Тренировочная башня
Реферат
Изобретение относится к водолазному оборудованию и касается тренировочных устройств для отработки экипажами подводных лодок учебных задач по самостоятельному выходу из аварийной подводной лодки в спасательном снаряжении. Тренировочная башня содержит сухой подбашенный отсек, в верхней части которого расположен спасательный люк с верхней крышкой, выходящей в башню. Спасательный люк снабжен нижней крышкой, а верхняя оборудована пневмоприводом двойного действия, пневмостопором, системой заполнения спасательного люка водой из башни и системой сброса воды и воздуха из спасательного люка, а также трубопроводом подачи воздуха в спасательное снаряжение от автоматического блока, который последовательно соединен трубопроводами с пневмоприводом двойного действия и пневмостопором. На корпусе спасательного люка имеются иллюминаторы, а система сброса воды и воздуха из него выведена за пределы подбашенного отсека. Достигается упрощение технологии тренировок и повышение безопасности обучаемых. 1 ил.
Изобретение относится к водолазному оборудованию и касается тренировочных устройств для отработки экипажами подводных лодок учебных задач по самостоятельному выходу из аварийной подводной лодки в спасательном снаряжении. Изобретение может быть использовано в учебно-тренировочных комплексах ВМФ РФ.
Известна тренировочная башня цилиндрической формы, заполняемая пресной водой, имеющая подбашенный отсек, в верхней части которого размещается шлюзовое устройство для выхода в башню / Новый учебный центр ВМС Австралии. Зарубежная военно-морская техника, 1991 г., N 6 (90), с.3/.
Недостатком такой башни является то, что для выхода обучаемого через шлюзовое устройство необходимо повышать давление в подбашенном отсеке до давления, равного столбу воды в башне. Давление в подбашенном отсеке усложняет технологию тренировок, ограничивает возможность отработки различных способов выхода и создает сложности в конструктивном исполнении подбашенного отсека.
Наиболее близким к предлагаемому устройству по технической сущности является учебная (тренировочная) башня с сухим подбашенным отсеком (камерой), в верхней части которого расположен люк (спасательный люк - по действующей в настоящее время терминологии) с верхней крышкой, выходящей в башню, а нижняя часть люка опущена в макет отсека подводной лодки (шлюзовую ванну) /Учебник легководолаза военно-морских сил. Под ред. Ф.А.Шпаковича. М.: Военное Издательство Министерства Вооруженных сил Союза ССР, 1948 г., с.151-153 - прототип/.
Указанная тренировочная башня имеет сухой подбашенный отсек (шлюзовую ванну), что расширяет возможности этой башни в тренировках по выходу различными способами.
Недостатком такой башни является то, что она не обеспечивает возможность проведения тренировок по выходу через современный спасательный люк с двумя крышками и системой заполнения спасательного снаряжения воздухом при шлюзовании от автоматического блока.
Технической задачей данного изобретения является упрощение технологии тренировок, обеспечение возможности отработки различных способов выхода, упрощение конструктивного исполнения подбашенного отсека, а также повышение безопасности обучаемых.
Поставленная задача достигается тем, что в тренировочной башне с сухим подбашенным отсеком, в верхней части которого расположен спасательный люк с верхней крышкой, выходящей в башню, согласно изобретению спасательный люк снабжен нижней крышкой, а верхняя оборудована пневмоприводом двойного действия, пневмостопором, системой заполнения спасательного люка водой из башни и системой сброса воды и воздуха из спасательного люка, а также трубопроводом подачи воздуха в спасательное снаряжение от автоматического блока, который последовательно соединен трубопроводами с пневмоприводом двойного действия и пневмостопором, причем на корпусе спасательного люка имеются иллюминаторы, а система сброса воды и воздуха из него выведена за пределы подбашенного отсека.
Техническим результатом, полученным при осуществлении предлагаемого изобретения, является возможность отработки практических навыков по выходу обучаемых через спасательный люк с двумя крышками и системой наполнения воздухом снаряжения при шлюзовании, а также повышение безопасности учебных спусков.
Принципиальная схема тренировочной башни представлена на чертеже.
Тренировочная башня состоит из цилиндрического корпуса 1, заполненного водой, сухого подбашенного отсека 2 с верхней переборкой 3, в которой расположен спасательный люк 4, имеющий верхнюю 5 и нижнюю 6 крышки. Верхняя крышка 5 оборудована пневмоприводом двойного действия 7, а спасательный люк - пневмостопором 8, системой заполнения спасательного люка водой с клапаном 9 и трубопроводом 10, системой сброса воды из спасательного люка с клапаном 11 и трубопроводом 12, выведенным за пределы подбашенного отсека 2. Трубопровод 13 является общим для систем заполнения и сброса воды из спасательного люка.
Система сброса воздуха из спасательного люка включает в себя клапан 14 и трубопроводы 15 и 16. Причем трубопровод 15 выведен в верхнюю часть спасательного люка, а трубопровод 16 - за пределы подбашенного отсека.
Подача воздуха в спасательное снаряжение 17, снабженное травящими клапанами 18, осуществляется от автоматического блока 19 через трубопровод 20 и шланг 21 снаряжения. Автоматический блок 19 последовательно соединен трубопроводом 22 с пневмоприводом двойного действия 7 и трубопроводом 23 с пневмостопором 8.
На корпусе спасательного люка имеются иллюминаторы 24.
Подача воздуха в полости 25, 26, 27, 28 пневмопривода 7 осуществляется клапанами 29, 30, 31, 32 через трубопроводы 33, 34, 35. Воздух к автоматическому блоку 19 подается по трубопроводу 36.
Для удержания подводника, одетого в спасательное снаряжение, от всплытия под верхнюю крышку используется удерживающий фал 37.
Работа данного устройства осуществляется следующим образом.
Обучаемые входят в подбашенный отсек 2, находящийся под нормальным давлением, открывают нижнюю крышку 6 спасательного люка 4. Первый обучаемый входит внутрь спасательного люка 4, соединяет шланг 21 снаряжения 17 с трубопроводом 20, зацепляет карабин удерживающего фала 37 за шток пневмостопора 8, после чего нижняя крышка 6 закрывается.
Находящиеся в подбашенном отсеке 2 открывают клапан 31 и подают воздух от трубопровода 33 через трубопровод 34 в полости 25 и 28 пневмопривода 7, одновременно сообщая с атмосферой полость 26 через трубопровод 35 и клапан 29. Затем открывают клапан 14 и начинают заполнение спасательного люка водой из цилиндрического корпуса башни 1 через трубопроводы 10 и 13 открытием клапана 9. Одновременно начинают подавать воздух в снаряжение 17 от трубопровода 36 через автоматический блок 19, трубопровод 20 и шланг 21. При этом обучаемый дышит из воздушной подушки снаряжения 17, избыток воздуха из которого вытравливается через травящие клапаны 18.
По мере заполнения спасательного люка 4 водой воздушная подушка в нем уменьшается и полностью вытравливается через трубопровод 15, клапан 14 и трубопровод 16 за пределы подбашенного отсека 2. В момент появления воды из трубопровода 16, по докладу обеспечивающего личного состава, закрывается клапан 14 и начинают компрессию обучаемого путем увеличения подачи воздуха в снаряжение 17 от автоматического блока 19. При этом давление в спасательном люке 4 начинает повышаться и сравнивается с давлением столба воды в башне. При выравнивании давления между спасательным люком 4 и столбом вода в цилиндрическом корпусе 1 давление воздуха в полости 25 пневмостопора 7 открывает верхнюю крышку 5, а воздух из полости 28 перепускается в полость 27, из которой по трубопроводу 22 поступает на отключение автоматического блока 19, а по трубопроводу 23 поступает на отключение пневмостопора 8. Удерживающий фал 37 (не позволяющий обучаемому всплыть при заполнении спасательного люка водой) освобождается и обучаемый всплывает за счет своей положительной плавучести. При натяжении шланга 21 происходит автоматическое отсоединение его от трубопровода 20. За действиями и состоянием обучаемого ведется постоянное наблюдение через иллюминаторы 24.
После всплытия обучаемого на поверхность верхняя крышка 5 закрывается путем закрытия клапанов 29, 31 и открытия клапанов 30, 32. Спасательный люк 4 готов для шлюзования очередного обучаемого, который вместе с остальными находился все это время под нормальным давлением.
В случае нештатной ситуации с обучаемым при шлюзовании инструктор-водолаз немедленно сбрасывает давление и воду из спасательного люка 4 открытием клапанов 11 и 14, при этом воздушная подушка снаряжения 17, из которой осуществляется дыхание обучаемого, вентилируется сбросом избытка воздуха через травящие клапаны 18. Так как сброс воздуха и воды из спасательного люка по трубопроводам 16 и 12 осуществляется за пределы подбашенного отсека 2, то давление в подбашенном отсеке не изменяется (остается нормальным) и не влияет на остальных обучаемых.
Эффективность работы тренировочной башни заключается в полной безопасности всех обучаемых, находящихся в подбашенном отсеке, а также в качественной отработке задач по выходу из современного спасательного люка с двумя крышками.
Формула изобретения
Тренировочная башня с сухим подбашенным отсеком, в верхней части которого расположен спасательный люк с верхней крышкой, выходящей в башню, отличающаяся тем, что спасательный люк снабжен нижней крышкой, а верхняя оборудована пневмоприводом двойного действия, пневмостопором, системой заполнения спасательного люка водой из башни и системой сброса воды и воздуха из спасательного люка, а также трубопроводом подачи воздуха в спасательное снаряжение от автоматического блока, который последовательно соединен трубопроводами с пневмоприводом двойного действия и пневмостопором, причем на корпусе спасательного люка имеются иллюминаторы, а система сброса воды и воздуха из него выведена за пределы подбашенного отсека.
РИСУНКИРисунок 1