Способ комплексного лечения эпилепсии у детей подросткового возраста

Реферат

 

Изобретение относится к медицине, а именно к психиатрии и неврологии, и может быть использовано при лечении эпилепсии у подростков. Я-концепцию пациента исследуют по методу Q-сортировки. При значениях коэффициента ранговой корреляции, составляющих до 0,40 для девочек и 0,50 для мальчиков, формируют адекватно-позитивную Я-концепцию с помощью психотерапии и психологических методов консультирования. Способ позволяет повысить эффективность лечения эпилепсии у подростков.

Изобретение относится к медицине, а именно к психиатрии и неврологии и может быть использовано при лечении эпилепсии у подростков.

Эпилепсия - хроническое полиэтиологическое заболевание головного мозга, проявляющееся повторными припадками судорожного и бессудорожного характера с нарушением сознания, снижением интеллекта и психическими расстройствами. Эпилепсия остается одним из наиболее распространенных нервно-психических заболеваний, по данным мировой статистики эпилепсия отмечается у 0,8 - 1% населения. Возраст 11-15 лет является кризисным периодом, когда увеличивается количество заболеваний эпилепсии. При изучении больных эпилепсией в центре внимания психологов чаще оказывались особенности интеллектуальной деятельности, семейные взаимоотношения, отношение к болезни, личность больных эпилепсией, тогда как процесс формирования Я-концепции при заболевании эпилепсией является малоизученным, что и определяет актуальность данного исследования. Под Я-концепцией понимается динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, а также эмоционально-оценочное отношение к себе в целом и к отдельным аспектам своего Я.

Теоретической основой для построения исследования являются идеи, представленные в работах Ананьева Б.Г., Бернса Р., Леонтьева А.Н., Кона И.С., Чесноковой И.И., Столина В.В., Пантилеева С.Р. и др.

Следует отметить, что подростковый возраст является сензитивным периодом для развития самосознания и формирования Я-концепции. В подростковом возрасте происходит усложнение структуры образа Я, дифференциация содержания представления о себе, динамика самооценки, рост критичного отношения к себе (Бернс Р., 1986, Бороздина Л.В., 1992, Кон И.С., 1989, Прихожан А.М., 1983, Толстых Н.Н., 1991). Актуальность исследования обусловлена тем, что Я-концепция имеет большое значение в регуляции поведения. Представление подростков о себе выступает как активное начало, определяя интерпретацию индивидуального опыта, самоожидания и регуляцию поведения. Следовательно, отношение к болезни, к процессу лечения, взаимоотношения со сверстниками и родителями будут во многом определяться представлением подростков о себе. Знание специфических особенностей Я-концепции при заболевании эпилепсией позволит прогнозировать реакции подростков, даст возможность активизировать и более эффективно использовать внутренний личностный потенциал каждого из них для предотвращения психологической и социальной дезадаптации.

Наиболее близкими по технической сущности и достигаемому результату является способ комплексного лечения эпилепсии у детей подросткового возраста, включающий медикаментозное лечение, психологическое и психотерапевтическое воздействие, и оценку состояния больного до и после лечения (Казаковцев Б.А. Психические расстройства при эпилепсии. - М., 1999, с.261).

Недостатками известного способа является недостаточная эффективность лечения, обусловленная невозможностью прогнозировать реакции подростков, что, в свою очередь, не дает возможности активизировать и более эффективно использовать внутренний личностный потенциал каждого из них для предотвращения психологической и социальной дезадаптации.

Технический результат настоящего изобретения заключается в повышении эффективности лечения эпилепсии у подростков. Указанный технический результат достигается тем, что в способе комплексного лечения эпилепсии у детей подросткового возраста, включающем медикаментозное лечение и оценку состояния больного до и после психологического и психотерапевтического вмешательства, согласно изобретению дополнительно производят оценку состояния больного, исследуя Я-концепцию с применением следующих психологических методик: техники Q-сортировка, методики Оффера и теста “Кто Я?”, каждая из этих методик дополнительно включает задания, адекватные возрасту больного, при этом при значениях коэффициента ранговой корреляции, полученных по технике Q-сортировка и составляющих для девочек до 0,40, а для мальчиков до 0,50, подростку оказывают дифференцированную с учетом данных методики Оффера по структуре образа Я и по данным теста “Кто Я?” психологическую и психотерапевтическую помощь для формирования адекватно-позитивной Я-концепции.

В способе использованы следующие методы:

1. Техника Q-сортировки (Стефенсон В., 1953), использованная для изучения степени удовлетворенности собой.

2. Опросник Оффера “Образ Я” (Оффер Д., 1980), позволяющий рассматривать Я-концепцию как структурное образование, элементами которого являются физическое, психологическое, социальное, сексуальное и адаптационное Я. Изучались как уровень развития аспектов Я, так и особенности взаимосвязи между ними.

3. Методика “Кто Я?” (Кун M., 1984) использовалась для определения и измерения общих установок личности на самого себя. Обработка ответов проводилась методом контент-анализа.

Экспериментальные материалы, полученные в ходе исследования, обрабатывались с помощью пакета прикладной программы STATISTICA с использованием стандартных методов математико-статистического анализа, таких как статистический критерий Стьюдента (t-критерий), корреляционный и факторный анализ.

Способ поясняется примерами.

Пример 1. Больной Е. 14 лет.

Поступил в НИИ им. В.М. Бехтерева 28/Х-1998, выписан 8/XII, история болезни № 1991.

Диагноз: Эпилепсия, корково-фокальная форма с частыми простыми и сложными парциальными приступами.

При поступлении жалобы на правосторонние соматомоторные приступы и припадки в виде нарушения схемы тела. Частота приступов от 1-2 в месяц до еженедельных. Кроме того, со слов матери, мальчик переведен на домашнее обучение из-за частых конфликтов с одноклассниками.

Анамнез заболевания: Наследственность нервно-психическими заболеваниями отягощена (alc. отца).

В период реконвалисценции закрытой черепно-мозговой травмы, перенесенной в 1993 г., наблюдался первый фокальный соматомоторный приступ. На фоне терапии фенобарбиталом компенсация приступов наблюдалась в течение 2 лет, отмечалась сонливость, шаткость походки, трудности в усвоении школьной программы. Мальчик решительно отказался от приема лекарств из-за их побочных эффектов. Приступы возобновились, присоединились состояния нарушения схемы тела, которыми мальчик очень тяготился. Поступил для подбора терапии.

Психический статус: сознание ясное, в окружающем ориентирован полностью, легко вступает в контакт. По характеру общительный, ответственный, гиперсоциальный, негибкий. Мальчик ранимый, эмоционально лабильный. Нарушений внимания, памяти и работоспособности не выявлено.

Неврологический статус: ЧМН: Сглаженность носогубной складки справа, слабость конвергенции OD. Мышешечный тонус физиологический, асимметрия сухожильных рефлексов D>S. Симптом Бабинского справа ±. В позе Ромберга устойчив.

Соматический статус: признаков патологии внутренних органов не выявлено. При электроэнцефалографическом исследовании был выявлен очаг пароксизмальной активности в левой лобно-теменной области с вовлечением в пароксизмальную активность глубоких структур левого полушария.

В связи с наличием в анамнезе конфликтов, отказа от приема лекарств для выработки комплексного подхода в лечении было принято решение провести психологическое обследование Я-концепции. По данным Q-сортировки коэффициент ранговой корреляции рангов составил 0,17, что свидетельствует о крайне низкой удовлетворенности собой. Для уточнения особенностей Я-концепции и выработки стратегии психотерапевтического вмешательства было проведено дополнительное обследование. На методику Куна "Кто Я?" вместо 20 ответов обследуемый смог дать только 3 ответа (несмотря на интеллектуальную состоятельность), что говорит о низком развитии самосознания. В связи лаконичностью протокола можно привести его целиком:

1. Я человек, придурок, отброс общества (извиняюсь за такие слова, но это так).

2. Больше я о себе ничего не знаю.

3. У меня плохой характер.

Качественный анализ методики показывает отсутствие положительных характеристик себя, низкую дифференцированность самосознания. При рассмотрении структуры образа Я по методике Оффера, адекватной возрасту больного, обратило на себя внимание благополучие только подструктуры Я социальное, остальные образы Я - психологическое Я, семейное Я, адаптация Я - очень неблагополучны. Заниженная самооценка, неспособность владеть собой, пессимистические взгляды в будущее, высокий показатель риска психопатологических симптомов, неспособность справляться со стрессовыми ситуациями, высокий риск суицида. Осмотр психиатра подтвердил риск истинного суицида (суицидные мысли и тенденции имели конкретный план осуществления). Результат психологического обследования Я-концепции подтвердил необходимость комплексного лечения эпилепсии.

Противосудорожная терапия: финлепсин 0,2 1/2-1/2-1; дифенин 0,117 1/2-1/2-1. В период подбора терапии (при введении бензонала 0,1 1/4-1/4/-1/4) возникли явления лекарственной интоксикации: сонливость, нистагм, шаткость походки. После отмены препарата и купировании явлений интоксикации мальчик категорически отказывался от приема любых лекарственных средств. Настроение было снижено, постоянно говорил о бессмысленности лечения, отсутствие жизненных перспектив. Помимо необходимой противосудорожной терапии пациент прошел подростковую психотерапевтическую группу (задачами которой было создание позитивной Я-концепции, создание дифференцированного образа Я, развитие навыков копинг-стратегий), ему оказывалась индивидуальная психотерапия (на ней прорабатывалась личностная проблематика) и проводилось психологическое консультирование матери. Компенсация приступов в течение 4 лет, успешно закончил массовую школу, суицидных высказываний не отмечалось. Поступил в технический колледж, противосудорожные препараты принимает самостоятельно регулярно. Контакт со сверстниками хороший.

Пример 2. Больная М. 14 лет.

Поступила в НИИ им. В.М. Бехтерева 28/IX-1998, выписана 10/XII, история болезни № 1821.

Диагноз: Эпилепсия, височная форма, полиморфные приступы.

При поступлении жалобы на приступы, начинающиеся с чувства страха, видит белый коридор, по которому на нее надвигается темная фигура, сознание в этот период суженное. Приступ может на этом закончиться или трансформироваться в левосторонний джексоновский приступ с маршем: лицо рука нога вторично генерализованный судорожный приступ. Также отмечаются приступы насильственного плача, психомоторные приступы без автоматизмов. Приступы ежедневны - до 4 в сутки.

Анамнез заболевания: Наследственность нервно-психическими заболеваниями отягощена: тетя по линии отца страдает эпилепсией.

Ребенок от 1 беременности, протекавшей с токсикозом I и II половины. Роды в срок, родостимуляция, механическое выдавливание плода. На втором месяце жизни перенесла сепсис. Первый приступ в возрасте 7 лет: кратковременное отключение сознание, сопровождалось миганием век и заведением глазных яблок вверх. Далее присоединились приступы насильственного смеха и плача, генерализованное тоническое напряжение без фокального компонента, ночные левосторонние жексоновские приступы, начинающиеся с вокализации.

Психический статус: сознание ясное, в окружающем ориентирован полностью, в контакт вступает охотно. В отделении адаптировалась легко. По характеру доброжелательная, общительная, ранимая, тревожная, отмечаются периоды сниженного настроения с дисфорическим оттенком. В этот период старается уединится, безучастна, замкнута, адинамична. Любые контакты вызывают раздражение и негативизм. По выходе из данных состояний жалеет об обидах, которые причинила друзьям, просит прощения, старается загладить свою вину.

Неврологический статус: Левосторонняя пирамидная недостаточность.

Соматический статус: По внутренним органам без патологии. При ЭЭГ исследовании зарегистрирована пароксизмальная активность в правой височной области с вовлечением в пароксизмальную активность стволовых структур.

Для выработки комплексного подхода в лечении было проведено психологическое обследование Я-концепции. По данным Q-сортировки коэффициент ранговой корреляции рангов составил 0,09, что свидетельствует о выраженной неудовлетворенности собой. Для уточнения особенностей Я-концепции и выработки стратегии психотерапевтического вмешательства было проведено дополнительное обследование. На методику Куна "Кто Я?" вместо 20 ответов обследуемая дала 10 ответов, из них 6 ответов объективных и 4 субъективных (из них 3 отрицательные "дурочка", "тупая", "слабохарактерная" среди объективных - "больная эпилепсией", "лежу в больнице". Качественный анализ методики показывает отсутствие положительных характеристик себя, низкую дифференцированность самосознания, что свидетельствует о негативной Я-концепции. При рассмотрении структуры образа Я по методике Оффера выявлена незрелость образов психологического, социального и семейного Я.

После психологического обследования Я-концепции были выработаны тактики комплексного лечения эпилепсии.

В отделении количество приступов уменьшилось до 1-2 раз в месяц на терапии: депакин 3003 р., финлепсин 0,2 1-1-2, дифенин 1 т.3 р. Отсутствие полного терапевтического эффекта очень угнетало девочку, испытывала чувство вины по отношению к матери, отмечалось неверие в собственные силы, будущее представляется в мрачных тонах. Участвовала в подростковой психотерапевтической группе (задачами которой было создание позитивной Я-концепции, изменение отношения к болезни, разрыв тесной связи образа "Я-больная" с другими образами Я, развитие навыков стрессоустоучивости), проводилась индивидуальная психотерапия и психологическое консультирование родных девочки.

В течение 4 лет приступы от 1 до 4 в год, перестала бояться ходить в школу, улучшились отношения с одноклассниками, после окончания школы поступила в училище.

Заболевание эпилепсией является настолько хроническим психотравмирующим фактором, что приводит к стойкому внутреннему конфликту и способствует появлению и фиксированию невротического фона. Полученные данные свидетельствуют о наличии у подростков, больных эпилепсией, большого количества защитных механизмов, что проявлялось в занижении образа идеального Я, меньшем количестве психологических характеристик в самоописании и большем количестве безоценочных утверждений, по сравнению со своими здоровыми сверстниками. Выраженные компенсаторные и защитные механизмы, выполняя функцию снятия остроты психологического переживания и тем самым снижения тревоги, повышения самооценки и самоуважения, могут препятствовать развитию самосознания и рефлексии и негативно влиять на социальную адаптацию. С другой стороны, нестабильность психологического состояния подростка способствует увеличению восприимчивости к психологическому воздействию.

Все вышесказанное обосновывает необходимость коррекционной работы по формированию адекватного образа Я и позитивной Я-концепции у подростков, страдающих эпилепсией. Возможно несколько направлений психологической помощи для минимизации негативного влияния заболевания на Я-концепцию. В качестве одной из целей можно указать информирование специалистов, которые работают с подростками, о необходимости осуществления психологической поддержки больных, принимая их такими, какие они есть, веря в их уникальность, неповторимость и ценность. Другим важным направлением является консультирование родителей. Необходимо осознание родителями того, что их тревоги, реакция на приступы детей и часто встречающееся нарушение типа воспитания по типу потворствующей гиперопеки не способствуют формированию у подростков уверенности в своих силах, самостоятельности. Задачами при работе с подростками является: изменение отношения к своей болезни; разрыв тесной связи “болезнь - Я-концепция”, когда один образ Я (“Я - больной”) оказывает отрицательное влияние на все другие образы Я; повышение когнитивной дифференцированности самосознания, уточнение представления о себе; расширение временной перспективы, помощь в формировании половой идентичности. Для решения этих задач возможно использование различных форм работы. Индивидуальная работа может включать выполнение домашних заданий, ведения дневника. При отсутствии противопоказаний желательно использование групповых форм работ.

Способ комплексного лечения эпилепсии у детей подросткового возраста был апробирован в Санкт-Петербургском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева и показал высокую эффективность по сравнению с известными способами лечения эпилепсии у детей подросткового возраста.

Формула изобретения

Способ комплексного лечения эпилепсии у детей подросткового возраста, включающий медикаментозную терапию, отличающейся тем, что дополнительно исследуют Я-концепцию пациента по методу Q-сортировки и при значениях коэффициента ранговой корреляции составляющем до 0,40 для девочек и 0,50 для мальчиков формируют адекватно-позитивную Я-концепцию с помощью психотерапии и психологических методов консультирования.