Двухконсольный дождевальный агрегат
Реферат
Изобретение относится к сельскохозяйственной технике и может быть использовано в конструкциях ферм двухконсольных дождевальных машин, работающих в движении с короткоструйными типовыми насадками. Водопроводящий пояс консолей фермы соединен с насосом посредством оппозитно установленных вдоль кабины транспортного средства -образных колен и делителя потока воды. Приводной механизм трособлочной системы выполнен в виде снабженного гидродвигателем вала. На валу между подшипниковыми опорами размещены разновеликие шкивы. Шкивы кинематически связаны гибкими нитями с консолями водопроводящего пояса. Трособлочная система смонтирована на шасси транспортного средства посредством дополнительной рамы. Рама выполнена в виде пары балок, закрепленных на лонжеронах шасси транспортного средства. Концы балок посредством стоек сопряжены с брусьями. На брусьях в продольно-вертикальной плоскости симметрично рамы смонтирован вал с гидродвигателем трособлочной системы. Консолям водопроводящего пояса в транспортном положении придана форма в виде ветвей параболы. Направляющие блоки трособлочной системы смонтированы в фокусе параболы. Трособлочная система в сочетании соединения консолей фермы с насосом дождевального агрегата позволит переводить водоподводящий пояс из рабочего положения в транспортное без разъединения водоподводящих коммуникаций в напорной сети и осуществить все операции, не выходя из кабины транспортного средства. Изобретение позволяет улучшить маневренность дождевального агрегата при перемещении между орошаемыми массивами. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к сельскохозяйственной технике и может быть использовано в конструкциях ферм двухконсольных дождевальных машин, работающих в движении с короткоструйными типовыми насадками.
Известен двухконсольный дождевальный агрегат [1], включающий пространственную вантовую ферму, состоящую из трех гибких поясов, соединенных жесткими треугольниками с расположенным в центре последних трубопроводом, в котором с целью увеличения пространственной жесткости и снижения материалоемкости гибкие пояса соединены с трубопроводом растяжками и предварительно напряжены посредством натяжных устройств, при этом два гибких пояса образуют верхнюю полость фермы.
Основной недостаток данной конструкции - большие трудозатраты на перевод фермы из рабочего положения в транспортное, при котором требуется обязательное разъединение насосной установки от нижнего жесткого водоподводящего трубопровода.
Известна также машина для полива дождеванием по бороздам [2], включающая установленную на транспортное средство двухконсольную ферму с трубопроводами для полива дождеванием и по бороздам, в которой с целью увеличения ширины захвата орошаемой площади при поливе по бороздам трубопровод для полива по бороздам снабжен консольной частью, шарнирно связанной с ним через промежуточное звено и имеющей механизм раскладки консольной части, который выполнен в виде тросо-блочной системы.
Основной недостаток данной конструкции - сложность ее перевода из рабочего положения в транспортное и при переездах с позиции на позицию.
Известна машина для полива дождеванием и по бороздам [3], включающая установленную на транспортное средство двухконсольную ферму с водопроводящим поясом, на котором расположены дождевальные и поливные насадки, в котором с целью обеспечения возможности укладки фермы на землю и улучшения качества полива по бороздам водопроводящий пояс выполнен в виде трех связанных посекционно в единую жесткую конструкцию труб, образующих в сечении треугольник, при этом на верхней трубе установлена дождевальная насадка, которая связана посредством золотникового переключателя, имеющего мембранный привод, с одной из нижних труб, на которой установлена поливная насадка, а третья труба сообщена с верхней трубой и связана импульсной трубкой с приводом золотникового переключателя, верхние трубы секций водопроводящего пояса сообщены между собой, а трубы с поливными насадками выполнены изолированными.
К недостаткам данной машины относятся большие трудозатраты на перевод фермы из рабочего положения в транспортное и обратно.
Наиболее близким техническим решением является машина для полива дождеванием и по бороздам [4], включающая два водораспределительных трубопровода - дождевальный с насадками и поливной с водовыпусками для подачи воды в борозды, трособлочную систему с приводным механизмом для укладки поливного трубопровода на землю и переключатель подачи воды в трубопроводы, в которой с целью упрощения конструкции приводной механизм выполнен в виде размещенных в дождевальном трубопроводе гидроцилиндров, полости которых сообщены соответственно с входом трубопровода и атмосферой, а поршни гидроцилиндров связаны трособлочной системой, соединенной гибкими нитями с поливным трубопроводом, водовыпуски поливного трубопровода снабжены механизмом их самоустановки, выполненным в виде охватывающего трубопровод кольца, соединенного с водовыпусками гибкими нитями и снабженного направляющей для ориентации водовыпусков относительно поливных борозд, переключатель подачи воды в трубопровод выполнен в виде двухпозиционной задвижки с двухсторонним дисковым клапаном, соединенным с рукояткой управления.
К недостаткам данной машины относятся сложность конструкции и большие затраты труда и времени на перевод машины из рабочего положения и обратно и переезды с одного орошаемого поля на другое.
Задача изобретения - разработать конструкцию двухконсольного дождевального агрегата с улучшенной маневренностью при перемещении между орошаемыми массивами.
Поставленная задача достигается конструктивными особенностями двухконсольного дождевального агрегата.
Конструкция двухконсольного дождевального агрегата представлена на фиг.1-3.
На фиг.1 изображен двухконсольный дождевальный агрегат в рабочем положении, вид сзади.
На фиг.2 - то же, вид в плане.
На фиг.3 - то же, в транспортном положении, вид сзади.
Двухконсольный дождевальный агрегат (фиг.1-3) содержит установленный на транспортном средстве 1 насос 2 с всасывающей линией 3, двухконсольную ферму с водопроводящим поясом в виде консолей 4 и 5. На водопроводящем поясе консолей 4 и 5 расположены дождевальные насадки 6. Агрегат имеет тросо-блочную систему 7 с приводным механизмом 8, соединенным парами гибких нитей 9, 10, 11, 12, 13 и 14 с консолями 4 и 5 водопроводящего пояса.
Водопроводящий пояс консолей 4 и 5 фермы соединен с насосом 2 посредством оппозитно установленных вдоль кабины 15 транспортного средства 1 -образных колен 16 и 17 и делителя потока воды 18.
Приводной механизм 8 трособлочной системы 7 выполнен в виде вала 19, на котором размещены разновеликие шкивы 20. Вал 19 снабжен гидродвигателем 21. Шкивы 20 кинематически связаны парами гибких нитей 9-14 с консолями 4 и 5 водопроводящего пояса.
Трособлочная система 7 смонтирована на шасси транспортного средства 1 посредством дополнительной рамы 22. Рама 22 выполнена в виде пары балок 23 и 24, закрепленных хомутами на лонжеронах шасси транспортного средства 1. Концы балок 23 и 24 посредством стоек 25, 26, 27 и 28 сопряжены с брусьями 29 и 30. На брусьях 29 и 30 рамы 22 в продольно-вертикальной плоскости симметрии агрегата смонтирован вал 19 с подшипниковыми опорами и гидродвигателем 21 привода трособлочной системы 7.
Консолям 4 и 5 водопроводящего пояса в транспортном положении агрегата придана форма в виде ветвей параболы, ориентированных в поперечно-вертикальной плоскости симметрии двухконсольного дождевального агрегата. Направляющие блоки 31 и 32 трособлочной системы 7 смонтированы в фокусе параболы. Этим достигается то, что при одинаковых усилиях натяжения гибких нитей 9-14 производится равномерный подъем консолей 4 и 5 фермы.
Консоли 4 и 5 образованы трубопроводами длиной 6 м из полиэтилена высокого давления, рассчитанных на давление до 1,2 МПа. Концы трубопроводов взаимно соединены крепежными средствами. Пары гибких нитей 9-14 соединены с парами направляющих блоков 31 и 32 посредством захватных элементов.
Двухконсольный дождевальный агрегат работает следующим образом.
При завершении полива на орошаемом поле тракторист-машинист дождевального агрегата, не выходя из кабины 15 транспортного средства 1, переводом ручки гидрозолотника всасывающую линию 3 при остановленном (выключенном ВОМ) насосе 2 приводит в состояние дальней транспортировки (см. для сравнения фиг.1 и 3). Далее вторую ручку гидрозолотника гидрораспределителя транспортного средства 1 тракторист-машинист переводит в положение “Подъем”. При работающем гидродвигателе 21 приводного механизма 8 валу 19 придают соответствующей величины крутящий момент. Разновеликие шкивы 20 равномерно наматывают пары гибких нитей 9-14. Направляющие блоки 31 и 32 на парах стоек 27, 28 и 25, 26 способствуют подаче гибких нитей 9-14 на соответствующие шкивы 20 трособлочной системы 7. При подъеме консолей 4 и 5 водопроводящего пояса на соответствующую высоту оператор вторую ручку гидрозолотника переводит в положение “нейтральное”. Гидродвигатель 21 в транспортном и рабочем положениях консолей 4 и 5 заблокирован и исключены какие-либо вращения вала 19 приводного механизма 8. При встрече с воздушными линиями электропередач или связи, приводным механизмом 8, наивысшие точки консолей 4 и 5 опускаются вниз.
После переезда на другое орошаемое поле консоли 4 и 5 приводят в рабочее положение в обратном порядке.
Эксплуатация двухконсольного дождевального агрегата, при которой все операции осуществляются машинистом, не выходя из кабины трактора, позволяет экономить время на перевод фермы из рабочего положения в транспортное и обратно, снижая при этом трудозатраты.
Источники информации
1. Авторское свидетельство СССР №1583045, А 01 G 25/09, oпубл. в БИ №29, 1990 г.
2. Авторское свидетельство СССР №904604, А 01 G 25/09, oпубл. в БИ №6, 1982 г.
3. Авторское свидетельство СССР №606567, A 01 G 25/09, oпубл. в БИ №18, 1978 г.
4. Авторское свидетельство СССР №852270, A 01 G 25/09, oпубл. в БИ №29, 1981 г.
Формула изобретения
1. Двухконсольный дождевальный агрегат, включающий установленный на транспортном средстве насос с всасывающей линией, двухконсольную ферму с водопроводящим поясом, на котором расположены дождевальные насадки, и трособлочную систему с приводным механизмом, соединенным гибкими нитями с водопроводящим поясом, отличающийся тем, что водопроводящий пояс консолей фермы соединен с насосом посредством оппозитно установленных вдоль кабины транспортного средства -образных колен и делителя потока воды, а приводной механизм трособлочной системы выполнен в виде снабженного гидродвигателем вала, на котором размещены разновеликие шкивы, кинематически связанные гибкими нитями с консолями водопроводящего пояса.
2. Агрегат по п.1, отличающийся тем, что трособлочная система смонтирована на шасси транспортного средства посредством дополнительной рамы, выполненной в виде пары балок, закрепленных на лонжеронах шасси транспортного средства, концы которых посредством стоек сопряжены с брусьями, при этом в продольно-вертикальной плоскости симметрии рамы смонтирован вал с гидродвигателем трособлочной системы.
3. Агрегат по п.1, отличающийся тем, что консолям водопроводящего пояса в транспортном положении придана форма в виде ветвей параболы, а направляющие блоки трособлочной системы смонтированы в фокусе параболы.
РИСУНКИ