Вагон для перевозки автомобилей

Реферат

 

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Вагон для перевозки автомобилей включает раму 1, закрепленные на ней боковые стойки 2 и двухъярусный пол, оба яруса которого выполнены с пониженной частью в базовой зоне вагона. Верхний 4 ярус установлен с возможностью перестановки по высоте, для чего боковые стойки снабжены устройствами фиксации, и выполнен съемным и из шарнирно соединенных между собой трех горизонтальных - центральной и боковых - и двух наклонных секций. Шарнирные узлы, соединяющие между собой центральную и наклонные секции, снабжены устройствами компенсации горизонтального смещения секций. На боковых стойках с помощью устройств фиксации установлены горизонтальные секции. Изобретение расширяет функциональные возможности. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к ж/д транспорту, в частности к универсальным вагонам для перевозки автомобилей в два яруса.

Известен вагон для перевозки автомобилей, включающий раму, закрепленные на ней боковые стойки и двухъярусный пол со съемным верхним ярусом, установленным с возможностью перестановки по высоте, а также закрепленное на боковых стойках устройство фиксации верхнего яруса (см., например, РЖ ВИНИТИ “Железнодорожный транспорт”, серия 11Б “Локомотивостроение и вагоностроение”, N10, 1980 г., с.25, реф. 10 Б 125 П).

Недостатком этого вагона является невозможность одновременной перевозки на одном из ярусов (при перевозке в два яруса - на верхнем) автомобилей двух типоразмеров (высоты) с максимальным использованием высоты ж/д габарита, т.к. из-за выполнения пола прямолинейным высота грузового пространства над каждым ярусом постоянна по всей его длине. Еще одним недостатком вагона является высокая трудоемкость перестановки верхнего яруса (при согласовании высоты грузовых объемов верхнего и нижнего ярусов с высотой выбранного ж/д габарита) и необходимость использования для этого сложных синхронно работающих грузоподъемных механизмов, т.к. ярус выполнен как одно целое.

Известен также взятый за прототип вагон для перевозки автомобилей, включающий раму, закрепленные на ней боковые стойки и двухъярусный пол, оба яруса которого выполнены с пониженной частью в базовой зоне вагона, а верхний ярус выполнен съемным и установлен с возможностью перестановки по высоте, для чего боковые стойки снабжены устройствами фиксации (см., например, описание к заявке GB N2170461 A, Мкл. В 61 D 3/18, 06.08.1986 г.).

Недостатком этого вагона, также как и аналога, является высокая трудоемкость перестановки по высоте верхнего яруса, представляющего собой единое целое, и необходимость использования для этого сложных механизмов подъема, требующих синхронизации в работе.

Кроме того, конструкция известных вагонов не обеспечивает защиту автомобилей, особенно расположенных на нижнем ярусе, от загрязнения и хищений.

Изобретение решает задачу снижения трудоемкости перестановки верхнего яруса и обеспечения сохранности перевозимых автомобилей.

Для решения этой задачи в известном вагоне для перевозки автомобилей, включающем раму, закрепленные на ней боковые стойки и двухъярусный пол, оба яруса которого выполнены с пониженной частью в базовой зоне вагона, а верхний ярус выполнен съемным и установлен с возможностью перестановки по высоте, для чего боковые стойки снабжены устройствами фиксации, верхний ярус выполнен из шарнирно соединенных между собой трех горизонтальных - центральной и боковых - и двух наклонных секций, при этом шарнирные узлы, соединяющие центральную и наклонные секции, снабжены устройствами компенсации горизонтального смещения секций, а на боковых стойках с помощью устройств фиксации установлены горизонтальные секции. Кроме того, вагон может быть снабжен боковыми стенами и торцевыми стенами в виде погрузочных дверей, а также установленной с возможностью замены подъемной крышей с механизмом подъема, при этом погрузочные двери должны быть выполнены со съемной верхней частью.

Техническим преимуществом вагона является выполнение верхнего яруса из соединенных между собой шарнирно трех горизонтальных и двух наклонных секций с устройствами компенсации горизонтального смещения секций в центральных шарнирных узлах, благодаря чему появляется возможность перестановки яруса путем поочередной (в любой последовательности) или одновременной перестановки только горизонтальных секций с помощью простейших универсальных механизмов (двух домкратов на секцию), что не только значительно снижает трудоемкость операции перестановки, но и повышает удобство вагона в эксплуатации (в том числе и за счет отказа от применения сложной грузоподъемной техники).

Снабжение вагона стенами (высота которых может быть рассчитана на использование с несколькими крышами, соответствующими различным ж/д габаритам) и подъемной крышей (заменяемой при необходимости использования вагона в другом ж/д габарите) позволяет обеспечить защиту груза от внешних воздействий на обоих ярусах, а возможность выполнения вагона только со стенами или со стенами и крышей делает его универсальным, т.к. он может использоваться как платформа, как полувагон со снятыми крышей и верхним ярусом и как крытый вагон (в том числе с верхним ярусом вместо крыши).

Изобретение поясняется чертежом, где дан общий вид вагона со снятой боковой стеной (тонкими линиями изображена крыша в погрузочном состоянии).

Заявляемый вагон имеет раму 1, установленные на ней боковые стойки 2 и пол с нижним 3 и верхним 4 ярусами, выполненными с пониженной частью в базовой зоне, предназначенной для размещения на верхнем ярусе автомобилей большей высоты.

Верхний ярус 4 является съемным и может быть установлен на разной высоте в зависимости от высоты перевозимых автомобилей. Для снижения трудоемкости перестановки он выполнен из трех горизонтальных - центральной 5 и боковых 6 - и двух наклонных 7 секций, установленных в соответствии с формой нижнего яруса и соединенных между собой шарнирно.

Шарнирные узлы, соединяющие секцию 5 с наклонными секциями 7, снабжены обычными устройствами компенсации 8 относительного горизонтального смещения секций (в виде горизонтальных прорезей, вилок и т.д.).

Горизонтальные секции 5 и 6 установлены на боковых стойках 2 с помощью устройств фиксации 9, представляющих собой, например, гнезда на стойках и переставляемые по высоте опорные башмаки с фиксирующими штырями.

С помощью устройств 9 возможно также изменение (перед загрузкой) угла наклона секций 7, например, для обеспечения загрузки на нижний ярус автомобилей с удлиненной крышей. В этом случае загрузку и разгрузку ярусов необходимо производить поочередно.

Вагон снабжен боковыми стенами 10 с окнами для вентиляции и освещения нижнего яруса и торцевыми стенами в виде загрузочных дверей со съемной верхней частью. При этом высота стен может соответствовать нескольким выбранным стандартным ж/д габаритам. Стены могут быть выполнены съемными.

Вагон имеет также подъемную крышу 12 с механизмом подъема 13, имеющим промежуточные балки 14, на которые может быть установлена крыша иной формы (в соответствии с другим габаритом).

Перед загрузкой автомобилей производится установка яруса 4 на высоте, соответствующей высоте автомобилей и одному из ж/д габаритов, для чего секции 5 и 6 поочередно (в любой последовательности) переставляются по высоте и фиксируются устройствами 9. При этом происходит компенсация горизонтального смещения секций устройствами 8. Для перестановки каждой секции необходимо установить два домкрата, с помощью которых подъем (опускание) осуществляется одним или двумя рабочими.

Затем для обеспечения освещения и вентиляции, а также проезда на верхний ярус автомобилей большей высоты (предназначенных для перевозки на пониженной части яруса) крыша 12 вместе с балками 14 поднимается механизмом 13 и фиксируется.

Погрузка автомобилей производится через погрузочные двери с торца вагона самоходом на оба яруса одновременно, после чего крыша опускается.

Для эксплуатации вагона в другом ж/д габарите крыша может быть заменена с помощью универсальных грузоподъемных средств.

Установка верхнего яруса полувагона и платформы производится аналогичным образом с согласованием расстояния между ярусами с высотой автомобилей и ж/д габарита.

Формула изобретения

1. Вагон для перевозки автомобилей, включающий раму, закрепленные на ней боковые стойки и двухъярусный пол, оба яруса которого выполнены с пониженной частью в базовой зоне вагона, а верхний ярус выполнен съемным и установлен с возможностью перестановки по высоте, для чего боковые стойки снабжены устройствами фиксации, отличающийся тем, что верхний ярус выполнен из шарнирно соединенных между собой трех горизонтальных - центральной и боковых и двух наклонных секций, при этом шарнирные узлы, соединяющие центральную и наклонные секции, снабжены устройствами компенсации горизонтального смещения секций, а на боковых стойках с помощью устройств фиксации установлены горизонтальные секции.

2. Вагон по п.1, отличающийся тем, что он снабжен боковыми стенами и торцевыми стенами в виде погрузочных дверей.

3. Вагон по п.2, отличающийся тем, что он снабжен установленной с возможностью замены подъемной крышей с механизмом подъема, а погрузочные двери выполнены со съемной верхней частью.

РИСУНКИРисунок 1