Способ автоматизированного учета предоставления социальных и иных льгот и услуг
Реферат
Изобретение относится к автоматизированным системам учета. Технический результат заключается в повышении надежности и уменьшении себестоимости системы. Способ содержит следующие действия: формируют данные для идентификации и заносят их в отраслевые базы данных, создают индивидуальные электронные записи, проводят выверку отраслевых баз данных и создают единую базу данных путем формирования персональных социальных номеров, электронных фотографий и кодов предоставляемых льгот, производят обмен данными с отраслевой базой данных, формируют и присваивают дополнительные социальные номера гражданам, которые регистрируют в единой базе данных, передают гражданам соответствующие социальные номера о регистрации в едином реестре социальных льгот, изготавливают социальные карты, включающие данные для идентификации и персональные данные. 15 з.п. ф-лы.
Изобретение относится к области автоматизированных систем, в частности к автоматизированным системам учета, и может быть использовано для обеспечения полного и адресного учета целевого предоставления льгот и услуг гражданам как регионов так и Российской Федерации.
Во всем мире достаточно остро существует проблема, связанная с адресным распределением социальных льгот и услуг и их учетом на уровне государства с одной стороны и исключением или хотя бы сведением к минимуму несанкционированного доступа к различным категориям льгот. Следствием решения упомянутой проблемы может быть повышение эффективности социальной поддержки граждан, прогнозирование социально-экономических процессов, целевое использование бюджетных средств.
Известна автоматизированная система, которая обеспечивает автоматизацию учета пассажиропотоков в масштабах обслуживаемой транспортной системы (отраслевой), статистическую обработку результатов ее работы, существенно упрощает операции продажи проездных документов и их проверки при проходе пассажиров на посадку, обеспечивается автоматизация продажи и контроля персональных проездных документов. Система обеспечивает объективность контроля и повышает защищенность от несанкционированного прохода граждан. Однако эффективность защиты при этом недостаточно высока, а контроль и учет решается в пределах отрасли. RU, патент 2121163, G 07 B 15/00, 1998 г.
Решаемая техническая задача заключается в создании способа позволяющего при реализации получить автоматизированную систему, дающую возможность эффективно производить персональный учет предоставляемых государством льгот.
При этом получаемый технический результат заключается в обеспечении дополнительной защиты информации от несанкционированного доступа, а также в унификации использования социальных карт в различных сферах для оплаты товаров и предоставления услуг.
Упомянутый технический результат достигается тем, что формируют данные для идентификации и заносят их в отраслевые базы данных в электронном виде, на базе которых создают индивидуальные электронные записи, проводят выверку отраслевых баз данных и создают единую базу данных путем формирования персональных социальных номеров, электронных фотографий и кодов предоставляемых льгот, производят обмен данными с отраслевой базой данных, формируют и присваивают дополнительные социальные номера гражданам, которые регистрируют в единой базе данных и уточняют данные при несовпадении с данными отраслевых баз данных, передают гражданам соответствующие социальные номера о регистрации в едином реестре социальных льгот, осуществляя при этом доступ к общесистемному справочнику всех отраслевых баз данных, изготавливают социальные карты, включающие данные для идентификации и персональные данные, на упомянутые карты наносят штрих-код, считываемый оптическим считывающим устройством, при этом в каждую социальную карту вводят микросхему памяти, в которой выделяют сектор с ограниченным доступом и общедоступный сектор или микроконтролер с контактным, бесконтактным или совмещенным интерфейсом, в которой выделяют сектор с ограниченным доступом и общедоступный сектор или микроконтролер с контактным, бесконтактным или совмещенным интерфейсом, в общедоступный сектор микросхемы памяти вводят данные для идентификации и персональные данные гражданина, перечень кодов предоставляемых льгот, с помощью упомянутых социальных карт осуществляют регистрацию в электронной записи гражданина в едином реестре социальных льгот, осуществляя при этом доступ для реализации различных видов льгот и услуг, по мере использования которых производят их учет, а также тем, что данные для идентификации включают паспортные данные, данные о праве на льготы, а также тем, что социальную карту изготавливают в виде пластиковой карты, которую персонализируют путем формирования и присвоения номера и серии, идентифицирующих гражданина, а также тем, что номер пластиковой карты включает социальный номер, содержащий код региона, пол, дату рождения и порядковый номер первичной регистрации гражданина в единой базе данных, присваиваемый гражданам с одинаковыми датами рождения и полом, а также тем, что в серию включают код региона, где была выпущена пластиковая карта, выдаваемая гражданину, срок ее действия и порядковый номер, а также тем, что в пластиковой карте, выдаваемой гражданину неоднократно, оставляют номер без изменения, а серию изменяют, а также тем, что штрих-код дублирует упомянутые номер и серию, а также тем, что в пластиковую карту вводят банковский номер, а также тем, что при выпуске пластиковой карты гражданину дополнительно открывают банковский счет, а также тем, что в пластиковую карту вводят данные об автоматической регистрации и окончании срока действия карты, а также тем, что пластиковую карту используют в качестве идентификатора личности, а также тем, что персональный социальный номер используют для обмена данными между отраслевыми базами данных, а также тем, что сектор с ограниченным доступом микросхемы памяти используют для проведения коммерческих операций, а также тем, что информацию в микросхеме памяти модифицируют в процессе ее использования, а также тем, что информацию в микросхеме памяти социальной карты модифицируют путем введения счетчика оказываемых льгот и услуг, а также тем, что в социальную карту вносят биометрические параметры гражданина.
Рассмотрим более подробно одну из возможных реализаций изобретения.
В заранее определенных местах, например в отделах социальной защиты, заявитель (гражданин) подает анкету-заявку на предоставление ему социальной карты. Это является основанием для формирования данных. Помимо заполнения анкеты осуществляется изготовление фотографий - как обычным, так и электронным путем. Здесь же осуществляется первичная проверка, включающая сверку с паспортными данными и документами о праве на льготы, заверяется подписью ответственного лица и направляется в единую базу данных для дополнительной обработки, при этом данные могут направляться в электронном виде, включая электронную фотографию. Если анкета-заявка не переведена в электронную форму, то такой перевод осуществляют техническими средствами единой базы данных. Под термином “единая база данных” в данном случае понимается комплекс технических средств организации, наделенной полномочиями для осуществления действий, связанных с автоматизированным учетом предоставляемых государством социальных льгот. Далее информационный обмен данными о гражданине - будущем пользователе социальной картой будет производиться только электронным путем. На основании принятой заявки отраслевые системы (отраслевые базы данных) передают в единую базу данных необходимую информацию: коды льгот, социальные идентификационные номера и т.д., для сверки данных и создания записи с информацией, например, электронного формуляра гражданина - льготника (ЭФЛ).
Затем организуется выверка данных о заявителе, которые направляются в отраслевые базы данных в соответствии с установленными регламентами и форматами, и получают от них необходимую дополнительную информацию для размещения на карте и едином документе, например в едином реестре социальных льготников (ЕРСЛ). На этом этапе также формируется список категорий льгот, имеющихся у гражданина, а также персональный учетный социальный номер для идентификации в ЕРСЛ данных о заявителе и ЭФЛ. При несовпадении информации о заявителе в отраслевых базах данных, эти данные уточняются и затем окончательно помещаются в ЕРСЛ. Отраслевые базы данных, ведущие собственный учет граждан, при этом информируются о регистрации гражданина в ЕРСЛ с передачей им соответствующего социального номера, таким образом осуществляется доступ к общесистемному справочнику всех отраслевых баз данных. Также, на основании заявки на изготовление социальной карты, заявителю может быть открыт специальный карточный счет, при этом производятся все необходимые действия, связанные с подготовкой банковской информации для персонализации социальной карты. Заявки поступают в банк через единую базу данных. В социальную карту могут быть внесены также биометрические данные гражданина.
После получения и сверки данных о заявителях информация направляется для изготовления социальных карт и их персонализации. Изготовление и персонализация социальной карты осуществляется на специализированном производстве и состоит из двух этапов. Первый этап - изготовление социальной карты. На этом этапе на социальную карту полиграфическим путем (методом офсетной, термографической, лазерной графической печати и т.д.) наносится идентификационная и персональная информация. Ниже приводится пример образования и формирования идентификационных данных.
Идентификационные данные социальной карты формируются в соответствии со стандартом ISO/EEC 78 12 и представляют собой следующую последовательность знаков:
964390RRDDMMYYNNNNLyymmnnrr
Здесь:
964390 - международный код эмитента, представляющий собой идентификационный код, указывающий на применение социальной карты (9 - применение определяется национальными правилами), на страну, где выпущена социальная карта (643 - Россия), и на область приложения (90 - социальная карта); данный код один и тот же для всех социальных карт.
RR - код региона, присвоившего социальный номер (например, для социальной карты москвича всегда 77, для социальной карты калининградца - 39 и т.д.).
DD - день рождения держателя социальной карты и данные о его поле; в случае невозможности определить день рождения используется код 00 (ко дню рождения прибавляется 50 для обозначения лица мужского пола).
MM - месяц рождения держателя социальной карты и данные о веке рождения (к месяцу рождения прибавляется 20 для обозначения лиц, родившихся в 19-м веке и 40 - в 21-м веке); в случае невозможности определить месяц рождения используется код 00.
YY - две цифры года рождения держателя социальной карты.
NNNN - регистрационный номер держателя социальной карты, присвоенный при ее выпуске для данной последовательности DDMMYY.
L - контрольное число (код Luhn), формируемое из всех предыдущих цифр номера согласно стандарту ISO/DBS 7812.
yymm - дата окончания срока действия социальной карты (yy - год и mm-месяц); социальная карта считается недействительной с первого числа месяца, следующего за месяцем, указанным в этой дате.
nn - порядковый номер социальной карты, выпущенной для данного льготника (00 - первый выпуск, 01 - второй выпуск, и т.д.); социальная карта повторно выпускается либо по окончанию ее срока действия, либо при ее утрате пользователем.
rr - код региона, выпустившего данную социальную карту.
Такая последовательность знаков 77160666RRDDMMYYNNNN является определенным выше социальным номером. Данный номер служит для регистрации электронного формуляра пользователя в едином реестре граждан - социальных льготников и, как было определено ранее, используется для интеграции информационных ресурсов участников системы социальных карт. Наличие в 3-м разряде социального номера цифры 9 эквивалентно наличию цифры 6 (для вычисления пола и дня рождения льготника цифру 9 в третьем разряде надо заменить цифрой 6). Наличие тринадцатого месяца в 5-м и 6-м разрядах социального номера эквивалентно шестому месяцу (для вычисления века и месяца рождения льготника цифры пятого и шестого разрядов 13, 33 и 53 должны быть заменены на 06, 26 и 46, соответственно).
Социальный номер RRDDMMYYNNNN и, соответственно, номер карты 964390RRDDMMYYNNNNL формируются при первом обращении гражданина, присваивается однократно и изменяется в течение жизни гражданина только при изменении его пола или даты рождения (что требует повторной регистрации в ЕРСЛ).
Последовательность знаков yymmnnrr называется серией (или эмиссионной серией) социальной карты и служит для контроля эмиссии.
Последовательность знаков 964390RRDDMMYYNNNNLyymmnnrr представляет собой уникальный идентификационный код социальной карты и используется для ее идентификации в системе социальных карт.
Уникальный идентификационный код социальной карты:
- наносится на поверхность социальной карты в форме, пригодной для визуального чтения: 964390RRDDMMYYNNNNLmm/yynnrr;
- наносится на поверхность социальной карты в форме штрихового кода в символике Code 128 в следующем формате (между номером и серией социальной карты - один пробел):
964390RRDDMMYYNNNNLyymmnnrr;
- помещается в память социальной карты в область идентификационных данных в формате BCD (F в нижеприведенном коде является шестнадцатеричной цифрой):
964390RRDDMMYYNNNNLFyymmnnrr.
Также может наносится штрих-код, дублирующий номер и серию, причем требования к штрих-коду - его читаемость оптическим считывателем.
Второй этап - электронная персонализация, кодирование бесконтактного чипа, инициализация на нем приложений социальной карты. Этап персонализации платежной функции включает кодирование магнитной полосы, при необходимости и контактного чипа, инициализацию соответствующих приложений (если таковые имеются) на контактном чипе, генерацию банковского ПИНа и изготовление ПИН-конверта для банковского приложения.
Естественно, что социальные карты имеют конечный срок действия, который автоматически регистрируется: это может быть окончание льготы или льгот, окончание срока действия самой социальной карты, различных приложений и т.д.
Изготовленные и персонализированные карты направляются для их выдачи гражданам, например через районные управления социальной защиты населения.
Гражданин в зависимости от наличия соответствующих льгот может воспользоваться с помощью персонализированной социальной карты приложением социального дисконта, транспортным приложением, приложениями организаций системы здравоохранения, платежным приложением и др.
Данные о предоставленных льготах, по мере их использования, накапливаются в организациях - акцептантах социальных карт, при необходимости они (данные) агрегируются в отношении конкретного льготника и передаются в единую базу данных для учета.
На основании полученной информации формируются отчеты, используемые для компенсации предоставленных акцептантами льгот в соответствии с установленным порядком.
Необходимо отметить, что номер на персонализированной социальной карте гражданина закрепляется за ним на всю жизнь, а идентификационные и иные данные хранятся в электронном формуляре и по мере необходимости пополняются, что позволяет дополнительно решать различные социальные задачи в режиме реального времени.
В качестве примера технической реализации изобретения можно привести систему, состоящую из набора компьютеров, оснащенных периферийным и специальным оборудованием, объединенных в одноранговую сеть с одним выделенным сервером. Каждое рабочее место представляет собой функционально законченный программно-аппаратный комплекс:
- комитет социальной защиты населения;
- московский метрополитен;
- московская железная дорога;
- московский городской наземный транспорт;
- телефония;
- и т.д.
а также базы данных, все элементы которой разбиты на шесть основных подсистем, согласно их функциональности:
- справочная подсистема;
- справочная подсистема льгот;
- процессинговая подсистема;
- подсистема учета персональной информации;
- подсистема учета использования карт;
- подсистема учета эмиссии карт.
Подробное описание реализации способа является предпочтительным, однако не ограничивает притязаний заявителя, изложенных в формуле изобретения. Вопросы, относящиеся к технической реализации способа раскрыты на структурно-функциональном уровне, т.к. одни из них являются предметом ноу-хау, а другие понятны специалисту среднего уровня и являются вопросом инженерной проработки.
Предлагаемое изобретение позволяет обеспечить полный и адресный учет целевого предоставления льгот, позволит обеспечить планирование бюджетных расходов и прогнозирования социально-экономических процессов. Позволит создать единый социальный регистр льготных категорий населения на основе единого учетного социального номера и организованного ведения регистра.
Формула изобретения
1. Способ обеспечения автоматизированного учета предоставления социальных и иных льгот и услуг, заключающийся в том, что формируют данные для идентификации и заносят их в отраслевые базы данных в электронном виде, на базе которых создают индивидуальные электронные записи, проводят выверку отраслевых баз данных и создают единую базу данных путем формирования персональных социальных номеров, электронных фотографий и кодов предоставляемых льгот, производят обмен данными с отраслевой базой данных, формируют и присваивают дополнительные социальные номера гражданам, которые регистрируют в единой базе данных и уточняют данные при несовпадении с данными отраслевых баз данных, передают гражданам соответствующие социальные номера о регистрации в едином реестре социальных льгот, осуществляя при этом доступ к общесистемному справочнику всех отраслевых баз данных, изготавливают социальные карты, включающие данные для идентификации и персональные данные, на упомянутые карты наносят штрих-код, считываемый оптическим считывающим устройством, при этом в каждую социальную карту вводят микросхему памяти, в которой выделяют сектор с ограниченным доступом и общедоступный сектор или микроконтроллер с контактным, бесконтактным или совмещенным интерфейсом, в общедоступный сектор микросхемы памяти вводят данные для идентификации и персональные данные гражданина, перечень кодов предоставляемых льгот, с помощью упомянутых социальных карт осуществляют регистрацию в электронной записи гражданина в едином реестре социальных льгот, осуществляя при этом доступ для реализации различных видов льгот и услуг, по мере использования которых производят их учет.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что данные для идентификации включают паспортные данные, данные о праве на льготы.
3. Способ п.1, отличающийся тем, что социальную карту изготавливают в виде пластиковой карты, которую персонализируют путем формирования и присвоения номера и серии, идентифицирующих гражданина.
4. Способ по п.3, отличающийся тем, что номер пластиковой карты включает социальный номер, содержащий код региона, пол, дату рождения и порядковый номер первичной регистрации гражданина в единой базе данных, присваиваемый гражданам с одинаковыми датами рождения и полом.
5. Способ по п.3, отличающийся тем, что в серию включают код региона, где была выпущена пластиковая карта, выдаваемая гражданину, срок ее действия и порядковый номер.
6. Способ по п.3, отличающийся тем, что в пластиковой карте, выдаваемой гражданину неоднократно, номер оставляют без изменения, а серию изменяют.
7. Способ по п.3, отличающийся тем, что штрих-код дублирует упомянутые номер и серию.
8. Способ по п.3, отличающийся тем, что в пластиковую карту вводят банковский номер.
9. Способ по п.8, отличающийся тем, что при выпуске пластиковой карты гражданину дополнительно открывают банковский счет.
10. Способ по п.3, отличающийся тем, что в пластиковую карту вводят данные об автоматической регистрации и окончании срока действия карты.
11. Способ по п.3, отличающийся тем, что пластиковую карту используют в качестве идентификатора личности.
12. Способ по п.1, отличающийся тем, что персональный социальный номер используют для обмена данными между отраслевыми базами данных.
13. Способ по п.1, отличающийся тем, что сектор с ограниченным доступом микросхемы памяти используют для проведения коммерческих операций.
14. Способ по п.1, отличающийся тем, что информацию в микросхеме памяти модифицируют в процессе ее использования.
15. Способ по п.14, отличающийся тем, что информацию в микросхеме памяти социальной карты модифицируют путем введения счетчика оказываемых льгот и услуг.
16. Способ по п.1, отличающийся тем, что в социальную карту вносят биометрические параметры гражданина.