Способ заканчивания скважины

Реферат

 

Изобретение относится к нефтяной промышленности и может быть использовано при заканчивании нефтяных и газовых скважин. Обеспечивает сохранение коллекторских свойств пласта и экономию затрат. Сущность изобретения: по способу ведут бурение скважины на проектную глубину. Засыпают продуктивный пласт песком и сверху устанавливают цементный мост высотой 2-4 м. Спускают обсадную колонну до кровли продуктивного пласта и цементируют затрубное пространство обсадной колонны до устья скважины. Разбуривают цементный мост и вымывают песок. Спускают хвостовик и цементируют затрубное пространство хвостовика. Перфорируют хвостовик в интервале продуктивного пласта.

Изобретение относится к нефтяной промышленности и может быть использовано при заканчивании нефтяных и газовых скважин.

Известен способ заканчивания скважины, вскрывающей неустойчивый продуктивный пласт, включающий вскрытие пласта и создание зумпфа под ним бурением из-под обсадной колонны скважины, опущенной до кровли пласта, создание цилиндрической полости расширкой открытого ствола скважины под зацементированной обсадной колонной и размещение фильтрующего материала в этой полости. Между стенкой полости и щелевым хвостовиком закачивают цементно-песчаную смесь, после ее затвердевания цементно-песчаный камень за щелями хвостовика против высокопроницаемого интервала пласта раздробляют, создавая в нем густую сеть фильтрационных трещин и микротрещин. Для повышения качества цементирования полости при закачке цементно-песчаной смеси щелевую секцию хвостовика спускают в зумпф скважины, и после размещения смеси в полости и над полостью за хвостовиком последний поднимают и его щелевую секцию располагают против высокопроницаемого интервала пласта. Причем цементно-песчаную смесь закачивают с учетом компенсации объема извлекаемых из скважин труб при подъеме хвостовика из зумпфа после закачки смеси (авторское свидетельство СССР №1567761, кл. Е 21 В 33/13, опубл. 30.05.90).

Способ позволяет повысить эффективность закрепления неустойчивых пород в зоне залегания пласта при высоких скоростях воды. Недостатком способа является спуск обсадной колонны при отсутствии параметров продуктивного пласта и возможно при отсутствии самого продуктивного пласта. При наличии продуктивного пласта ухудшаются коллекторские свойства вследствие контакта с цементно-песчаной смесью.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является способ заканчивания скважины, включающий бурение из-под кондуктора, спуск и цементирование затрубного пространства технической (обсадной) колонны, первичное вскрытие продуктивного пласта, спуск и цементирование затрубного пространства хвостовика, снижение уровня жидкости в скважине и вторичное вскрытие продуктивного пласта, при этом бурение из-под кондуктора и спуск технической колонны осуществляют до кровли продуктивного пласта, а цементирование ее затрубного пространства до устья скважины, в результате чего техническая колонна перекрывает высоконапорные водопроявляющие пласты, причем первичное вскрытие, цементирование затрубного пространства хвостовика и вторичное вскрытие проводят "на равновесии" или при отрицательном дифференциальном давлении (патент РФ №2140521, кл. Е 21 В 33/13, опубл. 1999 г. - прототип).

Способ обеспечивает повышение качества вскрытия продуктивных отложений путем снижения величины репрессий при проведении технологических операций по заканчиванию скважин. Недостатком способа является увеличение металлоемкости скважины. После спуска колонны и углублении скважины также возможно отсутствие продуктивного пласта в условиях, когда затраты на спуск и крепление обсадной колонны уже произведены.

В предложенном изобретении решается задача сохранения коллекторских свойств пласта и экономии затрат.

Задача решается тем, что в способе заканчивания скважины, включающем бурение скважины на проектную глубину, спуск обсадной колонны до кровли продуктивного пласта и цементирование затрубного пространства обсадной колонны до устья скважины, спуск хвостовика и цементирование затрубного пространства хвостовика, согласно изобретению после бурения засыпают продуктивный пласт песком и сверху устанавливают цементный мост высотой 2-4 м, после цементирования затрубного пространства обсадной колонны разбуривают цементный мост и вымывают песок, а после цементирования затрубного пространства хвостовика перфорируют хвостовик в интервале продуктивного пласта.

Признаками изобретения являются:

1) бурение скважины на проектную глубину;

2) спуск обсадной колонны до кровли продуктивного пласта;

3) цементирование затрубного пространства обсадной колонны до устья скважины;

4) спуск хвостовика;

5) цементирование затрубного пространства хвостовика;

6) после бурения засыпка продуктивного пласта песком;

7) сверху установка цементного моста;

8) высота цементного моста - 2-4 м;

9) после цементирования затрубного пространства обсадной колонны разбуривание цементного моста;

10) вымывание песка;

11) после цементирования затрубного пространства хвостовика перфорирование хвостовика в интервале продуктивного пласта.

Признаки 1-5 являются общими с прототипом, признаки 6-11 являются отличительными признаками изобретения

Сущность изобретения

При заканчивании скважины бурят скважину на проектную глубину, засыпают продуктивный пласт песком и сверху устанавливают цементный мост высотой 2-4 м, спускают обсадную колонну до цементного моста, цементируют затрубное пространство обсадной колонны до устья скважины, разбуривают цементный мост и вымывают песок.

После засыпки продуктивного пласта песком и установки цементного моста улучшаются условия для подготовки ствола скважины креплением, исключается необходимость использования муфты ступенчатого цементирования или пакера двухступенчатого манжетного цементирования.

Если пласты сложены устойчивыми породами и насыщены одинаковыми флюидами, то можно ствол скважины оставить открытым или опустить нецементируемый хвостовик-фильтр. При этом увеличивается площадь фильтрации в скважину.

Если в разрезе несколько пластов и пласты насыщены разнонапорными флюидами, то опускают хвостовик, цементируют затрубное пространство хвостовика и затем проводят вторичное вскрытие, например, перфорацией. При отсутствии продуктивного пласта спуск обсадной колонны в скважину не производят. Тем самым сокращают затраты на строительство скважины. При отсутствии цементирования затрубного пространства хвостовика сокращается загрязнение продуктивного пласта цементом. При использовании цементируемого хвостовика значительно снижается репрессия на пласт при цементировании и, соответственно, загрязнение цементом продуктивного пласта. При этом за счет диаметра хвостовика, меньшего, чем диаметр обсадной колонны, увеличивается кольцевой зазор между хвостовиком и стенками скважины, увеличивается объем цементного камня и, следовательно, его долговечность.

Пример конкретного выполнения способа

Бурят скважину диаметром 215,9 мм на проектную глубину 1840 м. Проводят геофизические исследования. Определяют кровлю верхнего продуктивного пласта на глубине 1802 м. Засыпают продуктивные пласты песком в интервале 1840-1794 м. В интервале 1797-1794 м устанавливают цементный мост. Спускают обсадную колонну диаметром 168 мм на глубину 1794 м и цементируют ее затрубное пространство. Разбуривают долотом диаметром 144 мм цементный мост и вымывают песок. Спускают хвостовик диаметром 144 мм и цементируют затрубное пространство хвостовика. Перфорируют хвостовик с помощью гидромеханического перфоратора и тем самым проводят вторичное вскрытие.

В результате продуктивность скважины оказалась на 25% выше продуктивности соседних скважин данного участка разработки нефтяной залежи, что свидетельствует о сохранении коллекторских свойств пласта. Экономия затрат при строительстве скважины составила 5%.

Применение предложенного способа позволит сохранить коллекторские свойств пласта и экономить затраты на строительство скважины.

Формула изобретения

Способ заканчивания скважины, включающий бурение скважины на проектную глубину, спуск обсадной колонны до кровли продуктивного пласта и цементирование затрубного пространства обсадной колонны до устья скважины, спуск хвостовика и цементирование затрубного пространства хвостовика, отличающийся тем, что после бурения засыпают продуктивный пласт песком и сверху устанавливают цементный мост высотой 2-4 м, после цементирования затрубного пространства обсадной колонны разбуривают цементный мост и вымывают песок, а после цементирования затрубного пространства хвостовика перфорируют хвостовик в интервале продуктивного пласта.