Пусковое устройство для разминирования, прицеп для его размещения и сцепное устройство для их буксировки
Реферат
Группа изобретений относится к устройствам для разминирования минных полей, транспортным средствам для их доставки и буксировки. Реализация изобретений позволит повысить надежность, технологичность, удобство в эксплуатации пускового устройства для разминирования, универсального прицепа для его установки с унифицированным сцепным устройством для сцепки с буксирующим транспортным средством. Сущность группы изобретений заключается в том, что пусковое устройство для разминирования содержит платформу, опору, направляющую с устройством ее углового перемещения и контейнеры для гибкого заряда, силового шнура, ракетных двигателей и инструмента. Устройство для углового перемещения выполнено в виде упругого звена, взаимодействующего с противовесом, который установлен на направляющей с возможностью взаимодействия с путевым выключателем. На опоре установлено замковое устройство для фиксации направляющей в транспортном положении и ограничитель ее подъема. Платформа снабжена противоударным устройством. Лонжероны прицепа снабжены боковыми ограничителями. На его поперечинах установлены ролики. Сцепная петля прицепа снабжена кольцевым кумулятивным зарядом. Прицеп снабжен устройством для преодоления рвов и траншей. Для буксировки прицепа на него устанавливается сцепное устройство, которое состоит из тягового бруса со сцепным элементом и кронштейнами, закрепленными в разных плоскостях по всей длине бруса симметрично относительно сцепного элемента. 3 н. и 12 з. п. ф-лы, 26 ил.
Предлагаемые изобретения относятся к области оборонительных сооружений и устройств, в частности к устройствам для разминирования наземных минных полей.
Известно пусковое устройство для разминирования, содержащее платформу, контейнер для гибкого заряда, ракету для его запуска, направляющую для ракеты. Платформа выполнена в виде П-образной емкости, внутри которой установлен контейнер с гибким зарядом, а на одной из ее боковых стенок закреплена опора, выполненная в виде кронштейна, связанного с направляющей. Угловое перемещение направляющей осуществляется гидроцилиндром, который также закреплен на боковой стенке платформы. Платформа с пусковым устройством устанавливается на буксирующем транспортном средстве (п. США №4683797, МПК F 41 H 11/00, НКИ 89/1.13Х от 02.09.87).
Указанное устройство выбрано заявителем в качестве прототипа.
Недостатком устройства является отсутствие устройства для фиксации направляющей на опоре в транспортном положении, приспособления для установки на платформу. Кроме того, связь направляющей с опорой, выполненной в виде кронштейна в точке, расположенной на одном из ее концов, а не в центральной части, требует большого усилия для подъема направляющей. Установка платформы непосредственно на буксирующем транспортном средстве усложняет ее доставку к месту назначения и перемещение по минным полям.
Осуществление перемещения направляющей посредством гидропривода усложняет и удорожает конструкцию.
Известно транспортное средство в виде прицепа, на раме которого смонтировано устройство для разминирования, включающее контейнеры для гибкого заряда, устройство для доставки этого заряда на минное поле, выполненное в виде рельсовой направляющей, на которой устанавливается ракетный двигатель. Направляющая установлена вдоль рамы прицепа и связана с гидроцилиндром (п. США №4967636, МПК F 41 Н 11/12, НКИ 89/1.13 от 04.08.89, опубл. 06.11.90).
Указанное транспортное средство выбрано заявителем в качестве прототипа
Недостатком данного прицепа является то, что на нем не предусмотрело устройство для преодоления рвов и траншей, в конструкции дышла не предусмотрена установка кумулятивного заряда, что снижает безопасность эксплуатации. Конструкция прицепа не предусматривает установку на нее съемной платформы с пусковым устройством.
Известно устройство для буксировки транспортных средств, содержащее штангу с тяговыми петлями, взаимодействующими с крюками транспортного средства (п. России №2137615, B 60 D 1/114 от 29.08.98, опубл. 20.09.99).
Данное устройство выбрано заявителем в качестве прототипа.
Недостатком указанного устройства является сложная конструкция сцепки и ограниченные возможности буксировки транспортных средств с различным расположением и типоразмерами приспособлений для соединения со сцепными петлями сцепного устройства.
Техническими задачами предлагаемых изобретений является создание надежного, технологичного, удобного в эксплуатации пускового устройства для разминирования, универсального прицепа для его установки с унифицированным сцепным устройством для сцепки с буксирующим транспортным средством.
Поставленные задачи достигаются тем, что в пусковом устройстве для разминирования, содержащем платформу, опору, установленную на платформе, направляющую, закрепленную на опоре с возможностью ограниченного углового перемещения, устройство для углового перемещения направляющей, контейнеры для гибкого заряда, силового шнура, инструментов и ракетных двигателей, согласно изобретению устройство для углового перемещения направляющей выполнено в виде упругого звена, угловое перемещение направляющей осуществляется посредством взаимодействия упругого звена и противовеса, установленного на направляющей и взаимодействующего с путевым выключателем, опора связана с направляющей в ее средней части, при этом на опоре установлены замковое устройство для фиксации направляющей в транспортном положении и ограничитель подъема направляющей, а платформа снабжена противоударным устройством.
Упругое звено связано с направляющей и опорой.
Опора выполнена в виде соединенных поперечинами трубчатых стоек, закрепленных на основании.
Ограничитель углового перемещения направляющей установлен на основании опоры.
Ограничитель углового перемещения направляющей содержит буфер и путевые выключатели.
Противоударное устройство платформы выполнено в виде, по меньшей мере, одного съемного катка с буфером.
Платформа снабжена быстросъемными крепежными элементами.
Выполнение устройства для углового перемещения направляющей в виде упругого звена упрощает конструкцию, позволяет исключить применение электрогидропневмоприводов, что снижает стоимость установки.
Осуществление углового перемещения направляющей посредством взаимодействия упругого звена и противовеса надежно в эксплуатации, технологично.
Установка противовеса на направляющей и его взаимодействие с путевым выключателем обеспечивает приведение направляющей в боевое положение.
Связь опоры с направляющей в ее средней части, т.е. приблизительно в центре тяжести направляющей, позволяет снизить усилие, необходимое для ее подъема.
Установка на опоре замкового устройства обеспечивает фиксацию направляющей в транспортном положении.
Наличие ограничителя подъема направляющей, установленного на основании опоры, обеспечивает необходимый и достаточный угол подъема направляющей.
Установка на платформе противоударного устройства позволяет исключить ударные нагрузки при установке платформы с пусковым устройством на прицеп,
Связь упругого звена с направляющей и опорой обеспечивает работоспособность устройства.
Выполнение опоры в виде соединенных поперечинами трубчатых стоек, закрепленных на основании, надежно и технологично.
Установка ограничителя углового перемещения направляющей на основании опоры доступно для обеспечения контакта с ним противовеса, технологично.
Наличие в ограничителе углового перемещения направляющей буфера исключает удар при контакте направляющей с ограничителем, а наличие путевых выключателей обеспечивает замыкание или размыкание цепи управления, приводит направляющую в боевое положение.
Выполнение противоударного устройства в виде, по меньшей мере, одного съемного катка позволяет устанавливать его либо в передней части платформы, либо сзади, в зависимости от того, устанавливают ее на прицеп или снимают с прицепа, а наличие буфера исключает удар.
Установка на платформе быстросъемных крепежных элементов обеспечивает надежное и быстрое крепление платформы к раме прицепа.
В прицепе для размещения пускового устройства для разминирования, содержащем шасси, раму, образованную двумя лонжеронами, связанными поперечинами, дышло со сцепной петлей, согласно изобретению лонжероны снабжены боковыми ограничителями, на поперечинах установлены ролики, сцепная петля прицепа снабжена кольцевым кумулятивным зарядом, при этом прицеп снабжен устройством для преодоления рвов и траншей.
Устройство для преодоления рвов и траншей содержит поворотную стойку, закрепленную на лонжеронах, съемную опору, закрепленную на стойке, при этом опора выполнена в виде лыжи или колеса.
Прицеп содержит съемные трапы.
Трапы выполнены с изогнутой поверхностью наката.
Установка на лонжеронах боковых ограничителей препятствует поперечному перемещению устанавливаемой на прицеп платформы с пусковым устройством для разминирования.
Установка на поперечинах роликов облегчает установку на нее платформы с пусковым устройством для разминирования.
Установка на сцепной петле транспортного средства кольцевого кумулятивного заряда позволяет обеспечить мгновенное отцепление его от транспортирующей машины в случае опасности путем подачи сигнала и взрыва заряда.
Установка на прицепе устройства для преодоления рвов и траншей облегчает передвижение прицепа с пусковой установкой для разминирования по пересечению местности на минных полях.
Выполнение устройства для преодоления рвов и траншей в виде поворотной стойки, закрепленной на лонжеронах рамы прицепа, позволяет использовать его только в случае необходимости, а сменные опоры, выполненные в виде лыжи или с колеса - в зависимости от времени года.
Наличие съемных трапов обеспечивает установку платформы с пусковым устройством для разминирования с земли.
Выполнение поверхности трапов изогнутой исключает удар платформы с пусковым устройством для разминирования при установке и снятии ее с прицепа, т.е. повышает надежность.
В сцепном устройстве для буксировки прицепа с установленной на нем платформой с пусковым устройством для разминирования, содержащем тяговую балку, сцепные петли, взаимодействующие со сцепными элементами буксирующего транспортного средства, согласно изобретению тяговая балка выполнена в виде горизонтального бруса с закрепленным в его центре сцепным элементом, при этом по всей длине бруса в разных плоскостях, симметрично относительно сцепного элемента, закреплены несколько пар различных по высоте кронштейнов.
Кронштейны выполнены в виде пары пластин, расположенных на некотором расстоянии друг от друга.
Пластины некоторых пар кронштейнов связаны жесткой перемычкой.
Пластины некоторых пар кронштейнов снабжены съемными крепежными элементами.
Выполнение сцепного устройства в виде горизонтального бруса с центральным сцепным элементом и закрепленными в разных плоскостях по всей длине бруса симметрично относительно сцепного элемента нескольких пар различных по высоте кронштейнов позволяет осуществлять сцепку с различными буксировочными машинами, отличающимися расположением и типами сцепных элементов. Кроме того, заявляемое сцепное устройство технологично и надежно в эксплуатации.
Выполнение кронштейнов в виде пластин, расположенных на некотором расстоянии друг от друга, технологично и повышает надежность.
Наличие жесткой перемычки между пластинами некоторых пар кронштейнов позволяет осуществлять сцепку с буксирующим транспортным средством, если в качестве сцепного элемента использован крюк.
Наличие крепежных элементов в пластинах некоторых пар кронштейнов позволяет осуществлять сцепку с буксирующим транспортным средством, если в качестве сцепного элемента использованы петли.
В результате проведенных патентных исследований не выявлено аналогичных технических решений, что позволяет предположить соответствие предполагаемых изобретений критериям "новизна" и "изобретательский уровень". Может найти применение промышленности, т.е. считается "промышленно применимым".
На Челябинском заводе автотракторных прицепов изготовлена опытная установка, которая успешно прошла испытания на минных полях.
Сущность изобретений поясняется чертежами, где на фиг.1 представлен общий вид пускового устройства для разминирования с прицепом и сцепным устройством для их буксировки, на фиг.2 - вид сверху на фиг.1, на фиг.3 - общий вид пускового устройства для разминирования, на фиг.4 - вид сверху на фиг.3, на фиг.5 - направляющая, установленная на опоре, на фиг.6 - вид сверху на фиг.5, на фиг.7 - вид сбоку на фиг.5, на фиг.8 - вид А на фиг.5, на фиг 9 - упругое звено, связывающее направляющую с опорой, на фиг.10 - вид Б на фиг.18, на фиг.10 - разрез по В-В на фиг.10, на фиг 12 - общий вид прицепа сбоку, на фиг.13 - вид сзади на фиг 12, на фиг.14 - вид прицепа сбоку, на фиг.15 - вид сверху на фиг.14. на фиг.15 вид сверху на фиг.14, на фиг.16 - вид сзади на фиг.14, на фиг.17 - вид Д на фиг.15, на фиг.18 - схема снятия платформы с пусковым устройством с прицепа, на фиг.19 - схема установки платформы с пусковым устройством для разминирования на прицеп, на фиг.20 - общий вид сцепного устройства, на фиг.21 - вид сверху на фиг.20, на фиг.22 - вид спереди на фиг.20, на фиг.23 - вид Е на фиг.22, на фиг.24 - разрез по Ж-Ж на фиг.20, на фиг.25 - разрез по З-З на фиг.20, на фиг.26 - разрез по И-И на фиг.20.
Пусковое устройство для разминирования содержит платформу 1. Платформа 1 состоит из продольных лонжеронов 2 коробчатого сечения, связанных поперечинами 3, и настила 4, в котором предусмотрены места для устанавливаемого оборудования. На настиле 4 платформы 1 установлены кассета 5 с гибким зарядом, контейнер 6 для силового шнура, контейнер 7 для ракетных двигателей и контейнер 8 для инструмента. На продольных лонжеронах 2 предусмотрены быстросъемные крепежные элементы (не показано) для крепления на прицепе. На настиле 4 платформы 1 установлена опора 9, состоящая из четырех трубчатых стоек 10 и поперечин 11. Стойки 10 закреплены на основании 12, закрепленном на настиле 4 платформы 1.
На опоре 9 в специальных гнездах 13 установлена направляющая 14. Направляющая 14 состоит из четырех труб, связанных пластинами (не показано). Внутрь направляющей 14 укладывают реактивные двигатели (не показано). В задней части направляющей 14 закреплен противовес 15, состоящий из набора съемных дисков 16. В транспортном положении направляющая фиксируется замковым устройством 17, установленным на кронштейне 18, закрепленном на одной из стоек 10 опоры 9. Опора 9 и направляющая 14 связаны с упругим звеном 19, которое состоит из двух цилиндрических корпусов 20 и 21, расположенных соосно один в другом с пружинами 22 и 23 внутри них. Цилиндрические корпуса 20 и 21 содержат проушины 24 и 25. Одна из проушин (24) связана с направляющей 14, а другая (25) - с поперечиной 11 опоры 9. На одной из стоек 10 опоры 9 установлены редуктор 26 и лебедка 27, связанная с направляющей 14. На основании 12 опоры 9 на специальном кронштейне 28 закреплен ограничитель подъема 29 направляющей 14, состоящий из буфера 30 и путевых выключателей 31.
Платформа 1 с пусковым устройством для разминирования снабжена противоударным устройством для исключения ударов при установке ее на раму прицепа. Устройство выполнено в виде съемного катка 32, установленного на вилке 33, снабженной буфером 34. Вилка 33 катка 32 закрепляется на кронштейнах 35 на поперечинах 3 либо в передней части платформы 1, либо в задней ее части, в зависимости от того, устанавливается платформа 1 с пусковым устройством на прицеп или снимается с него.
На продольных лонжеронах 2 платформы 1 с двух сторон закреплено по два буксирных крюка (не показано) для транспортировки платформы 1 с пусковым устройством на внешней подвеске вертолетом. По периметру платформы 1 закреплены также крючки для тента (не показано), которым закрывают пусковое устройство в нерабочем состоянии.
Прицеп для размещения пускового устройства для разминирования содержит одноосное шасси с рамой 36, состоящей из продольных лонжеронов 37 и 38, связанных четырьмя поперечинами 39, 40, 41, 42. На продольных лонжеронах 37 и 38 установлены боковые ограничители 43. К продольным лонжеронам 37 и 38 в передней части рамы присоединяется кронштейн, образующий дышло 44, на котором закреплена сцепная петля 45. На сцепной петле 45 установлен кольцевой кумулятивный заряд 46. На поперечине 47 дышла 44 установлена опорная стойка 48, при помощи которой прицеп фиксируется при установке на него платформы 1 пускового устройства. На поперечине 42 рамы предусмотрены кронштейны 49, на которых крепятся два съемных трапа 50 с изогнутой поверхностью наката. В транспортном положении трапы укладываются на поперечинах 39, 40, 41, 42 (не показано). На продольных лонжеронах 37 и 38 рамы на кронштейнах 51 закреплено устройство для преодоления рвов и траншей, которое состоит из стойки 52 и опоры в виде, например, лыжи 53. На поперечинах 39 и 42 рамы на кронштейнах 54 установлены четыре ролика 55. На поперечине 39 рамы на кронштейне 56 установлен механизм 57 для закрепления силового шнура, связанного с гибким зарядом (не показано).
Для буксировки прицепа с установленной на его раме платформой 1 с пусковым оборудованием для разминирования на прицеп устанавливается сцепное устройство 58, состоящее из тягового бруса 59 со сцепным элементом 60 и кронштейнами 61, закрепленными в разных плоскостях по всей длине бруса 59. В нерабочем состоянии сцепное устройство 58 крепится на кронштейне 62 к одному из продольных лонжеронов, например, 37 рамы прицепа.
Устройство работает следующим образом.
Перед установкой платформы 1 с пусковым устройством для разминирования на прицеп опускают стойку 48 и стойки 52 с лыжами 53 для устойчивости прицепа. Затем снимают трапы 50 и закрепляют их на кронштейнах 49 поперечины 42.
На продольном лонжероне 2 платформы 1 устанавливают противоударное устройство, для чего каток 32, закрепленный на вилке 33 с буфером 34, закрепляют на кронштейне 35 лонжерона 2. Через ролики 55 пропускают трос 63, связанный с буксирующим транспортным средством 64, и прикрепляют его к буксировочным крюкам платформы 1 (не показано). Затем при помощи буксирующего транспортного средства затягивают платформу 1 с пусковым устройством для разминирования по трапам 50 на раму прицепа. Закрепляют платформу 1 на продольных лонжеронах 37 и 38 рамы прицепа посредством быстросъемного соединения - четырех винтовых стяжек (не показано).
Снимают сцепное устройство 59 с лонжерона 37 и сцепной элемент 60 закрепляют на сцепной петле 45. Осуществляют сцепку сцепного устройства 59 с буксирующим транспортным средством, используя ту пару кронштейнов 61, которая соответствует типоразмеру и форме сцепных элементов буксировщика. Поднимают опорную стойку 48 и фиксируют ее на поперечине 47 дышла 44. Снимают трапы 50 и укладывают их под платформой 1 на поперечинах 39, 40, 41, 42 рамы прицепа. Поднимают стойку 52 с лыжами 53 и фиксируют их под поперечиной 42 рамы прицепа. Прицеп с установленным пусковым устройством для разминирования буксируется на минное поле.
Для приведения направляющей 9 в боевое положение с пульта управления оператора подается сигнал на электрическую часть замкового устройства 17. Направляющая 14 освобождается от фиксации в замковом устройстве 17 и с помощью взаимодействия упругого звена 19 и противовеса 15, установленного на направляющей 14, начинает подниматься. Противовес 19 воздействует на путевые выключатели 31 и замыкает цепь управления пуском заряда на минное поле. Гибкий заряд связан с силовым шнуром и запускается ракетным двигателем, установленным в направляющей 14.
Возвращение направляющей 14 в транспортное положение производится рукояткой редуктора 26 ручной лебедки 27, крюк троса которой крепится к направляющей 14. Направляющую 14 опускают до фиксации ее в замковом устройстве 17.
Таким образом, авторами предлагаемой группы изобретений создано надежное, технологичное, удобное в эксплуатации пусковое устройство для разминирования, универсальный, технологичный прицеп для его размещения и унифицированное, технологичное, надежное сцепное устройство для их буксировки.
Формула изобретения
1. Пусковое устройство для разминирования, содержащее платформу, опору, установленную на платформе, направляющую, закрепленную на опоре с возможностью ограниченного углового перемещения, устройство для углового перемещения направляющей, контейнеры для гибкого заряда, силового шнура, инструментов и ракетных двигателей, отличающееся тем, что устройство для углового перемещения направляющей выполнено в виде упругого звена, угловое перемещение направляющей осуществляется посредством взаимодействия упругого звена и противовеса, установленного на направляющей и взаимодействующего с путевым выключателем, опора связана с направляющей в ее средней части, при этом на опоре установлены замковое устройство для фиксации направляющей в транспортном положении и ограничитель подъема направляющей, а платформа снабжена противоударным устройством.
2. Пусковое устройство для разминирования по п.1, отличающееся тем, что упругое звено связано с опорой и направляющей.
3. Пусковое устройство для разминирования по п.1, отличающееся тем, что опора выполнена в виде соединенных поперечинами трубчатых стоек, закрепленных на основании.
4. Пусковое устройство для разминирования по п.1, отличающееся тем, что ограничитель углового перемещения направляющей установлен на основании опоры.
5. Пусковое устройство для разминирования по п.1, отличающееся тем, что ограничитель углового перемещения направляющей содержит буфер и концевые выключатели.
6. Пусковое устройство для разминирования по п.1, отличающееся тем, что противоударное устройство платформы выполнено в виде по меньшей мере одного катка, закрепленного на вилке, снабженной буфером.
7. Пусковое устройство для разминирования по п.1, отличающееся тем, что платформа снабжена быстросъемными крепежными элементами.
8. Прицеп для размещения платформы с пусковым устройством для разминирования, содержащий шасси, раму, образованную двумя лонжеронами, связанными поперечинами, дышло со сцепной петлей, отличающийся тем, что лонжероны снабжены боковыми ограничителями, на поперечинах установлены ролики, сцепная петля прицепа снабжена кольцевым кумулятивным зарядом, при этом прицеп снабжен устройством для преодоления рвов и траншей.
9. Прицеп для размещения платформы с пусковым устройством для разминирования по п.8, отличающийся тем, что устройство для преодоления рвов и траншей содержит поворотную стойку, закрепленную на лонжеронах, съемную опору, закрепленную на стойке, при этом опора выполнена в виде лыжи или колеса.
10. Прицеп для размещения платформы с пусковым устройством для разминирования по п.8, отличающийся тем, что содержит съемные трапы.
11. Прицеп для размещения платформы с пусковым устройством для разминирования по п.10, отличающийся тем, что трапы выполнены с изогнутой поверхностью наката.
12. Сцепное устройство для буксировки прицепа с установленной на нем платформой с пусковым устройством для разминирования, содержащее тяговую балку, сцепные петли, взаимодействующие со сцепными элементами буксирующего транспортного средства, отличающееся тем, что тяговая балка выполнена в виде горизонтального бруса с закрепленным в его центре сцепным элементом, при этом по всей длине бруса в разных плоскостях симметрично относительно сцепного элемента закреплены несколько пар различных по высоте кронштейнов.
13. Сцепное устройство для буксировки прицепа с установленной на нем платформой с пусковым устройством для разминирования по п.12, отличающееся тем, что кронштейны выполнены в виде пары расположенных на некотором расстоянии друг от друга пластин.
14. Сцепное устройство для буксировки прицепа с установленной на нем платформой с пусковым устройством для разминирования по п.13, отличающееся тем, что пластины некоторых пар кронштейнов связаны жесткой перемычкой.
15. Сцепное устройство для буксировки прицепа с установленной на нем платформой с пусковым устройством для разминирования по п.13, отличающееся тем, что в пластинах нескольких пар кронштейнов установлены съемные крепежные элементы.
РИСУНКИ