радиальным участком 41 первичной массы 2, в результате чего оно зажато и может проворачиваться только за счет перекрытия возникающего при этом фрикционного замыкания. Осевое расположение фрикционного элемента 44 и аккумулятора 45 энергии может быть, однако, и обратным.

Управление или проворот фрикционного элемента в виде фрикционного кольца 44 осуществляется посредством дискообразной детали 22. Как видно, в частности, из фиг.1, дискообразная деталь 22 имеет для этого радиально снаружи множество расположенных по периферии выступов или консолей 46, которые радиально совпадают соответственно с утолщениями или выступами 47 фрикционного кольца 44. Расстояние по углу между выступами 47 и протяженность по углу консолей 46 согласовано в изображенном примере выполнения таким образом, что между консолями 46 и выступами 47 имеется люфт 48 проворота. При этом люфте 48 проворота гистерезисное устройство 40 бездействует при реверсировании направления вращения между обеими массами 2, 3. Возникает, следовательно, так называемое инерционное трение. Как видно далее в сочетании с фиг.1, обе кольцеобразные детали 22, 23 выполнены одинаково, а установлены зеркально-симметрично. Кольцеобразная деталь содержит, следовательно, радиально снаружи консоли 46, не выполняющие здесь, однако, функцию управления.

Крепежные средства 19 могут быть предпочтительным образом встроены в устройство 1 гашения, так что на автомобильном заводе винты 19 не обязательно должны быть специально наготове, а кроме того, отпадают дополнительные затраты на размещение и позиционирование этих винтов 19. Крепежные средства или винты 19 могут быть затянуты через выполненные во вторичной массе 3 выемки или проходы 49.

В изображенном примере выполнения кольцеобразные детали 22, 23 кинематически связаны с вторичной массой 3, а фланцеобразная деталь 20 - с первичной массой 2. Кинематическая связь этих деталей 20, 22, 23 с массами 2, 3 может осуществляться, однако, и наоборот. Далее места 32, 28 соединений, если смотреть в радиальном направлении, могут быть также обратными, причем для этого предпочтительно, если, по меньшей мере, одна из кольцеобразных деталей 22, 23 имеет в этом случае большую радиально внешнюю протяженность, а фланцеобразная деталь выполнена в радиальном направлении соответственно меньшей. Поскольку места 32 соединений находятся тогда радиально внутри мест 28 соединений, по меньшей мере, одна из кольцеобразных деталей 22, 23 должна иметь соответствующие продолговатые выемки (аналогично выемкам 35 детали 20), с тем чтобы обеспечить необходимый люфт проворота для соответствующих крепежных элементов или заклепочных соединений.

Согласно другой форме выполнения (не показана) места 32 и 28 соединений или заклепочные соединения 33 и 24 могут быть предусмотрены, по меньшей мере, приблизительно на одинаковом диаметре, причем в этом случае соединительные средства 33 соответственно смещены в направлении периферии относительно соединительных средств 24. В таком варианте предпочтительно, если как фланцеобразная деталь 20, так и кольцеобразные детали 22, 23 содержат радиально снаружи консоли или выступы, в зоне которых предусмотрены соединения 28, 32. Между консолями детали 20 и консолями деталей 22, 23 должен быть соответствующий люфт проворота, который, по меньшей мере, соответствует люфту проворота, обеспечиваемому гасителем 8 между обеими массами 2, 3.

В изображенном примере выполнения радиально снаружи мест 28, 32 соединений предпочтительным образом предусмотрены места 10 для закрепления фрикционного сцепления.

Благодаря использованию относительно небольшой в диаметре опоры 4 и расположению крепежных средств 19 на небольшом радиальном расстоянии вокруг этой опоры 4, а также расположению аккумуляторов 7 энергии на небольшом радиальном расстоянии от крепежных средств 19 обеспечена компактная конструкция устройства 1 гашения, по меньшей мере, в радиальном направлении. Для уменьшения радиальных и осевых габаритов устройства 1 гашения предпочтительным далее оказывается расположение мест 28, 32 соединений радиально снаружи аккумуляторов 7 энергии. Гистерезисное устройство 40 практически не требует также дополнительного конструктивного пространства, поскольку оно расположено в том месте, где для других деталей, например распорок 24 и кольцеобразной детали 22, так и так необходимо, по меньшей мере, осевое конструктивное пространство. Кроме того, за счет расположения фрикционного устройства 40 на большом диаметре создается возможность образования высокого гистерезиса трения без необходимости принятия во внимание высокого износа соответствующих деталей, поскольку удельное давление или натяг может поддерживаться, по меньшей мере, в пределах приемлемого значения.

Изображенное на фиг.3 устройство 101 для передачи крутящего момента состоит из первичного 102 и вторичного 103 элементов маховика, установленных с возможностью проворота по отношению друг к другу посредством опоры 104 против действия гасителя 108. Опора 104 включает в себя подшипник 106 скольжения, который обеспечивает как радиальное перемещение, так и осевое опирание обоих элементов 102, 103 маховика. В изображенном примере подшипник 106 скольжения выполнен в виде гильзы 106а с кольцеобразным радиальным выступом 106b. Выполняющий роль осевой опоры кольцеобразный выступ 106b может быть выполнен также отдельно от гильзообразного участка 10 6а и предусмотрен на другом радиальном участке ди